Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительный анализ гражданско-правового положения саморегулируемых организаций и иных юридических лиц




 

Особенностью саморегулируемой организации, в сравнении с иными юридическими лицами, являются, прежде всего, их (саморегулируемых организаций) специфические функции, права и обязанности.

Саморегулируемая организация выполняет следующие функции (ч. 1 ст. 6 ФЗ о СРО) (рис. 1, приложение 1):

) разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

) применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные ФЗ о СРО и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

) образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

) осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

) представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

) организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

) обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном ФЗ о СРО и внутренними документами саморегулируемой организации;

) осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

) рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Наряду с этими основными функциями саморегулируемые организации вправе осуществлять иные предусмотренные федеральными законами и уставом некоммерческой организации функции.

Говоря о функциях саморегулируемых организаций, важно отметить следующее. Некоммерческая организация может создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, а также в иных целях, указанных в п. 2 ст. 2 ФЗ "О некоммерческих организациях" и направленных на достижение общественных благ. Цели, например, строительных саморегулируемых организаций, сформулированные в 55.1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), по мнению автора настоящей работы, вполне вписываются в ряд общественно полезных, поскольку предусматривают предупреждение причинения вреда вследствие недостатков работ на объектах капитального строительства и повышение качества выполнения таких работ. При этом полагаю, что ограничивать организацию только целями строительной саморегулируемой организации не следует. Ведь ГрК РФ ясно говорит о том, что указанные цели являются для строительной саморегулируемой организации основными, а значит, не единственными. Для любой саморегулируемой организации совершенно органичными будут цели образовательные, научные, управленческие, цели защиты интересов членов саморегулируемой организации и другие, лишь бы они по сути своей не входили в противоречие с основными целями организации.

В соответствии с установленными функциями, в процессе осуществления своей деятельности саморегулируемая организация имеет право:

§от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

§участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

§вносить на рассмотрение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

§запрашивать в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация наряду с названными правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами.

Саморегулируемая организация, ее органы управления, специализированные органы и работники обязаны соблюдать требования ФЗ о СРО, других федеральных законов, устав, стандарты и правила. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, учреждать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие предпринимательскую деятельность, и становиться участником таких хозяйственных товариществ и обществ. Саморегулируемая организация несет перед своими членами ответственность за действия работников саморегулируемой организации, связанные с неправомерным использованием информации, ставшей известной им в силу служебного положения. Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организацией и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Отличительной особенностью саморегулируемых организаций от объединений субъектов предпринимательской деятельности, не обладающих таким статусом, помимо специфических прав, обязанностей и функций, является также возложение на саморегулируемые организации ответственности за деятельность своих членов.

С 1 января 2010 г. саморегулируемые организации несут гражданско-правовую ответственность за действия своих членов. Члены саморегулируемой организации, вступая в данную организацию, вносят определенную сумму в ее компенсационный фонд. Компенсационный фонд - это не что иное, как коллективная финансовая ответственность. Если у заказчика появятся серьезные претензии к работе члена саморегулируемой организации и он сможет их обосновать в суде, то выплаты будут производиться сначала из средств страховой компании, а потом именно из этих денег, которые по закону не могут расходоваться на другие цели. В течение двух месяцев после выполнения судебного решения о выплате компенсационный фонд должен быть восстановлен - за счет всех членов саморегулируемой организации, но в большей степени - за счет провинившейся компании и ее рекомендодателей.

Компенсационный фонд, как правило, по решению общего собрания членов саморегулируемой организации, размещается на депозитном счете в банке. Эти деньги неприкосновенны. Решение о выплате из компенсационного фонда принимает опять же общее собрание в случае возникновения обоснованных претензий со стороны заказчика к члену саморегулируемой организации, при наличии соответствующего решения суда. Получается, что компания - член саморегулируемой организации сможет минимизировать свои риски, связанные с ответственностью перед заказчиком за некачественную работу, так как часть материальной ответственности возьмет на себя саморегулируемая организация.

Компенсационный фонд саморегулируемой организации - одна из основ стабильности всей системы саморегулирования. Его существование базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены саморегулируемой организации. Это требует от некоммерческих партнёрств определённого подхода при принятии решении о зачислении новых участников - чем выше будут требования к ним, тем меньше вероятность наступления выплат компенсаций.

Установление размера взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядок его формирования и определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации является компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации.

Закон жёстко ограничивает нормы выплат из средств компенсационного фонда. Они могут осуществляться только в нескольких оговоренных случаях: в результате наступления субсидиарной ответственности, при возврате ошибочно перечисленных средств или размещении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера. В последнем случае саморегулируемые организации не имеют права вкладывать его в ценные бумаги и держать на банковских счетах своих членов. Эта норма защищает саморегулируемые организации от внутреннего банкротства, а также предотвращает всякую возможность появления коррупционной составляющей, что в конечном итоге благотворно влияет на эффективность управления.

