Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов. 19 страница




Дети могут оказаться лишенными родительского попечения в силу различных причин. Это могут быть объективные причины, которые повлекли реальную невозможность осуществления родителями попечения над детьми: смерть родителей, их тяжелая болезнь, несчастный случай, утрата дееспособности, длительное отсутствие и даже потеря ребенка при чрезвычайных обстоятельствах (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Некоторые объективные причины обусловлены неправомерным поведением родителей по отношению к детям, послужившим основанием для лишения родительских прав, а также поведением родителей, не выражающим их отношения к своим родительским обязанностям, но повлекшим арест или осуждение родителей к лишению свободы за совершенное преступление.

Субъективные причины лишения детей попечения родителей, как правило, связаны с виновным противоправным поведением родителей по отношению к детям. Такое поведение может выражаться и в противоправных действиях, но гораздо чаще оно проявляется в бездействии. Это может быть жестокое обращение с детьми (избиение, издевательство и т.п.), отказ родителей взять детей из родильных домов, воспитательных и иных учреждений; оставление детей в общественных местах или у посторонних людей; оставление детей дома без пищи, необходимого лечения и лекарств; нежелание приобрести ребенку одежду, школьные принадлежности и т.п.

В исключительных случаях оставление ребенка без необходимого попечения происходит при невиновном поведении родителей. Родители, ставшие беженцами, безработными, инвалидами и т.п., не всегда в состоянии обеспечить даже минимальные потребности ребенка. Однако юридические последствия для детей и родителей в этих случаях должны наступать лишь тогда, когда отсутствует всякая забота о ребенке и когда наступает опасность для жизни, здоровья и воспитания ребенка. В других случаях необходимая помощь таким детям должна оказываться в иных, необязательно правовых, формах*(391).

Указанные обстоятельства, вследствие которых дети оказались без попечения родителей, перечень которых не является исчерпывающим, выступают в качестве юридических фактов, которые влекут правовые последствия, в том числе изменения в семейных правоотношениях. Одно из юридических последствий связано с тем, что выполнение обязанностей отсутствующих или бездействующих родителей и осуществление действий, предписанных законом для соответствующих случаев, возлагается на органы опеки и попечительства.

О праве на государственную помощь брошенных и покинутых детей, а также детей-сирот говорится в п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка. В Российской Федерации детьми, оставшимися без попечения родителей, должны заниматься органы опеки и попечительства и органы местного самоуправления. Деятельность этих органов по выявлению таких детей, обеспечению им нормальных условий содержания, воспитания и обучения, помимо норм семейного и гражданского законодательства, регулируется также уставами муниципальных образований в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

Факт утраты родительского попечения устанавливается органами опеки и попечительства. Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, органы опеки и попечительства проверяют поступившую информацию по месту нахождения ребенка и составляют акт обследования условий жизни ребенка с выводами о наличии или отсутствии родительского попечения*(392). При лишении родительских прав, признании родителей недееспособными, осуждении их к лишению свободы и т.п. момент утраты родительского попечения определяется моментом вступления соответствующего решения (приговора) суда в законную силу.

Обязанность органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 4 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. "Об опеке и попечительстве"*(393), далее - Закон об опеке), означает, что органы опеки и попечительства не только обязаны реагировать на поступающую к ним информацию, но и должны сами на подведомственной им территории предпринимать активные действия - обследовать детские и лечебные учреждения, школы; места вероятного пребывания детей, убежавших от родителей и из детских учреждений; запрашивать и проверять информацию о пребывании детей в подвалах и на чердаках и т.п.

Обязанности органов опеки и попечительства по выявлению и последующему устройству детей, оставшихся без попечения родителей, одновременно представляют собой и исключительные права органов опеки и попечительства. Это прямо закреплено абз. 3 п. 1 ст. 121 СК, запрещающим деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Данное правило призвано гарантировать применение надлежащих способов защиты интересов несовершеннолетних детей, предотвратить нарушение их интересов и использование брошенных детей в корыстных и преступных целях.

