Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы конституционно-правового статуса личности. 2 страница




 

Принцип равенства всех перед законом и судом заключается в том, что каждый независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. п. обязан соблюдать законодательство РФ.

 

Федеральными законами могут быть установлены привилегии для отдельных категорий граждан, но эти привилегии не должны затрагивать основных прав и свобод человека. Эти привилегии устанавливаются в связи с исполнением тех или иных полномочий по должности. Каждый свободно и независимо от чьего-либо мнения осуществляет свои права и свободы, исполняет свои обязанности, а равно взаимодействует с другими субъектами правоотношений, отстаивает свои интересы, права при условии соблюдения законодательства РФ и прав и законных интересов других лиц и общества в целом.

 

Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения в равном объеме. Никто не может быть лишен этих прав и свобод.

 

РФ гарантирует реализацию всех элементов конституционно-правового статуса личности вРФ. За исключением случаев, когда ограничения предусмотрены законами и вызваны необходимостью защитить права и свободы других членов общества (например, при введении военного или чрезвычайного положения на всей территории РФ или ее части, а равно в случае вынесения приговора суда, ограничивающего определенные права и свободы личности).

 

РФ обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина в РФ путем создания условий для этого в политической, экономической, иных сферах общественной жизни страны.

 

РФ, помимо гарантий неприкосновенности конституционно-правового статуса личност, устанавливает ответственность за нарушение прав и свобод человека и гражданина, а также за воспрепятствование их реализации.

 

Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод личности заключается в том, что ограничения государством или кем-либо в этих правах и свободах недопустимы, одновременно и отказ самого лица от конституционных прав и свобод юридически недействителен, т. е. недействительным признается и добровольный отказ лица от жизни (за исключением случаев самоубийства).

 

Неотчуждаемый характер присущ только естественным правам человека, тогда как производные от них права, например право собственности на определенную вещь, могут отчуждаться как по воле правообладателя, так и по воле иных лиц.

 

Принцип непосредственного действия основных прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что именно эти права и свободы определяют смысл и содержание конституционно-правового статуса личности.

25. Конституционные гарантии реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий реализации и механизма их защиты.

Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция Российской Федерации предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (ст. ст. 33, 45-57, 59, 60 и др.). Это означает также и обязанность государства создать специальные учреждения по охране прав и свобод человека и гражданина (суды, органы охраны общественного правопорядка, прокуратуры), обязанность государства конкретизировать посредством законов права и свободы человека и гражданина и защищать их предусмотрена во всех главах Конституции. Как уже было сказано выше, Конституция Российской Федерации является основным, базовым источником и гарантом прав граждан Российской Федерации на социальную защиту.

 

Построение в Российской Федерации демократического правового государства тесно связано с созданием системы гарантий конституционных прав граждан, которая основывалась бы на разработке и применении действенных условий и приемов для ее реализации в общественных отношениях. Нормы, закрепляющие конституционные права, занимают базовое положение не только в Конституции, но и во всей системе законодательства, они должны быстро и четко реализовываться в фактических общественных отношениях.

 

Гарантирующая роль государства существенно различается в зависимости от того, о каких правах и свободах идет речь - гражданских и политических или экономических, социальных и культурных. Это обусловлено тем, что социально- экономические права и свободы, в отличие от гражданских и политических, содержат в себе достаточно обширную социальную программу, требующую для своей реализации положительных усилий государства в социально- экономической и культурной жизни общества в целом и отдельного индивида, тогда как гарантии гражданских и политических прав человека и гражданина очерчивают сферу индивидуальной автономии личности и содержат запреты на вмешательство в области, предоставленные свободному усмотрению индивида.

 

Иначе говоря, государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя свободный простор личной деятельности, но индивид больше ничего не может требовать от него в этой сфере. Государство, регулируя гражданские и политические права, не несет иных юридических обязанностей, кроме обязанности предусмотреть правовые механизмы защиты эти прав от покушений со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан. Это не означает, что государство свободно от необходимости обеспечить условия для осуществления этих прав (финансирование выборов, содержание правоохранительных органов и т.п.), но сами эти условия не входят в нормативное содержание указанных прав. Весьма определенно характер государственных гарантий данного вида выражен в конституционном нормировании права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), неприкосновенность жилища (смт.25), других гражданских и политических прав и свобод (ст. ст. 29,30,31 и ДР-).

