Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научно-практический комментарий 14 страница




--------------------------------

<173> СЗ СССР. - 1928. - N 27. - Ст. 246.

 

В Законе законодатель отказался от конструкции авторского права юридических лиц. Несмотря на то, что создание конечного продукта в виде энциклопедии, номера газеты или журнала является результатом творческих усилий коллектива редакции, законодатель отказался от распространения на эти отношения правил о служебных произведениях и об автоматическом переходе исключительного права от автора к нанимателю, императивно закрепив исключительное право в отношении такого произведения за издателем (редакцией). Причина такого решения состоит в том, что в создании подобного рода составных произведений может участвовать значительное число лиц, при этом размер вклада каждого отдельного лица в конечный результат не всегда возможно определить.

Деятельность по созданию периодических изданий, энциклопедий и научных сборников осуществляют конкретные люди - сотрудники редакций, научных учреждений и т.п., и их труд по созданию составных произведений носит творческий характер. Поэтому и у таких составных произведений, как энциклопедии, продолжающиеся сборники научных трудов, периодические издания и т.п., также есть авторы. Однако, если советское законодательство признавало в отношении таких произведений авторское право за организациями, тем самым отказывая в признании каких-либо авторских прав, в том числе и права авторства, за их фактическими создателями, то Закон просто наделяет такие организации исключительными правами по использованию выпускаемых ими изданий в целом, в связи с чем за авторами указанных изданий должны признаваться личные неимущественные авторские права.

11. Законодатель не раскрывает содержания исключительного права лиц, выпускающих в свет энциклопедии, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов и периодические издания. Однако оно, по всей очевидности, должно определяться как права составителя и его предметом является оригинальная подборка и (или) оригинальное расположение материала. Этот вывод следует как из самого характера таких изданий, представляющих собой подборку материалов (статей, заметок, фотографий, иллюстраций и т.п.), так и из нормы части второй п. 2 комментируемой статьи Закона, в соответствии с которой "авторы или иные обладатели исключительных прав на произведения, включенные в такие издания, сохраняют исключительные права на свои произведения независимо от принадлежности исключительного права на такие издания в целом, за исключением случаев, когда исключительные права на произведения переданы издателю или юридическому лицу, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, по договору либо перешли к ним в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 17 настоящего Закона". Это означает, что права издателей таких произведений носят зависимый характер и признание за издателем исключительных прав на все издание в целом возможно только в том случае, если им соблюдаются права авторов, включенных в издание произведений. При этом указанное положение не ограничивает автора в возможности заключить с лицом, выпускающим такое издание, договор уступки или авторский договор о передаче исключительного права на включенное в издание произведение, по условиям которых данный автор будет ограничен или - в случае заключения договора уступки - лишен возможности использования своего произведения независимо от составного произведения.

12. За лицами, выпускающими в свет энциклопедии, сборники научных трудов и печатные средства массовой информации, наряду с исключительным правом признается особое право указания своего имени (наименования) при использовании созданного этими лицами составного произведения. Данное право носит неимущественный характер и относится к категории нематериальных благ (ст. 151 ГК).

 

Статья 12. Авторское право на аудиовизуальное произведение

 

1. Авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста, оператор-постановщик, художник-постановщик.

2. Заключение с автором аудиовизуального произведения договора на создание этого произведения влечет переход к производителю аудиовизуального произведения исключительного права на аудиовизуальное произведение на весь срок действия авторского права, если иное не предусмотрено договором.

Производитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать их указания.

После ликвидации юридического лица - производителя аудиовизуального произведения, а также в случае смерти физического лица - производителя аудиовизуального произведения при отсутствии у него наследников исключительное право на аудиовизуальное произведение автоматически переходит к его авторам, в случае смерти авторов - к их наследникам в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

3. Автор музыкального произведения с текстом или без текста, в том числе специально созданного для аудиовизуального произведения, имеет право на вознаграждение за публичное исполнение, передачу в эфир или передачу по кабелю аудиовизуального произведения, включающего в себя это музыкальное произведение, если иное не предусмотрено договором между автором музыкального произведения и производителем аудиовизуального произведения.

