Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биржевые сделки и их предмет





Биржевой товар – товары массового производства, качественно однородные, поддающиеся стандартизации.

Подобная характеристика биржевого товара связана с тем, что при заключении сделок на бирже покупатель не видит реальный товар, а сама торговля осуществляется по образцам или же по стандартам, установленным конкретной биржей.

Что же касается понятия «биржевая сделка», то его можно сформулировать следующим образом – это зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключенный участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Кроме того, все многообразие биржевых сделок можно свести к двум основным видам (прил. 2):

– сделки в отношении реального товара (кассовые и форвардные);

– сделки без реального товара (твердые, онкольные, опционные, фьючерсные;

– другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в Правилах биржевой торговли.

Кассовые сделки (сделки на наличные) – сделки, которые подлежат немедленному исполнению и имеют целью действительную передачу товара.

Форвардные сделки – сделки, которые имеют целью действительную поставку товара в будущем и подлежат исполнению в срок и на условиях, установленных сторонами (в том числе сделки на товар «в пути», т.е. на прибывающий товар).

Твердые сделки – сделки, по которым продавец в обусловленный срок обязан продать, а покупатель купить товар по цене, установленной сторонами при заключении сделки.

Онкольные сделки – сделки, по которым продавец в обусловленный срок обязан продать, а покупатель купить товар по цене, которая устанавливается сторонами при исполнении сделки.

Сделки с премиями (опционы) – сделки, согласно которым одна сторона (продавец) передает право на продажу или покупку биржевого товара (контракт) по цене, фиксированной в момент заключения сделки, а другая сторона (покупатель) обязуется уплатить продавцу определенную договором премию, даже если покупатель не воспользовался своим правом.

Фьючерсные сделки – сделки, согласно которым одна сторона (покупатель) приобретает право на продажу или покупку биржевого товара (контракт), а другая сторона (продавец) обязуется в срок, установленный договором, выкупить обратно такой контракт.


5. Оптовая ярмарка, оптовый рынок и торгово-промышленная выставка


Оптовые ярмарки – самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей;

Ярмарка не может торговать от своего имени. Ее задача – создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов.

Достоинства:

·
возможность заключения в сжатые сроки большого числа договоров (обычно не более 20–30 дней);

·
возможность выбора товаров по выставленным образцам;

·
возможность одновременного решения вопросов сбыта и снабжения;

·
широкое распространение.


Вместе с тем полностью отсутствует законодательная база деятельности оптовых ярмарок. В основном регулирование осуществляется в каждом конкретном случае на уровне муниципального образования, реже на уровне РФ или субъектов РФ. В ряде случаев государство финансирует участие отечественных производителей в международных ярмарках.

Оптовые рынки работают на постоянной основе. Как правило, создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз продукции. Порядок и время проведения торгов определяются администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствие их санитарным требованиям.

Правовое регулирование отсутствует. Имеются лишь ведомственные акты: Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке, утвержденные приказом Минсельхозпрода России и Роскомторга от 01.12.94 № 292/95, и Временные правила торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденные Минсельхозпродом России 10.02.97.

Самые общие правила осуществления торгов предусмотрены ст. 447-449 ГК РФ.

В качестве организаторов торгов могут выступать специализированные организации, действующие на основании договора с собственником товаров, либо непосредственно собственники продаваемых товаров. Торги осуществляются в форме конкурса или аукциона.

Торгово-промышленные выставки служат для организации продаж изготавливаемых или впервые освоенных в производстве товаров по выставляемым образцам. На выставках устанавливаются торгово-хозяйственные связи между изготовителями и различными покупателями, осуществляется рекламный показ изделий новых видов или с улучшенными свойствами для организации сбыта. Нормативная база организации торгово-промышленных выставок отсутствует.

Оптовая ярмарка – это многокомпонентное рыночное мероприятие, на котором участники (экспоненты) на основе образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту, а также осуществляют прямые продажи демонстрируемой продукции, проводят конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия информационного характера.

Признаки оптовой ярмарки:

1. Оптовая ярмарка организуется каким-либо ведомством и (или) специальными посредническими структурами в определенном месте в целях расширения сбыта определенной продукции, не торгуемой на биржах.

2. Способ торговли ведется напрямую и позволяет изготовителям и потребителям непосредственно вступать в коммерческие связи без участия брокеров.

3. На ярмарке обязателен предварительный осмотр образцов, моделей, макетов, фотографий, товаров и т. д.

