Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности создания саморегулируемых организаций




Создание и функционирование саморегулируемых организаций

 

 

Порядок создания саморегулируемых организаций дифференцируется в зависимости от их вида. Так, саморегулируемой может стать некоммерческая организация, имеющая в своем составе не менее 50 членов (для саморегулируемой организации по проектированию и инженерным изысканиям) или не менее 100 членов (для саморегулируемой организации в строительстве).

Процесс создания саморегулируемой организации рассмотрим подробно на примере порядка создания саморегулируемой организации в строительной отрасли.

Размер компенсационного фонда также зависит от вида саморегулируемой организации. Компенсационный фонд саморегулируемых организаций по проектированию и инженерным изысканиям должен составлять не менее 150 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации при условии установления требования к страхованию ее членами гражданско-правовой ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства; и не менее чем 500 тыс. руб. на одного члена некоммерческой организации, если требования к страхованию отсутствуют (ст. 55.4 ГрК РФ).

Для саморегулируемой организации в области строительства величина компенсационного фонда должна быть не менее 300 тыс. руб. на каждого члена организации с обязательным страхованием и не менее 1 млн. руб. на каждого члена организации - без страхования (ст. 55.4 ГрК РФ).

Созданный компенсационный фонд обладает рядом особенностей:

строгое целевое расходование его средств (возмещение причиненного вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу только вследствие недостатков работ в области проектирования, инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выполненных членами саморегулируемой организации). Так, в случае недостаточности страхового покрытия при возмещении причиненного вреда недостающие суммы должны будут компенсироваться из этого фонда, так как саморегулируемые организации несут дополнительную имущественную ответственность. В связи с этим при выходе строительной организации из состава членов саморегулируемой организации по причине ликвидации, реорганизации и т.д. внесенные суммы в компенсационный фонд не возвращаются;

компенсационный фонд является гарантом обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации, что обусловливает возложение на них обязанности сохранения средств данного фонда. С этой целью допускается как передача средств компенсационного фонда в доверительное управление, так и передача их на банковские депозиты;

средства, израсходованные из компенсационного фонда, подлежат восстановлению. Так, когда за счет средств компенсационного фонда производилось возмещение причиненного вреда, его причинитель - член саморегулируемой организации должен будет пополнить компенсационный фонд на эту сумму, а в случае его неплатежеспособности пополнение средств фонда производится за счет средств остальных участников саморегулируемой организации.

Некоммерческое партнерство для получения статуса саморегулируемой организации в области строительной деятельности должно соответствовать следующим требованиям (ст. 55.4 ГрК РФ):

некоммерческое партнерство должно объединять необходимое число профессиональных участников строительного рынка: юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, иностранные организации, аттестованные в РФ;

некоммерческое партнерство должно разработать и принять стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации. Конечно, эти стандарты и правила не должны противоречить федеральным законам и создавать препятствия к осуществлению строительными организациями и индивидуальными предпринимателями их профессиональной деятельности;

некоммерческое партнерство должно сформировать компенсационный фонд, минимальный размер которого зависит от вида саморегулируемой организации (не менее 500 тыс. или 1 млн. руб. на каждого члена некоммерческого партнерства, получающего статус саморегулируемой организации в строительной отрасли). Однако в случае страхования членами партнерства гражданской ответственности перед третьими лицами минимальный размер компенсационного фонда должен быть не менее 150 или 300 тыс. руб. на каждого члена;

некоммерческое партнерство должно пройти процедуру получения статуса саморегулируемой организации в уполномоченном государственном органе - Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Причем совершенно неважно, как давно существует такое партнерство - ведь многие объединения участников строительного рынка создавались не вчера, и имеют достаточно длительную историю. Правда, среди ранее созданных объединений, преобладают организации в форме ассоциаций (союзов) организаций строительной отрасли, некоммерческие партнерства встречаются значительно реже. Но в связи с последними изменениями ФЗ "О некоммерческих организациях", ассоциации (союзы) получили возможность преобразоваться в некоммерческие партнерства.

Некоммерческое партнерство является юридическим лицом, которое считается созданным с момента его государственной регистрации, поэтому порядок его создания регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 01.04.2012) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ФЗ "О некоммерческих организациях", а также подзаконными актами Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы. Уполномоченный государственный орган в случае соответствия некоммерческого партнерства всем предъявляемым требованиям для получения статуса строительной саморегулируемой организации вносит информацию о нем с присвоением статуса саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

Таким образом, компаниям, желающим создать саморегулируемую организацию, первоначально необходимо организовать некоммерческую организацию в форме некоммерческого партнерства: "Обратим внимание на то, что сразу создать строительную саморегулируемую организацию невозможно, ибо саморегулируемая организация - это не организационно-правовая форма, а статус, который может быть присвоен уже существующей организации при условии выполнения ею установленных законом требований. Первое требование к саморегулируемой организации заключается в том, что это должна быть некоммерческая организация в форме некоммерческого партнерства. Иными словами, задумывая саморегулируемую организацию, начинать надо с некоммерческого партнерства, и уже затем получать для данного партнерства статус саморегулируемой организации". Для приобретения некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации оно должно достичь соответствия установленным законом требованиям относительно минимального количества ее членов, наличия компенсационного фонда определенного размера, а также утверждения ряда обязательных документов.

