Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. 18 страница




В главе 11 СК делается очевидный акцент на права ребенка и отсутствие в семейном законе указания на их обязанность подчиняться воспитательному и иному законному воздействию родителей и других правомочных лиц. В то же время сущность правоотношений между родителями и детьми, как и всяких других, сводится к взаимодействию в них прав и обязанностей участников. Правам родителей соответствуют обязанности, а обязанностям - права детей*(377). В первую очередь обязанность ребенка состоит в том, чтобы сообразовывать свое поведение с требованиями, предъявляемыми к нему родителями. Значение такой правовой конструкции сводится прежде всего к обеспечению воспитательного воздействия на ребенка и это значение усиливается с взрослением последнего*(378). Разумность требований родителей оценивается как самим ребенком через реализацию права на мнение по семейным вопросам, административную жалобу и судебную защиту, так и органом опеки и попечительства, а в необходимых случаях - судом. Полагаем, что корректная формулировка указанного взаимодействия должна присутствовать в Семейном кодексе.

 

§ 3. Права и обязанности родителей

 

Общие положения. Поскольку родители должны взаимодействовать при реализации своих прав и обязанностей в отношении детей - как в силу закона (п. 2 ст. 65 СК), так и по жизненной необходимости, в том числе достигать соглашения о способах воспитания, выборе образовательного учреждения, месте проживания ребенка и порядке общения с ним отдельно проживающего родителя либо соучаствовать в аналогичном судебном деле и т.п., возникают два типа правоотношений: собственно между ними и каждого из них (обоих) с ребенком (или с каждым ребенком, если детей несколько).

Права и обязанности родителей основаны на принципе равенства, хотя определенные отступления от него неизбежны. Во-первых, по гендерным причинам: как уже отмечалось, существенно различаются правила удостоверения материнства и отцовства, предусмотрены обязанности мужа по содержанию жены (бывшей жены) до достижения ребенком 3 лет и т.п. Косвенно из данного положения, а также из правила об ограничении права мужа на расторжение брака в течение года после рождения ребенка вытекает преимущественное право женщины на непосредственную заботу о малолетнем ребенке (ст. 19, 48, 89-90 СК)*(379), что подтверждается судебной практикой. Во-вторых, при раздельном проживании родителей равенство также заведомо и объективно не может быть обеспечено*(380).

Большинство родительских прав и обязанностей имеют срочный, хотя и длящийся характер, т.е. действуют до совершеннолетия детей или приобретения ими полной дееспособности (п. 2 ст. 61 СК). Однако между ними могут возникнуть и продолжаться неограниченное время правоотношения по материальному содержанию - от родителей совершеннолетним детям или наоборот (ст. 85, 87 СК), по опеке взрослых недееспособных детей и т.п.

Родительский статус обусловлен биологическим родством, поэтому закон не предусматривает возможности отказа от соответствующих прав и обязанностей. Если они не исполняются, к родителям применяются меры защиты или ответственности - ограничение или лишение родительских прав. Такая правовая конструкция, по справедливому мнению ряда цивилистов, небесспорна: отказаться от прав родители не могут, осуществление права является их обязанностью, за неисполнение которой применяется санкция, в том числе в виде лишения (принудительного прекращения) родительских прав, поэтому недобросовестные родители как бы понуждаются законом для достижения того же правового результата к правонарушению, т.е. должны перестать осуществлять свое право, вместо того чтобы передать ребенка заботам органа опеки и попечительства*(381).

Частный случай такого отказа законом предусмотрен давно (ст. 129 СК) в виде дачи родителями согласия на усыновление своего ребенка другими лицами*(382). Кроме того, в силу прямого указания гражданского и семейного законодательства родители обязаны защищать интересы своих детей, видимо, в том числе и от самих себя. Однако чрезвычайность права на отказ от родительства потребует судебной процедуры - не исковой, а в порядке особого и притом ускоренного производства: суд исследует обстоятельства дела, вынесет соответствующий вердикт и передаст ребенка в распоряжение органа опеки и попечительства.

