Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи на начальном этапе




Направления изучения интонации в РКИ

ИНТОНАЦИЯ

Единица суперсегментного уровня. Включ. 2 подхода:

1)часть фонетики/движ. тона и прочее

2)формирование коммуникативно направленной ситуации

 

Интонац. средства: тона передв. интонацию центра. Чем проще контекст, тем важнее интонация.

Изучается и в фонетике, и в синтаксисе.

 

Интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывания и смысловые части, противоп. высказыванию по цели и передают субъективное отношение к высказыванию

 

1)артикуляционно-акустическое (основано на строении интонац. единиц)

2)функциональное: изучение взаимодействия интонац. средств языка с лексико-грамм. составом предложения)

3)изучение эмоционально-стилистичских развитий в развитии русской речи.

 

1)фонетическая (научить правильно интонир. предложение)

2)Функциональная (должны научиться определять коммуник. смысл/значение предложения)

 

Интонац. средства языка

Интонация конкретизирована в языке как система интонац. средств: каждое выделено на основе противопоставлений. Именно с помощью интонации выражаются различия, несовместимые в одном контексте.

 

1)Интонационная конструкция (ИК) Значения предложения в зависимости от типа ИК.

2)Передвижение интонационного центра

В зависимости от центра меняется смысл:

Какая(7) она красавица! – совсем не красавица

Какая она красавица (7)! – очень красивая

3)синтагматическое членение предложения

Синтагма –интонационно неделимая единица речевого потока, выражающая смысловую часть речевого целого.

В зависимости от того, делится ли синтагма или нет, меняется смысл предложения.

Вчера(3) он был в кино1

Вчера3 он был в кино?

Эти 3 средства в поле зрения с 1го урока.

 

4)Пауза (высшая степень)

Как дела? – Плохо2…как

Сердце что-то болит, плохо как.

 

Наглядно представл. интонации:

1)графически

2)Схема (в книге Одинцовой). Общее направление тона.

3)Интонационная транскрипця

 

Выделяется центр, предцентр и постцентр. Определить тип ИК и место интонационного центра.

 

С помощью интонационной транскрипции выделяем центр, предцентр и постцентр, место интон. центра. Нужно определить тип ИК и место интон. центра.

 

Типы ИК.

7 ИК, выделила Брызгунова.

Каждый тип ИК мб представлен в разных ситуациях, может определять рзные значения, их список довольно большой.

 

ИК-1

Это комната.

На гласном центра тон идет строго вниз!

 

Позиции:

1) только центр.

Дом.

2) предцентр, центр: Это ДОМ

3) центр, постцентр –ЭТО дом

4) см выше.

 

Эти позиции надо использовать для отработки интонации.

ИК1 употр:

1)при выражении завершенности в конечных и неконечных синтагмах: Это Анна. Это Наташа. (синтагмы, завершенные по смыслу)

2) При произнесении заглавий, названий, объявлений: «Какая машина у мЭра» (номер ИК пишется строго над ударным гласным слова). Куда пойти учИться. Где мы будем рабОтать.

3)При передаче совета

Откройте окнО. – центр находится не на императиве! Центр в этом случае двигаться не может.

 

Типичные отклонения:

1) Отсутствие слитности произношения синтагмы. Выделение каждого слова в синтагме. (восток)

2) недостаточное понижение тона на гласном центра. (почти все)

3) Отсутствие передвижения интонационного центра на слова, к-е несет новую информацию.

4) Сложно – сказать на низком тоне СЕГОДНЯ Вова едет в Пекин.

 

Методика работы:

1)движения тона вниз- отрабатывать на коротких слогах – дОма, Тома

2)упражнения на слитность произношения. Она. Он и она. Он и она идут в институт.

3)упражнения, отраб. перенос инт. центра. Это ТОМА. ЭТО Тома. Тома ДОМА. ТОМА дома. Анна дома ОДНА. АННА дома одна.

 

ИК-2

КтО дома?

отличие от ИК1: Интонационный центр выд интенсивностью, на последнем слоге постцентра тон понижается.

Общий уровень тона при ИК-2 выше, чем при ИК-1.

позиции:

1)кто?

2)кто тАМ?

3)КТО там?

4)КОГДА он придет?

 

Где употр. ИК-2:

1)вопрос с вопросительным словом.

центр ИК-2 может передвигаться, передвижение детализирует, уточняет.

2)при смысловом выделении слов или при противопоставлении: Это ДИМА. (не кто-то другой). Она ДОМА (а не где-то еще).

