Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.3. Элементы налогообложения




К элементам налогообложения относятся:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

1. Объект налогообложения - это определенное экономическое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Наличие стоимостной характеристики у объекта налогообложения предполагает возможность его оценки; количественной - возможность измерения или подсчета; физической - вещественную форму (определенные вес, объем, глубину, ширину, высоту и другие физические параметры).

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения могут являться:

операции по реализации товаров (работ, услуг). Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаются совершенные на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных НК РФ, - и на безвозмездной основе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг (п. 1 ст. 39 НК РФ). Операции по реализации товаров, работ, услуг являются объектом налогообложения, например, по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

1) Имущество - это виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Имущество может являться объектом налогообложения транспортным налогом, налогом на имущество организации. Например, транспортное средство по своей стоимостной характеристике будет являться частью налогооблагаемой базы по налогу на имущество организации, а по своим физическим параметрам, таким как мощность мотора, измеряемая в лошадиных силах, будет являться объектом транспортного налога.

2) Прибыль - экономическая выгода лица за вычетом расходов, связанных с ее получением (превышение доходов над расходами).

3) Доход - экономическую выгоду лица без вычета расходов, связанных с ее получением.

4) Иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики.

Легальное определение объекта налогообложения отсутствует. Подробные же перечни объектов налогообложения применительно к конкретным налогам содержатся в соответствующих главах части второй НК РФ и актах законодательства о конкретных налогах. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

В статье 43 НК РФ дается легальное определение таких видов доходов, как дивиденды и проценты.

2. Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база позволяет установить, действительно ли существует объект налогообложения, и сумму налога, так как именно к ней применяется ставка налога.

Оценку налоговой базы можно производить с помощью стоимостных показателей (например, сумма прибыли, дохода), объемно-стоимостных показателей (например, объем реализованной продукции, работ или услуг), физических показателей (например, добытого сырья).

Налоговая база устанавливается применительно к каждому конкретному налогу. При этом налоговая база и порядок ее определения устанавливаются исключительно на федеральном уровне, в НК РФ.

Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета (налогового учета) и на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, обязательства и операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности. Бухгалтерский учет ведется в валюте РФ - в рублях. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно после ее совершения. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы организации не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься только после согласования с участниками соответствующих хозяйственных операций.

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, составляются регистры бухгалтерского учета. Хозяйственные операции организации должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в строго хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистры бухгалтерского учета должны быть защищены от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обоснованно и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения). Налоговые декларации заполняются с указанием на титульном листе признака корректировки и номера корректировки, форма налоговой декларации должна соответствовать данному налоговому периоду.

Если невозможно определить период совершения ошибки, перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором эти ошибки выявлены.

При этом перерасчет налоговых обязательств может быть произведен как в сторону их увеличения, так и в сторону их уменьшения.

Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином России. Учет доходов, расходов и хозяйственных операций ведется индивидуальными предпринимателями путем фиксирования в Книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом, раздельно по каждому из видов осуществляемой предпринимательской деятельности. В Книге учета отражаются имущественное положение индивидуального предпринимателя, а также результаты предпринимательской деятельности за налоговый период. Учет доходов и расходов и хозяйственных операций ведется в валюте РФ - в рублях. Записи в Книге учета по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем перерасчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения дохода (фактического осуществления расхода).

Выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности, должно быть подтверждено первичными учетными документами. Первичные учетные документы должны быть составлены в момент совершения хозяйственной операции, а если это невозможно - непосредственно по окончании операции. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается; в остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься только после согласования с лицами, составившими и подписавшими эти документы.

Остальные налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения.

В случаях, предусмотренных НК РФ, налоговые органы исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе имеющихся у них данных.

3. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ. Что касается ставок по региональным и местным налогам, то тут законодатель предоставляет право органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определять налоговые ставки по региональным и местным налогам, но в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Налоговые ставки могут быть достаточно разнообразны. Это объясняется особенностями объекта налогообложения и способом определения налоговой базы по каждому налогу. Можно выделить следующие виды ставок:

1) твердые ставки (специфические ставки) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Указанные ставки применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Вместе с тем, существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы;применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

3) комбинированные ставки (смешанные ставки) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы; традиционно используются при установлении таможенных пошлин. Однако в последнее время эти ставки, вслед за Европейским союзом, стали использоваться и при установлении российских внутренних налогов - акцизов на табак.

4. Налоговый период -временной промежуток времени, за который следует определять налоговую базу. В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Более того, при установлении некоторых налогов законодатель определяет различные налоговые периоды применительно к разным налогоплательщикам. Следует обратить внимание, что налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне Налоговым кодексом независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Понятие «налоговый период» следует отличать от понятия «отчетный период». Несмотря на отсутствие определения отчетного периода, анализ части второй НК РФ позволяет сделать вывод, что отчетным периодом признается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. Отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, и поэтому отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Налоговый период является одним из существенных элементов налогообложения, без определения которого в соответствующей главе части второй НК РФ или ином акте законодательства о налогах и сборах налог не считается установленным.