Яркой особенностью является "спаянность воедино" большинства родительских прав и обязанностей, прежде всего права и обязанности по воспитанию ребенка, заботе о нем, представительстве его интересов. Наиболее очевидным образом эта идея закреплена в норме п. 1 ст. 63 СК: "Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей". Такое единство некоторым цивилистам представляется недопустимым. Они полагают, что вопрос о правах и обязанностях в юриспруденции может ставиться только по формуле "либо право, либо обязанность" - иное уводит от сущности явления и не обеспечивает работоспособность правовой нормы*(383). Однако юриспруденция, с большим или меньшим успехом реагируя на жизненные ситуации, не может опираться всегда и только на собственные классические каноны. В ряде случаев слияние прав и обязанностей происходит не в силу предписания законодателя и (или) недостатков системы, а в силу объективного характера взаимосвязей, которые опосредуются правом: родители имеют право на воспитание своего ребенка и обязаны перед ним и обществом реализовывать его надлежащим образом - в содержании правоотношений по воспитанию присутствует большая доля публичного начала*(384), так как забота о ребенке и его воспитании родителями есть частное дело общественного значения, а со стороны общества и государства - публичное поручение частному лицу.

Отдельные права и обязанности родителей. Своеобразной "предтечей" родительских прав и обязанностей является право*(385) мужчины и женщины, а в определенном контексте - только женщины принимать решение о своем будущем родительстве. К особо дискуссионным в юриспруденции и обществе относится вопрос о так называемом праве на аборт, который "раздваивается" на право женщины распоряжаться своим телом (а в конечном счете - и судьбой ребенка) и право неродившегося ребенка (проточеловека) на жизнь*(386). В российском законодательстве эта дилемма решается компромиссно, хотя и с определенным предпочтением обеспечения интересов женщины: на первичной стадии формирования плода (до 12 недель) она вправе прибегнуть к прерыванию беременности по своему усмотрению, на более поздней стадии (до 22 недель) - по специальным медицинским показаниям, в особых случаях - независимо от срока.

Замена диспозитивного правила на императивное обусловлена тем, что человеческое существо примерно в указанный период уже обладает потенцией к рождению и выживанию, причем с развитием медицинской науки и практики эти границы становятся более подвижными.

В цивилистике поставлена и проблема учета в вопросах репродукции позиции мужчины, поскольку факт рождения ребенка - как в браке, так и вне брака - обусловливает появление родительских прав и обязанностей (в первую очередь мужа - по смыслу правила п. 2 ст. 31 СК, предписывающего, что все аспекты материнства и отцовства решаются супругами совместно). Однако в силу разности биологических задач и невозможности формального равенства мужчины и женщины в деторождении требование об обязательном согласовании их позиций в вопросе сохранения плода пока не представляется возможным - личность мужа (тем более мужчины, не состоящего в браке с этой женщиной) в этом правовом вопросе является как бы "невидимой". Как запрет абортов, так и признание за мужем права участвовать в принятии решения о его производстве означали бы признание законным принуждение женщины к материнству*(387). Дальнейшее развитие репродуктивных технологий, возможно, даст основания к более компромиссным решениям.

С рождением ребенка статус родителей возникает, а с его взрослением - изменяется, так как разнообразие и объем прав и обязанностей родителей коррелируют с соответствующими правовыми возможностями ребенка до 10 лет, 10, 14 и 16 лет.

Присвоение ребенку имени и фамилии является и правомочием родителей, и их обязанностью: первое обусловлено достаточно свободным выбором имени и соглашением о фамилии (при разности последних), второе - правом ребенка на индивидуализацию своей личности как субъекта права. Правило об отчестве ребенка относится к императивным. Если имя или фамилия (неблагозвучные, ассоциативные и т.п.) доставляют ребенку страдания, существенные неудобства, родители вправе принять решение об их изменении, причем последняя должна меняться одновременно и у ребенка, и по крайней мере у одного из родителей. Изменения могут быть обусловлены и другими причинами, например расторжением брака. Во всех случаях требуется разрешение органа опеки и попечительства.

Содержание права родителей на воспитание ребенка и обязанности надлежащего воспитания в первую очередь составляют правомочия на их собственные действия: с помощью различных разумных воспитательных технологий, набор которых зависит от интеллектуального уровня родителей, их образования, типа темперамента, семейных традиций, жизненного опыт и других факторов, осуществлять систематическое воздействие на психологию ребенка, его сознание с целью привить ему определенные желаемые качества, научить его самоопределению, способности к жизненному самообеспечению; решать вопросы быта, общего и специального (дополнительного) образования ребенка, его досуга; формировать его нравственный и социальный статус - в границах, установленных нормами ст. 63 и 65 СК.