4. На ярмарке покупатели свободно и оперативно закупают реальные товары по представленным образцам.

5. Работой ярмарки руководит ярмарочный комитет, который вправе создавать рабочие органы ярмарки (дирекцию – для постоянных ярмарок, арбитраж – для правового обслуживания участников ярмарки, в том числе первичного рассмотрения споров, группу по учету договоров).

6. Для проведения ярмарки создается специальная инфраструктура, включающая выставочные помещения.

7. Ярмарки широко используются для реализации новых видов продукции или тех товаров, для реализации которых необходимы непосредственные контакты покупателей и изготовителей (например, товары со сложными технико-экономическими параметрами).

8. Ярмарка проводится за счет поступления средств от ее участников в виде денежных взносов (предварительные заказы и оплата мест).

9. Ярмарочная торговля совмещает куплю-продажу товаров, изучение конъюнктуры рынка, установление связей, PR-мероприятия.

По географическому составу экспонентов ярмарки подразделяются на:

1. всемирные;

2. международные;

3. с международным участием, с числом иностранных участников менее 10 % от общего числа участников;

4. национальные;

5. межрегиональные местные (региональные).

По отраслевому (тематическому) критерию:

1. универсальные;

2. специализированные многоотраслевые;

3. специализированные внутриотраслевые.

Организатор оптовой ярмарки – это организация, основным видом деятельности которой является подготовка и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий в России и за рубежом.

По статусу выставочные организаторы подразделяются на:

1. федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ;

2. выставочные организации;

3. торгово-промышленные палаты – федеральная и региональные;

4. ассоциации (межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ, а также отраслевые);

5. прочие организации различных форм собственности.

Товарные биржи. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которо­го — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и пред­ложения. Товарная биржа — наиболее развитая форма оптового рын­ка товаров, определяемых родовыми признаками, например, зерна, сахара, угля, металла, леса и др.

Правовое положение товарных бирж в РФ определено Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»1 (далее — Закон). Данный Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, и не распро­страняется на деятельность бирж труда, фондовых, валютных, товар­но-фондовых и универсальных бирж.

^ Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установ­ленным ею правилам.

Товарная биржа обладает специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять только деятельность, непосредственно свя­занную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Товарная биржа учреждается юридическими и (или) индивиду­альными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 человек, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном ка­питале не может превышать 10%. В учреждении товарной биржи не могут участвовать:

высшие и местные органы государственной власти и управления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном по­рядке лицензию на банковские операции;

страховые и инвестиционные компании и фонды;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членами биржи могут быть юридические и физические лица, ко­торые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо

ВВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.

Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ

§ 4. Участники товарного рынка


вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и ста­ли членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Членами товарной биржи не могут быть:

служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

предприятия, учреждения, организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

высшие и местные органы государственной власти и управления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном по­рядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестицион­ные компании и фонды;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в ра­боте других органов управления биржей; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами.

Выделяют две категории членов биржи: полные и неполные чле­ны. Полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собра­нии членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, от­делений) биржи. Неполные члены биржи имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учре­дительными документами биржи количество голосов на общем соб­рании членов биржи и на общем собрании членов секции (отдела, от­деления) биржи.

Учредительный документ биржи — ее устав. Высший орган управ­ления — общее собрание ее членов, которое обеспечивает реализа­цию прав и обязанностей биржи и ее членов.

Основной целью деятельности товарных бирж является организа­ция биржевой торговли — одного из видов оптовой торговли. Правила организации биржевой торговли принимает общее собрание членов биржи. Биржевая торговля может осуществляться только на основе ли-цензииг-*ыда«ной._К.омиссией по товарным биржам, созданной при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуще­ствляющей функции по контролю и надзору за деятельностью товар­ных бирж. В настоящее время уполномоченным федеральным органом

исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, является образованная в со­ответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О систе­ме и структуре федеральных органов исполнительной власти» Феде­ральная служба по финансовым рынкам1.

Участниками биржевой торговли являются члены биржи, посто­янные и разовые посетители. Биржевая торговля осуществляется че­рез биржевых посредников путем:

совершения биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента (брокерской деятельности);

совершения биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже (дилерской деятельности).

Биржевая торговля осуществляется посредством совершения бир­жевых сделок, под которыми понимается зарегистрированный товар­ной биржей договор (соглашение), заключаемый участниками бирже­вой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

^ Биржевым товаром на товарной бирже является не'изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандарт­ный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в уста­новленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности.

Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавли­вается биржей. Сделки, совершенные на бирже, но не соответствую­щие правилам биржевых торгов, не являются биржевыми. Гарантии биржи на такие сделки не распространяются.

Статья 8 Закона закрепляет следующие виды биржевых сделок:


  1. простые биржевые сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара;

  2. форвардные сделки, связанные с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки;

 


  1. фьючерские сделки, связанные с взаимной передачей прав и обя­занностей в отношении стандартных контрактов на поставку бирже­вого товара;

  2. опционные сделки, связанные с уступкой прав на будущую пере­дачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или кон­тракта на поставку биржевого товара;


СЗРФ. 2004. № 11. Ст. 945.

94 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ

§ 4. Участники товарного рынка


5) другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

^ Предмет простых и форвардных биржевых сделок — реальный то­вар, т.е. вещи, имеющиеся в наличии. По сроку исполнения обяза­тельств простые сделки в отношении реального товара являются кас­совыми (с немедленным исполнением), а форвардные сделки — сроч­ными (с отсроченным сроком исполнения обязательств).

^ Предмет фьючерских и опционных сделок — имущественные права. Предмет фьючерских сделок — стандартный (фьючерский) контракт, а предмет опционных сделок — права на будущую передачу прав и обязанностей в отношении реального товара или стандартного (фью­черского) контракта, которые называются опционными контрактами или опционами.

^ Фьючерский контракт — документ, определяющий права и обя­занности на получение (передачу) имущества, включая деньги, ва­лютные ценности и ценные бумаги, или информации с указанием по­рядка такого получения. Обязательство по получению' (передаче) имущества или информации по фьючерскому контракту прекращает­ся с приобретением однородного фьючерского контракта, предусмат­ривающего соответственно передачу (получение) такого же имущест­ва или информации, либо с их исполнением.

^ Опционный контракт (опцион) — документ, определяющий права на получение (передачу) имущества, включая деньги, валютные цен­ности и ценные бумаги, или информации с условием, что держатель опционного контракта может отказаться от прав по нему в односто­роннем порядке.

Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участником правоотношений, возникающих в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обя­зательств по биржевым сделкам. В то же время биржа имеет ряд обя­занностей, направленных на установление гарантий участникам бир­жевой торговли. Согласно ст. 28 Закона биржа в целях исполнения совершаемых на ней форвардных, фьючерских и опционных сделок обязана организовать расчетное обслуживание путем создания рас­четных учреждений (клиринговых центров), или заключения догово­ра с банком или кредитным учреждением об организации расчетного обслуживания. Статья 29 Закона запрещает бирже устанавливать уровни и пределы цен на биржевой товар, размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками.

Государственный контроль за деятельностью товарных бирж осу­ществляет упомянутая выше Комиссия по товарным биржам.

^ Оптовые ярмарки. Ярмарочная торговля в России — традиционная форма торговли, имеющая достаточно древние исторические корни. Ежегодно в стране проводится до 1500 ярмарок1.

Ярмарочная торговля представляет собой кратковременную и пе­риодически повторяющуюся реализацию товаров в форме гласного публичного торга по образцам, стандартам, каталогам и описаниям.

Основная задача ярмарочной торговли — усиление влияния тор­говли на формирование планов производства товаров, воздействие на промышленность в целях расширения и обновления ассортимен­та товаров, их качества, внедрения в производство новых изделий, бесперебойного снабжения розничной торговли товарами в соответ­ствии с заказами торговых организаций с учетом покупательского спроса2.

По масштабу деятельности различают международные, общерос­сийские, межрегиональные, региональные, местные, отраслевые и меж­отраслевые оптовые ярмарки. По товарной специализации — универ­сальные и специализированные.

К преимуществам оптовых ярмарок следует отнести быстроту за­ключения большого числа договоров в короткие сроки, налаживание личных деловых контактов, организацию встречных продаж, решение вопросов сбыта и снабжения, выбор товаров по образцам. К слабым местам ярмарочной торговли Б.И. Пугинский относит ограничен­ность времени работы ярмарок, их отраслевой характер, региональ­ную ограниченность, необходимость личного присутствия3.

Разновидность ярмарочной торговли — ярмарки-выставки, цель которых состоит в демонстрации и представлении с последующей реализацией новых видов продукции. Ярмарки-выставки — целесо­образная форма апробирования новейших товаров, реализация кото­рых только начинается, которые еще не производятся массовыми партиями из-за опасения понести убытки в случае отсутствия спроса на данные товары.