Иные организации, в том числе общественные, религиозные, специализированные детские учреждения, а также граждане могут лишь оказывать органам опеки и попечительства содействие в выполнении последними возложенных на них задач. На должностных лиц дошкольных, образовательных, лечебных и других учреждений, включая должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, производящих арест родителей, п. 2 ст. 122 СК возложена обязанность сообщать органам опеки и попечительства о появлении детей, нуждающихся в попечении.

Сбор информации о детях необходим для государственного учета детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в постоянном устройстве. Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"*(394), в части, не противоречащей положениям ст. 122 СК*(395).

Органы опеки и попечительства, получившие сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, принимают ребенка на учет и в течение месяца обязаны осуществить устройство ребенка одним из способов, предусмотренных ст. 123 СК (т.е. передать на усыновление, в приемную семью, под опеку и пр.). Если это оказалось невозможным, сведения о ребенке (анкета установленного образца) направляются в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 2 п. 3 ст. 122 СК).

На основании сообщений органов опеки и попечительства органы исполнительной власти субъекта РФ (Комитеты по образованию и т.п.) формируют региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории данного субъекта РФ*(396).

Орган исполнительной власти субъекта РФ также в течение месяца организует устройство ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка (ч. 2 п. 3 ст. 122 СК).

Обязанности по ведению государственного централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложены Правительством РФ на Министерство образования РФ. Информация из федерального банка данных о детях доступна не только органам опеки и попечительства и органам исполнительной власти субъектов Федерации, но и гражданам, которые могут обращаться в Министерство образования РФ непосредственно с заявлением о подборе ребенка, например на усыновление, и получить направление для посещения ребенка по фактическому месту его жительства, где в дальнейшем и будет производиться усыновление. Датой постановки ребенка на централизованный учет является дата заполнения анкеты ребенка органом опеки и попечительства. Цель формирования региональных и федерального банков данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит не только в выявлении таких детей, но и в содействии их устройству, а также последующем контроле за созданием детям нормальных условий жизни и воспитания. За неисполнение обязанностей по устройству и выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений и должностные лица органов опеки и попечительства, органов социальной защиты, детских и лечебных учреждений и т.п. привлекаются к ответственности, в том числе административной (п. 4 ст. 122 СК, ст. 5.36 КоАП РФ).

Обязанности органов опеки и попечительства не сводятся только к выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей. После установления факта утраты родительского попечения органы опеки и попечительства обязаны обеспечить устройство детей в соответствии с формами устройства, допускаемыми семейным законодательством. Независимо от избранной формы устройства органы опеки и попечительства обязаны в последующем осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и обучения детей. Для этих же целей консульскими учреждениями РФ должны ставиться на учет дети, являющиеся гражданами РФ и усыновленные иностранными гражданами или лицами без гражданства*(397).

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, может быть временным и постоянным. Временное устройство осуществляется при невозможности немедленного постоянного устройства ребенка либо отсутствии такой необходимости, например когда родители отсутствуют временно. Продолжительность временного отсутствия родителей для решения вопроса о необходимости обеспечить устройство детей законом не определена. Этот вопрос в каждом конкретном случае органы опеки и попечительства решают индивидуально, оценивая необходимость срочного устройства детей. Постоянное устройство детей соответственно применяется тогда, когда родителей нет и трудно предполагать, что они появятся или иным способом примут на себя попечение о ребенке.

Временное устройство ребенка органы опеки и попечительства осуществляют одним из двух способов: либо передают ребенка на время другим родственникам, желающим и способным о нем позаботиться, либо временно помещают детей в детские учреждения. В период временного устройства ребенка функции законных представителей (опекунов и попечителей) ребенка выполняют органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК).

Постоянное устройство детей становится необходимым тогда, когда дети лишены попечения родителей навсегда или на длительное время. Это обстоятельство должен установить орган опеки и попечительства и избрать одну из форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, из числа предусмотренных в ст. 123 СК.