В связи с реализацией данных правомочий родители вправе рассчитывать на подчинение ребенка их указаниям, советам и наставлениям, а с определенного возраста - на его соучастие в воспитательном процессе (самовоспитание, самообразование). Как уже отмечалось, указанное долженствование в отличие от законодательства до 1917 г., строившегося на идее родительской власти, в современном семейном законе прямо не зафиксировано (кроме общего положения о взаимном уважении, заботе и согласовании решений членов семьи). Однако оно вытекает из права родителей на воспитание и из их полномочий как законных представителей интересов детей. Защита данного права обеспечивается административными процедурами (разрешение органом опеки и попечительства споров между родителями о выборе форм и способов воспитательного воздействия, образовательного учреждения и т.д.) и в судебном порядке (о месте проживания ребенка, праве на общение с ним, возврате от других лиц и т.п.).

Одной из важнейших предпосылок правовой позиции по данному вопросу является предусмотренное нормой ч. 3 п. 1 ст. 63 СК преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми третьими лицами. С гражданско-процессуальной точки зрения налицо презумпция: пока не доказано обратное, родители предполагаются приоритетными воспитателями ребенка и вправе требовать его возврата от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК). Дети могут оказываться в семье других лиц (как правило, близких родственников - дедушки, бабушки, старшего брата или сестры и т.д.) по разным причинам, как связанным с виновным поведением родителей, так и не связанным (например, смерть матери (при раздельном проживании родителей вследствие развода), воинская служба, длительная командировка и т.п.). Иск о возврате ребенка от третьих лиц обычно обусловлен отпадением соответствующего обстоятельства и отказом фактических воспитателей вернуть ребенка. Установив, что родители являются ненадлежащими воспитателями и передача им ребенка противоречит его интересам, суд вправе в иске отказать (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК).

Особо следует остановиться на проблеме реализации права на воспитание недееспособными родителями, а также лицами, чье отцовство установлено в судебном (принудительном) порядке. Первые в этом вопросе должны быть подконтрольны опекуну и органу опеки и попечительства и в необходимых случаях отстранены от общения с ребенком, если оно для него опасно (ст. 73 СК). Вторые, в отличие от мужчин, признавших свое внебрачное отцовство добровольно и проявляющих желание заботиться о ребенке, нередко оказываются в позиции вынужденного отцовства и плательщиков алиментов. Такое формально-юридическое отцовство с высокой степенью вероятности может не содержать позитивного социального компонента: в лучшем случае биологический отец будет бездействовать, в худшем - мстить матери и "отыгрываться" на ребенке. В этой связи некоторые цивилисты полагают целесообразным по усмотрению суда вообще не наделять лицо родительскими правами помимо его воли*(388). Представляется, что этот непростой вопрос должен решаться законодателем на более компромиссной основе: поскольку с судебным установлением отцовства родительский статус появляется с неизбежностью, следует предоставить суду право в этом же процессе определить тот или иной объем и способы его реализации, не исключая, разумеется, обязанности по предоставлению материального содержания (выплате алиментов) ребенку; впоследствии же, с изменением статуса в лучшую или худшую сторону, адекватно на нее реагировать по заявлению заинтересованных лиц.

 

§ 4. Изменение и прекращение правоотношений между родителями и детьми

 

Общие положения. Изменение личных правоотношений между родителями и детьми обусловлено весьма различными юридическими фактами или их совокупностью (юридико-фактическим составом): достижением ребенком возраста 10, 14, 16 лет - с соответствующим выражением его позиции по тому или иному семейному вопросу (ст. 57 СК); расторжением брака (или фактическим прекращением брачного союза) либо раздельным проживанием родителей в ситуации внебрачного родительства - необходимостью заключения соглашения (разрешения судебного спора) о месте проживания ребенка и участии в его воспитании отдельно проживающего родителя (ст. 23, 24, п. 2 ст. 66 СК); несоответствием действий родителя интересам ребенка - ограничением общения с ним или передачей ребенка другому родителю на основании судебного решения (ч. 2 п. 1, п. 2 ст. 66 СК); отказом суда удовлетворить иск родителей о возврате ребенка от третьих лиц (ч. 2 п. 1 ст. 68 СК); наконец, отобранием ребенка у родителей в связи с судебным ограничением их прав (ст. 73 СК).

Решение вопроса о месте проживания ребенка может осуществляться соглашением родителей, а при наличии спора - судом.

