Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции международного права 1 страница




Функции международного права - это основные направления его воздействия на социальную среду, определяемые его общественным назначением.
Функции международного права многообразны и усложняются по мере роста значения стоящих перед международным правом задач. Рассмотрим главные функции.
Международное право призвано к жизни потребностями международной системы, основной из них является потребность в самосохранении.
Поэтому главной социальной функцией международного права является упрочение существующей международной системы, обеспечение ее функционирования. Осуществляется эта функция в значительной мере путем поддержания международного правопорядка. Значение этого положения подчеркивается как в практике, так и в теории. В Консультативном заключении Международного Суда ООН о ядерном оружии 1996 г. говорится, что международное право призвано обеспечивать стабильность международного порядка <*>. В одном из древнеегипетских гимнов (I в. до н.э.) содержалось обращение к "всемогущей Исиде": "Ты подумала обо всем, чтобы дать людям жизнь и мир. Ты установила законы, чтобы царил порядок...".
--------------------------------
<*> ICJ. Reports. 1996. Para. 98. Постоянный представитель Японии при ООН Х. Овада: "Основной целью права, разумеется, является поддержание порядка" (Japan and International Law. Tokyo, 1999. P. 371).

Главная юридическая функция международного права состоит в правовом регулировании межгосударственных отношений. Она отражает метод реализации главной социальной функции.
Развитие функций идет по пути их расширения и усложнения как в социальном, так и в юридическом плане. Международное право было порождено потребностью установить элементарный порядок в межгосударственных отношениях, делающий возможным сосуществование независимых государств. Сегодня поддержание порядка все более тесно связывается с созданием благоприятных условий для развития международных отношений в соответствии с потребностями государств и международного сообщества в целом.
По мере ускорения прогресса все более важной становится функция содействия социальному прогрессу.
Приоритет в разработке функции содействия социальному прогрессу принадлежит отечественной науке <*>. Сегодня ее значение все чаще отмечается и зарубежными авторами. Известный алжирский юрист, судья Международного Суда М. Беджауи писал: "Международное право, которое традиционно мыслилось как инструмент координации суверенных властей, теперь наделено функцией преобразования международного общества и применяется во имя таких целей, как мир, развитие, человеческое счастье и экологическое сохранение планеты" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Игнатенко Г.В. Международное право и общественный прогресс. М., 1972. С. 58; Старушенко Г.Б. Мировой революционный процесс и современное международное право. Гл. 1 - 2. М., 1978.
<**> International Law: Achievements and Perspectives. P. 14.

Динамика развития международного права проявляется в обогащении и усложнении его функций. Оно прошло путь от установления элементарного, крайне индивидуалистического порядка в межгосударственных отношениях до создания международного сообщества.
Из всего многообразия функций можно отметить еще некоторые.
Функция гармонизации национальных интересов государств и их интересов с интересами общечеловеческими. Эта функция находится в основе всех остальных, ее значение подчеркивается в практике государств.
Функция предупреждения нежелательного развития событий. Как известно, предупредительная дипломатия занимает все более важное место в мировой политике. Международное право не только служит поддержанию существующих и формированию новых отношений, но и противодействует существованию и появлению новых отношений, противоречащих его целям и принципам. Так, оно поставило вне закона угрозу силой и ее применение, колониализм, расизм и др. Содействуя повседневному решению множества постоянно возникающих проблем, международное право тем самым предотвращает возникновение конфликтов. Предотвращение и урегулирование конфликтов может быть выделено и в качестве самостоятельной функции.
Функция интернационализации, интеграции заключается в расширении и углублении взаимосвязи между государствами. Тем самым упрочивается международное сообщество - социальная основа международного права и, следовательно, улучшаются условия его функционирования.
Информационно-воспитательная функция состоит в передаче накопленного опыта упорядоченного поведения государств, в воспитании в духе уважения к праву, к охраняемым им интересам и ценностям. Значение этой функции для международных отношений и международного права трудно переоценить. Она призвана содействовать развитию интернационального сознания и культуры мира, а также международно-правового сознания, обеспечить международному праву массовую поддержку, в которой оно все более нуждается. Вполне обоснованно программа Десятилетия международного права ООН особое внимание уделила распространению международно-правовых знаний.
Международное право воздействует на политическое и моральное сознание, на развитие культуры в духе своих целей и принципов.