4. Включение в состав аудиовизуального произведения или переработка для целей использования в аудиовизуальном произведении ранее существовавших произведений допускаются при условии соблюдения прав авторов таких произведений.

Авторы ранее существовавших произведений, включенных в состав аудиовизуального произведения или переработанных для целей использования в аудиовизуальном произведении, сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиовизуального произведения.

 

Комментарий к статье 12

 

1. Комментируемая статья устанавливает особенности правовой охраны аудиовизуальных произведений. Определение аудиовизуального произведения дано в абз. третьем ст. 4 Закона.

2. Правовой режим аудиовизуальных произведений существенным образом менялся с развитием законодательства.

В период с 1928 по 1964 год в СССР в области авторского права действовали Основы авторского права 1928 года, закреплявшие, что "авторское право на киноленты признается за выпускающими в свет кинопроизводственными предприятиями". Срок пользования авторским правом на созданные фильмы устанавливался в 10 лет.

Согласно Основам гражданского законодательства 1961 года и принятому на их основе ГК 1964 года авторское право на кинофильм или телевизионный фильм признавалось за предприятием, осуществившим его съемку, при этом авторское право киностудий и телеорганизаций на созданные ими аудиовизуальные произведения действовало бессрочно.

С принятием Закона редакции 1996 года в отношении аудиовизуальных произведений был определен круг лиц, признаваемых его авторами, а также закреплена конструкция презюмируемого перехода исключительного права на аудиовизуальное произведение от авторов к производителю аудиовизуального произведения. Тем самым в системе отношений по поводу аудиовизуального произведения появилась новая фигура - производитель (продюсер), который определялся как лицо, "взявшее на себя инициативу и ответственность" за создание фильма и наделяемое в силу законодательно закрепленной презумпции правами на коммерческое использование такого произведения.

Поскольку в переходных положениях Закона редакции 1996 года не было оговорено иное, юридические лица, за которыми признавалось авторское право на кинофильм или телефильм, продолжали пользоваться исключительным авторским правом на созданные на их базе аудиовизуальные произведения, однако срок действия авторского права на них должен определяться исходя из срока жизни лиц, признаваемых в настоящее время соавторами аудиовизуального произведения.

На практике определение принадлежности авторских прав на созданные в советское время кинофильмы и телефильмы вызывает споры, связанные с тем, что такие фильмы создавались киностудиями и телестудиями по заказу вышестоящих организаций, которые и финансировали производство фильмов. Статья 483 ГК 1964 года предусматривала, что авторское право на кинофильм или телевизионный фильм "принадлежит предприятию, осуществившему его съемку". Критерием признания в качестве обладателя авторского права законодатель называл не заказ или финансирование производства фильма, а непосредственное его создание. Таким образом, авторское право на созданные во время действия норм ГК 1964 года кинофильмы и телефильмы принадлежит киностудиям и телестудиям, на которых эти фильмы создавались.

