КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальная экология
В мире экологических иллюзий Можно принимать или не принимать концепцию ноосферы, но нельзя не согласиться с тем, что состояние окружающей среды становится угрожающим, и не по одному какому-то параметру, а по их совокупности- Парниковый эффект, озоновая «дыра», кислотные осадки, эрозия почв, катастрофическое уменьшение запасов природных ресурсов, столь же стремительные нарастания отходов и загрязнения окружающей среды. В этих условиях можно понять опасения иметь у себя под боком химическое предприятие или АЭС. Понять можно. Сложно обосновать, что это все ведет нас в тот мир, о котороммымечтаем. Наши иллюзии на этот счет очень устойчивы в силу нашей социально-экологической некомпетентности. Сейчас мы обнаружили, что не знаем к тому же и общество. Это уже, кажется, не требует доказательств. А вот то, что мы не знаем Природы и совсем не понимаем тех новых природно- общественных единств, которые рождаются на наших глазах и являются нашей с вами сутью, приходится все время доказывать (...) Будучи убежденным оптимистом, я все же не перестаю удивляться стихийности непродуманности нашего теперешнего по ведения. Каждый раз — до критической точки, затем — оцепенение от страха, резкий поворот у пропасти, и — лихорадочные поиски выхода. Попробуем всё же понять, что такое современная экология. Какова структура современного экологического знания? Как можно определить социальную экологию? Когда-то все было просто. В биологии со счастливой подачи Э. Геккеля в 1869 г. появился и вошел в научный обиход термин «экология». Так стали называть научное на правление о взаимодействии живых организмов и окружающей среды, что соответствует дословному толкованию термина. Экология — учение о жилище, доме. В последние 20 лет появились другие экологические термины: экология человека, экология города экология сельского хозяйства, правовая экология и др. Поэтому биологическое направление современной экологии пришлось называть биоэкологией.
Еще за 30 лет до появления биоэкологии Александр Гумбольдт ввел понятие о биосфере (назвал её жизнесфера) и выделил то научное направление, которое мы сегодня называем геоэкологией. Это экологическая ветвь наук о земле: географии, геологии, почвоведения и др. Следующим блоком является экология человека, включающая медицину, рекреацию санитарную службу и др. Наконец, технические науки образовали свою ветвь — экологическая технология. По сути дела — это основной блок современной экологии. Кроме четырех базовых блоков, примыкающих к тому или иному циклу наук, имеются еще четыре подблока, которые непосредственно взаимодействуют с культурой. Это правовая экология, экономика природопользования, экология культуры и экология души. Последний аспект еще практически не обоснован. Среди указанных блоков долгое время доминировал биоэкологический, однако сейчас социоэкологический. Связано это с тем, что география — единственная наука, предмет исследования которой целиком посвящен учению организации природных и общественных систем и оптимизации взаимодействия природы и общества. Геоэкология, биоэкология, техноэкология, экология человека, а также правовая экология, экономика природопользования, экология культуры и экология души в единой системе образуют то, что мы сегодня называем социальной экологией (СЭ). Отсюда мы видим, что СЭ — это междисциплинарная область знания о взаимодействии природы и Общества, о законах управлением этим взаимодействием с целью получения максимального эффекта от природопользования при минимуме потерь природных ресурсов, допустимом загрязнении локальных объектов и геосферы в целом.
Мой опыт (я в Одессе первым подготовил прочитал курс «Охрана природы и природопользования», а в течение всей практической деятельности — скоро уже 30 лет — занимаюсь вопросами рационального природопользования, водопользования и территориальной организацией хозяйственной деятельности подсказывает, что экологические проблемы по своей сложности и многоаспектности превосходят все, с чем сталкивалось человечество до сих пор. Сложность проблемы в том, что ни один, даже способный ученый не в состоянии, например, провести экологическую экспертизу.Не может сделать этого ни одно из существующих научных направлений (биология уже убедилась в этом). Вот здесь-то возникает самая большая трудность. Нельзя механически совместить ни специалистов, ни знания. Необходимо познать (т.е. отразить в нашем сознании) природно-общественное единство и любую из его проблем как нечто целое, как систему. Все это можно делать, уже есть механизмы, с помощью которых удается приблизиться к такому воссозданию единства. Но на нашем пути возникли серьезные препятствия. Повальная экологическая безграмотность — это не просто препятствие. Отсутствие системы экологического образования — хуже, чем парниковый эффект и кислотные дожди. Это бесперспективность. Мы освоили лишь первую букву экологического алфавита: «Нельзя!». Как же осваивать остальные буквы этого алфавита? Так же, как и любого другого. В поте лица и не покладая рук. Экологическую безграмотность надо преодолевать так же, как всякую иную безграмотность. Ведь экологическое образование необходимо не только для географов, но и для всех специальностей. Особенно для физиков, химиков, математиков; только они могут разрабатывать элементы экологических технологий, математических экспертных систем и др.; для юристов, филологов, историков сегодняшняя экология (социальная экология) это не только научное направление — но и мировоззрение! Ну, разумеется, и для биологов, геологов и географов. Вернемся к образованию в области окружающей среды. Любое образование состоит из усвоения методологических принципов науки, объективных фактов и способов приложения теории и эмпирического знания к практической деятельности. При этом успех обучения зависит от предварительного адекватного воспитания, просвещения и, собственно, образования, создающих фундамент соответствующего мировоззрения. Преподаватель вуза оказывается как бы вне и над этой иерархией, и на него ложится основная ответственность за развитие науки, практическое её применение.