 

5. СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

- совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права. Эти нормы как первичные элементы С.м.п. неодинаковы по кругу субъектов (универсальные, обязательные для всех государств, и локальные, обязательные для ограниченного круга государств) и по их юридической силе (диспозитивные и императивные). Поскольку нормы международного права взаимосвязаны, содержание каждой из них должно рассматриваться в контексте всей С.м.п. Виды отраслей, их место в С. м. п. и взаимодействие между ними определяются как объективными, так и субъективными факторами. С.м.п. в определенной степени обусловливает систему науки международного права, но не совпадает с ней. С.м.п., имеющая объективный характер, включает в себя основные принципы международного права и его отрасли: право международных договоров; принципы и нормы, регулирующие статус населения; принципы и нормы, устанавливающие режим государственной и иных территорий, международное морское право, международное воздушное право: международное космическое право; дипломатическое право, консульское право; право международных организаций; мирные средства разрешения международных споров; международно-правовые средства обеспечения мира и предотвращения войны; законы и обычаи войны; международно-правовая ответственность. С.м.п. характеризуется динамизмом, для нее одновременно свойственны относительная стабильность и непрерывное развитие. С.м. п.-система открытого типа. Поскольку сфера действия международного права, как по кругу субъектов, так и по объекту регулируемых им вопросов постоянно расширяется, постольку развивается и сама С.м. п. Это происходит и в результате развития существующих отраслей международного права, и путем формирования новых. Среди новых отраслей можно назвать право международной безопасности, международное гуманитарное право, международную защиту прав человека, международное экономическое право, международное трудовое право, право охраны окружающей среды, международное атомное право и др.

 

 

Международная система в широком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую:

а) самых разнообразных субъектов международной системы: суверенные государства; объединения государств, не являющихся субъектами международного права (например, Движение неприсоединения, "Группа 77", государства, не имеющие выхода к морю, и др.); нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности (например, арабский народ Палестины, народ Западной Сахары, курды); универсальные и региональные международные межправительственные организации (например, Организация Объединенных Наций, Международная организация труда, Лига арабских государств и др.); государственно-подобные образования (например, Ватикан, в прошлом вольные города Краков и Данциг, Свободная территория Триест, Западный Берлин); многочисленные международные неправительственные организации (например, Международная ассоциация юристов-демократов, "Гринпис", молодежные, женские, студенческие, ветеранские организации и др.); международные конференции, комитеты и комиссии, международные суды и трибуналы, транснациональные корпорации, физические и юридические лица различных государств и др.;

б) разнообразные отношения между субъектами международной системы: политические, экономические, торговые, научно-технические, культурные, конфессиональные, другие отношения материального и нематериального характера во всем их многообразии;

в) совокупность правовых систем, в том числе национальных, в рамках которых осуществляются разнообразные отношения между субъектами международной системы1.

Условно международной системой в широком смысле можно назвать всю земную человеческую цивилизацию во всем многообразии ее проявления, взаимодействия и сотрудничества в рамках существующих правовых систем.

Вместе с тем не все субъекты международной системы являются субъектами международного права, равно как и не все отношения между субъектами международной системы можно назвать международными отношениями. К тому же международное право регулирует не все разнообразные отношения между субъектами международной системы, а только лишь особый вид публично- правовых отношений между ограниченным кругом субъектов международной системы.

Международная система в узком смысле представляет собой целостную совокупность, включающую:

а) суверенные государства; нации и народы, борющиеся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности; международные межправительственные организации; государственно-подобные образования - субъекты международного права (подробнее см.

гл. V);

б) отношения между субъектами международного права - международные отношения;

в) особую правовую систему, действующую в публично- правовых отношениях между субъектами международного права, - международное публичное право (далее - международное право).

Именно эта международная система в узком смысле и охватывается учебным курсом международного права. Следовательно, составными частями, или компонентами, международной системы, которым посвящен настоящий учебник, являются субъекты международного права, международные отношения между субъектами международного права и само международное право.

Международные отношения - это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами международного права. Эти отношения существуют и развиваются вне пределов территории, юрисдикции и компетенции отдельных суверенных государств. Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций, а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности.

Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами международного права или только некоторые из них (например, международные экономические отношения, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды, отношения в области защиты прав и свобод человека и др.). Наконец, международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер (например, отношения между африканскими государствами, между государствами - участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), между государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) и др.).

Распад мировой социалистической системы и СССР привел к отказу от привнесения в международные отношения классовой борьбы, идеологического подхода к оценке деятельности того или иного государства, поиска внешних врагов, отказу от разделения государств на противостоящие друг другу военно-политические блоки. Все это позволяет утверждать, что международные отношения конца XX - начала XXI вв. стали более универсальными, разнообразными, предсказуемыми, всеохватывающими и равнообязательными для всех субъектов международного права, в том числе для всех государств, независимо от существующих в них форм правления (республики или монархии), государственного устройства (унитарные или федеративные) и политического режима (демократический или недемократический).

Возникшие перед человечеством новые глобальные проблемы современности (экологическая и продовольственная безопасность, рост народонаселения и миграции, нехватка пресной воды и опустынивание и др.) требуют расширения международного сотрудничества государств всего мира и объединения их усилий на основе действующих норм международного права.

Международное право - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждением, осуществляемым государствами в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Возникнув одновременно с образованием государств, международное право в своем становлении и развитии прошло сложный путь в соответствии с самой историей существования и развития человеческого общества, всей земной цивилизации в ее сложной совокупности. При этом на различных этапах развития межгосударственных отношений сохранялись отдельные прогрессивные нормы и институты, отвергались и исчезали устаревшие и появлялись новые, которые, в свою очередь, способствовали дальнейшему развитию и укреплению многогранных международных отношений и прогрессивному развитию самого международного права (см. гл. II).

1 Авторы "Курса международного права" (в 7 т.) и учебника "Международное право" (МГУ, 1994) употребляют понятие "межгосударственная система". Представляется, что понятие " международная система" более предпочтительно, поскольку оно по объему значительно шире и включает в себя не только государства - субъекты международного права и межгосударственные отношения (отношения между государствами), но и международные неправительственные организации, физические и юридические лица.

Принято считать, что системный подход становится достоянием науки о международных отношениях с середины 50-х годов. Его широкое распространение совпало с проникновением в социальные дисциплины достижений научно-технической революции и, в частности, с использованием ЭВМ, что стало для него источником дополнительной привлекательности и породило надежды на придание исследованиям в этой области необходимой строгости, прочной теоретической обоснованности и эмпирической верифицируемости. “Идея систем, - писал, например, С. Хоффманн, несомненно дает наиболее плодотворную концептуальную основу. Она позволяет провести четкое различие между теорией международных отношений и теорией внешней политики, а также способствует успешному развитию как той, так и другой”1.

В качестве основоположника системной теории западные исследователи чаще всего называют эмигрировавшего в США австрийского ученого Людвига фон Берталанфи, работы которого в этой области получили широкое признание в научных кругах. Однако это не означает, что системный подход не существовал раньше. Стоит напомнить, например, что основные понятия системного подхода широко использовались в работах К. Маркса и Ф. Энгельса, ими часто оперировал В.И. Ленин. Специально проблемам системной теории была посвящена изданная в 20-е годы двухтомная работа нашего соотечественника А.А. Богданова “Всеобщая организационная наука (тектология)”, в которой были проанализированы такие основополагающие понятия системного подхода, как “система”, “элементы”, “связи”, “структура”, “среда”, устойчивость”, сформулированы идеи относительно системных противоречий, законов функционирования и трансформации сложных систем и многие другие положения, которые в последующие годы, особенно в период бурного развития системной теории в середине XX века, нашли свое подтверждение и получили дальнейшее развитие. В применении к социально-политическим наукам системный подход получил в эти годы плодотворное развитие в работах американских ученых Т. Парсонса и Д. Истона. Особенно широкое распространение получили в политической социологии идеи, высказанные в книге Д. Истона “Системный анализ политической жизни”2. Политическая система рассматривается в ней в виде определенной совокупности отношений, находящейся в непрерывном взаимодействии со своей внешней средой через механизмы “входов” и “выходов”, в соответствии с базовыми идеями кибернетики. На “входах” система получает извне импульсы, сигналы, ресурсы, встречается с вызовами, представляющими угрозу ее целостности. Д. Истон разделяет их на две категории: “требования”, связанные с безопасностью, индивидуальной свободой и равенством, участием, потребительскими благами и т.п., и '“поддержки”, позволяющие удовлетворять некоторые требования и регулировать вызываемые ими конфликты. Источником “требовании” являются, с одной стороны, такие части ее внутрисоциетальной среды, как экологическая система, биологическая система, личностные системы и социальные системы. С другой стороны, такими источниками являются компоненты экстра-социетальной среды: международно-политические системы, международно-экологические системы и международные социальные системы. Все эти потоки, поступающие на “входах” из глобальной окружающей среды, перерабатываются внутри политической системы путем реагирования всех ее составных элементов и вызывают в конечном счете совокупную ответную реакцию системы, при помощи которой она адаптируется к среде. На “выходах” такая реакция получает форму политических действий, правительственных актов и мероприятий и т.п. В свою очередь, эта обратная реакция системы является началом нового цикла ее взаимодействий со средой, способствует определенным изменениям в окружающей среде, продуцирующей затем новые “требования” и “поддержки”.

