Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований




Финансовая система Российской Федерации

Фонды финансовых ресурсов образуются и используются в различных сферах денежных отношений, каждая из которых представляет собой определенный канал распределения соответствующей части национального дохода. Эти сферы составляют отдельные, но взаимосвязанные финансовые звенья (институты). Совокупность входящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему государства. Другими словами, финансовая система государства представляет собой систему форм и методов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, муниципальных образований, а также предприятий, учреждений, организаций, отраслей народного хозяйства.

Иногда под финансовой системой государства понимается система финансовых учреждений. Однако, думается, что в последнем случае правильнее говорить о совокупности органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Каждое звено финансовой системы характеризуется тем, что обслуживает определенную сферу распределения и перераспределения национального дохода посредством применения специфических форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и (или) муниципальных образований. Названные особенности лежат в основе различий, имеющихся между отдельными звеньями финансовых отношений. Каждое звено финансовой системы определенным образом влияет на публичную финансовую деятельность и имеет свои функции.

В настоящее время финансовая система Российской Федерации состоит из следующих звеньев:

бюджетная система, которую образуют федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты;

внебюджетные фонды;

кредит (государственный и муниципальный);

обязательное государственное страхование;

финансы организаций различных форм собственности.

Первые четыре звена финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для осуществления публичной финансовой деятельности в масштабах всего государства. Финансовые отношения организаций относятся к децентрализованным финансам, поскольку обладают определенной самостоятельностью, не имеют вертикального взаимодействия, а после уплаты всех причитающихся обязательных платежей организации самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью.

Бюджетная система является ведущим звеном финансовой системы Российской Федерации, в состав которой входят наиболее крупные фонды денежных средств. Основываясь на конституционно закрепленных принципах федерализма и самостоятельности местного самоуправления БК РФ закрепил трехуровневую бюджетную систему, отдельные звенья которой составляют: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Бюджетная система является организационной формой функционирования бюджета. Централизованный денежный фонд является публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит исключительно для выражения интересов общества. Посредством распределения денежных средств через бюджетную систему государство финансирует реализацию публичных функций. Бюджет тесно взаимосвязан с остальными звеньями финансовой системы, именно через него осуществляется финансовая политика государства. Бюджетная система, таким образом, выступает важным элементом социально-экономической деятельности государства.

В зависимости от государственно-территориального уровня, в пределах которого реализуются публичные функции, бюджеты подразделяют на федеральный, предназначенный для финансирования общегосударственных потребностей, бюджет субъекта РФ, направленный на решение задач определенного субъекта РФ и местный бюджет, служащий для материального обеспечения местного самоуправления.

Совокупность денежных фондов, входящих в бюджетную систему, выступает гарантом финансового суверенитета государства. Важное предназначение бюджета подтверждается уровнем его правового регулирования. Согласно Конституции Российской Федерации (п. "з" ст. 71) федеральный бюджет как основной финансовый план государства относится к исключительной компетенции Российской Федерации. Все федеральные законы по вопросам федерального бюджета, принятые Государственной Думой Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Российской Федерации (п. "а" ст. 106). Конституционные нормы возлагают разработку и организацию исполнения федерального бюджета на Правительство РФ, которое составляет проект федерального бюджета, а по окончании финансового года направляет отчет о его исполнении на рассмотрение Государственной Думы (п. "а" ч. 1 ст. 114).

Все виды бюджетов в бюджетной системе формируются в процессе финансовой деятельности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Бюджет каждого уровня имеет собственные источники доходов, строго определенные бюджетным и налоговым законодательством, а также объекты расходов, подлежащие обязательному финансированию.

Бюджетная система существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы РФ, а каждое звено, в свою очередь, соответствующим образом входит в состав финансовой системы Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды, представляющие собой совокупность денежных средств, обособленных от соответствующего бюджета, имеющие собственные доходные источники и предназначенные для финансирования социальных программ, проблемных отраслей экономики и др. Отдельные полномочия публичной власти требуют постоянного бесперебойного финансирования, что не всегда можно осуществить посредством распределения денежных средств через бюджетную систему. Бюджетные доходы не закрепляются за конкретными расходами, поэтому у государства возникает необходимость обособления части денежных средств в отдельные фонды. Внебюджетные фонды особенно важны для финансирования социально значимых, но одновременно и наиболее затратных государственных потребностей (пенсионное обеспечение, здравоохранение). Значение целевых денежных фондов увеличивается в условиях дефицита бюджета, возрастания социальных расходов государства при одновременно низкой собираемости налогов.

Внебюджетные фонды образуются за счет внесения юридическими и физическими лицами обязательных платежей, а также путем добровольных перечислений. Основы правового положения внебюджетных денежных фондов установлены Бюджетным кодексом РФ, который рассматривает их в качестве звена бюджетной системы. Однако БК РФ не позволяет приравнивать юридическую природу бюджетных отношений и отношений, складывающихся в процессе функционирования внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды имеют определенные правовые особенности, отличающие их от бюджетных.

