Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система гласных и согласных фонем, их состав в сильных и слабых позициях. Функциональная значимость фонем. Фонемные и морфофонемные ряды единиц звук.системы




Фонема

Ключевым понятием функциональной фонетики, или фонологии является понятие фонемы. Фонология возникла в России в 70-х гг.19века. Термин «фонема» ввел в языкознание русско-польский лингвист Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка. Фонемы как абстрактные единицы звукового строя языка самостоятельного бытия не имеют, а существуют лишь в звуках речи.

В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему.

Фонема может самостоятельно различать слова и формы. Дал – дол – дул ([а] - [о] -[у] – различители словоформ – фонемы, их качество не зависит от позиции, т.к.они выступают в одной и той же фонетич.позиции). Фонемы могут выступать как в словоразличительной функции, напр. кора - нора, или в форморазличительной, напр. рука - руке. (Ещё одна функция фонем - конститутивная. В этой функции фонемы выступают как строительный материал, из кот.создается звуко.оболочка яз.единиц, наделенных значением (морфем, слов и их форм))

Фонема как функциональная единица не совпадает со звуком речи: она только реализуется в звуках речи, которые представляют собой её аллофоны (варианты): [п'ил] - [пыл] ([и]- [ы] – аллофоны фонемы «и»).

 

Общее понятие фонемы:

Фонема – это единица звук.системы яз., кот.может самостоятельно различать словоформы данного яз.,противопоставляясь другой фонеме в одинаковой позиции совокупностью присущих каждой из них постоянных признаков и кот.реально представлена в речи её аллофонами.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee, нем. Bann и Bahn).

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются интегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х]. Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются аллофонами. Иногда используются также термины «оттенок» (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент» (Бодуэн де Куртенэ).

ОСОБЕННОСТИ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЯ КАК ЯЗЫКА КОНСОНАНТНОГО ТИПА

В рус. фонол. сист. определяющую роль играют согл., тогда как вокализм оказывается в подчиненных отношениях к консонантизму: 1) согласные фонем больше количественно, чем гласных(37/5), это означает, что и для образования и их форм, и для их различения у согласных во много раз > возможностей, чем у гласных. Т.е. информативность согл.РЯ языка намного выше информативности глас.

2) в потоке речи согласные оказывают влияние на гласные, в результате чего обнаруживается варьирование аллофонов гласных фонем. Обратное влияние – незначительно, мы его не замечаем.

3)Ядро фонологической системы. Важнейшей типологической особен-ю РЯ в области консонантизма является объединение бол-ва согл. фонем в 2 соотносительных ряда — в ряд парных твердых — мягких согл. фонем и в ряд парных глухих — звонких согл. фонем; вне этих 2 рядов остаются только единичные фонемы. Ряд твердых — мягких и ряд глухих — звонких парных согласных фонем образуют ядро фонолог.системы РЯ и определяют все осн. ее особенности; вокруг этого ядра концентрируются все остал. фонолог. единицы. В самом же ядре гл.роль играет противопоставление согл. по признаку твердости — мягкости, так как, во-1х, в это противопоставление втянуто наибол. количество согласных фонем, а во-2х, именно твердые — мягкие согл., оказывая наи> существен. влияние на соседние с ними глас., обусловливают все своеобразие реализации в потоке речи аллофонов глас. фонем.

 

4.Фонетическая и фонологическая системы. Чередование единиц звуковой системы. Позиционная мена фонем. Позиционные изменения звуков как аллофонов фонем.

Выделение 2-х аспектов фонетики позволяет различать понятия фонетической и фонологической систем яз.

Фонетич. система – изучение звук. единиц в артикуляционно-физиолгическом плане, установление х-ра образования гласных и согласных звуков, их отношений и изменений в потоке речи. (та звуковая система, кот.реально представлена в речи).

Звук – минимальная фонетич.единица; слог – наименьшая единица реч.цепочки; фонетич.слово – часть фразы, объединённая одним словесным ударением; синтагма – отрезок фон.фразы, кот.х-ся особой интонацией и тактовым ударением; фонетич.фраза – отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами).