В соответствии с п. 1 ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается отрезок времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.

Чаще всего налоговый период устанавливается сроком в один календарный год, который начинается с 1 января и заканчивается 31 декабря. Однако встречаются и другие налоговые периоды (один месяц, один квартал).

В тех случаях, когда фактический период налогооблагаемой деятельности организации не совпадает с продолжительностью налогового периода, установленной НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах, действуют особые правила исчисления налогового периода.

Так, если налоговый период равняется календарному году, действуют следующие правила:

1) если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени с ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации;

2) если организация создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания;

3) если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня ликвидации или реорганизации;

4) если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации или реорганизации;

5) если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована или реорганизована до конца следующего календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации или реорганизации (данное правило не действует в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций).

Важно отметить, что указанные правила не применяются в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации или реорганизации юридического лица изменение отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

5. Порядок исчисления налога не содержит каких-либо методик или правил определения размера налогового платежа. Порядок исчисления налога представляет собой законодательное закрепление за тем или иным лицом обязанности исчислить налог. Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога:

· налогоплательщиком самостоятельно;

· налоговым агентом;

· налоговым органом.

Законодатель выбирает тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся ИП, законодатель старается не возлагать на него обязанность исчисления налога, переложив это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган.

Если обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган, то последний не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны: размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы и срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается ФНС России.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом.

По общему правилу требование об уплате налога (сбора) должно быть исполнено налогоплательщиком в течение десяти календарных дней с даты его получения (п. 4 ст. 69 НК РФ). Однако в самом требовании может быть указан и более продолжительный срок.

При исчислении срока для исполнения требования об уплате налога (сбора) необходимо учитывать, что в соответствии с п. 2 ст. 6.1 НК РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Поэтому срок для исполнения требования об уплате налога (сбора) начинает течь на следующий день после получения должником указанного требования либо, в случае если требование было направлено заказным письмом, на седьмой день после направления заказного письма. В случае же, когда последний день срока, установленного для исполнения соответствующего требования, приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

По общему правилу действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока (абз. 1 п. 8 ст. 6.1 НК РФ). Однако в нашем случае данное правило не работает. Требование об уплате налога исполняется путем перечисления налогоплательщиком соответствующих сумм на указанные в данном требовании коды бюджетной классификации. Поэтому срок для исполнения этого требования истекает в тот час, когда в банках, через которые возможно перечисление денежных средств на счета Федерального казначейства, по правилам внутреннего распорядка прекращаются соответствующие операции. Данная норма отсутствует в НК РФ, однако в качестве примера можно привести положение п. 1 ст. 194 ГК РФ, в котором указано, что если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.

Также необходимо отметить, что в соответствии с НК РФ срок для исполнения требования об уплате налога (сбора) является пресекательным и восстановлению не подлежит.

Если обязанность налогоплательщика (налогового агента) или плательщика сборов по уплате налога или сбора изменилась после направления требования об уплате налога (сбора), налоговая инспекция обязана отозвать у налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов) первоначальное требование и направить ему уточненное требование (ст. 71 НК РФ). Срок для исполнения требования в таком случае начинает течь со дня, следующего за днем направления уточненного требования.

На основании выставленного налоговым органом требования налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сборов) обязан уплатить соответствующую сумму налога или сбора, а также пеней. Неисполнение в установленный срок указанного требования является основанием для применения налоговым органом обеспечительных мер и мер принудительного взыскания налога (сбора) и пеней. Однако нарушение прав налогоплательщика при направлении требования об уплате налога является основанием для признания незаконными всех последующих решений и действий налогового органа по принудительному взысканию недостающих сумм.

6. Порядок уплаты налогов и сроки уплаты налогов и сборов определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель должен определить следующие особенности определения порядка уплаты:

- уплата налога производится единовременно или по частям;

- уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Обязанность по уплате налога (сбора) должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога (сбора) досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога или сбора является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора) в соответствии со ст. 69 НК РФ. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в срок, установленный в требовании об уплате налога, налоговым органом производится принудительное взыскание налога в порядке, предусмотренным ст. ст. 46, 47 (для организации или индивидуального предпринимателя) и ст. 48 НК РФ (для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем).

При уплате налога (сбора) в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик уплачивает пени. Уплата пеней является мерой обеспечения полной уплаты налогов и сборов в бюджет, а не мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Именно поэтому сумма пеней уплачивается помимо собственно сумм налога (сбора), подлежащего уплате, и независимо от применения других обеспечительных мер и мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным в законодательстве о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Расчет пени производится умножением неуплаченной суммы налога и 1/300 ставки рефинансирования, определяемой ЦБ РФ, за каждый день просрочки.

Пени могут быть уплачены как одновременно с уплатой сумм налога (сбора), так и после уплаты этих сумм в полном объеме.

7. Налоговые льготы - предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения «группы налогоплательщиков», при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.

