Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государства




· Форма государства.Понятие и структура формы государства.

Термин «форма государства» традиционно употребляется для обозначения структуры государства. Обычно выделяют три основных элемента, из которых складывается форма государства:

1. Форма правления;

2. Форма государственного устройства;

3. Государственно-правовой режим.

 

· Понятие формы правления.

Форма правления отражает основные закономерности организации верховной государственной власти в стране. Она показывает, как формируются высшие государственные органы, как между ними распределяются полномочия, определяет принципы их взаимоотношения между собой.

 

· Формы правления (монархия, республика).

Различают две формы правления:

1. Монархия – это такая форма правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу, представляющему правящую династию, и передаётся по наследству.

Власть монарха может быть безграничной (абсолютной) или ограниченной каким-либо органом. Как следствие, выделяются две разновидности монархии:

а) Абсолютная. Для неё характерно сосредоточение в одних руках законодательной власти, исполнительной и судебной власти. Монарх создаёт и изменяет обязательные для исполнения на территории государства правила поведения, по своему усмотрению формирует государственный аппарат, самостоятельно распоряжается государственным бюджетом, представляет государство на международной арене, выступает высшей судебной инстанцией и др. Современной абсолютной монархией является Саудовская Аравия.

б) Ограниченная монархия. Управление страной осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Существование монарха в таких странах скорее дань традициям, истории. Монарх не имеет законодательной власти, хотя подписывает законопроекты. Он может накладывать вето на законопроект, принятый парламентом, но вето может быть преодолено повторным голосованием. Монарх представляет государство на международной арене, участвует в международных переговорах. Ограниченная монархия представлена такими современными государствами, как Великобритания, Швеция, Япония и др.

2. Республика – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определённый срок населением, имеющим избирательные права. Для республики характерно разделение властей, как минимум, на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Между этими ветвями власти существует так называемая система сдержек, при которой в руках одного государственного органа не может быть сосредоточена вся полнота власти.

Республики бывают президентскими, парламентскими (парламентарными) и смешанными (полупрезидентскими).

В президентской республике законодательная власть принадлежит парламенту, а управление страной осуществляет президент. Президент является главой государства и правительства. Он, как правило, назначает состав правительства по своему усмотрению и председательствует на его заседаниях. Правительство ответственно только перед президентом. Голос президента имеет решающее значение при принятии решений. Президента избирает непосредственно население, либо избирательная коллегия. Он имеет право принимать участие в законотворческой деятельности – предлагать законопроекты и налагать вето на закон, принятый парламентом. Парламент не может быть распущен президентом. В свою очередь парламент не может принять решение об отставке президента. К президентской республике относится США.

В парламентарной республике законодательная власть принадлежит парламенту. Парламент избирает президента, который осуществляет управление страной вместе с правительством. Последнее формируется из представителей политической власти, получившей большинство мест в парламенте. Президент не может по своему усмотрению формировать или изменять его персональный состав. Программы правительства одобряет парламент, которому оно подотчётно. Парламент может объявить вотум недоверия всему правительству или отдельным его членам,в результате чего они должны уйти в отставку.

Смешанные республиканские формы правления сочетают в себе черты президентской и парламентарной республик. Президент избирается без участия парламента прямыми выборами. Правительство формируется президентом и возлагается председателем правительства (премьер-министром), который назначается на должность президентом при одобрении его кандидатуры парламентом. Правительство несёт ответственности и перед парламентом, и перед президентом. Парламент может вынести вотум недоверия правительству. В свою очередь правительство может представить пред парламентом вопрос о доверии себе. К смешанным республикам относится современная Франция, Россия и ряд других государств.

 

· Понятие формы государственного устройства.

Форма государственного устройства характеризует распределение государственной власти между центром и частями государства.

 

· Формы государственного устройства (унитарное государство, федеративное, конфедеративное)

По форме государственного устройства выделяются унитарные, федеративные и конфедеративные государства.

Унитарное государство – это такая форма государственного устройства, при которой части (территории) государства не обладают признаками государственности. Такие государство делятся на административно-территориальные единицы (области, провинции и т.д.). В зависимости от объёма предоставленных полномочий различают унитарные производственные и децентрализованные государства. Централизованные унитарные государства характеризуются управлением из центра или через назначенных центром чиновников. Децентрализованные унитарные государства характеризуются широким объёмом полномочий, предоставленных отдельным территориям и хорошо развитым местным самоуправлениям.

Федерация ‑ это такая форма государственного устройства, при которой части государства (субъекта) обладают признаками государственности. Отношения между федеративным государством и его частями закрепляются в юридических источниках. Чётко распределяется компетенция между федерацией и субъектами федерации. Законодательные акты могут применяться не только федеральными органами, но и органами субъектов федераций. Вся система государственных органов строится, как минимум, по двухзвёздному принципу (органы власти федераций и субъектов федераций.

Конфедерации – союзы государств, созданные для определённых политических, экономических, военных и иных целей. В конфедерации могут создаваться могут создаваться высшие органы власти, однако объём их полномочий ограничен целями, ради которых они созданы. Конфедерации представляют собой неустойчивые образования. После выполнения поставленных в момент создания целей конфедерация или распадается, или преобразуется в федерацию.

 

· Понятие государственно-правового (политического) режима.

Государственно-правовой режим представляет собой совокупность приёмов, способов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть.

· Виды государственных режимов (демократический, антидемократический)

Разновидностями политических режимов являются демократические и антидемократические.

При демократическом политическом режиме высшие органы государственной власти обладают доверием населения, власть реализуется правовыми способами в его интересах. Здесь действует принцип законности, поэтому права и свободы человека и гражданина обеспечены.

В антидемократических режимах власть осуществляется диктаторскими насильственными методами, права и свободы не обеспеченны, действие закона ограниченно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 697; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.