Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационно- правовые формы юридических лиц. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. 1 страница




Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Таким образом, для признания организации юридическим лицом необходимо наличие перечисленных ниже признаков. 1. Организационное единство, которое проявляется в том, что организация как единое целое имеет свои органы управления, которые для выполнения своих функций образуют определенную иерархию. Отношения между учредителями и органами управления четко регламентируются законодательством, а также учредительными документами (уставами и учредительными договорами). 2. Имущественная обособленность, которая предполагает, что имущество юридического лица обособляется от имущества других лиц, в том числе от имущества его членов и учредителей. Организация может иметь имущество на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. 3. Самостоятельная имущественная ответственность. Всякая организация, являясь юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ей имуществом. 4. Выступление в гражданском обороте под собственным именем. Данный признак означает, что юридическое лицо может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица вправе создавать филиалы и представительства, которые не являются юридическими лицами. По целям деятельности организации можно разделить на две большие группы – коммерческие и некоммерческие. 1. Коммерческие организации– юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной целью деятельности и распределяющие полученную прибыль между своими участниками. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. 2. Некоммерческие организации – юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между своими участниками. Хозяйственные товарищества и общества Полное товарищество– хозяйственное товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут солидарно субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам всем своим имуществом. При этом личную имущественную ответственность по долгам товарищества несут и те его участники, которые вступили в товарищество после его создания.Выбывшие из товарищества участники продолжают нести ответственность по всем долгам товарищества, возникшим до момента их выбытия, в течение двух лет со дня утверждения годового отчета товарищества за год, в котором состоялось выбытие. Участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Число участников полного товарищества не может быть менее двух. Участник полного товарищества обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал товарищества к моменту его регистрации. Остальная часть должна быть внесена участником в сроки, установленные учредительным договором. Каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно, либо ведение дел поручено отдельным участникам. Выход из состава полного товарищества может быть добровольным или принудительным. При выходе из товарищества участник вправе получить денежный эквивалент части имущества пропорционально его доле в складочном капитале. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – хозяйственное товарищество, состоящее из двух категорий участников – полных товарищей, солидарно несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, и товарищей – вкладчиков (коммандитистов), не отвечающих по обязательствам предприятия и несущих риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Вкладчиками могут быть любые граждане (а не только предприниматели) и юридические лица, за исключением тех, которые специально перечислены в ГК РФ (государственные органы, органы местного самоуправления). При продаже вкладчиком своей доли (ее части) третьему лицу остальные вкладчики товарищества пользуются правом ее преимущественной покупки (пропорционально размерам их долей в складочном капитале). При ликвидации товарищества на вере вкладчики имеют преимущественное право перед полными товарищами на получение своих вкладов из имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов товарищества. В случае выхода из товарищества всех коммандитистов, оно ликвидируется либо преобразуется в полное товарищество. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО)признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участниками общества с ограниченной ответственностью могут быть любые граждане и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных органов. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения могут участвовать в обществе с ограниченной ответственностью с согласия собственника их имущества. В обществе не может быть более 50 участников. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью состоит из вкладов учредителей и не может быть менее 100 минимальных размеров оплаты труда на день его регистрации. Учредительными документами общества с ограниченной ответственность являются учредительный договор и устав, а если общество учреждается одним лицом – только устав. При выходе участника из ООО общество обязано выплатить ему действительную стоимость его доли. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)– коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на доли заранее определенных размеров, образованная одним или несколькими лицами, солидарно несущими субсидиарную ответственность по ее обязательствам своим имуществом в размере, кратном стоимости их вкладов в уставный капитал. При банкротстве одного из участников его ответственность распределяется между остальными пропорционально их вкладам, если иное не установлено учредительными документами. Акционерное общество (АО ) – коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, образованная одним или несколькими лицами, не отвечающими по ее обязательствам и несущими риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые (ЗАО). Открытые АОвправе продавать акции всем желающим, закрытыевправе распределять акции только между учредителями или иными заранее определенными лицами. В открытом обществе не допускается установление преимущественного права общества или его акционера на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества. Акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом общества не предусмотрен иной порядок осуществления данного права. Количественный состав ОАО не ограничивается. В ЗАО может состоять не более 50 участников. Акционерами могут быть любые граждане и юридические лица. Производственный кооператив (артель)– это добровольное объединение граждан для совместного ведения предпринимательской деятельности на началах их личного трудового и иного участия, первоначальное имущество которого складывается из паев членов объединения, несущих субсидиарную ответственность по всем его обязательствам в порядке и размерах, установленных уставом и законодательством о производственных кооперативах. Участниками кооператива могут быть граждане, юридические лица (если это предусмотрено уставом). Число членов производственного кооператива не может быть менее 5. Число членов кооператива, не принимающих личного трудового участия в его деятельности, ограничивается 25 % от числа членов, участвующих в работе кооператива личным трудом. Учредительным документом производственного кооператива является устав. Исполнительными органами кооператива являются правление и его председатель. Коллегиальный орган образуется в кооперативе с числом членов более 10, причем председатель кооператива одновременно возглавляет и его правление. Государственные и муниципальные унитарные предприятия Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Государственные и муниципальные предприятия отличаются от коммерческих юридических лиц – собственников имущества (хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов) – тем, что:1.управляют не своей собственностью, а государственной либо муниципальной; 2обладают не правом собственности, а ограниченными вещными правами (право хозяйственного ведения, право оперативного управления); 3наделяются специальной (а не общей) правоспособностью; 4являются унитарными, так как их имущество не может быть распределено по вкладам (паям, долям). В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
  1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения:
  2. федеральное государственное предприятие;
  3. государственное предприятие субъекта РФ (государственное предприятие);
  4. муниципальное предприятие;
  5. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления:
  6. федеральное казенное предприятие,
  7. казенное предприятие субъекта РФ,
  8. муниципальное казенное предприятие.
22) Гос. и мун. образования как субъекты гражданских правоотношений. Государственные и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права. Государство осуществляет власть. Но функция властвования свойственна и другим субъектам. Властвует работодатель над своими работниками, родители над своими детьми, сообщества над своими членами. Однако среди них государство выделяется как единственная власть, обладающая суверенитетом. На определенной территории повеления государства преобладают над всеми иными властными велениями. Это преобладание воплощается в независимости государства от кого бы то ни было и составляет главный признак его суверенитета. Суверенитет имеет как внутреннее, так и внешнее проявление. В пределах своей территории государство олицетворяет наивысшую власть. Никто не может вмешиваться во внутренние дела государства, если только иное не вытекает из общих принципов международного права. Вовне суверенитет проявляется как независимость данного государства от других государств и иных субъектов международного права. Особенности участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в гражданском обороте: - они не используют свои публично-властные полномочия; - к отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов; - от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица; - указанные субъекты участвуют в таких специфических гражданско-правовых отношениях, как изъятие в доход Российской Федерации всего полученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации; - по своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъятого из оборота; - указанные субъекты несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом; - по общему правилу указанные субъекты не несут ответственности по обязательствам друг друга; - они несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц. Гражданская правоспособность государства. Правоспособность государства не может быть тождественна правоспособности различных физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то - уже. Ряд возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные бумаги. В то же время некоторые возможности, например, передавать имущество по наследству, иметь свое имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и различия качественные. Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства как специальной выглядит привлекательно. Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать государству как субъекту права. 