При этом семейный закон особым образом регулирует данную ситуацию, если она сопровождается бракоразводным процессом родителей: суд обязан либо утвердить соглашение о том, с кем из них будет проживать ребенок, либо дать ответ на заявленные требования одного из них, либо решить этот вопрос по собственной инициативе (п. 1 ст. 23, п. 2 ст. 24 СК). Последнее правомочие суда является существенным исключением из общего принципиального положения о диспозитивных началах гражданского судопроизводства. Оно обусловлено необходимостью максимально эффективной защиты таких социально значимых интересов, как интересы несовершеннолетнего ребенка в получении надлежащих воспитания и заботы.

При рассмотрении вопроса о месте проживания ребенка суд учитывает его привязанность к каждому из родителей, братьям и сестрам (в этом случае потребуется заключение органа опеки и попечительства, а при необходимости - и специалиста-психолога о возможности разлучения детей), пол и возраст ребенка, личные качества отца и матери, состояние их здоровья (в том числе психического), их возможности по созданию условий для нормального воспитания (вид трудовой деятельности и режим работы, командировки, материальное и семейное положение, жилищно-бытовые условия и др.). При этом в ситуации когда мать и отец - достойные люди и хорошие воспитатели, обладают благоприятными условиями жизни для ребенка, но к соглашению по рассматриваемому вопросу не пришли, суд, по существу, сталкивается с неразрешимой жизненной драмой, и выносится вердикт, который заведомо содержит не справедливое, а лишь процессуально вынужденное и неизбежное суждение органа юстиции.

Решая вопрос о порядке участия в воспитании ребенка отдельно проживающего родителя (при недостижении соответствующего соглашения или его неисполнении), суд должен определить место и время их общения, в том числе в каникулы, отпуска, выходные и праздничные дни, порядок изменения установленного графика с учетом личностных и семейных обстоятельств отца, матери и самого ребенка. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры гражданско-процессуального воздействия, а при злостном невыполнении по иску добросовестного родителя суд может вынести решение о передаче ребенка ему. Подобная возможность оказывает и превентивное воздействие на поведение родителей. Однако во всех случаях приоритетными объектами защиты и критериями решения остаются интересы ребенка.

Ограничение родительских прав. Ограничение в родительских правах в зависимости от наличия в действиях родителя (родителей) состава семейного правонарушения является либо мерой семейно-правовой ответственности, либо мерой оперативного характера, направленной на защиту интересов ребенка. В первом случае санкция имеет не только карательную, но и в значительной мере профилактическую направленность. Хотя основанием ее применения в рассматриваемом контексте является виновное поведение родителей, наносящее ребенку вред (злоупотребление правом, ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию и заботе о нем и т.п.), оценка судом обстоятельств дела позволяет сделать вывод о возможности исправления родителей и, следовательно, об отсутствии достаточных оснований для применения такой суровой меры ответственности, как лишение родительских прав. Суд принимает решение об ограничении в родительских правах, отобрании ребенка и передаче его в распоряжение органа опеки и попечительства, который обеспечивает устройство последнего в детское учреждение или под опеку (иную форму попечения) родственников либо других лиц. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства обязан по истечении шести месяцев (а при необходимости - и ранее этого срока) предъявить иск о лишении их родительских прав (ч. 2 п. 2 ст. 73 СК).

Во втором случае механизм защиты иной. Основанием ограничения родительских прав является невиновное поведение родителей, объективно наносящее вред ребенку, - как следствие их психического расстройства, хронического заболевания, стечения тяжелых жизненных обстоятельств и т.д. Оставление ребенка у таких родителей опасно (п. 2 ст. 73 СК), поэтому суд и выносит решение об отобрании у них ребенка. Сроков отобрания и тем более обязанности предъявить иск о лишении родительских прав закон не устанавливает. Если ситуация "патовая" (например, у душевнобольного родителя нет шансов на излечение), органу опеки и попечительства целесообразно ставить вопрос о лишении данного лица дееспособности, чтобы получить возможность передать ребенка не только под опеку, в приемную семью (или иное попечение подобного рода, формы которого установлены региональным законодательством - ч. 1 п. 1 ст. 123 СК), но и на усыновление (без согласия родителя - ст. 130 СК РФ).

Лишение родительских прав. Основанием прекращения родительских прав (кроме общего условия о совершеннолетии ребенка или приобретении им полной дееспособности до 18 лет) является лишение родительских прав. Объективную сторону правонарушения, за которое следует применение данной меры семейно-правовой ответственности, составляют по смыслу семейного закона несколько типов поведения (ст. 69 СК).