 

Иную структуру имеют гарантии социальных, экономических и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Право на труд и отдых, защита семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду или на образование, закрепленные в Конституции, содержат в себе обширную социальную программу и требуют от государства не только признания, соблюдения и защиты как гражданские и политические права, но и положительной деятельности по реализации этой программы, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства1.

 

' См.: Научно-практичекий комментарий к Конституции РФ / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 2003. С. 23.

 

В юридической науке нет, пожалуй, другой такой категории, которая имела широкое содержание. Категория эта - гарантии. В одних случаях мы говорим о гарантиях правового и демократического государства, в других - о правовой и демократической государственности как гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина; о гарантиях социального государства и о социальном государстве как гарантии реализации положения о достойной жизни и свободном развитии человека; о гарантиях прав и свобод граждан и о правах личности как гарантии ее свободы и т.д. Здесь следует иметь в виду, что любая правовая норма, исходя из ее роли в системе права, может рассматриваться, с одной стороны, в качестве объекта гарантирования, а с другой - в качестве гарантии других правовых норм94. Формы реализаций права: соблюдение запретов, использование установленных прав, исполнение обязанностей, применение норм легитимными органами власти, должностными лицами для защиты нарушенных прав95.

 

В науке конституционного права существует несколько классификаций гарантий по различным критериям. Одни авторы предлагают рассматривать гарантии в качестве элемента правовой системы96, другие отождествляют гарантии с иными понятиями, такими, как меры правовой охраны и защиты, юридической ответственности97, третьи рассматривают их как определенную разновидность конституционных норм98, четвертые понимают под гарантиями условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод личности

 

Конституционным нормам законодатель придает особую значимость, они рассматриваются в качестве объектов гарантирования, за ними должны стоять предусмотренные правом гарантии.

 

Реализация личных прав требует не столько индивидуальных усилий их обладателей, сколько соответствующих природе этих прав обеспечительных, охранительных и иных действий государственных органов, должностных лиц и граждан99.

 

В юридической науке нет единого мнения по поводу определения гарантий реализации конституционно-правовых норм. Н.А. Боброва определяет их как «юридически значимые и организационно-оформленные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах конституционного права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей конституционного права в действительность, в фактическое поведение субъектов конституционно-правовых отношений»100.

 

Следует сказать, что в научной литературе содержание гарантий реализации правовых норм довольно часто ограничивается их охраной, в частности, сведением гарантий к санкциям, установлением ответственно ста за их нарушение. По-мнению И.В. Мухачева, конституционное право имеет целью гарантировать существование в общественной жизни демократических социальных ценностей. Поэтому основой метода конституционно-правового регулирования является метод правового гарантирования. Закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориального устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления гарантирует их реальное существование в общественной жизни101.

 

B.C. Ос новин, исследуя методологические вопросы реализации конституционных норм, подчеркивал, что «теория реализации конституционных положений должна быть многофункциональной и многоуровневой»102. В связи с этим Т.Д. Зражевская выделяет три функции гарантирования, которые в совокупности выступают системой: стимулирующую (стимулирование всех форм реализации конституционного законодательства в целом и активности правоприменительных субъектов); правообеспечительную (непосредственное обеспечение всех условий процесса реализации конкретного конституционного закона); правоохранительную (охрана, защита конституционного законодательства)103. Помимо перечисленных, гарантии могут выполнять и превентивные функции, суть которых выражается в создании эффективных правовых препон, препятствующих развитию негативных социальных явлений.

 

Гарантии прав и свобод являются частью института конституционного статуса личности и представляют собой совокупность конституционных и иных правовых норм, закрепляющих положение человека в обществе, определяемого достигнутым уровнем экономического, политического, социального развития конкретного государства. По характеру прав и свобод личности, степени их фактического использования, гарантированности, юридической защищенности можно судить о достаточности той или иной правовой системы, а в конечном счете - об экономической и политической системах104.

 

А.Б. Иванюженко считает, что все гарантии - политические, экономические, социальные становятся таковыми тогда и только тогда, когда они облачены в правовую форму - форму норм, содержащихся в различных правовых актах той или иной юридической силы105.