Таким образом, одним из главных достоинств концепции Д. Истона является рассмотрение политической системы в динамике - как целостного организма, находящегося в постоянном взаимодействии с окружающей средой и непрерывно “сверяющего” свои “ответы” с состоянием и реакцией своих элементов. Немаловажным является и то обстоятельство, что предложенный Д. Истоном системный анализ облегчает поиски и выявление правил функционирования политической системы, закономерностей ее отношении с другими системами, условий сохранения стабильности и т.п.

Тем не менее, не отрицая указанных достоинств анализа Д. Истона, специалисты в области международных отношений довольно сдержанно относятся к утверждениям о применимости его выводов к любому типу политических систем, считая, в частности, что они не подходят к изучению международных систем. Во-первых, потому, что они сделаны фактически на основе изучения специфического типа политической системы, а именно американской политической системы, и слабо учитывают особенности других политических систем3. Во-вторых, потому, что истоновское определение политики как “авторитарного распределения ценностей”4 не принимает во внимание особенности международных систем и не позволяет рассматривать международные отношения как полити- ческие. Наконец, в-третьих, потому, что схема Истона не может быть применена к глобальной международной системе ввиду особенностей окружающей ее среды.

Напомним кратко о содержании основных понятий системной теории.

Исходным для нее является понятие “система”, которое Л. фон Берталанфи определяет как “совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом”5.

 

ОТРАСЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

- совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области, которая составляет специфический предмет международное права и связана со специфической группой объектов международного права. Нормы и принципы каждой О.м.п. в совокупности являются составной частью международного права в целом. Они базируются на основных принципах международного права, конкретизиру их применительно к определенной области правоотношений, и не должны противоречить таким основным принципам международной права. Именно специфика норм и принципов каждой О.м.п., определяемая спецификой предмета и объекта международного права, является критерием, с помощью которого различаются в международном праве его отдельные отрасли. Для ряда О. м. п. характерным является то, что их нормы и принципы устанавливают правовой статус и ре жим территорий и пространств (акватории Мирового океана, воздушного пространства и космического пространства). Всеобщее признание на практике получило выделение таких О.м.п., кзх. международное морское право, международное воздушное право, международное космическое право, дипломатическое право, право международных договоров, международное уголовное право, право международных организаций и др. В доктрине международного права в настоящее время не существует единого мнения по вопросу деления международного права на отрасли. Согласно одной точке зрения, О.м.п. существуют исключительно в плане научной систематизации международно-правовых норм и принципов, а тж. выделяются для удобства преподавания и изучения международного права. В соответствии с другой точкой зрения О.м.п. существуют в качестве объективной категории, отражающей специфику правоотношений в определенных областях международных отношений. О критериях деления международного права на отрасли высказывается точка зрения, согласно которой О.м.п. должна обладать внутренним единством предмета правового регулирования и иметь специфический метод этого регулирования. Другая точка зрения исходит из того, что для выделения группы норм и принципов международного права в особую отрасль достаточно наличия специфики предмета правоотношений и единства специальных отраслевых принципов права. В теории предлагается тж. различать отрасли и подотрасли международного права. Практическое значение выделения О.м.п. состоит в том, что кодификация и прогрессивное развитие международного права должны осуществляться с учетом не только существующих его основных и других общих принципов, но и с учетом отраслевых. Такое различие необходимо тж. при выборе принципов и норм, которыми государствам надлежит руководствоваться в процессе осуществления того или иного вида деятельности в той или иной сфере.

