Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1.4. Участники налоговых правоотношений 2 страница




Помимо этого, когда доверенность выдается юридическому лицу, в доверенности необходимо учесть возможность представителя передоверить совершение порученных ему действий своим сотрудникам, поскольку непосредственными исполнителями данных поручений будут выступать именно они.

Налоговые органы. Налоговые органы в РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей (п. 1 ст. 30 НК РФ). В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является Федеральная налоговая служба, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Федеральную налоговую службу (далее - ФНС России) возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов РФ. Руководитель ФНС России несет персональную ответственность за выполнение возложенных на ФНС России задач и функций. Руководитель ФНС России имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относятся:

a) управления ФНС России по субъектам РФ;

b) межрегиональные инспекции ФНС России;

c) инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления;

d) инспекции ФНС России межрайонного уровня.

Налоговые органы при осуществлении возложенных на них функций по контролю и надзору в области налогов и сбор вправе:

1) требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.

3) производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены.

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (см., например, п. 2 ст. 101 НК РФ);

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ (ст. ст. 76, 77 НК РФ);

6) в порядке, предусмотренном ст. 92 НК РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утверждается Минфином России;

7) определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги (ст. 40 НК РФ);

8) требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (см., например, п. 3 ст. 88 НК РФ);

9) взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ (ст. ст. 46 - 48 НК РФ);

10) требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ.

При этом банки могут представить выписки по счету и иные документы, используемые в банковской сфере при оформлении операций по счету;

11) привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков (см. ст. ст. 95 - 97 НК РФ).

Пунктом 1 ст. 129 НК РФ установлена ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

Согласно п. 2 ст. 129 НК РФ дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влечет применение к ним мер ответственности;

12) вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.

Участие свидетеля регулируется ст. 90 НК РФ.

Ответственность свидетеля за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний предусмотрена ст. 128 НК РФ;

13) заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;

14) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

В качестве иных прав, предусмотренных НК РФ, можно выделить, в том числе следующие:

право участия при определении источников дохода (ст. 42 НК РФ);

право быть залогодержателем (ст. 73 НК РФ);

право осуществлять зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).

Основные обязанности налоговых органов перечислены п. 1 ст. 32 НК РФ, которая в соответствии с Федеральным законом № 137-ФЗ была изложена в новой редакции.

Прежде всего, согласно подп. 1 п. 1 указанной статьи установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Пунктом 1 ст. 82 НК РФ определено, что деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ, признается налоговым контролем.

В подпункте 3 п. 1 ст. 32 НК РФ указана обязанность вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц. Учет организаций и физических лиц проводится по определенным в ст. ст. 83, 84 НК РФ правилам.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

о действующих налогах и сборах;

о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах.

При этом следует отметить, что согласно ст. 34.2 НК РФ Минфин России также дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, а органы исполнительной власти в субъектах РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Следовательно, возникает вопрос о порядке разграничения полномочий в этой сфере двух ведомств - ФНС России и Минфина России.

В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства» были даны пояснения, согласно которым в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета, а по вопросам применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления;

о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

о правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

Кроме того, налоговые органы обязаны также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

При этом в п. 1 ст. 34.2 предусмотрено, что формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения утверждаются Минфином России (после упразднения Министерства РФ по налогам и сборам).

Значит, ранее изданные Министерством РФ по налогам и сборам (и его управлениями по субъектам РФ) письма, разъяснения, методические указания и пр. сохраняют силу впредь до их полной отмены Минфином России или ФНС России.

Таким образом, ФНС России имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности (подп. 6.3 п. 6 Положения о ФНС России).

Непосредственно с вышеуказанной обязанностью налоговых органов связана следующая обязанность налоговых органов - руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ).

В подпункте 6 п. 1 ст. 32 НК РФ указана обязанность сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (см. ст. ст. 78, 79 НК РФ).

Подпунктом 8 п. 1 ст. 32 НК РФ установлена обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение (о налоговой тайне см. ст. 102 НК РФ).

В подпункте 9 п. 1 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки (ст. 100) и решения налогового органа (ст. 101 НК РФ), а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (ст. ст. 69, 70 НК РФ).