3)в конечной синтагме или в завершенной неконечной синагме.

Пример: наступила ОСЕНЬ. Начались ДОЖДИ.

5) При обращении, при выражении приветствия, при прощании.

6) при выражении форм вежливости (извините, простите). Часто бывают формами привлечения внимания.

7) при выражении волеизявления, в данном случае требования, настойчивой просьбы—Откройте ДВЕРЬ. ОткРОЙте дверь.

8) Альтернативный вопрос: Он был в ЛОНДОНЕ (3) или в ЛИОНЕ (2)?

если здесь ИК-1, то это—сообщение.

 

типичные отклонения:

1)тк. ИК-2 употр. в разных ситуациях, то мы анализируем вопрос с вопросительным словом. Предцентровая часть часто характеризуется повышением тона. КогдА он приедет?

2)представители разных языков затрудняются дать интенсивное выделение центра.

3)огромная трудность – слитное произношение распространенной постцентровой части.

4) передвижение интонац. центра вызывает большие трудности.

 

Система упражнений очень похожа (23-24)

 

ИК-3

считается изюминкой русской интонации)

Вы поедете в Париж?

позиции:

1)он?

2)он тАМ?

3)ОН там?

4)вы поЕдете в Париж?

 

Употребляется:

1)вопрос без вопросительного слова

Интон. центр находится на слове, к-е выражает НЕИЗВЕСТНОЕ. Различительные возможности интонационного центра.

2)выражение переспроса

- Мы были в Москве.

а) где?

б)где? в Москве?3

в)В Москве? 3

г) Где-где? В Москве?3

 

3) Повторение вопроса при ответе

а)вопрос с вопр. словом? Где я былА?3 На лекции.

б)вопрос без вопр. сл – вы Идёте 3 завтра а выставку? иду ли я завтра на выставку? Ли – формальный признак, к-й им нужно подсказать.

И при переспросе, и при повторении вопроса, центр ИК 3 на последнем слоге.

 

4)выражение просьбы: закрОЙТЕ дверь. ИК-3 – уже вежливая просьба. В этом случае центр только на императиве, передвижение центра невозможно.

5)ИК-3 при выражении незавершенности (в неконечных синтагмах): ВчерА(3) мы были в кино.??

 

Типичные отклонения:

1)отсутствие повышения тона на гласном в центре.

2)не понижение тона на постцентре, а небольшое понижение и сразу повышение. Часто наблюдается повышение тона только на последнем слоге.

3)В смысловом отношении трудности вызывает перемещение интонационного центра.

 

Упражнения: сначала на предложениях, где есть центр: он ТАМ, он ТУТ, он ДОМА, он на РАБОТЕ?

Упражнения на слитность произношения

Упражнения на передвижение интонационного центра.

 

ИК-4

А Наташа? А он? А Вы?

Предцентровая – на среднем уровне, постцентровая – на высшей границе среднего уровня.

употр:

1)неполный вопрос с сопоставительным союзом А.

Трудности – в ответе на этот вопрос. Чаще всего – да, но это ошибка – надо говорить ТОЖЕ. Еще ответ: И онА идет. Об этом специально нужно сказать. Центр на разных местах – на ТОЖЕ всегда падает инт. центр.

Если «нет»: А она не идёт. А она уже ходила.

2)неконечная синтагма: ВчерА(4) президент России посетил Японию. ИК4 и ИК3 здесь синонимы. Ик3 в разговорной речи, ИК4 в офиц. стиле речи.

 

отклонения:

1) отсутствие понижения тона на гласном центра, часто даже повышение. Тогда не получается это значение.

2) коммуник. функция – все время хотят ответить «да» или «нет».

 

ИК-5

Какие у него картины!

постцентр произносится ниже предцентра.

Употребляется

1) при выражении высокой степени проявления признака, действия,состояния, в предложениях с местоименными словами и без них.

Как хорошо! Как он рисует! Сколько в Москве красивых девушек!

2)Оценка: Настоящая весна!

ИК-5 может употребляться даже если есть всего 1 слово – замечательно, прекрасно, чудесно!

Может иногда выражать отрицат оценку, надо конкретизировать: «какой у нее плохой муж!»

 

Отклонения:

1)студенты не слышат оценку и вопрос.

Какой сегодня день!

-да, прекрасный!

Какая книга! –А мне не очень нравится.

Это нужно отличать от вопросов.

ИК5 дается с самого начального этапа, обращаем внимание на разницу между вопросом и сообщенеим.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.