 

Признаками гарантий в праве являются: объективизация в нормах права; по своему значению представляющие собой специально предназначенные правовые средства реального обеспечения охраняемого законом интереса; обусловленные экономическим устройством государства как способы обеспечения оптимальных правовых результатов при минимальной затрате сил, средств и времени; по содержанию являющиеся взаимоотношением правовые нормы и основанные на них процессуальные действия субъектов, наделенных теми или иными правомочиями и юридическими обязанностями.

 

Юридические гарантии - специальные средства, закрепленные в законодательстве, состоящие в восстановлении защиты прав и привлечении виновников их нарушения к ответственности; средства, которые непосредственно предотвращают нарушение законности, обеспечивают выявление допущенных нарушений и немедленное их устранение106.

 

С.С. Алексеев, Н.В. Витрук в число юридических гарантий прав личности включают: закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений; меры правовой защиты; меры юридической ответственности; меры пресечения и другие правоохранительные меры; процессуальные формы охраны прав; меры профилактики и предупреждения правонарушений107.

 

Неразрывность правового статуса личности и его юридических гарантий не вызывает сомнений. Правовой статус личности, не снабженный правовыми гарантиями (в форме закрепленных в нормах права средств), обеспечивающими личности реализацию ее прав, свобод и обязанностей, охраняющими их от нарушений, нельзя рассматривать как реальный, ибо он будет носить скорее формальный характер. С точки зрения формы закрепления правовые гарантии делятся на конституционные и отраслевые. Конституционные гарантии, как отмечает Н.А. Боброва, являются базой гарантирования основных прав и свобод граждан, подобно тому, как сами конституционные права и обязанности фиксируют не все их правовое положение, а лишь его основы. Но по конституционным гарантиям - и это важно подчеркнуть - уже можно судить о реальности провозглашенных прав, об их субъективном, действующем характере, обеспеченности не только и не сколько индивидуальными возможностями отдельного гражданина, сколько всем существующим строем1.

 

Отраслевые гарантии находят свое выражение в нормативных документах, законах и подзаконных актах, регулирующих различные отношения в той или иной отрасли права.

 

Следует отметить, что все юридические гарантии, как общие, так и специальные (процессуальные), действуют в комплексе. Общие гарантии в целом оказывают воздействующее влияние, создают условия реализации правового статуса, способствуют развитию личности, Но правовой статус может и не реализовываться даже при наличии системы гарантий, если данная система не подкреплена конкретной организационной деятельностью.

 

Всякое субъективное право имеет свою социальную ценность лишь постольку, поскольку его возможно осуществить. Отсюда возникают проблемы реализации субъективных прав граждан, их защиты108.

 

По мнению н.В. Витрука и В.В. Копейчикова, «реализация прав граждан - это регламентированный нормами права демократический по своему содержанию и формам осуществления процесс, обеспечивающий каждому гражданину материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиты прав от любых посягательств»109.

 

Наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера110. Требуется не только провозглашение в Конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права. Л. С. Явич писал, что «право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организаций, в общественных отношениях, и что нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества»'111.

 

В юридической литературе реализация прав и свобод граждан рассматривается как регламентированный правовыми нормами процесс, обеспечивающий каждому гражданину те материальные и духовные блага, которые лежат в основе принадлежащих ему субъективных прав, а также защиту этих прав от любых посягательств. Как конечный результат она означает достижение полного соответствия между требованиями норм совершить определенные поступки или воздержаться от их совершения и суммой фактически последовавших действий112.

 

Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права.

 

В научной литературе понятие «механизм» принято рассматривать в различных аспектах: механизм реализации прав и свобод113, механизм защиты114, механизм реализации115. Встречается и такие понятия как «механизм социально- правовой защиты», «гуманитарный правозащитный механизм»116.

 

П.П. Глущенко определяет механизм реализации как «систему закрепленных законом направлений, методов, способов и средств, применяемых субъектами правозащитной деятельности в целях обеспечения конституционных прав, свобод и интересов юридических лиц и граждан, оказания им помощи по реализации и восстановлению своего правового статуса»117.

 

Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс118.