Отдельно необходимо отметить, что в соответствии с последними изменениями, внесенными в НК РФ Федеральным законом № 137-ФЗ, акт налоговой проверки составляется в порядке, предусмотренном ст. 100 НК РФ, и по результатам камеральной налоговой проверки в том случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах (п. 5 ст. 88 НК РФ), и по результатам выездной налоговой проверки независимо от того, были обнаружены нарушения в ходе проверки или нет.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

В силу подп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Перечень обязанностей, содержащийся в п. 1 ст. 32 НК РФ, не является исчерпывающим, поскольку п. 2 ст. 32 НК РФ установлено, что налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

В качестве еще одной обязанности, предусмотренной нормами НК РФ, следует указать обязанность налоговых органов не допускать причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля, предусмотренную ст. 103 НК РФ.

Помимо этого, ряд обязанностей налоговых органов прописан в ст. 7 Закона РФ о налоговых органах, среди которых можно выделить обязанность сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций.

Пунктом 3 ст. 32 НК РФ установлено, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение десяти дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В данном случае имеются в виду преступления, предусмотренные ст. ст. 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ.

В настоящее время действует Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, утвержденная Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. № 76/АС-3-06/37.

Финансовые органы. В соответствии с п. 1 ст. 34.2 «Полномочия финансовых органов в области налогов и сборов» НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ, в ведение Минфина России перешли некоторые функции, ранее принадлежавшие МНС России, а именно: дача письменных разъяснений по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах; утверждение форм расчетов по налогам и форм налоговых деклараций, обязательных для налогоплательщиков и налоговых агентов, а также порядка их заполнения.

При этом ФНС РФ в пределах своей компетенции может издавать только индивидуальные правовые акты, но не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

На региональном и муниципальном уровнях финансовые органы (органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов) дают письменные разъяснения по вопросам соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (п. 2 ст. 34.2 НК РФ).

Указанные разъяснения финансовые органы обязаны дать в течение законодательно установленного срока. срок рассмотрения составляет два месяца со дня поступления запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) финансового органа он может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При рассмотрении вопроса о разграничении полномочий финансовых органов и налоговых органов в сфере разъяснительной работы по вопросам налогообложения следует иметь в виду, что Минфин России в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 «О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства» пояснил: в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обращаться в налоговый орган по месту своего учета. По вопросам же применения законодательства о налогах и сборах налогоплательщик вправе обращаться за разъяснениями соответственно в Минфин России и другие финансовые органы в субъектах РФ и органах местного самоуправления.

При этом следует учитывать, что согласно подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным государственным органом (их должностными лицами) в пределах их компетенции, является одним из обстоятельств, исключающих вину в совершении налогового правонарушения. Указанное обстоятельство устанавливается при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к тем налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение (независимо от даты издания таких документов).

В то же время ответственность за совершение налогового правонарушения не исключается в случае, если письменные разъяснения уполномоченного государственного органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).

Правоохранительные органы. Основные полномочия органов внутренних дел в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, перечислены в ст. 36 НК РФ. К ним относятся:

· участие вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках (обязательно по специальному запросу налоговых органов) с целью выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах;

· обязанность в 10-дневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Контрольные вопросы:

21. Приведите нормативное определение таможенного органа.

22. Укажите структуру таможенных органов РФ.

23. Перечислите полномочия таможенных органов по взиманию налогов и таможенных пошлин, полномочия при осуществлении производства по делам о нарушении правил уплаты налогов и таможенных пошлин и полномочия при привлечении к ответственности за нарушение правил уплаты налогов и таможенных пошлин.

24. Укажите статус органов Федерального казначейства.

25. Приведите структуру органов государственного управления финансами в Российской Федерации.

26. Дайте определение понятия «налогоплательщик». Coвпадают ли понятия «налогоплательщик» и «юридическое лицо».

27. Определите круг обязанностей налогоплательщика.

28. Приведите права налогоплательщика.

Практическое занятие (семинар):

Вопросы:

1. Министерство финансов Российской Федерации.

2. Федеральная налоговая служба.

3. Налоговые органы.

4. Налогоплательщики и плательщики сборов. Налоговые агенты.

5. Представители налогоплательщиков и налоговых агентов.

6. Сборщики налогов и сборов.

7. Банки.

8. Органы государственных и внебюджетных фондов.

9. Органы внутренних дел.

Задачи:

Задача 1

Сравните правовой статус налогоплательщика - физического лица и налогоплательщика-организации: налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента. Что у них общего и в чем различия?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.