Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты финансового права




Законодательство, регулирующее отношения, складывающиеся в сфере своей финансовой деятельности, определяет и круг субъектов финансового права. Наличие критериев, позволяющих относить какое-либо физическое или юридическое лицо к субъектам финансового права, дает возможность установить, какие лица и их действия подпадают под юрисдикцию финансового законодательства и такие субъекты могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами.

Субъектами финансового права являются физические или юридические лица, государственно-территориальные образования и их органы, муниципальные образования и их органы, за которыми финансовым законодательством признано особое юридическое свойство (качество) правосубъектности, дающее возможность участвовать в различных финансовых правоотношениях.

Основным юридическим признаком субъекта финансового права является наличие правосубъектности, т. е. признаваемой финансовым законодательством способности быть участником конкретных финансовых правоотношений. Понятие «финансовая правосубъектность» включает понятия «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность». Финансовая правоспособность - это способность иметь финансовые права и нести обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами. Финансовая дееспособность - это способность субъекта самостоятельно приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также нести ответственность за неправомерную реализацию прав и обязанностей.

Финансовая правосубъектность является обязательной предпосылкой финансово-правового статуса субъекта финансового права. Финансово-правовой статус - это установленная законодательством совокупность прав и обязанностей физических лиц и организаций, предметов ведения и полномочий государственно-территориальных образований и их органов, муниципальных образований и их органов, непосредственно закрепляемых за конкретными субъектами финансового права.

Понятия «субъект финансового права» и «субъект (участник) финансового правоотношения» имеют разное юридическое содержание. Субъектом финансового права является лицо, имеющее потенциальную возможность быть участником финансовых правоотношений. Субъектом финансового правоотношения является индивидуально определенный реальный участник конкретного правоотношения.

Вступая в финансовые правоотношения, субъект финансового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект финансового права» по своему объему шире, чем понятие «субъект (участник) финансового правоотношения». Статус субъекта (участника) финансового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Переход (трансформация) субъекта права в субъекта правоотношения связан с процессом превращения возможности в действительность и отражает аккумулирование, распределение и использование государственных (муниципальных) денежных фондов. Субъект финансового права становится субъектом (участником) финансового правоотношения посредством воплощения предписаний финансово-правовых норм в жизнь, т. е. путем правореализации. Правореализация - это практическое претворение финансово-правовых норм в правомерных действиях (бездействии) участников финансовых правоотношений. Участники конкретных финансовых правоотношений действуют в строгом соответствии с финансовым законодательством, выполняют его требования и в конечном итоге создают рамки (границы) поведения, которые, по мнению государства, наилучшим образом будут отвечать целям и задачам финансовой деятельности.

Субъектов финансового права можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от организационно-правового статуса выделяются: административно-территориальные субъекты (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования); коллективные субъекты (органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации различных организационно-правовых форм); индивидуальные субъекты (физические лица и в некоторых случаях - должностные лица).

В зависимости от финансово-правового статуса выделяются субъекты с общим финансово-правовым статусом и субъекты с особенным финансово-правовым статусом (например, такие административно-территориальные единицы как населенные пункты, входящие в состав муниципального образования; административно-территориальные образования особого режима: закрытые административно-территориальные образования и свободные экономические зоны).

В современных условиях для осуществления публичной финансовой деятельности особое значение приобретают административно-территориальные субъекты. Субъектом права является не просто территория, а государственно-территориальная единица, определенным образом организованная, основу которой составляет население.

Российская Федерация как субъект с особым финансово-правовым статусом имеет материальные и процессуальные бюджетные права; является субъектом установления федеральных налогов и сборов, их взимания, возврата и ответственности за излишне взысканные налоги и сборы; субъектом государственного кредита, денежной эмиссии, валютного регулирования и валютного контроля. Таким образом, Российская Федерация выступает в качестве суверена и казны.

Российская Федерация - субъект финансового права не только как суверенное государство, но и как каждый из субъектов РФ, через которые также реализуется суверенитет Российской Федерации. Субъекты РФ являются субъектами финансового права в бюджетных отношениях, в отношениях по установлению и взиманию региональных налогов и сборов, а также в отношениях по поводу государственного кредита.

К административно-территориальным субъектам финансового права с особым финансово-правовым статусом относятся и муниципальные образования. Особый правовой статус муниципальных образований проявляется в том, что именно к ведению муниципальных образований относятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. В своей совокупности они составляют предметы ведения местного самоуправления, для реализации которых ему необходимо осуществлять финансовую деятельность.

Муниципальное образование является субъектом финансового права относительно муниципальной бюджетной деятельности; введения местных налогов и сборов; выпуска муниципальных займов; финансовой деятельности муниципальных унитарных предприятий. Права и обязанности муниципальных образований как субъектов финансового права от их имени реализуют соответствующие органы местного самоуправления либо непосредственно население муниципального образования.

Коллективными субъектами финансового права выступают законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Среди коллективных субъектов выделяется круг участников, присутствие которых в финансовых правоотношениях обязательно. К ним относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Посредством участия государственных и муниципальных органов в процессах формирования, распределения и использования денежных фондов осуществляется реализация публичной финансовой деятельности. В силу этого государство подразделяет свои органы на имеющие общую компетенцию и обладающие специальными финансово-правовыми полномочиями.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют финансовую компетенцию государства на основе разграничения полномочий в соответствии с принципом разделения власти. Поэтому субъектами финансового права выступают как представительные (законодательные), так и исполнительные органы. Названная особенность отличает финансовое право от других отраслей права, субъектами которых являются органы государственной власти какой-либо одной из ветвей власти (например, административное право - только исполнительные органы) либо только органы местного самоуправления (муниципальное право).

Финансово-правовой статус государственных органов и органов местного самоуправления ограничен их компетенцией. Выход государственного органа или органа местного самоуправления за пределы своей финансовой компетенции, равно как и ее неосуществление в надлежащем объеме, всегда являются неправомерным, противозаконным деянием.

Большой круг коллективных субъектов финансового права представляют организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Существенное влияние на финансово-правовой статус организаций оказывает их форма собственности - государственные и муниципальные унитарные предприятия участвуют на всех стадиях публичной финансовой деятельности, в то время как иные организации (негосударственной формы собственности) в большей степени связаны только с процессом аккумулирования денежных средств в доход государства.

Правовой статус государственных и муниципальных унитарных предприятий установлен Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [3]. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных создаются только государственные и муниципальные предприятия, которые бывают двух видов: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие субъекта РФ, муниципальное унитарное предприятие) и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта РФ, муниципальное казенное предприятие).

Особенность финансово-правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий заключается в том, что имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. Права собственника относительно имущества государственных или муниципальных предприятий осуществляют органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Вместе с тем унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права. Как субъекты финансового права государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют, например, права по открытию банковских счетов на территории Российской Федерации и за ее пределами, формированию денежных фондов, распоряжению оставшейся прибылью. В число финансово-правовых обязанностей унитарных и казенных предприятий входят ведение самостоятельного баланса, уплата причитающихся налогов и иных обязательных платежей, перечисление в бюджет определенной части прибыли, формирование резервного денежного фонда и др.

Разновидностью коллективных субъектов финансового права выступают финансово-промышленные группы, правовой статус которых определяется Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах»[4]. Финансово-промышленная группа представляет совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших на основе договора свои материальные и нематериальные активы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ. Специфика финансово-правового статуса финансово-промышленных групп проявляется в различных аспектах — выступать консолидированной группой налогоплательщиков, вести сводный (консолидированный) бухгалтерский и налоговый учет, отчетность и баланс.

Среди коллективных субъектов финансового права особым правовым статусом обладают малые предприятия, поскольку вступают в финансовые правоотношения с публичными субъектами на особых (как правило, льготных) условиях.

В определенных финансовым законодательством правоотношениях обязанности организаций могут исполняться их обособленными подразделениями. Так, ст. 19 НК РФ предоставляет возможность филиалам, другим обособленным подразделениям организаций выполнять по месту своего нахождения налоговые обязательства учредителей.

Самостоятельными субъектами финансового права, относящимися к разновидности коллективных, являются учреждения и некоммерческие организации. Для названной группы субъектов основными целями деятельности является выполнение государственных или муниципальных функций. Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»[5] некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов физических и юридических лиц, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Финансовая деятельность учреждений и организаций не предназначена для извлечения прибыли и распределения ее между участниками, поэтому выполнение публичных функций влечет финансирование их деятельности из соответствующего бюджета. Например, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. Следовательно, деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем на основе государственных и местных нормативов, определяемых в расчете на одного обучающегося. Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Индивидуальными субъектами являются физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Особенностью финансово-правового статуса физического лица можно считать отсутствие обязательного учета возрастного критерия его дееспособности. Например, на правовой статус налогоплательщика возраст вообще не оказывает никакого влияния, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения. Относительно несовершеннолетних детей налоговую обязанность будут исполнять их законные представители.

Возрастной критерий дееспособности физического лица подлежит обязательному учету в охранительных финансовых правоотношениях, т. е. при установлении субъекта правонарушения и привлечения виновного к ответственности. Субъектом нарушения финансового законодательства может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Среди субъектов финансового права - физических лиц выделяются индивидуальные предприниматели и финансовые резиденты.

Индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В финансово-правовых отношениях индивидуальные предприниматели являются налогоплательщиками, субъектами банковских и расчетных правоотношений. Государственная регистрация физического лица в форме индивидуального предпринимателя и, как следствие, установление государственный контроля за подобной деятельностью позволяют индивидуальным предпринимателям приобретать статус аудиторов, получать лицензии на проведение отдельных валютных операций, осуществлять профессиональную деятельность на рынке государственных ценных бумаг и т.д.

Понятие «финансовые резиденты» нормативно не определено, однако применяется налоговым и валютным законодательством и служит важным элементом правового статуса участников финансовых отношений. Физические лица вступают в различные финансовые правоотношения как напрямую, так и опосредованно. Наибольшее число индивидуальных субъектов участвует в налоговых, банковских, валютных, кредитных отношениях. Индивидуальные субъекты реализуют финансовую правосубъектность и путем участия в финансовой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В качестве субъектов финансового права все граждане России, коллективные и территориальные субъекты имеют между собой равную и полную по объему финансовую правоспособность. Для иностранных субъектов российское финансовое законодательство может устанавливать некоторые ограничения, защищающие финансовый суверенитет государства. Например, более жесткие условия аккредитации филиалов иностранных кредитных организаций, ограничения на участие иностранного капитала в уставном фонде российских банков, особый порядок лицензирования валютных операций, участия в налоговых отношениях и т. д. Подобное соотношение финансово-правового статуса внутренних и иностранных субъектов присуще многим странам, в том числе с развитой формой экономики и устойчивой национальной валютой.

 


[1] См.: В.М.Сырых. Логические основания общей теории права. Т.1. Элементарный состав. М., Юстицинформ. 2004. С. 151

[2] СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1720.

[3] СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

[4] СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

[5] СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.