Одним из звеньев финансовой системы является государственный и муниципальный кредит. Государственный и муниципальный кредит как институт финансового права представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при получении государством (муниципальным образованием) или при размещении государством (муниципальным образованием) денежных средств, а также регулирующих отношения по предоставлению государственных (муниципальных) гарантий.

Государственный и муниципальный кредит представляет особую финансово-правовую категорию, регулирующую заемные отношения с обязательным участием государства (муниципального образования). Финансовая компетенция государства (муниципального образования) в кредитных отношениях наделяет его полномочиями как заемщика, так и кредитора, а также гаранта по денежным обязательствам иных субъектов. Финансово-кредитный статус Российской Федерации в основном состоит из заемных обязательств, хотя операции по предоставлению государственных кредитов и гарантий также совершаются, но в гораздо меньшем объеме. Тем не менее БК РФ предусматривает правовое регулирование бюджетных ссуд и кредитов, которые начинают получать широкое распространение в публичной финансовой деятельности.

Выполнение государством публичных функций требует большого количества денежных средств, которые не всегда в достаточном объеме или в планируемые сроки поступают в государственную казну. Иногда возникают непредвиденные расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями (стихийные бедствия, военные конфликты и т. п.) Результатом непредвиденных государственных расходов или незапланированного уменьшения доходов становится бюджетный дефицит. Погашение бюджетного дефицита требует привлечения дополнительных денежных средств, источником которых в бюджете выступают кредитные ресурсы.

Кредиторами публичных субъектов выступают физические и юридические лица, а также иностранные государства. Государственный кредит является важнейшим инструментом финансово-правовой политики, умелое использование которого позволяет сокращать бюджетный дефицит, инвестировать приоритетные отрасли промышленности, стабилизировать финансовые отношения. Негативным последствием кредитной деятельности государства является государственный долг, который появляется в результате государственных заимствований.

Следующим звеном финансовой системы является обязательное государственное страхование - урегулированные нормами финансового права отношения по защите имущественных и связанных с ними неимущественных прав физических и юридических лиц при наступлении определенных событий, именуемых страховыми случаями за счет формируемых государством страховых фондов.

Обязательное государственное страхование как звено финансовой системы включает только те отношения, в которых одним из участников обязательно выступает государство. Финансовая деятельность государства в сфере обязательного страхования обусловлена наличием у государства социальной функции, среди которых выделим пенсионное и медицинское обеспечение граждан, выплата пособий по безработице и т. д. Государству необходимо компенсировать риски, связанные с несением государственной службы. поэтому государство обязано страховать военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.

Самостоятельным звеном финансовой системы являются финансы организаций, которые с точки зрения финансово-правового регулирования представляют денежные отношения, складывающиеся между хозяйствующими субъектами при формировании, движении и использовании основного и оборотного капитала, нематериальных активов и финансовых ресурсов (включая денежные фонды) организаций.

Финансовая система охватывает финансы организаций всех форм собственности, но пределы и методы правового регулирования их финансовой деятельности различны. При рыночных отношениях предпринимательская деятельность осуществляется как частными субъектами, так и публичными. Однако основной целью финансовой деятельности государственных и муниципальных организаций является выполнение государственного (муниципального) заказа. Получение прибыли, как правило, не является основной целью государственных и муниципальных организаций.

Отдельные функции государство осуществляет монопольно в силу их стратегической, политической или финансовой значимости. Так, например, эмиссию и хранение официальных денежных знаков осуществляет исключительно государственное унитарное предприятие — объединение «Гознак».

Финансы организаций - основа всей системы финансов, так как формируется в финансах организаций. В результате финансовой деятельности организаций образуются большая часть финансовых ресурсов государства, среди которых общественный продукт, национальное богатство и национальный доход.

Финансы организаций - самостоятельное децентрализованное звено единой финансовой системы государства. Обособленность финансов организаций проявляется в их самостоятельной финансовой деятельности. После уплаты налогов и иных обязательных платежей организации самостоятельно распоряжаются оставшейся прибылью. Однако децентрализованный характер финансов организаций не означает их автономии в финансовой деятельности государства. Как звено финансовой системы финансы организаций тесно взаимодействуют с другими ее звеньями.

Финансовые ресурсы организаций формируются на основе общих принципов финансового права, но финансовая деятельность организаций основывается на специальных принципах, среди которых отметим хозяйственную самостоятельность, самофинансирование, заинтересованность в получении прибыли, конкуренцию и ответственность за результаты своей деятельности.

Таким образом, все составные части финансовой системы представляют собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом — совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные фонды.

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований выступает составной частью механизма социального управления и в тех или иных формах осуществляется всеми органами государства и местного самоуправления. Обеспечивая движение денег, финансовая деятельность по своей сути, форме и методам правового регулирования всегда публична с соответствующим распределением предметов ведения и компетенции.

Финансовая деятельность – это правомерное поведение субъектов финансового права по созданию оптимального механизма финансово-правового регулирования в целях получения, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Основными направлениями воздействия финансовой деятельности являются правотворчество, правореализация и принуждение.

Содержание финансовой деятельности государства определяется спецификой ее объекта, в качестве которого выступает финансовое право во всем многообразии конкретных проявлений правовых норм, правоотношений, правового регулирования и правового сознания. В процессе финансовой деятельности государство сохраняет либо, наоборот, изменяет сложившийся порядок публичных имущественных отношений. Финансовой деятельности присущи черты любой юридической деятельности, но вместе с тем она имеет свои специфические признаки, среди которых:

обязательное участие органов государства или муниципальных образований;

формирование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов;

юридическое значение ее результатов как для публичных субъектов (государства и муниципальных образований), так и для частных субъектов финансового права.

Финансовую деятельность можно классифицировать по нескольким основаниям.

Так, в зависимости от общественных отношений, регулируемых финансовым правом, можно выделить:

- бюджетную деятельность государства и муниципальных образований;

- налоговую деятельность государства и муниципальных образований;

- кредитную деятельность государства и муниципальных образований;

- финансовую деятельность государственных и муниципальных предприятий;

- государственную деятельность в сфере обязательного страхования;

- государственную и муниципальную деятельность в сфере внебюджетных фондов.

В зависимости от территориального уровня, на котором осуществляется формирование, распределение и использование денежных фондов, различают финансовую деятельность государства (Российской Федерации и субъектов РФ) и финансовую деятельность муниципальных образований.

Финансовая деятельность субъекта РФ осуществляется на основе тех же принципов, методов и форм, что и финансовая деятельность государства в целом, однако ей присущи собственные основополагающие характерные признаки: финансовая деятельность субъекта РФ выражает его самостоятельность как государственно-подобного образования; в процессе финансовой деятельности субъект РФ формирует, распределяет и использует денежные фонды в целях обеспечения своих интересов; функции финансовой деятельности субъекта РФ осуществляются специально создаваемыми им органами и от его имени, а также другими органами, которым субъект РФ передает часть своих полномочий в сфере финансовой деятельности; финансовая деятельность субъекта РФ отражает федеративное устройство Российской Федерации.

Особенности финансовой деятельности субъектов РФ проявляются также в их взаимоотношениях с федеральными органами власти и муниципальными образованиями.

Финансовая деятельность муниципальных образованийхарактеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются формирование, распределение и использование денежных фондов в целях выполнения задач, предусмотренных местным самоуправлением в рамках законодательства о местном самоуправлении.

Органы местного самоуправления самостоятельно или с участием государства устанавливают порядок образования и использования централизованных (в рамках местного самоуправления) и децентрализованных денежных фондов.

Создаются денежные фонды местного самоуправления в результате мобилизации средств через систему налогообложения, муниципальных кредитов, в результате контроля за расходованием финансов местного бюджета, добровольных взносов.

Осуществляется финансовая деятельность специальным аппаратом на основании разнообразных методов. Для формирования денежных средств в централизованные фонды применяются методы добровольных и обязательных платежей. Методы обязательных платежей реализуются через механизмы налогообложения, отчислений во внебюджетные фонды, обязательного страхования. Добровольное привлечение денежных средств реализуется через государственные и муниципальные займы, лотереи, вклады в кредитные учреждения, благотворительные пожертвования и т. д.

В настоящее время метод обязательных платежей является доминирующим - бюджеты в большей степени состоят из налогов, почти все реально функционирующие внебюджетные фонды формируются из обязательных платежей.

Соотношение методов обязательных и добровольных платежей зависит от многих факторов: политического курса государства и местных органов власти, потребности в финансовых ресурсах, уровня жизни населения и т. д.

При распределении денежных средств используются финансирование и кредитование. Распределительные отношения в бюджетной системе называются финансированием. Финансирование предназначено для сохранения непрерывной и возобновляющейся производственной деятельности государственных и муниципальных предприятий. Следовательно, финансирование - это обеспечение денежными средствами потребностей расширенного воспроизводства.

В условиях рыночной экономики государственные и муниципальные органы финансируют только целевые программы. Государственные и муниципальные нужды обеспечиваются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения поставленных задач.

Кроме прямого финансирования в целях экономического развития государство может использовать косвенное финансирование в виде налоговых льгот, валютных средств, оставляемых на льготных условиях в распоряжении организации, и т. п. Конкретные виды, размеры и порядок предоставления финансовых льгот устанавливаются органами государственной власти и органами местного самоуправления при утверждении конкретной целевой программы.

Финансирование применяется для поддержки тех организаций, которые обеспечивают жизнедеятельность государства и удовлетворение публичных интересов сообщества, но не могут действовать без внешнего притока финансовых средств. Через бюджетную систему осуществляется и опосредованное финансирование государством важных мероприятий и программ.

Распределение государственных и муниципальных денежных средств осуществляется также методом кредитования. Кредитование как и финансирование обеспечивает финансовые потребности процесса расширенного воспроизводства, но отличается от финансирования возмездностью, срочностью и возвратностью. Кредиты из государственных и муниципальных бюджетов предоставляются в основном частным организациям, но возможно получение государственных и муниципальных кредитов и бюджетными организациями. Использование государственных и муниципальных денежных средств производится путем расчетных операций, которые могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах.

Регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований в современных условиях направлено на усиление экономической обоснованности любых административных решений. Применение административных методов в финансовой деятельности в последние годы сокращается и они используются в органичном единстве с экономическими методами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.