Все фонетич. единицы связаны между собой и зависят др.от др. – они составляют систему. (звук-слог-такт-фраза)

Изучение же звук. единиц в функциональном плане, установление функционально значимых единиц и их отношений, не данных в непосредственном наблюдении; позволяет представить фонологическую систему яз. (систему противопоставленных фонем, играющих роль различителей слов и форм слова)

Фонологическая система яз. – это внутренне организованная совокупность его фонем, связанных определёнными отношениями. (Фонема; аллофон фонемы). Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются не как физическое (акустика), не как биологическое (артикуляция) явление, а как средство общения и как элемент системы языка.

Каждый язык обладает своей системой фонем (фонологической системой). Фонологические системы отличаются друг от друга: - Количеством фонем. - Соотношением гласных и согласных фонем. - Фонологическими оппозициями.

В разных языках существуют свойственные их системам организации фонемных групп (фонологических оппозиций). Например, в рус. яз. фонематично противопоставление твердых и мягких согласных., во французском - носовых и неносовых согласных, в анг. и нем. языках - долгих и кратких гласных.

ЧЕРЕДОВАНИЕ ЕДИНИЦ ЗВУКОВОЙ СИСТЕМЫ — это мена единиц звук.системы при образовании слов или форм слов, кот. определяется не фонетич. причинами, а причинами словообразоват. или морфологич. х-ра: такие чередования сопровождают образование слов и их форм. Н-р, образование уменьшительных существительных муж. рода с суффиксом -ок от слов, крюк — крючок. В р.я.равноправие вариантов - «землей» и «землею». Эти чередования не обусловлены фонетически, т. е. влияние соседних звуков или позицией соглас. (историч.или грамматич.чередования не интересуют фонетику).

В отл.от чередований позиционная мена фонем и позицион.изменения звуков как аллофонов фонем имеют непосред. отнош-е к звук.системе и явл-ся предметом изуч. фонетики.

Но между позицион. меной фонем и позиционными изменениями звуков сущ-т принципиал. различие.

ПОЗИЦИОННАЯ МЕНА ФОНЕМ — это такая взаимная мена фонологически значимых единиц, кот.определяется действующими в данном яз.синтагматич.законами дистрибуции этих единиц. Синтагматические законы разрешают/не разрешают ту/иную сочетаемость или то/иное распределение фонем на синтагматической оси: Так, н-р, в РЛЯ действует синтагматический закон, кот. запрещает звонким шумным выступать в позиции перед глухими шумными и наоборот; звонкие шумные запрещены и в абсолютном конце слова или синтагмы. (кружка - [шк], дуб - [п]

ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ КАК АЛЛОФОНОВ ФОНЕМ — это такие их изменения, кот. возникают под действием соседних звуков. В этом случае происходит уподобление качества одного звука качеству др. Такое уподобление имеет х-р процесса, а не закона. Они м.осуществляться и не осуществляться, или осуществляться непоследовательно, или осуществляться по-разному у разных носителей языка.

Позиционная мена согласных фонем связана с отн-ми глухих и звонких шумных в положении перед шумными и на конце слова, а также с меной твердого / мягкого согл. в позиции перед [е];

Позиционные же изменения аллофонов согласных фонем — гл.образом с отношениями твердых и мягких согл. в положении перед согласными, а также с некот.явл-ми в произнош-и согл. на стыках морфем и знаменательных слов.

Позиционная мена гласных фонем связана с их распределением в удар. и безудар. слогах; позиционные же изменения аллофонов этих фонем — с воздей-м на глас. предшеств. и последующих согл.

 

 

В РЛЯ и согл., и глас. фонемы м. выступать в раз. позициях с т. зр. возможностей различения в этих позициях фонологически значимых ед-ц: Позиции max различения фонологически значимых ед-ц яв-ся сильными, а позиции </min их различения — слабыми.

Сильная позиция фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам.

Слабая позиция - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: сома, сама; нога, нага; рок, рог; рот, род. (Нейтрализация фонем - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.)

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.