Формами постоянного устройства детей, по законодательству РФ, являются: 1) усыновление; 2) передача под опеку и попечительство; 3) передача в приемную семью; 4) передача в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это могут быть учреждения различных типов: воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения и др.*(398) Для применения той или иной формы постоянного устройства детей требуются различные правовые основания. Иногда достаточно решения органа опеки и попечительства (опека, попечительство, помещение в детское учреждение); в других случаях необходимо решение суда (усыновление); для некоторых форм устройства детей необходимо заключение договора (приемная семья). Одни формы постоянного устройства детей требуют регистрации в органах записи актов гражданского состояния (усыновление), другие в этом не нуждаются.

Попечение над ребенком в любой форме (опека, попечительство, усыновление, приемная семья) граждане принимают только добровольно; для органов же опеки и попечительства, воспитательных и иных учреждений это является обязанностью, вытекающей из закона. Как правило, попечение над несовершеннолетними детьми граждане, как и детские учреждения, осуществляют безвозмездно. Но передача детей на воспитание в приемную семью производится по договору, предусматривающему не только ежемесячные выплаты денежных средств на содержание детей, но и оплату труда приемных родителей (п. 1 ст. 152 СК).

Права и обязанности лиц и организаций, принявших на себя попечение над детьми, в семейном законодательстве исчерпывающим образом не определены. Например, действует презумпция о том, что эти права и обязанности в любой момент существуют в объеме, необходимом и достаточном для осуществления функции попечения над детьми, защиты их прав и интересов. Но злоупотребление правами не допускается, например, опекуны и попечители ограничены в возможности совершать сделки с имуществом подопечных.

Семейный кодекс, к сожалению, подробно не регламентирует так называемое "фактическое воспитание" как способ устройства детей, но, без сомнения, допускает подобную форму отношений несовершеннолетних детей и иных лиц, так как предусматривает обязанности воспитанников содержать своих фактических воспитателей (ст. 96 СК).

Статья 123 СК предоставляет субъектам Федерации право дополнительно своими законодательными актами учреждать и иные формы постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей. С учетом особенностей региона, местных и национальных обычаев и при условии соблюдения основополагающих принципов семейного законодательства это могут быть детские приюты, создание которых стало возможным после издания Указа Президента РФ "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" от 1 июня 1992 г. N 543. Во исполнение данного Указа министром социальной защиты населения РФ утверждено Примерное положение "О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации".

Временный приют в специализированном учреждении социального обслуживания предоставляется детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и другим детям, нуждающимся в предоставлении временного приюта.

В некоторых регионах Российской Федерации появляются приюты для одиноких, в том числе несовершеннолетних матерей, не имеющих жилья, работы и пр. Так как матери помещаются туда вместе с новорожденными детьми до достижения детьми трех лет, что позволяет предотвратить многие случаи отказа от детей и оставления их в родильном доме, данные приюты можно считать новой своеобразной формой устройства и несовершеннолетних детей.

Выбирая форму постоянного устройства ребенка, органы опеки и попечительства должны исходить не только из имеющихся возможностей, но и из интересов ребенка, учитывать особенности личности ребенка (возраст, состояние здоровья, характер, особенности поведения и т.п.). Как правило, при избрании формы постоянного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, учитывается и желание самого ребенка. Если же ребенок достиг 10 лет, основные формы его устройства (усыновление, передача на воспитание в приемную семью и пр.) не могут быть использованы без его согласия. Любая форма постоянного устройства ребенка впоследствии, конечно, может быть заменена на иную по инициативе органов опеки и попечительства. Но при устройстве ребенка предпочтение следует отдавать формам устройства, способным обеспечить ребенку условия, аналогичные условиям воспитания ребенка в родной семье (усыновление, приемная семья и т.п.). Детские учреждения, в которых постоянно живут и воспитываются дети, со временем должны стать анахронизмом. Так, безусловно, и будет, особенно тогда, когда у государства появятся возможности выделять приемным семьям достаточно средств на содержание принятых на воспитание детей.