 

Механизм обеспечения прав личности, по мнению В.И. Гоймана, - это комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационного, управленческого, идеологического (социально-политического) и специально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своим назначением обеспечить реальное действие закона, т.е. создать условия, при которых граждане, их объединения и организации согласовывают свои действия с требованиями закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности удовлетворения многообразных интересов и потребностей119.

 

Вопрос о структуре механизма реализации прав граждан в юридической науке в настоящее время является дискуссионным. Иногда называют три составные части этого механизма: механизм обеспечения, являющийся предпосылкой осуществления прав граждан; механизм непосредственной реализации - фактического претворения этих прав в жизнь; механизм защиты, вступающий в действие при нарушении прав и направленный на их восстановление120.

 

По мнению К. Б. Толкачева, механизм реализации прав граждан состоит из двух подсистем: подсистемы обеспечения реализации прав, подсистемы действий (актов поведения) граждан по пользованию благами, закрепленными правами121. В структуре механизма реализации прав граждан выделяются два основных элемента: первый - осуществление или непосредственная реализация права; второй - обеспечение (гарантирование) непосредственной реализации права. Характер многих конституционных прав и свобод, неотъемлемых от человека, делает ненужной какую-либо активную юридическую деятельность гражданина, направленную на их получение. Они и так принадлежат ему с момента рождения. Реализация конституционных прав и свобод выражается в действиях государства по предупреждению, пресечению неправомерных посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей, возмещению ущерба. И только при необходимости гражданин сам предпринимает активные, юридически значимые действия по осуществлению, защите своих конституционных прав и свобод.

 

Конечно же, здесь речь идет лишь о юридическом аспекте обеспечения основных прав и свобод. В реальной жизни человек сам, руководствуясь инстинктом самосохранения и здравым смыслом, постоянно заботится о своих правах и свободах. От него самого во многом зависит, насколько комфортным будет его существование. Тем не менее государство возложило на себя обязанность создавать, насколько это возможно, условия осуществления конституционных прав и свобод гражданина. Реализуя эту обязанность, оно стремится свести к минимуму посягательства на конституционные права и свободы, а если уж они совершаются, то быстрее прореагировать.

 

Необходимо отметить и другой аспект обеспечения государством конституционных прав и свобод граждан. Ограничение их возможно на федеральном уровне федеральным законом. Федеральными законами и иными нормативными актами могут быть предусмотрены меры, связанные с введением временных ограничений на осуществление экономической и финансовой деятельности122. Субъектам Российской Федерации такое право не предоставлено. Однако Российская Федерация также ограничена в вопросах умаления прав и свобод человека сферами правового регулирования, его целями. Так, в части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Ограничения прав и свобод человека существуют не только в конституционном законодательстве Российской Федерации. Аналогичные положения имеют место и в законодательстве многих стран мира123.

 

А.В. Малько подчеркивает, что «особое место правовые ограничения занимают в конституционном праве, ибо во многом они здесь приближаются к теоретической конструкции, приобретают надотраслевые черты, конкретизируемые в отдельных текущих законах»124.

 

Устанавливаемые законом ограничения свободы, действий при осуществлении какого-либо субъективного права получили наименование пределов осуществления данного права125.

 

Ограничения свободы личности посредством права вполне разумны, когда они соответствуют уровню политического, правового и нравственного сознания людей в обществе126.

 

По мнению А. С. Мордовца, суть правового ограничения состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживании социально вредного поведения - с другой. Таким образом, ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина со стороны Российского государства предполагают решение следующих задач: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; 4) создание благоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; 5) учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан127.

 

Охрана и защита государством конституционных прав и свобод граждан от противоправных посягательств являются стадиями в процессе их реализации. Именно в этом и состоит специфика реализации прав и свобод.

 

Государственная власть должна быть организована и действовать таким образом, чтобы «не просто декларировать уважение к человеку, его правам и свободам, но и обеспечить возможность его нормального развития, защищать его автономию в обществе»128.

 

Статья 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Данная статья является важной частью общего механизма защиты прав и свобод человека и гражданина вместе с положениями статьи 15 - о высшей юридической силе Конституции и ее прямом действии и статьи 46 - о праве каждого на судебную защиту129.

 

Как отмечает Г.А. Шмавонян, «право на обращение с жалобой выступает в качестве важного правового средства непосредственной защиты индивида и его субъективных прав»"5.