Во-первых, одним из таких типов является уклонение родителей от выполнения своих обязанностей. Оно проявляется в отсутствии заботы об обеспечении жизненно важных потребностей ребенка - в питании, одежде, лечении, воспитании, образовании и т.п. Особую угрозу подобное систематическое бездействие родителей представляет для малолетнего ребенка. В качестве специальной разновидности такого поведения семейный закон называет злостное уклонение родителя от уплаты алиментов. При этом факт надлежащей заботы о материальном благополучии ребенка со стороны второго родителя, опекуна, приемного родителя и других лиц значения для квалификации правонарушения не имеет*(389). Впрочем, на практике в большинстве случаев невыполнение обязанности по материальному содержанию ребенка действительно крайне неблагоприятно сказывается на его жизненно важных интересах.

Во-вторых, в качестве самостоятельного основания лишения родительских прав действующий семейный закон признает отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома, иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждений социальной защиты и др., где ребенок по тем или иным причинам временно находится. Ранее подобного основания не предусматривалось, поэтому ответственность родителей могла наступать лишь по прошествии определенного времени в связи с уклонением от исполнения родительских обязанностей (отсутствием контактов с ребенком, непредоставления ему материальной поддержки) или же, напротив, вредным влиянием на ребенка при его посещении. Однако суд в каждом конкретном случае должен выяснить причины, по которым родители (родитель) отказались забрать своего ребенка, обеспечить ему возможность жить и воспитываться в семье, получать такую необходимую ему заботу близких людей. Возможно, такой отказ обусловлен тяжелыми жизненными обстоятельствами (болезнью, отсутствием средств к существованию, жилья и т.п.), как правило, временного характера, которые родители намерены разумно преодолеть. При этом они проявляют интерес к судьбе ребенка, заявляют о своем желании в будущем заботиться о нем. Чаще всего в такой ситуации оказывается молодая (или даже несовершеннолетняя) женщина, не состоящая в браке и не имеющая помощи со стороны своих родных или других близких людей, а также не информированная о формах государственной поддержки детства и материнства. Во всех подобных случаях следует разъяснять особенности правового статуса лица, рекомендовать органу опеки и попечительства оказать психологическое и иное содействие в рамках их компетенции и возможностей.

В-третьих, противоправное поведение может проявляться в злоупотреблении родительскими правами, которое предполагает совершение родителями активных виновных действий: принуждение к труду в семейном или ином предприятии, попрошайничеству, занятию проституцией, эксплуатация иными способами; принуждение к участию в религиозной секте, деятельности, которая опасна для психического и (или) физического здоровья ребенка; вовлечение в преступную деятельность; склонение к употреблению алкоголя, наркотиков; незаконное расходование имущества ребенка в корыстных целях и т.п.

В-четвертых, основанием для лишения родительских прав может и должно служить жестокое обращение с ребенком: физическое насилие над ним (побои, причинение телесных страданий иным способом); негативное психическое воздействие в виде подавления его воли, унижения, ограничения свободы, угроз, внушения чувства страха; покушение на его половую неприкосновенность. Подобное поведение является разновидностью злоупотребления родительскими правами, однако выделено законодателем в самостоятельную группу.

Особое место занимают факты хронического алкоголизма или наркомании. С одной стороны, и то и другое является заболеванием, разрушающим психику человека, ослабляющим его волю; с другой стороны, у истоков развития болезни он еще в состоянии противостоять своим пагубным желаниям. Не вникая в аналитику соотношения в этой ситуации виновности и невиновности лица, законодатель полагает хронический алкоголизм или наркоманию достаточным основанием для лишения родительских прав, ибо они неизбежно оказывают вредное, порой губительное, воздействие на ребенка, нередко сопровождаются аморальным образом жизни, являются причиной уклонения и (или) злоупотребления родительскими правами и другого асоциального и общественно опасного поведения родителей.

В специальное основание выделены факты совершения родителем умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей: покушение на убийство ребенка, нанесение ему телесных повреждений, истязание, стремление довести до самоубийства, заражение венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией, оставление в опасной, угрожающей его жизни обстановке. Аналогичные последствия влечет умышленное преступление против жизни или здоровья супруга. При этом по смыслу семейного закона последний может и не быть родителем ребенка*(390). Если отчим (мачеха) были его воспитателями, заботились о нем, то преступление указанного типа отрицательно скажется на психике ребенка. Для применения данного основания лишения родительских прав в принципе достаточно установления факта преступления приговором суда. Однако и в этом случае не должно быть формального подхода, так как уголовно наказуемое умышленное деяние мать (отец) ребенка может совершить, например, охраняя его здоровье или спасая его жизнь.