Последующее введение в законодательство конструкции презюмируемого перехода исключительного права от авторов к производителю аудиовизуального произведения не изменило правовой режим кино- и телефильмов, созданных до 19 июля 1996 г. В частности, авторы таких фильмов не вправе претендовать на получение авторского вознаграждения. Этот тезис подтверждается судебной практикой. Решением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 12.02.2004 гражданину Д. было отказано в удовлетворении заявленного иска. В заявлении суду истец Д. указал, что в 1983 году на киностудии "Беларусьфильм" по сценарию, автором которого он является, был создан художественный фильм, который неоднократно демонстрировали телевещательные каналы разных стран, их региональные студии, а также закупали кинопрокатные организации. При этом ответчик - РУП "Национальная киностудия "Беларусьфильм" получал доход. Однако при этом интересы Д. как автора не учитывались. Поэтому просил суд взыскать с ответчика за нарушение его прав как одного из авторов фильма, выразившееся в использовании ответчиком фильма в период с 16 июля 1996 г. и до момента рассмотрения дела без заключения авторского договора на получение вознаграждения, компенсацию в размере 310 базовых величин. Судом было установлено, что художественный фильм, автором сценария которого является истец, был создан в 1983 году, съемку фильма осуществила киностудия "Беларусьфильм", нынешнее ее название - Республиканское унитарное предприятие "Национальная киностудия "Беларусьфильм". Согласно разрешительному удостоверению от 01.12.1983 Главного управления кинофикации и кинопроката Государственного комитета СССР по кинематографии киностудия "Беларусьфильм" получила право на тиражирование и прокат кинофильма без срока. Таким образом, отношения, возникшие между сторонами по созданию и использованию фильма, были урегулированы действовавшим на момент создания кинофильма гражданским законодательством, в соответствии с которым авторское право на фильм принадлежало ответчику, осуществившему его съемку, а истцу - авторское право на сценарий, за использование которого ему было выплачено вознаграждение в полном объеме. С введением в действие Закона редакции 1996 года авторское право на созданный в 1983 году кинофильм автору сценария, а также режиссеру-постановщику и композитору не переходит. Поэтому доводы истца о том, что ответчик обязан был заключить с ним как с одним из авторов аудиовизуального произведения авторский договор и за использование фильма выплачивать ему вознаграждение, суд признал несостоятельными и не основанными на законе. В связи с тем, что фильм правомерно используется ответчиком - обладателем авторских прав на него, права истца - автора сценария при этом не нарушаются, поэтому суд не нашел оснований для удовлетворения заявленных исковых требований <174>.

--------------------------------

<174> Судовы веснiк. - 2004. - N 2. - С. 28.

 

3. Норма п. 1 комментируемой статьи определяет круг лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения.

Аудиовизуальное произведение, как правило, является результатом труда большого творческого коллектива (съемочной группы). Однако законодатель ограничивает круг лиц, которые признаются его авторами: таковыми могут быть только режиссер-постановщик, автор сценария, автор специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения с текстом или без текста, оператор-постановщик, художник-постановщик.

Иные лица, которые могут внести творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (художник по костюмам, звукорежиссер, звукооператор, ассистенты режиссера и др.), не признаются авторами аудиовизуального произведения и не имеют каких-либо прав в отношении этого произведения в целом.

Следует отметить, что в Законе значительно расширен круг лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения. Закон редакции 1996 года и Закон редакции 1998 года ограничивали круг авторов аудиовизуального произведения режиссером-постановщиком, автором сценария и автором специально созданного для аудиовизуального произведения музыкального произведения. О необходимости расширения круга авторов аудиовизуального произведения специалисты говорили давно, поэтому признание этих двух категорий творческих работников соавторами фильма представляется вполне обоснованным <175>.

--------------------------------

<175> Кондакова, О.В. Аудиовизуальное произведение как объект авторского права: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О.В.Кондакова. - Минск, 2007. - С. 16.

 

Приведенный в комментируемой статье перечень лиц, признаваемых авторами аудиовизуального произведения, не означает, что все эти лица автоматически становятся соавторами. Обязательным условием для включения в число соавторов аудиовизуального произведения является творческий вклад в его создание.

4. К отношениям авторов аудиовизуального произведения (режиссера-постановщика, автора сценария, автора специально созданного музыкального произведения, оператора-постановщика и художника-постановщика) применяются правила о соавторстве, предусмотренные ст. 9 Закона. Однако эти правила должны применяться с учетом положений п. 2 комментируемой статьи о презюмируемом переходе исключительного права на аудиовизуальное произведение к производителю аудиовизуального произведения.

Если аудиовизуальное произведение создается по инициативе и за счет самих авторов (любительский фильм), в этом случае порядок использования аудиовизуального произведения определяется соавторами совместно в соответствии с правилами ст. 9 Закона.

5. Норма п. 2 комментируемой статьи устанавливает презумпцию перехода исключительного права на аудиовизуальное произведение к его производителю. Термин "производитель аудиовизуального произведения" определен в абз. 19 ст. 4 Закона.