 

Подобное положение появилось в российском конституционном праве впервые, так как традиционно непосредственному применению подлежали только законы и другие нормативные акты, в то время как положения Конституции носили фиктивный или декларативный характер. Положения Конституции не рассматривались судами в качестве оснований для рассмотрения дел в судах, отсутствовал механизм проверки законодательных актов на соответствие Конституции. Таким образом, отсутствовали механизмы для признания норм Конституции непосредственно действующими.

 

Важно отметить, что в соответствии со статьей 18 права и свободы признаются непосредственно действующими вне зависимости от того, разработаны ли детальные правовые механизмы для их воплощения. Данная статья предусматривает непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, не уточняя, что речь идет только о правах и свободах, закрепленных в Конституции. Таким образом, можно сделать вывод о том, что не только права и свободы, перечисленные в Конституции, но и закрепленные, например, в международных договорах Российской Федерации или относящиеся к нормам обычного международного права, также могут применяться непосредственно1.

 

Гарантией осуществления и незыблемости подобных деклараций является принцип прямого, непосредственного действия Конституции и сложностью изменения указанных норм. Основные права и свободы вообще не могут быть пересмотрены представительными органами государственной власти. Для этого требуется созвать Конституционное собрание, которое обязано либо подтвердить неизменность Конституции, либо разработать проект новой конституции. В другом порядке изменить положения раздела, говорящего о правах и свободах, невозможно.

 

Государственной гарантией прав и свобод человека и гражданина служит отнесение их регулирования и защиты к ведению Российской Федерации (п. «в» ст. 71 Конституции РФ). Кроме этого, защита прав и свобод человека и гражданина является и предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов России (п. «б» ч.1 ст. 72 Конституции РФ), однако регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к исключительному ведению Российской Федерации, что призвано обеспечить единый правовой статус человека и гражданина для лиц, проживающих на территории России.

 

Юридические гарантии - это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных и процессуальных), обеспечивающих надлежащее признание, защиту и реализацию определенных прав и соответствующих им обязанностей, конструктивное выражение принципа «самозащиты» права. Они воплощают идею такого согласованного действия права и государства, когда одни формы, направления и функции государственно-правовой регуляции и деятельности служат защитным механизмом для других, и наоборот. И лишь в контексте взаимной поддержки и согласованности различных частей и аспектов всего государственно-правового комплекса отдельные специальные формы и конструкции юридических гарантий, прав и свобод личности могут реально осуществить свою защитную роль130.

 

В то же время представляется бесспорным, что конституционное провозглашение прав и свобод высшей ценностью в реальной жизни еще не означает их эффективного осуществления, поскольку требуется действенный, реально функционирующий механизм их реализации, обеспечения охраны и защиты с позиций гарантий прав личности. Несмотря на положительные результаты проведенных в настоящее время в Российской Федерации реформ, необходимо отметить, что и сегодня государство не может полностью справиться с выполнением своей глазной конституционной обязанности - охраной и защитой прав и свобод человека и гражданина. Реализация конституционного положения о защите прав и свобод человека и гражданина требует создания реального, действенного механизма правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, а также активизации усилий по обнаружению и более глубокому его изучению, определению условий и факторов, выступающих в качестве социальной среды действия данного механизма, по выработке новых теоретических положений и осуществлению анализа внутренней структуры, эффективного функционирования как всего механизма, так и отдельных его частей2.

 

Следует отметить, что гарантированы могут быть лишь реальные нормы, которые правильно отражают объективные закономерности общественного развития, соответствуют специфическим обстоятельствам времени и места, согласуются с системой права. Принцип реальности означает актуальность самих возможностей, заложенных в праве, их опору на фактические предпосылки и условия, реальность их перехода в действительность с помощью организационно- правовых гарантий. И если норма права неправильно отражает закономерности общественного развития, никакие гарантии не смогут обеспечить ее эффективность, так как общество и государство не в состоянии гарантировать нормы, искажающие их природу.

 

Значимым примером в этой связи является введение института социального государства. Формирование в России социального государства не дань мировой традиции или политической моде, а настоятельная потребность российской действительности, поскольку отставание в социальной сфере влияет на скорость и перспективы экономических и политических преобразований. Эту идею восприняли и авторы Основного закона, включив в его текст статью, провозглашающую Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.