Перечень оснований является исчерпывающим и при этом практически достаточным, так как включает в себя все возможные жизненные ситуации, которые могут причинить вред ребенку.

Право на предъявление иска о лишении родительских прав предоставлено одному из родителей, органу опеки и попечительства и другим органам и учреждениям, компетентным защищать интересы детей, а также прокурору. Орган опеки и попечительства и прокурор обязаны, кроме того, при любом инициаторе процесса дать заключение по делу (ст. 70 СК). Презумпция вины или невиновности родителей семейным законом не установлена, хотя в связи с карательной (а не только защитной) функцией рассматриваемой меры акцент в распределении обязанностей по доказыванию неизбежно смещен в сторону истца: именно он должен представить факты, свидетельствующие о виновном противоправном поведении родителей в отношении своих детей.

Последствием удовлетворения иска и вступления судебного решения в законную силу является утрата родителями всех прав, основанных на факте прямой связи по происхождению с конкретным ребенком. Как правило, за этим следует отобрание ребенка, однако не всегда: например, в ситуации супружества второй родитель, не лишенный прав, может продолжать совместное проживание с первым и предпринимать малоэффективные попытки устранить влияние последнего на ребенка; защищаемые законом права собственника на жилое помещение также не упрощают ситуацию. Значит, в подобных случаях в интересах ребенка орган опеки и попечительства должен поставить перед судом вопрос об отобрании ребенка (удалении из семьи) и передаче его под опеку родственникам или детскому учреждению. Ребенок, напротив, сохраняет ряд правомочий, основанных на связи по происхождению с лицом, лишенным родительских прав: право на алименты, право собственности на жилое помещение или право пользования им, право на получение наследства и иные имущественные права (пп. 2, 4 ст. 71 СК).

Семейный закон допускает восстановление в родительских правах по иску лица, их лишенного. Отказ в иске следует по той или иной совокупности юридических фактов: поведение заявителя не изменилось существенно к лучшему, ребенок против данного акта (с 10 лет требуется его согласие) или ребенок усыновлен и усыновление не отменено (ст. 72 СК).

Особый способ прекращения родительства связан с процедурой усыновления ребенка. Во-первых, в соответствии с нормой ст. 129 СК при усыновлении требуется согласие родителей (родителя), что означает своеобразный отказ от родительства вопреки общему правилу о невозможности такового. Во-вторых, нормой ст. 130 СК предусмотрена возможность усыновления без согласия родителей, если они признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными, а также по причинам, признанным судом неуважительными, более шести месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания. В последнем случае речь, по сути, идет о признании виновности и противоправности поведения таких родителей в отношении своих детей без специального лишения их родительских прав. Вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении прекращает правоотношения между ребенком и его родителями (родителем), кроме особого, исключительного, случая: при усыновлении ребенка одним лицом личные и имущественные права и обязанности могут быть сохранены по желанию матери, если усыновитель - мужчина, или по желанию отца, если усыновитель - женщина (пп. 2, 3 ст. 137 СК).

 

Глава 64. Личные и имущественные правоотношения, связанные с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей

 

§ 1. Общие положения

 

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Несовершеннолетние дети имеют права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ и семейным законодательством. Детям могут принадлежать имущественные и личные неимущественные права, составляющие правовой статус любого гражданина. Основные из этих имущественных и личных неимущественных прав перечислены в ст. 18 ГК, определяющей содержание правоспособности граждан независимо от возраста. Перечень указанных в ст. 18 ГК прав не является исчерпывающим и дополняется в семейном законодательстве правами, обусловленными несовершеннолетием ребенка.

В соответствии с российским семейным законодательством несовершеннолетние дети обладают различными имущественными и неимущественными правами: правом на содержание, заботу, воспитание и т.д. Этот комплекс прав в обобщенном виде можно назвать правом детей на попечение. Хотя данный термин в семейном законодательстве и отсутствует, его используют для обобщенного обозначения всех прав ребенка, которые реализуются в процессе воспитания. Праву ребенка на попечение соответствуют обязанности родителей ребенка по осуществлению такого попечения. Надлежащее выполнение родителями обязанностей попечения детей является основным условием полной реализации их родительских прав.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.