Учредительными документами некоммерческого партнерства является устав или устав и учредительный договор партнерства. По сути, для создания некоммерческого партнерства можно использовать типовой, т.е. имеющийся в различных правовых базах устав. С таким "типовым" уставом процедура государственной регистрации некоммерческого партнерства упрощается ввиду отсутствия в нем "непривычных" для уполномоченного государственного органа норм. Но если создавать некоммерческое партнерство именно с целью дальнейшего приобретения статуса строительной саморегулируемой организации, необходимо сразу предусмотреть в уставе некоммерческого партнерства те требования, которые позволят впоследствии, не прибегая к трудоемкой процедуре внесения изменений в устав организации, обратиться за присвоением ему статуса саморегулируемой организации.

Устав должен соответствовать, прежде всего, требованиям ФЗ "О некоммерческих организациях", а все особенности, свойственные саморегулируемой организации, должны быть сформулированы в уставе применительно к периоду с момента приобретения некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации и до момента его прекращения.

К примеру, если процедуры приема кандидата в члены некоммерческого партнерства до приобретения им статуса саморегулируемой организации и после значительно различаются (например, отказ в приеме в члены саморегулируемой организации возможен лишь по ограниченному перечню оснований, а в некоммерческое партнерство - просто по решению уполномоченного органа управления некоммерческого партнерства), то в уставе следует сначала описать процедуру приема в члены некоммерческого партнерства, руководствуясь нормами ФЗ "О некоммерческих организациях", а затем, после слов "в период пребывания некоммерческого партнерства в статусе саморегулируемой организации" или "с момента приобретения некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации и до момента прекращения статуса саморегулируемой организации" описать процедуру приема в саморегулируемую организацию уже в соответствии с требованиями ФЗ о СРО и ГрК РФ.

Некоммерческая организация, соответствующая необходимым условиям, приобретает статус саморегулируемой путем внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций строительной сферы, ведение которого осуществляется Ростехнадзором. Порядок ведения Реестра саморегулируемых организаций осуществляется в соответствии с Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.09.2008 № 724 (ред. от 24.09.2010) "Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций" (вместе с "Правилами ведения государственного реестра саморегулируемых организаций").

Члены строительной саморегулируемой организации для осуществления деятельности в строительной отрасли должны получить свидетельство о допуске к работам в области проектирования, инженерных изысканий, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия. В то же время действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено при выходе из саморегулируемой организации, при выявлении нарушений и др.

Таким образом, сфера деятельности саморегулируемой организации определяется через установленный законом Перечень видов работ, способных повлиять на безопасность объектов строительства. В литературе встречаются утверждения, что при вступлении в любую саморегулируемую организацию компании просто необходимо сертифицироваться по международным стандартам менеджмента и качества ISO 9000. На самом деле это никак не связано со вступлением в саморегулируемую организацию.

Довольно сложен для устава некоммерческого партнерства, создаваемого под цели строительной саморегулируемой организации, вопрос о членстве в организации. Членство в саморегулируемой организации, как и в любой другой некоммерческой организации, является добровольным. Однако ч. 2 ст. 5 ФЗ о СРО закреплена возможность установления федеральными законами обязательного членства субъектов предпринимательской (профессиональной) деятельности в саморегулируемой организации. Модель обязательного саморегулирования применена российским законодателем в отношении лицензируемых видов деятельности в качестве альтернативы лицензированию.

В силу того, что саморегулируемая организация ориентирована на выполнение определенной публичной функции (членство в ней является условием допуска к занятию определенным видом предпринимательской деятельности), то и условия приема и исключения из членов саморегулируемой организации, в отличие от некоммерческого партнерства, имеют черты публичности, которые выражаются в:

законодательно установленном для саморегулируемой организации запрете на истребование у кандидатов в ее члены каких-либо документов, помимо тех, которые упомянуты в п. 2 ст. 55.6 ГрК РФ;

четко очерченном той же статьей перечне причин, по которым саморегулируемая организация может отказать кандидату в приеме в члены саморегулируемой организации и выдаче свидетельства о допуске;

исчерпывающем, и в то же время детальном, перечне оснований для исключения члена из партнерства (ст. 55.7 ГрК РФ).