В целях повышения эффективности функционирования системы подготовки специалистов по охране окружающей среды в университетах представляется целесообразным осуществить следующие конструктивные меры. На всех факультетах студентам первого курса следует читать небольшой курс землеведения или естествознания, однако он должен быть не биологического содержания, а в духе цикла наук о Земле. На третьем курсе студенты всех специальностей должны слушать общий курс «Социальная экология». Наконец, на пятом — курс специальной экологии, увязанный непосредственно со специальностью. Например, для математиков — математические модели природопользования и т.д. На втором и четвертом курсах следует ввести в соответствующих дисциплинах разделы по экономике природопользования, правовой экологии и ряд других. Дело в том, что реформа общеобразовательной школы пока ничего не внесла в копилку экологического всеобуча. Не лучше состояние экологического образования и воспитания в высшей школе в целом. Задуманное в масштабах страны всеобщее и непрерывное экологическое образование и воспитание многими вузами не реализовано. Введен «куцый» экологический спецкурс, читаемый обычно некомпетентными лекторами. Таким образом, специалисты, выпускаемые ныне, вряд ли экологически более грамотны, чем выпущенные в предыдущие годы. Что касается экологического образования (...)взрослого населения, переподготовки и повышения квалификации кадров, то оно в стране практически отсутствует. Руководители разного ранга, наделенные правом принятия решения, обычно уклоняются от экологического всеобуча; уровень экологической подготовленности никак не связывается с назначением на ту или иную должность. И пока не будут приняты общие государственные меры, обеспечивающие экологическое образование, пока каждый руководитель не будет обязан до вступления в должность или непосредственно после этого пройти экологическую подготовку или переподготовку, до тех пор всякие специальные экологические курсы и факультеты успеха иметь не будут.
Отсюда вытекает особая роль университетов в экологическом образовании народа. Университеты задают тон общему экологическому образованию через подготовку педагогических кадров, разработку программ и учебников, методическое руководство. Являясь средоточием научной мысли и проводником прогрессивных идей, силой, консолидирующей множество самых различных специалистов, университет может и должен стать базой для экологической подготовки и переподготовки руководителей и ведущих специалистов, уже имеющих высшее образование. Сегодня экологическую политику пытаются формировать на страхе человека перед угрозой загрязнения, болезней, вымирания. Это тупиковый путь. Страх никогда не был воспитателем высокой нравственности. А без нравственности, без культуры нет пути в ноосферу. Ноосферная цивилизация будет мифом, если плетью страха мы будем загонять туда человечество. Опыт у нас уже есть. Пробовали. Не вышло. Отсюда у нас, экологов, особый взгляд, особая надежда на филологов, социологов, художников, людей искусства. Суета и корыстолюбие делового мира, восприятие большинством людей окружающей среды без участия правых полушарий мозга, ответственных за цельное, эмоциональное мироощущение, ведет к деградации культуры и общества. Возможно, наш гуманистический рационализм следует смягчить традициями Востока сих созерцательностью, стремлением к нравственному совершенствованию через особое мироощущение. Полноценная эволюция общества может быть обеспечена только на основе функционирования разнообразных культур. Один из видных географов профессор А. Д. Арманд пишет: «...наша судьба — не в наших руках, а в наших сердцах, в душевных качествах человека». Татьяна Гардашук — доктор философских наук, Институт философии имени Григория Сковороды НАН Украины
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |