Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, основные признаки и виды юридической ответственности. 1 страница




Понятие, признаки и состав правонарушения.

Правонарушение пред-ет собой действия, противоречащие нормам права. Противоправность правонарушения выражается в том, что гр-н, иное лицо нарушает какую-либо действующую норму права, действует вопреки ее предписаниям и тем самым противопоставляет свою собственную волю воле гос-ва, вступает с ним в конфликт. Необходимыми признаками правонарушения является противоправность, вина. Правонарушение пред-ет собой виновное противоправное деяние деликтоспособного лица. Деликтоспособность –способность лица нести юр-кую ответ-ть за совершенное правонарушение. Правонарушение имеет сложное строение, стр-ру (состав). Оно состоит из четырех элементов – субъекта, субъективной стороны, объекта и объективной стороны.

Субъектом правонарушения выступают деликтоспособные гр-не, должностные лица, а также коллективные образования. Хоз-ные орг-ции, учреждения и общ-ные объединения могут быть субъектами гражданско-правовых нарушений, но в отдельных случаях несут ответственность за совершенные административные проступки. В Российской Федерации названные субъекты не признаются субъектами преступлений, хотя в других странах, и в частности, в США, могут выступать и в этом качестве. Субъективную сторону правонарушения образует психическое отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию. Объект правонарушения означает сферу общественных отношений, урегулированных нормами права. Вредоносное воздействие на объект правоотношения оказывают действия правонарушителя, которые составляют четвертый элемент правонарушения – его объективную сторону.

 

Действенным способом воздействия гос-ва на правонарушителя, призванным обеспечить его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные деяния, выступает юр-кая ответ-ть. Как самостоятельный и необходимый эл-т механизма правового регулирования юр-ая ответ-ть характеризуется тремя специфическими признаками:

1) пред-ет собой вид гос-ного принуждения,

2) единственным основанием применения ответ-ти выступает правонарушение;

3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу, совершившему правонарушение. Юр-ая ответ-ть как вид гос-ного принуждения хар-ется тем, что таким способом приводится в действие санкция нарушенной нормы права. Принципы юридической ответственности:

1) законности; 2) обоснованности;3) справедливости;4) неотвратимости юр-ской ответс-ти;5) презумпции невиновности;6) права на защиту лица, привлеченного к ответ-сти;7) недопустимости привлечения к ответ-ти за одно и то же правонарушения два и более раз. Виды юридической ответственности. Сообразно видам правонарушений в теории права выделяют пять видов юр-ой ответ-ти: уголовную, административную, дисциплинарную, гражданскую и материальную. Уголовная ответ-ть применяется за нарушение запретов, предусмотренных УК РФ. Поскольку преступления представляют собой наиболее опасные для общества деяния, то и меры наказания за них устанавливаются наиболее строгие. Действующий УК РФ устанавливает 12 видов наказаний: 1) штраф, т.е. денежное взыскание, назначаемое в размере от 25 до 1000 мин-х размеров оплаты труда, или в размере з/п или иного д/х осужденного за период от 2 недель до 1 года;2) лишение права занимать опр-ные должности или заниматься опр-ной деят-тью на срок от 1 года до 5 лет; 3) лишение спец-го, воинского или почетного звания, классного чина или гос-ных наград; 4) обязательные работы, назначаемые осужденному и выполняемые ими бесплатно в свободное от основной работы или учебы время; 5) исправительные работы на срок от 2 месяцев до 2 лет; 6) огр-ние по воинской службе; 7) конфискация имущества; 8) огр-ние свободы, т.е. нахождение осужденных в специальном учреждении без изоляции от общества; 9) арест на срок от 1 до 6 месяцев; 10) содержание в дисциплинарной воинской части; 11) лишение свободы на срок от 6 месяцев до 20 лет; 12) пожизненное лишение свободы либо смертная казнь. Административная ответ-ть применяется за правонарушения, предусмотренные законодательством об админ-ных правонарушениях. В отличие от УК РФ Кодекс РФ об админ-ных правонарушениях не охватывает всех составов админ-ных правонарушений, к-ые могут устанавливаться и другими актами. За совершение админ-ных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий: 1) предупреждение;2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом админ-ного правонарушения;4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом админ-ного правонарушения;5) лишение спец-го права, предоставленного гр-ну;6) исправительные работы на срок до 2 мес.;7) админ-ный арест на срок до 15 суток. Порядок произ-ва по делу об админ-ном правонарушении регламентирован. Дисцип-ная ответ-ть применяется за совершение дисцип-ного проступка. За наиболее грубые нарушения трудовой дисциплины, в том числе: 1) за систематическое неисполнение раб-ком без уважительных причин трудовых обязанностей, 2) прогул, 3) появление на работе в нетрезвом виде, в состоянии наркотического или токсического опьянения; 4) совершения по месту работы хищения.

Гр-кая ответ-ть преследует иные цели, нежели уголовная, административная и дисциплинарная. Она применяется для восстановления нарушенных прав гр-н, иных лиц в случаях неисполнения должниками своих обязат-в по договору или вследствие причинения вреда личности либо имуществу гр-на или юр-го лица. (Конфискация, штраф и отказ в защите субъективного гражданского права.) Характерная особенность гр-ой ответ-ти состоит в том, что она может исполняться правонарушителем добровольно, без применения мер гос-ного принуждения. И лишь в случае конфликта м/у участниками граж-го правоотношения к его разрешению подключаются гос-ные органы. Необходимым условием для применения граж-кой ответ-ти яв-ся вина, за исключением случаев причинения вреда источником повышенной опасности. Материальная ответственность. Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей, составляет содержание материальной ответственности. Материальная ответ-ть – это обязанность раб-ка возместить ущерб, причиненный пр-ию (учреждению, орг-ции), в пределах и в порядке, установленных закон-вом. Наступает независимо от привлечения раб-ка за этот ущерб к дисцип-ной или иной ответ-ти. Цель установления материальной ответ-ти – предотвратить возникновение ущерба и одновр-но оградить з/п раб-ка от необоснованных удержаний. Поэтому закон-во, устанавливая обязанность раб-ка возместить причиненный ущерб, опр-ет, какой ущерб подлежит возмещению, условие наступления материальной ответ-ти, ее виды и пределы, порядок заключения с работниками договоров о полной материальной ответ-ти и т.д. Закон-во предусматривает два основных вида материальной ответ-ти: ограниченную (возмещение ущерба ограниченно заранее установленным пределом) и полную (ущерб подлежит возмещению в полном объеме).

 

12. Общ-я хар-ка основ росс-го констит-го строя. РФ - есть демокр-е фед-е правовое гос-во с республ-й формой правл я. Суверенитет РФ расспрос-ся на всю ее тер-ию. К РФ и Феде-е законы имеют верховенство на всей тер-ии РФ.

РФ обеспеч-ет целостность и неприкосновенность своей тер-рии. РФ состоит из республик, краев, обл-й, городов фед-го значения, автономной обл-и, автон-х округов -равноправных субъ-в РФ. Республика (гос-во) имеет свою конституцию и закон-во. Край, обл-ь, город фед-го значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законно-во. Федеративное устройство РФ основано на ее гос-ой целостности, единстве системы гос-й власти, разграничении предметов ведения и полномочий м/у органами гос-й власти РФ и органами гос-ой власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. Во взаимоотн-х с Феде-и органами гос-й власти все субъекты РФ м/у собой равноправны. В РФ гарант-ся единство экон-го пространства, свободное перемещение тов-в, услуг и фин-х ср-в, поддержка конкуренции, свобода эк-ой деят-и. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, гос-я, мун-ая и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы испол-ся и охр-ся в РФ как основа жизни и деят-ти народов, прожив-их на соответ-ей тер-и. Также могут находиться в частной, гос-й, муниц-й и иных формах собств-и. Гос-я власть в РФ осущ-ся на основе разделения на законодательную, исполн-ую и судебную. К РФ имеет высшую юр-ю силу, прямое действие и применяется на всей тер-и РФ. Законы и иные правовые акты, приним-е в РФ, не должны противор-ть К РФ. Органы госу-й власти, органы местного самоупр-ия, должностные лица, граж-е и их объединения обязаны соблюдать К РФ и законы. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопублик-е законы не примен-я. Любые нормативные правовые акты, затраг-е права, свободы и обязанности чел и граж-а, не могут применяться, если они не опублик-ы официально для всеобщего сведения. Общепризнанные принципы и нормы междун-го права и междун-е дог-ы РФ явл составной частью ее правовой сис-ы. Если междуна-м дог-м РФ установлены иные правила, чем предусм-е законом, то примен-ся правила междун-го дого-а.

Положения настоящей главы Конс-и составляют основы конст-го строя РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, устан-м настоящей Конст-й. Никакие др положения настоящей Конст-ии не могут противор-ть основам констит-го строя РФ.

13. Граж-во РФ: В К РФ кроме закл-х в ней институтов – Констит-го строя, федер-го устройства гос-ва, системы гос-ой власти и системы местного самоупр-ия, не маловажное место занимает институт, нормы кот закрепляют основы правового статуса личности. Основы правового статуса чел-а и гражданина отражают, прежде всего, взаим-ия гос-а и личности, и это вкл-т в себя принадлежность к гражд-у и регул-ие отношений по поводу него. Гражд-о явл-я тем необходимым условием, кот-е явл-я обязат-ым для того, чтобы чел получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые за гражд-ом, кроме того, от гос-ва гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам РФ, наход-ся за её пределами. Т. е. граж-во есть устойчивая правовая связь чел с гос-м, выраж-ся в совок-ти их взаимных прав, обязанностей и ответс-ти. Основные принципы граж-ва: Гр-не РФ не могут быть разделены на какие-то группы или разряды, порождающие, различные права и обяз-ти. Принцип равенства в кач-ве права граж-а гарантирует всеобщее и равное избирательное право, обесп-ет защиту национ-м меньшинствам, защиту от дискрим-и, устанав-т запрет выдачи собственных граждан, запрет привилегий и соотв-но равенство всех, граждан перед законом. Этот принцип прослеж-ся и в хар-ом для многих соврем-х конст-й разделение носителей прав и свобод на две основные категории: гражданам предоставляется более широкий объем прав и свобод; в отношении всех остальных, вкл-я иностр-в, прожив-х на терр-и данного гос-а, допуск-я отдельные изъятия.

Демократ-й принцип провозгл-я в дейст-й Конст-и явл своеобразной гарантией свободного испол-я рос-ким гражд-ом его прав и свобод - "гражд-н РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан др гос-ву".

Гр-н РФ находится под защитой гос-ва не только на терр-и самого гос-ва, но и за его пределами. Это правило имеет особое значение в связи с остро стоящей проблемой правового положения рос-ких граждан, прожив-х за гран-й. Гос-е органы, диплом-ие представит-ва и консульские учреж-я РФ, их должностные лица обязаны: 1) содействовать тому, чтобы рос-ким граж-м была обеспечена возмож-ь в полном объеме пользо-я всеми правами; 2) защищать их права и охраняемые законом интересы; 3) при необход-и принимать меры для восст-я нарушенных прав рос-их граждан. Т. к. граж-во подразу-ет под собой опред-ые права и обяз-ти то по действ-ей Конс-и "гражданин РФ может самос-но осущ-ть в полном объеме свои права и обяз-ти с 18 лет". Гр-н РФ вступает в различные общес-ые отношения во всех обл-х гражд-ой, полит-й, эк-кой, соц-ой и культ-й жизни, и отсюда вытекают его опред-ые соответ-е права и обяз-ти. Граж-во, сам факт его, чел приобретает с рождения, но полная деесп-сть наступает именно с 18 л. Но имеется искл-ие, когда в соотв-и с законодат-м допускается вступление в брак до достиж-я 18-го возраста, граж-н приобретает деесп-сть в полном объеме со вр-ни вступ-я в брак. В Законе о гр-ве РФ устан-ся, что гр-во приобр-ся: а) в рез-те его признания; б) по рождению; в) в порядке его регист-и; г) в рез-те приема в граж-о; д) в рез-те восстано-я в гр-ве РФ; е) путем выбора; ж) по иным основаниям, предусм-ым данным законом. В соотв-и с Законом о граж-е РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно прожив-е на терр-и РФ на день вступления в силу Закона, если в теч одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гр-ве РФ. Признание гр-ва как форма его приобретения - процесс, заверш-ся в основном в день вступления в силу Закона, реализ-ся одноактно. В рез-те признания, т.е. без к-л активных действий со стороны, приобрели гр-во РФ лица, состав-е подавляющую часть граждан РФ. Ребенок, родители кот на момент его рождения состоят в гр-ве РФ, явл гр-ом РФ независимо от места рож-я. В кач-е общих положений устанав-ся, что гр-во детей в возрасте до 14 лет следует гр-ву родителей. Гр-во детей от 14 до 18 л измен-я при наличии их согласия.В институте гр-а сущ-ет принцип двойного гр-ва. Случаи двойного гр-ва возникают из-за применения гос-ми разных принципов при решении вопр-в приобретения гр-ва. Ребенок может приобрести гр-во, напр при различном гр-ве род-ей или в рез-те усын-ия иност-ым гра-м, женщина - при выходе замуж за иност-а, если по законам его гос-ва жена должна "следовать гражданству своего мужа".

 

14. Сист-ма основ-х прав, свобод и обяз-й чел-ка и гр-на: В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и граж-на согласно общепризнанным принц-м и нормам междун-го права и соотв-и с настоящей Конст-ей. Основ-е права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осущ-ие прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующи определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность закон-й и испол-ой власти, местного самоупр-ия и обесп-ся правосудием.

Гос-во гаран-т равенство прав и свобод человека и гражданина независ-мо от пола, расы, наци-сти, языка, происхождения, имущественного и должнос-го полож-я, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадл-ти к общест-ым объединениям, а также др обстоя-в. Запрещ-я любые формы ограничения прав граждан по признакам соц-ой, расовой, нацио-ой, язык-й или религ-й принадл-и. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанав-ся ФЗ в кач-ве искл-ой меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предостав-и обвиняемому права на рассм-ие его дела судом с участием присяжных заседателей.

Достоинство личности охраняется гос-ом. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему чел-е дост-во обращению или наказ-ю. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут мед-м, научным или иным опытам.

Никто не вправе проникать в жилище против воли прожив-их в нем лиц иначе как в случаях, установ-ых ФЗ, или на основании суд-го реш-я.

Каждый имеет право на охрану здоровья и мед помощь. Мед-я помощь в гос-х и муниц-ых учреж-ях здравоохр-я оказ-ся гражданам бесплатно за счет средств соответ-го бюджета, страховых взносов, др поступлений. В РФ фин-ся фед-е программы охраны и укрепления здоровья насел-я, принимаются меры по развитию гос-ой, муниц-ой, частной систем здравоохр-я, поощряется деят-ть, способст-я укреп-ю здоровья чел, развитию физ-й кул-ы и спорта, эколог-у и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответс-ть в соотв-и с ФЗ Каждому гаран-ся свобода литер-го, худож-го, научного, технич-го и др видов творч-а, преподавания. Интеллек-я собств-ть охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культ-й жизни и польз-е учрежд-и кул-ы, на доступ к культурным ценностям.

Каждый обязан заботиться о сохранении истор-го и кул-го наследия, беречь памятники истории и культуры. Гос-я защита прав и свобод чели граж-а в РФ гаран-ся. Никто не может быть лишен права на рассм-е его дела в том суде и тем судьей, к подсудности кот-х оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступ-я имеет право на рассм-е его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных ФЗ. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

При осущ-ии правосудия не допускается исполь-е доказат-в, полученных с нарушением ФЗ. Каждый осужд-й за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, устан-м ФЗ, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Права потерпевших от преступлений и злоупотр-ий властью охран-ся законом. Гос-во обеспе-т потерп-м доступ к правосудию и компенсацию причин-го ущерба.