Использованная законодателем конструкция презюмируемого перехода исключительного права на использование аудиовизуального произведения его производителю требует детального анализа. Законодатель говорит о переходе исключительного права, следовательно, это право должно первоначально возникнуть у создателей произведения - лиц, указанных в п. 1 комментируемой статьи в качестве авторов аудиовизуального произведения. Основанием возникновения авторского права на аудиовизуальное произведение является факт его создания (п. 1 ст. 8 Закона).

Переход исключительного права на аудиовизуальное произведение от его авторов к производителю аудиовизуального произведения происходит в силу нормы Закона. Юридическим фактом в данном случае является заключение договора на создание аудиовизуального произведения. Закон не уточняет, что должен представлять данный договор.

Использование родового понятия "договор" означает, что таковым может быть как гражданско-правовой договор (договор подряда или договор о создании и использовании результата интеллектуальной деятельности), так и трудовой договор. Если рассматривать трудовой договор между авторами аудиовизуального произведения и его производителем в качестве возможного основания для автоматического перехода исключительного права, это ставит вопрос о допустимости применения в отношении аудиовизуальных произведений правил о служебных произведениях. Если исходить из предмета договора, которым является выполнение комплекса работ по созданию произведения, он относится к договорам подрядного типа.

В силу факта заключения договора на создание аудиовизуального произведения его производителю исключительное право переходит в полном объеме и на весь срок действия авторского права. Содержание исключительного права на аудиовизуальное произведение определяется в соответствии со ст. 16 Закона. Законодатель не устанавливает специальных правил в отношении срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение, поэтому этот срок должен исчисляться в соответствии с правилами п. 4 ст. 20 Закона и действовать в течение жизни и 50 лет после смерти автора, пережившего других соавторов.

6. Норма о презюмируемом переходе исключительного права на аудиовизуальное произведение от авторов к производителю аудиовизуального произведения является диспозитивной и действует постольку, поскольку иное не предусмотрено договором, заключенным между сторонами. Если авторы и производитель аудиовизуального произведения договорились ограничить передаваемые производителю права как по способам использования, так по сроку или территории их осуществления, это должно быть предусмотрено в договоре.

7. За производителем аудиовизуального произведения признается право указывать свое имя (наименование) при любом использовании этого произведения, а также требовать его указания от третьих лиц. Данное право носит неимущественный характер и относится к категории нематериальных благ (ст. 151 ГК).

8. Норма части третьей п. 2 комментируемой статьи является новой для отечественного авторского права. Закон редакции 1998 г. не отвечал на вопрос о судьбе исключительного права на аудиовизуальное произведение в случае прекращения деятельности обладающего этим правом производителя аудиовизуального произведения. В действующем Законе судьба исключительного права на аудиовизуальное произведение должна решаться в зависимости от того, кто выступал в роли производителя аудиовизуального произведения: если производителем было юридическое лицо, в случае его ликвидации исключительное право автоматически возвращается авторам; если производителем был гражданин (индивидуальный предприниматель), то в случае его смерти исключительное право переходит в порядке наследования и только в случае отсутствия у него наследников автоматически возвращается авторам.

9. Норма п. 3 комментируемой статьи предоставляет автору музыкального произведения с текстом или без текста, включенного в аудиовизуальное произведение, специальное право на получение вознаграждения. Данное право не носит характера исключительного и относится к категории иных имущественных прав (п. 1 ст. 16 Закона).

Законодатель признает право на получение вознаграждения в следующих случаях:

1) при публичном исполнении аудиовизуального произведения;

2) при передаче аудиовизуального произведения в эфир;

3) при передаче аудиовизуального произведения по кабелю.

Термины "публичное исполнение", "передача в эфир", "передача по кабелю" определены в ст. 4 Закона.

В юридической литературе высказывается мнение о том, что признание такого права ставит композитора в привилегированное положение по отношению к иным соавторам аудиовизуального произведения, нарушая принцип равенства участников гражданских правоотношений, а также вступает в противоречие с презюмируемым наделением производителя аудиовизуального произведения исключительным правом на использование аудиовизуального произведения в целом <176>.