 

§ 2. Усыновление (удочерение) детей

 

Понятие усыновления. Среди форм постоянного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлению (удочерению) принадлежит особое место*(399). Российское законодательство рассматривает его в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин "усыновление" применяется к принятию в семью как мальчиков, так и девочек. Усыновление - это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как, по общему правилу, в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучшие. Это связано с тем, что усыновление редко бывает случайным поступком, обычно это хорошо продуманное, подготовленное решение, в котором воплощаются мечты и желания одиноких людей, не имеющих родных детей.

Как институт "социального" материнства и отцовства усыновление в настоящее время приближается к отношениям между родителями и детьми в кровно-родственной семье. Это связано с тем, что и в так называемых кровно-родственных семьях, в том числе и по допускаемым законом основаниям, кровное родство может отсутствовать, например, когда для рождения ребенка применялось искусственное оплодотворение или суррогатное материнство, материнство (отцовство) признано и не оспорено лицом, не являющимся в действительности матерью (отцом) ребенка*(400). В то же время если ребенок усыновлен в малолетнем возрасте и не знает об усыновлении, то в такой семье могут существовать атмосфера и отношения, идентичные отношениям в кровно-родственной семье.

Но даже если отсутствуют внешние отличия семьи с усыновленным ребенком от кровно-родственной семьи или семьи, где усыновления нет, но отсутствие кровного родства родителей и ребенка очевидно, юридические отношения в таких семьях совпадают не полностью. Связь между родителями и детьми возникает не вследствие происхождения детей от определенных родителей, а из факта усыновления. Кроме того, после осуществления усыновления органы опеки и попечительства сохраняют право и обязанность осуществлять контроль за такой семьей, при наличии достаточных оснований усыновление может быть отменено и т.д.

Усыновление - это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим (удочеряющим) ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению.

Юридической силой обладает только усыновление, соответствующее определенным требованиям. Усыновление как юридический акт предполагает: 1) наличие определенных обстоятельств, которые в семейном законодательстве называются условиями усыновления; 2) соблюдение установленного порядка усыновления. Порядок усыновления - это совокупность действий уполномоченных на то лиц и органов, а именно: а) совершение определенных действий будущими усыновителями и органами опеки и попечительства; б) решение суда об установлении усыновления; в) государственная регистрация состоявшегося усыновления в порядке, предусмотренном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Условия усыновления. Семейный кодекс достаточно строго регламентирует условия усыновления. Это связано с тем, что усыновление, произведенное с нарушением требуемых условий, может повлечь нарушение прав и законных интересов широкого круга лиц: усыновленного, его кровных родителей, усыновителей, близких родственников и супругов - как кровных родителей, так и усыновителей и т.д.

Усыновление может состояться лишь с согласия предусмотренных законом лиц: самих усыновителей; кровных родителей ребенка или лиц, заменяющих родителей; супруга усыновителя, если он не усыновляет ребенка, и, наконец, самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет.

Согласие усыновителя предполагается, так как он не только проявляет соответствующую инициативу в усыновлении, но и принимает участие в совершении всех требуемых юридических актов: участвует в судебном заседании, собирает и предъявляет необходимые документы и т.п. Однако согласие усыновителя может быть отозвано в любое время до вынесения судом решения об усыновлении (п. 2 ст. 129 СК). Отзыв согласия может производиться в любой форме, позволяющей сделать определенный вывод об отпадении у потенциального усыновителя желания произвести усыновление. Никаким обоснованием и указанием на мотивы такого решения отказ от усыновления может и не сопровождаться. Если же будущий усыновитель сообщил о мотивах своего отказа от усыновления, у органов опеки и попечительства нет оснований проводить проверку их соответствия действительности.