В настоящее время отсутствуют нормативные правовые акты, ре­гулирующие деятельность ярмарочной торговли, что существенно тормозит развитие оптовых ярмарок. В связи с этим разработкой и ут­верждением правил деятельности оптовых ярмарок и порядка прода­жи и закупки на них товаров занимаются ярмарочные комитеты, соз­даваемые из представителей промышленности и торговли.

См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 72.

2 См.: Коммерческое (торговое) право / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева.
С. 160.

3 См.: Пугинский Б.И. Указ. соч. С. 73.

96 Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ

§ 4. Участники товарного рынка


В Республике Мордовия в целях совершенствования государст­венной политики в области выставочно-ярмарочной деятельности, а также содействия международному и межрегиональному сотрудниче­ству в этой области и продвижения продукции мордовских товаро­производителей на внешний рынок постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 мая 2003 г. № 226 при Правительстве создан Совет по выставочно-ярмарочной деятельности.

^ Оптовые рынки. Цель создания системы оптовых рынков — сти­мулирование производства и сбыта товаров отечественных произво­дителей, оптовых продавцов и потребителей, установление прямых хозяйственных связей, регулирование производства и сбыта продук­ции для удовлетворения покупательского спроса.

Различают рынки универсальные и специализированные, ориенти­рованные на один вид продукции или на однородную товарную груп­пу, например, рынки мяса, рыбных продуктов, картофеля и плодо­овощной продукции.

По формам собственности оптовые рынки делятся на государст­венные, муниципальные и частные.

В настоящее время основой правового регулирования торговли на оптовых рынках является совместный приказ Минсельхозпрода РФ № 292 и Роскомторга № 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» (далее — Примерные правила).

Оптовые продовольственные рынки — место купли-продажи кон­курентоспособного сельскохозяйственного сырья и продовольствия. Однако сегодня оптовые продовольственные рынки превратились в оптово-розничные, на которых товары приобретаются и населением.

Примерные правила торговли на оптовом продовольственном рынке распространяются на все оптовые продовольственные рынки, но конкретные правила, дополнения и изменения к ним разрабатыва­ются администрацией каждого оптового рынка и утверждаются руко­водством этого рынка.

Оптовыми являются торги, публично проводящиеся в торговом зале по товарам, допущенным к реализации на оптовом рынке, во < время, в месте и порядке, предусмотренных Примерными правилами. К участникам торгов на оптовом рынке относятся:

продавцы — собственники товаров или лица, имеющие право ве­дения торговых операций на рынке;

покупатели — розничные торговые и иные предпринимательские структуры, имеющие доступ на оптовый рынок в качестве покупате­лей в порядке, установленном администрацией оптового рынка;

персонал оптового рынка, участвующий в оформлении торговых сделок непосредственно в товарных секциях.

Право продажи оптовых партий товаров номенклатуры оптового рынка предоставляется зарегистрированным на нем оптовым продав­цам при наличии у них лицензии на ведение торговой деятельности, в случае ее лицензирования, и документов, подтверждающих качество реализуемых товаров и состояние здоровья оптовых продавцов по ус­тановленным для торговли медицинским показателям.

Оптовый рынок по формам участия должен предоставлять воз­можность ведения оптовых торгов на основе:

долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале;

краткосрочной аренды необходимых торговых площадей;

разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимо­сти торгового места или специальной рыночной пошлины, диффе­ренцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота.

Арендаторами торговых мест могут выступать собственники това­ров, их агенты, комиссионеры и другие посредники.

Оптовые торги проводятся, как правило, на основе частных со­глашений между покупателем и продавцом, а в отдельных случаях — на основе аукциона или конкурса в порядке, предусмотренном ГК РФ.

При частных соглашениях цена и иные условия сделки определя­ются на двусторонней основе путем переговоров продавца и покупа­теля. При аукционных торгах договор заключается с предпринимате­лем, предложившим наивысшую цену. При конкурсных торгах дого­вор заключается с предпринимателем, выполнившим условия кон­курса наилучшим образом.

Выбор формы торгов на оптовом рынке определяется собствен­ником товара, если иное не предусмотрено законом. Общие принци­пы взаимоотношений между продавцом и покупателем на оптовом рынке регулируются гражданским законодательством. Однако дого­воры, заключаемые на оптовом рынке, являются публичными, что не препятствует возможности предоставления льгот для отдельных кате­горий покупателей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.