Представляется, что все эти требования ГрК РФ необходимо сразу занести в устав некоммерческого партнерства. Тем не менее, даже при таком подходе остается вопрос о том, как разумно сформулировать требования к кандидатам в некоммерческое партнерство, которые будут предъявляться к ним в период с момента создания некоммерческого партнерства и до момента приобретения им статуса саморегулируемой организации. Ведь процесс набора в организацию 50 или 100, в зависимости от вида строительной саморегулируемой организации, членов, разработка и утверждение документов, необходимых для приобретения статуса саморегулируемой организации, будут идти параллельно. Поэтому, принимая кандидата в члены некоммерческого партнерства, необходимо запросить у него такой набор документов, который позволит впоследствии, при обращении в надзорный орган, доказать, что данное лицо осуществляет деятельность в сфере саморегулирования, на которую ориентировано некоммерческое партнерство. Вполне разумными требованиями к кандидатам в члены некоммерческого партнерства до приобретения им статуса саморегулируемой организации является требование о представлении:

копий учредительных документов и документа о государственной регистрации лица как субъекта предпринимательской деятельности;

копий ранее выданных кандидату лицензий на выполнение работ в строительной сфере, а также информации о наличии в организации кадров, имеющих установленный уровень квалификации и опыт работы;

любых других сведений, которые могут быть полезны для выработки партнерством разумных и выполнимых членами некоммерческого партнерства требований к выдаче свидетельств о допуске, правил саморегулирования, стандартов саморегулируемой организации и иных внутренних документов партнерства (например, сведения о наличии у кандидата в члены некоммерческого партнерства определенного имущества и иных средств для выполнения работ, сведения о наличии у кандидата контроля качества выполняемых работ и т.п.)

В отсутствие сведений о наличии у кандидатов в члены некоммерческого партнерства квалифицированных кадров партнерство вряд ли сможет доказать в надзорном органе, что им выполнено условие о количестве членов, занимающихся определенным видом предпринимательской деятельности, что чревато отказом в предоставлении ему статуса саморегулируемой организации.

Строительные организации и индивидуальные предприниматели для получения членства в саморегулируемой организации и свидетельства о допуске к работам должны соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством, правилами и стандартами саморегулируемой организации к кандидатом в члены, в частности:

§работники строительной компании, индивидуальные предприниматели должны иметь образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ;

§индивидуальный предприниматель в случае выполнения определенных видов работ самостоятельно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля и стаж работы по специальности не менее чем пять лет;

§не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников - среднее профессиональное образование. Стаж работы по специальности должен составлять не менее трех лет для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее пяти лет - для работников, имеющих среднее профессиональное образование;

§индивидуальные предприниматели, работники индивидуального предпринимателя или юридического лица должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет;

§должно иметься имущество, необходимое для выполнения соответствующих видов работ (дополнительное требование, предъявляемое некоторыми саморегулируемыми организациями);

§проверка квалификации индивидуального предпринимателя, работников индивидуального предпринимателя или юридического лица должна иметь положительный результат (дополнительное требование, предъявляемое некоторыми саморегулируемыми организациями);

§помимо взноса в компенсационный фонд (150 тыс. руб. или 300 тыс. руб.) нужно оплатить вступительный (в среднем по стране около 8 - 30 тыс. руб.) и ежегодный (в среднем по стране 10 - 60 тыс. руб.) членские взносы, а также внести около 35 тыс. руб. за страхование гражданской ответственности. Вступительные и ежемесячные взносы предназначены для содержания и функционирования саморегулируемой организации.

Итак, поскольку саморегулируемая организация юридически представляет собой некоммерческое партнерство, ее создание осуществляется в два этапа: регистрация (создание) некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства; приобретение некоммерческим партнерством статуса саморегулируемой организации путем выполнения установленных законодательством требований. В заключение подчеркнем, что саморегулируемые организации должны быть заинтересованы в чистоте рядов и сохранении своей репутации, поэтому только они вправе решать, кого принимать в свои члены

48. В ведение в экономический лексикон термина лизинг (от англ. «to lease» или «брать в аренду», связывают с операциями телефонной компании «Белл», руководство которой в 1877 году приняло решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 году в Сан-Франциско американской компанией «Юнайтед стейс лизинг корпорейшен», и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В Европе лизинговый бизнес получил свое развитие в 1960-70 годах. Необходимо отметить, что в 1988 году была заключена «Конвенция о лизинге», текст которой был принят пятьюдесятью пятью государствами. Е.В. Кабатова приводит определение договора лизинга, данное в одном из документов Европейской ассоциации национальных ассоциаций по финансовой аренде (лизингу) оборудования. «Лизинг – это договор аренды завода, промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их в производственных целях арендатором, в то время как товары покупаются арендодателем, и он сохраняет за собой право собственности».