Согласие родителей ребенка - обязательное условие его усыновления, если нет обстоятельств, исключающих возможность или необходимость получения такого согласия. Согласие родителей ребенка является важнейшей гарантией прав и законных интересов как самого ребенка, так и его родителей, поэтому оно действительно, если дано в установленном порядке и облечено в требуемую законом форму (п. 1 ст. 129 СК). Согласие дается в письменной форме. Подлинность подписей родителей на заявлении о согласии на усыновление ребенка должна быть засвидетельствована нотариусом или другими должностными лицами, имеющими право совершать нотариальные действия (см. ст. 35-38, 44-46 Основ законодательства о нотариате; пп. 1-3, 13-15, 59-61 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти). Согласие может быть заверено руководителем учреждения, в котором находится ребенок, либо органом опеки и попечительства по месту производства усыновления ребенка или месту жительства родителей. Согласие на усыновление ребенка действительно независимо от того, сколько времени прошло с момента выдачи такого согласия, а усыновление производится без дополнительного уведомления родителей. Если согласие родителей ребенка надлежащим образом не оформлено, оно может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления с занесением соответствующей записи в протокол судебного заседания и лично подписано родителями, а также должно быть отражено в судебном решении (п. 1 ст. 129 СК)*(401).

Закон предполагает необходимость согласия обоих родителей. Даже если родители ребенка совместно и не проживают, один из них не вправе выражать согласие на усыновление от имени другого. При отказе одного из родителей усыновление невозможно, кроме случаев, предусмотренных ст. 130 СК, когда допускается усыновление без согласия родителей. Согласие может быть выражено в свободной формулировке, но вполне определенно. Согласие не может иметь условий и должно быть безоговорочным. По своему содержанию согласие родителей может быть выражено одним из двух способов: 1) как согласие на усыновление ребенка конкретным лицом с указанием фамилии, имени и отчества такого лица; 2) как общее (бланкетное) согласие на усыновление любым лицом без указания личности конкретного усыновителя.

Часто именно подобное общее согласие на усыновление именуют "отказом от ребенка", особенно если оно дается в родильном доме. Данное выражение юридически не вполне точно, так как родительские права могут отчуждаться только в установленном законом порядке. Поэтому подобный "отказ от ребенка" может иметь правовые последствия, только если в нем вполне определенно выражено согласие на усыновление ребенка, пусть и без указания личности усыновителя. Если родителями дано общее согласие на усыновление ребенка, то право выбора усыновителя принадлежит уже исключительно органам опеки и попечительства и при усыновлении повторного согласия родителей не требуется.

Согласно п. 3 ст. 126 СК согласие родителей на усыновление ребенка может быть дано только после его рождения. Таким образом, предварительная дача согласия родителей на усыновление еще не родившегося ребенка законом не допускается. Поэтому согласие на усыновление еще не родившегося ребенка будет недействительно, даже если оно свидетельствует о ранее достигнутой "договоренности" между родителями и лицами, желающими усыновить ребенка.

В Семейном кодексе разрешен вопрос об усыновлении детей несовершеннолетних родителей, не состоящих в браке. Согласие таких родителей необходимо, если они достигли 16 лет, так как в соответствии с п. 2 ст. 62 СК с этого возраста они самостоятельно осуществляют свои родительские права. Если родители не достигли 16 лет, то на усыновление их ребенка требуется получить не только их согласие, но и согласие их законных представителей (родителей, опекунов или попечителей), а при их отсутствии - органа опеки и попечительства. При отсутствии согласия законных представителей усыновление не может быть произведено даже с согласия самих несовершеннолетних родителей.

Родители вправе отозвать данное ими согласие на усыновление ребенка в любое время и без объяснения причин, но только до вынесения решения суда об усыновлении (п. 2 ст. 126 СК). Семейный кодекс не упоминает о праве опекунов и попечителей несовершеннолетних родителей отозвать свое согласие, но можно предположить, что до вынесения судом решения об усыновлении и они вправе свое согласие отозвать.

При усыновлении на территории Российской Федерации гражданами Российской Федерации ребенка, являющегося иностранным гражданином, гражданам Российской Федерации необходимо получить согласие не только законного представителя ребенка, но и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок (ч. 3 п. 1 ст. 165 СК и п. 3 ст. 271 ГПК).