В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В условиях чрезв-го положения для обесп-я безопас-и граждан и защиты констит-о строя в соответствии с фед-м конст-м зак-м могут устан-ся отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. Чрезв-е положение на всей тер-и РФ и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоят-в и в порядке, устан-х фед-м конст-м зак-м. Каждый обязан сохранять природу и окруж-ю среду, бережно относиться к прир-м бога-м. Гр-н РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан др гос-у. РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

 

15. Пон-е и принципы фед-го устрой-ва:

В составе РФ находятся субъекты РФ:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Амурская область. Москва, С-Петербург — города фед-го значения; Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осущ-ся в порядке, установленном фед-м конс-ым зак-м.

Статус республики определяется К РФ и конс-й республики. Статус края, области, города фед-го значения, автономной области, автономного округа определяется К РФ и уставом края, области, города фед-го значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным органом соответ-го субъекта РФ. По представлению закон-х и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят фед-й закон об автономной обл-и, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться фед-м законом и договором между органами гос-ой власти автономного округа и, соотв-о, органами гос-й власти края или обл-и. Статус субъ-та РФ может быть изменен по взаимному согл-ю РФ и субъекта РФ в соот-и с фед-м конст-м зак-м.

Гос-м языком РФ на всей ее тер-и явл-я русский язык. Республики вправе устана-ть свои гос-ые языки. В органах гос-й власти, органах местного самоу-ия, гос-ых учре-иях республик они употр-ся наряду с гос-м языком РФ. РФ гаран-т всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.В ведении Российской Федерации находятся:

а)принятие и изменение к РФ и фед-х законов, контроль за их соблюдением;

б)фед-я гос-ая собств-ть и управление ею;

в)устан-е основ фед-й политики и фед-е программы в области гос-го, эк-о, экол-го, соц-го, кул-го и нац-го развития РФ;

г) внешняя политика и межд-ые отношения РФ, межд-е договоры РФ; вопросы войны и мира;

д) внешнеэк-е отношения РФ;

е) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества;

ж) опред-е статуса и защита гос-ой границы, терр-го моря, воздушного простра-ва, искл-ой экономической зоны и континент-го шельфа РФ;

з)разграничение гос-ной собственности;

и)природопол-е; охрана окруж-й среды и обесп-ие эколог-ой безопас-и; особо охран-е прир-е терр-и; охрана памятников ист-и и куль-ры. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой гос-й власти. Система органов гос-й власти республик, краев, областей, городов фед-го знач-я, автономной обл-и, автономных округов устанав-ся субъектами РФ самост-о в соотв-и с основами консТит-го строя РФ и общими принципами орга-и представ-х и испол-ых органов гос-й власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъ-в РФ фед-е органы испол-й власти и органы испол-й власти суб-в РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Фед-е органы испол-й власти для осущ-ия своих полном-й могут создавать свои терр-е органы и назначать соотв-х дол-ых лиц. Органы испол-й власти суб-в РФ по соглашению с фед-ми органами исполн-й власти могут передавать им осущ-е части своих полномочий.

16 Принц разд-я властей:

К орг-м закон-й власти относ-я:-фед-е собр-е РФ;-верхов-й совет;-думы;-законод-е собр-е.Основ-я особ-ь закон-й власти в том, что ее предст-ли избер-ся граж-ми гос-ва. В своей сов-ти закон-я власть предс-т собой сист предст-х орг-в власти. Орг-ы зак-й власти дел-ся на федер и рег-е.

К орг-м испол-й власти относ-я правит-во РФ и иные органы.Орг-ы испол вл-ти дел-ся на фед-ции и суб-ты РФ.

Судеб-я власть осущ след0е суды:верхов-й,арбитр-й и констит-й.