Льготы по налогам и сборам - это преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков или плательщиков сборов по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов. Применение льгот является не обязанностью налогоплательщика, а правом, которым он может и не воспользоваться и исчислять налоги на общих основаниях. Если же налогоплательщик желает воспользоваться предоставляемыми ему законодательством о налогах и сборах льготами, ему необходимо выполнить все условия, которые установлены законодательством для их применения.

Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие общие принципы предоставления налоговых льгот:

1) не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

2) нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуального характера. Реализация данного принципа призвана способствовать формированию равных условий для всех налогоплательщиков и препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков;

3) налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах;

4) законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе предусматривать налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении региональных налогов;

5) представительные органы муниципальных образований вправе предусматривать налоговые льготы, основания и порядок их применения при установлении местных налогов;

6) налоговые льготы могут быть предоставлены только и исключительно актами законодательства о налогах и сборах. На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях, образовании, культуре и т.п.

Основными целями предоставления льгот по налогам и сборам могут являться:

1) реализация федеральных, региональных и местных программ и социально-экономических задач, отнесенных к числу приоритетных;

2) стимулирование использования финансовых ресурсов налогоплательщиков для расширения и обновления производств и технологий с целью увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создания новых рабочих мест;

3) повышение уровня социальной защиты населения;

4) обеспечение полноты и своевременности поступлений сумм налогов и сборов в бюджеты соответствующих уровней.

Налогоплательщикам и плательщикам сборов могут предоставляться льготы по налогам и сборам в следующих формах:

· необлагаемый минимум объекта налога (сбора);

· изъятие из обложения определенных объектов налога (сбора);

· освобождение от уплаты налога (сбора);

· понижение налоговых ставок;

· вычет из суммы налога (сбора), подлежащей к уплате;

· иные предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики (плательщики сборов) вправе:

1) использовать льготы по налогам и сборам на основании и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

2) отказаться от использования льгот по налогам и сборам либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

При использовании права на налоговые льготы налогоплательщик представляет в налоговый или финансовый орган сведения о сумме, на которую уменьшена величина платежа в результате использования льгот.

 

Контрольные вопросы:

12. Соотнесите понятия «предмет» и «объект налогов».

13. Приведите основные виды объектов налогообложения.

14. Определите понятия «масштаб налога» и «единица налога».

15. Определите соотношение объекта налога и налогооблагаемой базы.

16. Сформулируйте основные принципы определения на­логооблагаемой базы.

17. Приведите методы инфляционной корректировки нало­гооблагаемой базы.

18. Перечислите виды налоговых ставок.

19. Дайте определение налоговой льготы. Как Вы считаете, какое влияние оказывают налоговые льготы на экономику?

20. Приведите способы предоставления налоговых льгот.

 

Практическое занятие (семинар)

Вопросы:

1. Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога.

2. Субъект налогообложения

3. Объект и предмет налогообложения.

4. Налоговый период.

5. Налоговая база.

6. Налоговая ставка.

7. Налоговые льготы.

8. Порядок исчисления налога.

9. Порядок и сроки уплаты налога.

Задачи:

Задача 1

ИФНС направила ООО «М» требование от 25.09.2003 № 862 об уплате налогов и установила срок исполнения требования - до 29.09.2003, указав в нем срок уплаты налогов - 01.01.2003. Требование направлено обществу заказным письмом от 29.09.2003, что подтверждается реестром отправленных инспекцией писем и получено ООО «М» 01.10.2003. Поскольку ООО «М» не исполнило указанное требование в установленный срок, инспекция приняла решение от 01.10.2003 №3167 о взыскании суммы недоимки за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банках и направила в банк инкассовые поручения от 08.10.2003 № 6106 и № 6107. В связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете налогоплательщика, ИМНС на основании статьи 47 НК РФ приняла решение от 14.10.2003 № 99/253 и вынесла постановление от 14.10.2003 № 95/253 о взыскании недоимки по налогам за счет имущества ООО «М» в пределах сумм, указанных в требовании от 25.09.2003 № 862. Общество не согласилось с постановлением Инспекции от 14.10.2003 № 95/253 и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, считая, что налоговым органом не соблюден порядок взыскания задолженности, предусмотренный статьями 46 и 47 НК РФ. Дайте правовую оценку ситуации.

Задача 2

В приведенном списке укажите виды налоговых льгот, которые используются в каждом случае:

а) от уплаты земельного налога освобождаются бюджетные организации;

б) для детских товаров применяется пониженная ставка НДС;

в) не взимается налог на наследство в случае, если наследник проживает

совместно с наследодателем;г) освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц образовательные расходы, уплаченные за обучение детей в образовательных учреждениях.Поясните, каковы цели предоставления льгот?

Задача 3

Назовите элементы налогообложения, которые соответствуют приведенным ниже характеристикам:

а) сумма, из которой выплачивается налог;

б) часть налоговой базы, подлежащая уплате в бюджет;

в) исключения из общего режима налогообложения;

г) совокупность действий по фактическому внесению сумм налога в бюджет;

д) характеристика налога, определяемая по данным бухгалтерского учета;

е) носитель налога;

ж) стоимостное выражение объекта налогообложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.