--------------------------------

<176> Дедков, Е. Право композитора на вознаграждение за публичное исполнение фильма и необходимость его отмены / Е.Дедков // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2010. - N 6. - С. 46; Орлов, Д.М. Осуществление и гражданско-правовая защита прав авторов аудиовизуального произведения: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Д.М.Орлов. - М., 2011. - С. 18.

 

Норма о праве автора музыкального произведения на получение дополнительного вознаграждения является диспозитивной, и ее действие может быть отменено условиями договора, заключенного между этим автором и производителем аудиовизуального произведения.

10. Аудиовизуальное произведение, несмотря на свой синтетический характер, признается самостоятельным объектом авторского права. При этом круг авторов аудиовизуального произведения законодательно ограничен. Несмотря на это, все лица, в том числе и не относящиеся к категории авторов аудиовизуального произведения, сохраняют авторское право на произведения, существовавшие ранее и включенные в аудиовизуальное произведение, а также на произведения, созданные во время работы над аудиовизуальным произведением.

Поэтому включение в него других произведений (отдельных музыкальных произведений, произведений изобразительного и прикладного искусства и т.п.) не прекращает авторское право на эти произведения. Закон говорит о том, что авторы использованных произведений сохраняют авторское право на свои произведения и могут использовать их отдельно от аудиовизуального произведения.

В теории гражданского права предлагается с учетом особой синтетической природы аудиовизуального произведения распространить действие презумпции перехода к производителю аудиовизуального произведения исключительных прав на произведения, используемые при его создании <177>. В ГК Российской Федерации данная проблема решена за счет введения в законодательство понятия "сложный объект": согласно ст. 1240 ГК Российской Федерации лицензионный договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

--------------------------------

<177> См., напр.: Родионов, М.Ю. Возникновение и охрана авторских прав при создании кинофильмов: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / М.Ю.Родионов. - М., 2005. - С. 8 - 10.

 

Нормы комментируемого Закона подобных положений не содержат, поэтому производителю аудиовизуального произведения, приобретающему право использования ранее созданных произведений, необходимо в договоре определять условия их использования таким образом, чтобы это не препятствовало осуществлению исключительного права на аудиовизуальное произведение в целом.

 

Статья 13. Авторское право на компьютерную программу

 

1. Охрана компьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.

Проектировочные материалы, полученные в ходе разработки компьютерной программы, но не включенные в созданную компьютерную программу, не являются частью компьютерной программы и охраняются как самостоятельные объекты авторского права, если обладают признаками, указанными в пунктах 1 и 2 статьи 6 настоящего Закона.

2. Автору или иному правообладателю в отношении компьютерной программы принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать установку компьютерной программы на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ней (использование заложенных в компьютерную программу функциональных возможностей), а также иные действия согласно статье 16 настоящего Закона, за исключением случаев, предусмотренных главой 4 настоящего Закона.

3. Лицу, правомерно владеющему экземпляром компьютерной программы, принадлежит право ее использования по прямому назначению, включая установку на компьютер или иное устройство, запуск и работу с ней (использование заложенных в компьютерную программу функциональных возможностей), на условиях, установленных автором или иным правообладателем.

Отчуждение правомерно приобретенного экземпляра компьютерной программы влечет прекращение права ее использования, если иное не предусмотрено автором или иным правообладателем в договоре.

 

Комментарий к статье 13

 

1. Комментируемая статья посвящена определению содержания авторского права на компьютерные программы. О понятии компьютерной программы см. комментарии к ст. 4 и 6 Закона.

2. Особенности правового режима компьютерных программ предопределены особой природой этого результата интеллектуальной деятельности человека. Как было давно отмечено в литературе, компьютерная программа в техническом аспекте представляет собой "основанную на алгоритме последовательность математических или логических операций, отображенную на языке конкретной ЭВМ, которая приводит к решению поставленной задачи за конкретное количество шагов" <178>. Именно поэтому исследователи указывают на то, что в отличие от традиционных объектов авторского права, форма и содержание которых могут быть непосредственно восприняты публикой, компьютерная программа является только инструментом, с помощью которого компьютер может решить определенную задачу.

--------------------------------

<178> Анисимов, Г.Н. О правовой охране алгоритмов и программ для ЭВМ / Г.Н.Анисимов, В.Н.Бакастов // Вопросы изобретательства. - 1976. - N 8. - С. 7.

 

Компьютерная программа - это технология для функционирования компьютера, а процесс создания программы больше похож на разработку технического решения, чем на создание произведения литературы или искусства; если при создании художественного произведения автор руководствуется эстетическими категориями, то программист следует логическому и аналитическому процессу. Техническая природа компьютерной программы делает данный результат интеллектуальной деятельности многосложным и неоднозначным для охраны авторским правом.

Алгоритм компьютерной программы - это ее основной структурный элемент, определяющий эффективность работы программы. Его можно определить как логический метод для построения программы. Однако, несмотря на то, что для программы алгоритм имеет первостепенное значение, авторским правом он, как правило, не охраняется, поскольку, по сути, является методом достижения определенного результата. Этот момент является самым слабым местом в авторско-правовой охране компьютерных программ. Авторское право, охраняя программу как произведение, обеспечивает алгоритму программы косвенную охрану, охраняя конкретную оригинальную форму, в которой данный алгоритм выражен создателем программы. Однако такой косвенной охраны недостаточно для обеспечения правовой охраны интересов программиста. Алгоритм может быть перенесен из одной программы и воплощен в другой. Для этого производится декомпилирование компьютерной программы - технический прием, включающий преобразование объектного кода в исходный текст (исходный код), осуществляемый в целях изучения структуры и кодирования программы. Учитывая существование нескольких сот языков программирования, можно создать много компьютерных программ, построенных на основании одного и того же алгоритма, но отличающихся по форме выражения и являющихся с точки зрения авторского права самостоятельными произведениями. Именно такая возможность беспрепятственного заимствования алгоритмов заставляет разработчиков программного обеспечения искать дополнительные средства правовой защиты для результатов своего творчества.

Как справедливо отмечают юристы, занимающиеся проблемами правовой охраны компьютерных программ, законодательство об авторском праве, обеспечивая охрану формы произведения, не защищает лежащий в ее основе алгоритм, поскольку основное значение для компьютерной программы имеет ее функциональность, которая предопределяется алгоритмом, а написание программы на определенном языке программирования, т.е. представление в той или иной форме, не играет существенного значения для пользователя <179>.

--------------------------------

<179> Бекиш, А.А. Авторско-правовая охрана компьютерных программ в законодательстве Республики Беларусь: проблемы и перспективы / А.А.Бекиш // Научные труды Могилевского филиала БИП: Право. Политика. Экономика / БИП - Институт правоведения; под общ. ред. А.А.Скикевича. - Вып. 11. - Могилев: МФ ЧУО БИП, 2011. - С. 16.

 

Резюмируя основные положения, касающиеся определения компьютерной программы в качестве объекта авторского права, можно отметить следующее. Во-первых, компьютерные программы независимо от их вида, назначения и достоинства охраняются авторским правом, если они существуют в объективной форме, являются результатом творческой деятельности, отличаются новизной и оригинальностью с точки зрения формы выражения положенных в основу программы идей. Во-вторых, компьютерные программы являются особой разновидностью объектов авторского права в силу своего синтетического, комплексного характера, поскольку состоят из взаимосвязи таких элементов, как исходный текст, объектный код, пользовательский интерфейс и др.

3. Закон устанавливает, что охрана распространяется на все виды компьютерных программ (в том числе на операционные системы).

Операционная система - это одна большая программа, к которой "прикладываются" и функционируют все остальные программы. Именно операционная система осуществляет преобразование команд, получаемых от той или иной программы, в понятные компьютеру. Операционных систем существует немного; общеизвестными являются Windows, Unix, Linux, MacOS, OS/2, DOS и др.

В числе иных видов компьютерных программ можно назвать:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.