17. Основы конст-го стат-са Презид Рф, его полжен-е в сист орг-в гос-ва Порядок выборов и прекр-е полном-й през-та РФ:

Президент РФ явл-я главой гос-ва. Президент РФ явл гарантом К РФ, прав и свобод чел и гражданина. В устан-м К РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и госу-ой целостности, обеспечивает согласованное функцион-е и взаимодействие органов гос-й власти. Президент РФ в соотви-и с К РФ и фед-и законами определяет основные направления внутренней и внешней политики гос-а.

Президент РФ как глава гос-а пред-ет РФ внутри страны и в междун-х отнош-х.

През-т РФ:

а) назначает с согласия Гос-й Думы Председ-ля Правит-ва РФ;

б) имеет право председат-ать на заседаниях Правит-ва РФ;

в) принимает решение об отставке Правительства Р.

През-т РФ может испол-ть согласительные процедуры для разрешения разногласий м/у орг-и гос-й власти РФ и орг-и гос-й власти субъектов Рф, а также м/у орг-и гос-ой власти субъектов РФ. В случае недостижения соглас-го решения он может передать разрешение спора на рассмо-ие соответствующего суда.

През-т РФ при обстоя-х и в порядке, предусмотренных фед-м конст-м законом, вводит на терр-и РФ или в отдельных ее местностях чрезв-е положение с незамедлительным сооб-ем об этом Совету Фед-и и Гос Думе. През-т РФ обл-ет неприкос-ю.

Президент РФ избир-ся на 4года граж-ми РФ на основе всеобщего равного и прямого избир-о пра­ва при тайном голос-ии. Прези-м РФ может быть избран граж-н РФ не моложе 35 лет, постоянно прожив-й в РФ не менее 10 л. Одно и то же лицо не может занимать должность През-а РФ более двух сроков подряд. Порядок выборов През-а РФ опред-я ФЗ.

При вступлении в должность През-т РФ приносит на­ роду след-ую присягу:

«Клянусь при осущ-и полномочий През-а РФ уважать и охранять права и свободы чел и граж-а, соблюдать и защищать К РФ, защищать суверенитет и независ-ть, безо­па-ть и целостность гос-а, верно служить народу».

Присяга приносится в торжес-ой обстановке в присутствии членов Совета Фед-и, депутатов Гос-й Думы и судей Конст-го Суда РФ.

През-т РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным През-м РФ.

През-т РФ прекращает исполнение полномочий до­срочно в случае его отставки, стойкой неспос-ти по сост-ию здоровья осу­щ-ть принад-ие ему полномочия или отрешения от долж-ти. При этом выборы През-та РФ должны состояться не позднее 3 ме­сяцев с момента досрочного прекращ-я испол-я полномочий.

Во всех случаях, когда През-т РФ не в сос-и вы­полнять свои обяз-ти, их временно исполняет Председ-ь Правит-а РФ. Исполняющий обяз-ти През-та РФ не имеет права распускать Гос-ю Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений К РФ.

 

18. Закон-й процесс:

К нему относ-я: 1)разраб-ка проекта закона, т.е. внос-я предлож-е о необх-ти данного закон-го проекта и непосред-о осущ-я подгот-ка закона проекта;2)закон-ая инициат-ва принад-т през-ту, прав-ву членам Совета Фед-ии, деп-м Гос Думы, а также судом по вопросам их ведения.3)принятиепалатами ФС;4)подпис-е През-м;5)дейст-е закона;6)обнародование и вступ-е в законную силу.

