Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники финансового права




 

В мировой юриспруденции термин «источник права» применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной воли государства.

Одним из основных направлений финансовой деятельности государства и местного самоуправления является правотворчество, в результате осуществления которого образуются источники финансового права. Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование финансовых отношений.

Система источников финансового права представляет собой нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения. Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных актах, относящихся и к другим отраслям права.

Источники финансового права - это правовые акты законодательных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы финансового права. Содержанием источников финансового права являются правовые нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, отношения в сфере финансового контроля, отношения по привлечению к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, бюджетного законодательства, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле и др.

Источники финансового права выполняют две взаимосвязанные задачи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, в результате которого и образуются источники финансового права. Во-вторых, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых отношениях.

Теория разделения власти относит правотворчество к исключительной прерогативе законодательной власти. Но каждая из ветвей власти принимает участие в процессе правотворчества посредством законодательной инициативы или непосредственно. Правотворчество исполнительной ветви власти выражается в принятии подзаконных актов, которые могут быть только в форме постановлений, приказов, распоряжений, положений, правил и инструкций.

Судебная власть выполняет правотворческие функции при применении ею аналогии права, аналогии закона, создании судебных прецедентов. В правовом регулировании финансовой деятельности государства особое значение приобретают постановления Конституционного Суда РФ, которые сыграли большую роль особенно в налоговом и бюджетном нормотворчестве. Таким образом, в системе источников финансового права выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты. Разветвленную систему источников финансового права составляют правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном и муниципальном уровнях.

В системе источников финансового права основополагающее место занимает Конституция РФ в силу ее особых юридических свойств. Конституция РФ является основным источником финансового права и основой правового регулирования общественных отношений по поводу образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Конституациализация правового регулирования общественных отношений создает ситуацию, при которой финансовые отношения подвергаются воздействию как со стороны конституционного права, так и финансового права. Наиболее значимые финансовые отношения прямо закреплены в Конституции РФ и регулируются посредством реализации механизма прямого действия ее норм. Воздействие конституционного права на финансовое осуществляется на всех стадиях правового регулирования финансовых отношений. Влияние Конституции РФ на финансовое право проявляется на всех стадиях юридического процесса: законотворчестве, правоприменении и правореализации.

Конституционное влияние на финансовое право проявляется и в том, что финансовое законодательство в необходимых случаях воспроизводит конституционные положения. Так, например, положения о денежной единице Российской Федерации и эмиссионных полномочиях Центрального банка РФ детально регламентируются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; нормы Налогового кодекса РФ, устанавливающие налоговую обязанность и регламентирующие процедуры ее исполнения основаны на ст. 57 Конституции РФ, закрепляющей обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Такие понятия как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и др., которые являются основой финансового права и в силу своей значимости, обозначены в Конституции РФ.

Положения Конституции РФ являются одним из способов преодоления конкуренции правовых норм и разрешения юридических конфликтов. В сфере регулирования финансовых отношений конституционные нормы и принципы неоднократно использовались при разграничении финансового права от иных отраслей права.

Политико-правовые принципы финансовой деятельности закреплены посредством установления Конституцией РФ коренных целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч. 1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение власти, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ и др.

Экономико-правовые основы финансовых отношений базируются на принципах единства экономического пространства (ст. 8) и запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74).

Организационно-правовые принципы финансовой деятельности, определяющие организационную структуру государственной власти и местного самоуправления, закреплены в Конституции РФ в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами. К организационно-правовым принципам относятся и конституционные нормы, определяющие основные начала деятельности государственных органов в финансовой сфере: образование Счетной палаты РФ; обязательность заключения Правительства РФ по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и по другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета; обязательность рассмотрения в Совете Федерации федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного регулирования и денежной эмиссии; компетенция Правительства РФ по разработке и представлению Государственной Думе федерального бюджета, обеспечению его исполнения, а также по предоставлению Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета и др.

Конкретизация правового регулирования финансовых отношений осуществляется иными источниками финансового права, целиком специализирующимися на регулировании отношений по формированию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов.

Конституционные положения оказывают влияние на всю правовую систему, но в особенности на законодательство. Конституционные нормы устанавливают и прямо обозначают источники права, система которых отражается и в финансовом праве: федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; конституции (уставы) и законодательство субъектов РФ; Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, а также постановления органов местного самоуправления.

Финансовое право относится к некодифицированным отраслям права. Однако бюджетное и налоговое право имеют собственные кодифициронные источники – Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс РФ. Предпосылки кодификации бюджетного и налогового законодательства складывались объективно и обусловлены процессом развития и расширения сферы финансовой деятельности государства, усложнением способов правового воздействия на бюджетные и налоговые отношения.

Особое место в системе источников финансового права занимают договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Наличие подобного способа правового регулирования финансовых отношений (метод согласования) можно объяснить наличием политического фактора, сопровождающего процесс становления федерализма в России. Другими условиями следует считать «запаздывание» принятия федеральных законов по предметам совместного ведения в финансовой сфере, а также отсутствие в ст. 71 Конституции РФ единых подходов к группировке сфер общественных отношений.

Положительной стороной подобных договоров можно считать удобство и эффективность в установлении внутригосударственных связей, наиболее полный учет особенностей и потребностей в финансовых ресурсах каждого субъекта РФ. Отрицательной стороной является отсутствие единого правового регулирования в сфере «договорного права», в результате чего происходит усиление асимметричности Российской Федерации, возрастает опасность ее трансформации в договорную федерацию или конфедерацию.

В систему источников финансового права включаются также и подзаконные нормативные правовые акты. В сфере финансовой деятельности Российской Федерации подзаконные правовые акты имеют важное значение, поскольку устанавливают механизм реализации федерального финансового законодательства, оперативно регулируют финансовые отношения и определяют правовые ориентиры в финансовой сфере.

Значительное место в системе источников финансового права занимают нормативные правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые по форме выражения аналогичны федеральным, поскольку правовая система субъекта РФ производна и является составной частью правовой системы Российской Федерации в целом. Органы государственной власти субъектов РФ наделены правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в финансовой сфере носит санкционированный со стороны государства характер. Однако это не говорит о малозначимости региональных и муниципальных правовых актов, поскольку у субъектов РФ и муниципальных образований есть собственная финансовая компетенция. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают общеобязательностью и гарантированностью со стороны государства, т. е. свойствами правовых норм.

Финансовое правотворчество субъектов РФ и органов местного самоуправления осуществляется различными методами. Анализ Конституции РФ, Налогового и Бюджетного кодексов РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» позволяет говорить о том, что государство санкционировало правотворчество субъектов РФ и органов местного самоуправления только относительно регулятивных норм финансового права. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям финансового законодательства, устанавливаются федеральными законами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.