Спорным является вопрос о порядке управления средствами компенсационного фонда строительной саморегулируемой организации. Согласно положениям ст. 13 ФЗ о СРО размещение средств компенсационного фонда в целях их сохранения и прироста, а также инвестирование таких средств осуществляются через управляющие компании, если иное не установлено федеральным законом. Кроме того, ФЗ о СРО установлен конкурсный порядок отбора управляющих компаний, а также ограничения на инвестирование средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в объекты недвижимости и в государственные ценные бумаги, а также обязательность привлечения специализированного депозитария к контролю за действиями управляющей компании. ГрК РФ, говоря о компенсационном фонде строительных саморегулируемых организаций, не дает практически никаких указаний по порядку управления его средствами, запрещая лишь размещать эти средства на банковских счетах и в ценные бумаги членов саморегулируемой организации, а также ограничивая десятью рабочими днями срок возврата средств компенсационного фонда из активов, в которые они размещены. Таким образом, ГрК РФ не устанавливает иного порядка управления средствами компенсационного фонда, нежели это установлено ФЗ о СРО. Следовательно, требование о размещении средств компенсационного фонда через управляющие компании с привлечением специализированного депозитария для контроля за ее действиями должно соблюдаться саморегулируемой организацией строительной сферы. Это, разумеется, весьма удорожит процесс управления средствами компенсационного фонда, зато снизит вероятность злоупотреблений со стороны работников саморегулируемой организации.

В процессе деятельности саморегулируемой организации ее компенсационный фонд может не только пополняться за счет доходов от размещения средств в доходные активы, но и расходоваться в случаях, когда по закону наступает субсидиарная ответственность саморегулируемой организации за действия ее членов. Если в результате осуществления выплат из компенсационного фонда его размер становится ниже минимально допустимого в соответствии с учредительными документами саморегулируемой организации, то члены саморегулируемой организации обязаны восполнить недостающую сумму в течение двух месяцев. Важно, что данная обязанность является общей для всех членов саморегулируемой организации, а не только для причинителя вреда, по чьей вине снизился размер компенсационного фонда. Поэтому порядок внесения членами саморегулируемой организации дополнительных взносов в компенсационный фонд должен быть установлен документами саморегулируемой организации.

Коллективная финансовая ответственность - это очень важно, но ещё важнее то, что система саморегулирования даст клиенту уверенность, что его не оставят наедине с возникшими проблемами, а будут скрупулезно и справедливо разбираться в сути его конфликта и стоимости претензий к участнику саморегулируемой организации. Например, члены строительных саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных ст. 60 ГрК РФ, обязаны восстановить компенсационный фонд до минимального предусмотренного уставом размера в срок не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат. Невыполенение указанных обязанностей повлечет саморегулируемую организацию лишения статуса, а ее членов - права осуществлять свою деятельность.

Таким образом, важнейшим элементом института саморегулирования является развитие механизмов обеспечения имущественной ответственности саморегулируемых организаций, рассматриваемых в качестве одного из наиболее значимых достижений при переходе от лицензирования к механизмам саморегулирования. В данной связи необходимо отметить, что эффективность применения механизмов обеспечения имущественной ответственности на сегодняшний день не поддается однозначной оценке. С одной стороны, в большинстве отраслей, в которых на сегодняшний день применяются механизмы саморегулирования, сформированы в установленном законодательством порядке компенсационные фонды саморегулируемых организаций и используются механизмы страхования ответственности субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. С другой стороны, практически полное отсутствие фактов выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций не дает оснований говорить об эффективности применения указанного механизма. Факты выплат из компенсационного фонда саморегулируемых организаций в 2010-2011 гг. зафиксированы только в сфере арбитражного управления.

Ключевым фактором, ограничивающим возможность применения механизмов имущественной ответственности, является отсутствие у саморегулируемых организаций полномочий по принятию решений о компенсации членом саморегулируемой организации убытков третьей стороне, наступивших в результате нарушений требований законодательства, стандартов и правил саморегулируемой организации.

В отдельных отраслях сравнительно более высока частота применения механизма страхования ответственности, т.е., осуществления страховых выплат в связи с причинением ущерба третьим лицам. В этой связи стоит указать на две причины страхования членов саморегулируемой организации. Первая - воспользовавшись услугами страховой компании, компания - член саморегулируемой организации уменьшает тем самым сумму своего взноса в компенсационный фонд. Например, по закону взнос в компенсационный фонд для саморегулируемой организации должен быть равен или 1 миллиону рублей, или 300 тысячам рублей плюс ежегодное страхование. Понятно, что второй вариант предпочтительнее. Вторая причина заключается в том, что страховая компания защищает компенсационный фонд саморегулируемой организации. При вынесении вердикта в пользу заказчика именно страховая компания принимает на себя первый удар по обязательствам полиса гражданской ответственности. Если полис не покрывает нужную сумму, включается компенсационный фонд. Впоследствии член саморегулируемой организации, за которого заплатил фонд, должен будет возместить сумму компенсации на условиях и в сроки, утвержденные общим собранием саморегулируемой организации.

Однако, и в области страхования ответственности саморегулируемых организаций существует ряд в недостаточной мере урегулированных вопросов. Механизмы страхования ответственности в наибольшей степени развиты в сферах арбитражного управления и оценочной деятельности.

Таким образом, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда. Члены саморегулируемой организации заинтересованы в осуществлении реального контроля за деятельностью каждого из них во избежание необходимости постоянно пополнять компенсационный фонд или потери саморегулируемой организации своего статуса. Именно материальная заинтересованность субъектов предпринимательской деятельности, в частности строительных, проектных и изыскательских организаций, должна способствовать становлению и развитию здоровой действенной контрольной структуры в виде саморегулируемой организации, а последние - функционированию на рынке субъектов с высоким качеством работ и степенью ответственности за их результаты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.