 

19. Правит-во РФ, его стр-ра и полномочия. Правительство России осущ-ет исполнительную власть. Стр-ра Правит-ва может быть представлена следующим образом: Председатель Правит-ва → Заместители Председателя Правит-ва → Федеральные министры. Председатель Правит-ва предст-ет Президенту предложения о стр-ре федеральных органов исполнительной власти. Правит-во решает след. вопросы:1. разрабатывает и предст-ет в Гос. Думу фед. бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет в Гос. Думу отчет об исполнении бюджета;2. обеспечивает проведение в РФ единой гос. политики в области кул-ры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;3. осущ-ет упр-ние федеральной собст-тью;4. осущ-ет меры по обеспечению обороны страны, гос-ной безопасности, реализации внешней политики РФ;5. осущ-ет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собст-ти и общ-го порядка, борьбе с преступностью;6. осущ-ет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ. Постановления и распоряжения Правит-ва обязательны к исполнению в РФ, но они не могут противоречить фед. законам. Правит-тво может подать в отставку, к-ая принимается или отклоняется Президентом РФ. Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 установлена след. стр-ра фед-ных органов испол-ной власти. 1. Фед-ные мин-ва, фед-ные службы и фед-ные агентства, руководство деят-тью к-ых осущ-ют Президент РФ, фед-ные службы и фед-ные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 2. Федеральные министерства, руководство которыми осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам; 3. Федерю службы и федер. агентства, руководство к-ми осущ-ет Правит-во РФ.

20. Судебная система, её стр-ра. Согласно закону «О судебной системе РФ» в нашей стране действуют федеральные суды (Конституционный Суд, федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды) и суды субъектов Федерации (конституционные или уставные суды и мировые судьи). Конституционный Суд РФ существует самостоятельно, без связи с конституционными (уставными) судами, не образует подсистемы судов конституционной юрисдикции, не пересматривает решения иных судебных органов, т. е. самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть, проверяет законность нормативных актов и соответствие их Конституции. Система федеральных судов общей юрисдикции включает в себя три группы судов. Первая группа - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые, областные, суды автономной области, автономных округов, городов федерального значения, районные суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным им. Вторая группа - военные суды. Третья группа - специализированные суды, которые благодаря специализации судей способны быстрее и правильнее рассматривать определенные категории гражданских и административных дел. Система арбитражных судов делится на три уровня: первый - Высший Арбитражный Суд, второй - федеральные арбитражные суды округов, третий - арбитражные суды республик, краев, областей, автономных областей и автономных округов, городов федерального значения. Функции арбитражного суда и его структура имеют много схожего с судом общей юрисдикции. Отличие в том, что последний создается в самых малых админ-но-территориальных подразделениях, чтобы быть ближе к населению. Но система арбитражных судов не предусматривает звена, максимально приближенного к населению.

 

21. Правоохранительные органы: понятие и система. Правоохранительные органы - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К правоохранительным органам относятся; суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции. Судебную систему РФ составляют суды трех категорий: обычные суды, арбитражные, конституционные. К федеральным судам общей юрисдикции относятся районный суд, верховный суд республик, краевой, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Верховный Суд РФ, а также военные и специализированные суды. Арбитражные суды. Они осущ-ют правосудие путем разрешения экономич. споров. Систему арбитражных судов в РФ составляют: Высший Арбитражный суд РФ, федер. арбитражные суды округа(10), арбитражные суды республик, краев, областей, городов федер. значения, автономной области, автономных округов. Конституционный контроль на федер. уровне осущ-ся Конституционным Судом РФ, состоящим из 19 судей. Прокуратура – спец. гос. орган, в компетенцию к-го входит возбуждение уголовного дела. Цель прокурорской деят-ти – это выполнение верховенства закона. Прокуратура рассматривает тяжкие уголовные дела. Таможенная служба осещ-ет таможенный контроль, надзор, взыскивает неуплаченные таможенные платежи. Инспекция федеральной налоговой службы (ИФНС) — территориальный орган федерального органа исполнительной власти межрайонного, городского (районного) уровня, подотчетный Федеральной налоговой службе Российской Федерации, осуществляющий контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых платежей, сборов, а в случаях, установленных законом — и иных платежей в соответствующий бюджет. Структура налоговых органов в РФ. Федеральная налоговая служба (ФНС) — правопреемник Министерства РФ по налогам и сборам. В настоящее время ФНС находится в ведении Министерства финансов РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.