 

СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

- совокупность взаимосвязанных отраслей международного права, имеющих свои принципы и подразделяющихся на институты и подотрасли, состоящие из действующих норм международного права. Эти нормы как первичные элементы С.м.п. неодинаковы по кругу субъектов (универсальные, обязательные для всех государств, и локальные, обязательные для ограниченного круга государств) и по их юридической силе (диспозитивные и императивные). Поскольку нормы международного права взаимосвязаны, содержание каждой из них должно рассматриваться в контексте всей С.м.п. Виды отраслей, их место в С. м. п. и взаимодействие между ними определяются как объективными, так и субъективными факторами. С.м.п. в определенной степени обусловливает систему науки международного права, но не совпадает с ней. С.м.п., имеющая объективный характер, включает в себя основные принципы международного права и его отрасли: право международных договоров; принципы и нормы, регулирующие статус населения; принципы и нормы, устанавливающие режим государственной и иных территорий, международное морское право, международное воздушное право: международное космическое право; дипломатическое право, консульское право; право международных организаций; мирные средства разрешения международных споров; международно-правовые средства обеспечения мира и предотвращения войны; законы и обычаи войны; международно-правовая ответственность. С.м.п. характеризуется динамизмом, для нее одновременно свойственны относительная стабильность и непрерывное развитие. С.м. п.-система открытого типа. Поскольку сфера действия международного права, как по кругу субъектов, так и по объекту регулируемых им вопросов постоянно расширяется, постольку развивается и сама С.м. п. Это происходит и в результате развития существующих отраслей международного права, и путем формирования новых. Среди новых отраслей можно назвать право международной безопасности, международное гуманитарное право, международную защиту прав человека, международное экономическое право, международное трудовое право, право охраны окружающей среды, международное атомное право и др.

 

 

6. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

 

- концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни на определенном историческом этапе. В современном международном праве О. п. м. п. имеют большое значение для обеспечения мира и организации сотрудничества между государствами. О. п. м. п. содержатся в Уставе ООН и, следовательно, имеют обязательную юридическую силу для членов ООН. Для других субъектов международного права эти принципы тж. являются обязательными, поскольку они обрели характер международного обычая. В соответствии со ст. 2 Устава ООН к О. п. м. п. относятся: суверенное равенство всех членов ООН, добросовестное выполнение обязательств по Уставу, разрешение всеми членами ООН своих международных споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость. Все члены ООН воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН. Тем не менее. Устав ООН ни в коей мере не дает ООН права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства. 24 октября 1970 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2625 (XXV), утвердившую Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. В декларации детально раскрывается содержание следующих О. п. м. п.: воздержание от угрозы силой или ее применения; разрешение международных споров мирными средствами, невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государства; сотрудничество государств, равноправие и самоопределение народов, суверенное равенство государств, добросовестное выполнение государствами своих международных обязательств. Дальнейшее развитие и закрепление эти принципы получили в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г, в котором тж. сформулированы такие принципы, как нерушимость границ, территориальная целостность государств, уважение прав человека и основных свобод. О. п. м. п. носят императивный характер, и им должны соответствовать все другие принципы и нормы международного права. Несоблюдение основных принципов рассматривается как грубейшее правонарушение.

 

Принципы и нормы международного права

закреплены в Уставе ООН и в принятой Генеральной Ассамблее ООН специальной Декларации принципов международного права 1970 г. Нормы международного права регулируют отношения между государствами в политической, экономической, социальной и других областях. Современное международное право содержит общепризнанные и обязательные для всех государств принципы и нормы поведения субъектов международного общения, которые создаются путем соглашения между субъектами, как, например, принципы мирного сосуществования, ненападения, самоопределения народов, мирного разрешения споров, уважения прав человека, запрещения пропаганды войны и т.д.

 

Содержание принципов международного права

В доктрине международного права выделяют десять универсальных принципов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.