Широкое распространение лизинговых операций во многих странах мира, в том числе в сфере международного сотрудничества, различия в правовом регулировании договора лизинга стали предпосылками для разработки представителями разных государств в рамках Международного института по унификации частного права Конвенции о международном финансовом лизинге, подписанной в Оттаве 28 мая 1988 г. Конвенция разрабатывалась с участием представителей СССР, началом правового регулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». До него, в начале 1190-годов, лизинговая деятельность осуществлялась по аналогии с арендой без специальных нормативных актов. Хотя историки утверждают, что советские граждане познакомились с понятием лизинга во время II Мировой войны 1941-45 годов, когда США поставляли своим союзникам по блоку оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты и т.д. Однако, после войны слово «лизинг» исчезло из русского лексикона, более, чем на четыре десятилетия. Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга явилось постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное этим постановлением Временное положение о лизинге, права и обязанности сторон корреспондировали основным положениям Оттавской конвенции и укладывались в предусмотренную последней конструкцию договора лизинга.


^ 17. 1. Понятие и правовая природа договора

Согласно 665 ГК по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущества у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.

С ложность отношений, складывающихся в связи с лизингом, породила множество дискуссий о его правовой природе.

И.А.Решетник, Е.В. Кабатова, проф. Ю. И. Свядосц рассматривают договор лизинга как трехстороннюю сделку. И. А. Решетник полагает, что трехсторонний характер договора лизинга имеет «глубоко объективную основу», так как одна сторона (потенциальный лизингополучатель), в силу недостаточности финансовых средств для приобретения имущества в собственность или в результате необходимости только во временном владении или пользовании, обращается к другой стороне (потенциальному лизингодателю) с просьбой приобрести необходимое оборудование у третьей стороны (продавца) и предоставить это оборудование во временное владение или пользование». Е. В. Кабатова при рассмотрении трехсторонней природы лизинга указывает на тесную взаимосвязь всех сторон договора. По мнению профессора Ю. И. Свядосц, договор лизинга охватывает сложный комплекс хозяйственно-экономических отношений, участникам которых выступают не два, а три стороны: фирма – изготовитель оборудования, лизинговая фирма и фирма – пользователь. И, наконец, конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» исходит из рассмотрения лизинга как трехсторонней сделки.

А. А. Иванов, Е. А. Павловский, Ю. С. Харитонов рассматривают договор лизинга как двухстороннюю сделку, но в рамках данных точек зрения имеются свои особенности. Иванов А.А. трактует договор лизинга как двухстороннюю сделку, неразрывно связанную с договором купли-продажи арендованного имущества. Объясняется это тем, что отношения между арендодателем и арендатором, с одной стороны, и арендодателем и продавцом, с другой стороны, урегулированы так, что участники этих договоров не имеют ни одного права или обязанности, которые бы принадлежали одновременно каждому из них. Е. А. Павловский хотя и отмечает, что лизинг связывает трех лиц, но участники лизинговых отношений связаны между собой не одним, а двумя отдельными договорами.

Т. А. Коннова и А. Кучер придерживаются по данному вопросу промежуточной точки зрения. По их мнению, лизинговые отношения оформляются двумя договорами и включат в себя весь комплекс взаимосвязей, существующих между его участниками. Договор лизинга имеет двухсторонний характер, а лизинг как система отношений между тремя сторонами является трехсторонней сделкой.

Исходя из определения договора лизинга, данного в ст. 665 ГК можно выделить следующие его признаки:


  1. наличие у арендодателя цели финансирования, т.е. заключение договора лизинга с целью вложения денежных средств в имущество, которое затем будет сдано в аренду, а арендная плата выступит формой дохода на вложенный капитал. При этом интересы арендодателя как кредитора обеспечиваются наличием у него имущества в собственности;

  2. право выбора объекта лизинга и продавца лизингового имущества принадлежит лизингополучателю;

  3. лизинговое имущество используется лизингополучателем в предпринимательских целях;

  4. лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца лизингового имущества с уведомлением последнего о передаче его в лизин лизингополучателю;

  5. предоставление имущества по договору лизинга во владение и пользование арендатора. Предоставления имущества просто в пользование арендатора недостаточно;

  6. передача арендованного по лизингу имущества арендатору производится не арендодателем, а продавцом этого имущества. Арендатор же вправе предъявлять продавцу требования, вытекающие из договора купли-продажи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.