Усыновление допускается без согласия обоих или одного из родителей в случаях, предусмотренных ст. 130 СК. Согласие родителей ребенка не требуется, если родители: 1) неизвестны (по каким-либо причинам отцовство или материнство не зарегистрировано или ребенок подкинут), а также признаны судом безвестно отсутствующими; 2) признаны судом недееспособными; 3) лишены судом родительских прав. Усыновление без согласия родителей возможно в данном случае только по истечении 6 месяцев со дня вынесения судом решения о лишении их родительских прав (ст. 71 СК); 4) по причинам, признанным судом неуважительными, - более 6 месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Согласие лиц, заменяющих родителей, является условием усыновления тогда, когда такая замена осуществляется по основаниям и в установленном законом порядке (ст. 131 СК). К таким лицам относятся опекуны (попечители), приемные родители, а также руководители учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей. Если у ребенка, находящегося в детском учреждении, в приемной семье и т.д., есть родители, то требуется и их согласие на усыновление, кроме случаев, предусмотренных ст. 130 СК. В то же время суд вправе в интересах ребенка вынести решение о его усыновлении и без согласия лиц, заменявших родителей (п. 2 ст. 131 СК). Разумеется, суд должен прежде выяснить, почему указанные лица не дают согласия на усыновление ребенка. Если при этом будет установлено, что за отказом стоят не интересы ребенка, а, например, личные интересы опекуна, суд может принять решение об усыновлении.

Согласие ребенка, которому исполнилось 10 лет, Семейный кодекс, как и ранее действовавшее законодательство, считает одним из важнейших условий усыновления (ст. 132 СК). Законом не установлена форма согласия ребенка на усыновление. Такое согласие может быть выражено в письменной форме, если оно дается до судебного заседания. Если же согласие ребенка дается в судебном заседании, оно может быть и устным, но должно быть занесено в протокол судебного заседания. Согласие ребенка должно выражать желание быть усыновленным конкретным лицом и не может выражать согласие на усыновление вообще. Если ребенок до достижения 10 лет уже проживал в семье усыновителя и считает его своим родителем, усыновление, в порядке исключения, может быть произведено и без согласия усыновляемого ребенка, достигшего 10 лет (п. 2 ст. 132 СК). Однако указанные обстоятельства обязательно должны быть удостоверены в акте обследования условий проживания ребенка органами опеки и попечительства.

Как правило, не имеет правового значения желание быть усыновленным или отказ от усыновления ребенка, не достигшего 10 лет. Однако, если ребенок категорически возражает против усыновления конкретным усыновителем, суд должен учесть это обстоятельство в совокупности с другими необходимыми для усыновления условиями.

Согласие супруга усыновителя, если усыновление осуществляют не оба супруга, а только один, также является обязательным условием усыновления. Супруг может возражать против усыновления по разным основаниям, в том числе из-за нежелания иметь в семье иждивенца или будущего наследника. Получение такого согласия требуется прежде всего в интересах усыновляемого, для которого весьма нежелательно проживание в семье вопреки воле одного из супругов. Но и из этого правила предусмотрены исключения для случаев, когда супруги прекратили семейные отношения, хотя брак еще не расторгнут.

Статья 133 СК допускает усыновление без согласия второго супруга при раздельном проживании более года, если место жительства этого супруга неизвестно. Признание такого супруга безвестно отсутствующим не требуется, неизвестность его места жительства проверяется в судебном заседании и подтверждается самим усыновителем. Если же один из супругов признан недееспособным, усыновление другим супругом не допускается (ст. 127 СК). Следует отметить, что согласие любого лица из числа тех, чье согласие для усыновителя необходимо, не является бесповоротным и может быть отозвано в той же форме, в которой давалось, или в иной, допускаемой для самого согласия, в любой момент до вынесения судом решения об усыновлении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.