23) Осуществление и способы защиты гражданских прав. Наиболее часто граждане и юридические лица распоряжаются принадлежащими им правами путем их осуществления. Осуществление права - есть реализация возможностей, то есть совершение реальных, конкретных действий, связанных с превращением этой возможности в действительность. Граждане и юридические лица могут осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (п. 1 ст. 9). Это означает, что лицо при этом действует "своей властью и в своем интересе" и никто не вправе понудить лицо, которому принадлежит право осуществлять его. П. 2. Ст. 9 ГК - устанавливает запрет на соглашения об ограничении осуществления гражданских прав. Способы осуществления гражданских прав. 1) активные действия самих лиц; 2) право требовать соответствующего поведения обязанных лиц. Выбор способа осуществления права зависит не только от конкретного содержания субъекта, но и от конкретного содержания субъективного права. Содержание же определяется его назначением, теми целями, для достижения которых оно и предоставляется управомоченному лицу. Можно выделить два вида способов: юридические - действия, обладающие признаками сделок (договор купли-продажи, отказ от наследства); фактические - действия, не обладающие признаками сделок (использование дома для проживания). Осуществление прав находится в неразрывной связи с исполнением обязанностей. Принципы осуществления прав и исполнения обязанностей: законность; подчиненность правилам деловой (профессиональной) этики и моральным принципам общества; недопустимости недобросовестной конкуренции; солидарность интересов и делового сотрудничества; осуществление прав и исполнение обязанностей в соответствии с их социальным назначением. Пределы осуществления гражданских прав. Осуществление прав: 1) не должно нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц, так как другие лица являются обладателями аналогичных прав; 2) граждане и юридические лица должны действовать разумно и добросовестно; 3) осуществляться права должны в соответствии с их назначением, то есть с целью, для достижения которой данное право предоставлено субъекту. 4) в необходимых случаях устанавливаются временные границы - то есть определенные сроки, в течение которых должно осуществляться право (например, для принятия наследства установлен 6-месячный срок). 5) всякое гражданское право может быть реализовано лишь тем субъектом, который обладает нужным объемом гражданской дееспособности - то есть устанавливаются субъективные границы. 6) предоставляются строго определенные формы и средства защиты. Злоупотреблением правом должны быть признаны действия обладателя субъективного права: 1) если они совершаются с единственной целью причинить вред другому лицу; 2) при реализации прав недозволенными средствами; 3) использование прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления доминирующим положением на рынке. Формы защиты – комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Существуют две основные формы: 1. Юрисдикционная – деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав, которая осуществляется в общем (судебном) и специальном (административном) порядке. В первом случае средством защиты является иск, во втором – жалоба. 2. Неюрисдикционная форма защиты – действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно. Эти действия называются «самозащитой гражданских прав» (замечание: форма и способ сливаются - недочет юрид. техниики). Способы защиты гражданских прав – это закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя. В теории и практике гражданского права способы защиты гражданских прав, перечисленные в ст. 12 ГК, подразделяются как бы на 3 группы: а) способы, осуществляемые только судом; б) способы, которые могут быть использованы как без обращения в суд, так и с помощью суда; в) способы защиты гражданских прав без участия суда, то есть самозащита. Наиболее важными способами защиты являются возмещение убытков и взыскание неустойки. В данных способах доминирует имущественный интерес потерпевшего (истца) в виде денежной компенсации, связанной с имущественными потерями. Один из способов самозащиты – необходимая оборона. Не подлежит возмещению вред, причиненный в состоянии необходимой обороны, если не были нарушены ее пределы. Содержание необходимой обороны в гражданском праве несколько шире, чем в уголовном и включает действия, подпадающие под понятие гражданского правоотношения, но не влекущие мер гражданской ответственности. Второй способ самозащиты – действия в условиях крайней необходимости – такие действия, которые предпринимаются лицом для устранения грозящей ему опасности при чрезвычайных обстоятельствах, связанных с причинением вреда третьим лицом. 24) Право собственности и другие вещные права. Государственная и муниципальная собственность, приватизация. Право собственности — ϶ᴛᴏ система правовых норм, закрепляющих отношения собственности на средства производства и предметы потребления. Вещное право — ϶ᴛᴏ право, дающее юридическую власть над вещью. Различают следующие виды вещных прав: 1.Право собственности. 2 Вещные права лиц, не являющихся собственниками: право полного хозяйственного ведения; право оперативного управления имуществом; сервитуты; право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; право пожизненного наследуемого владения земельным участком. Собственник имеет в отношении ϲʙᴏего имущества следующие три права (правомочия): владения; пользования; распоряжения. Право владения означает возможность физического обладания вещью, хозяйственного воздействия на вещь. При ϶ᴛᴏм следует иметь ввиду, что кроме собственников законными владельцами вещей могут быть лица владеющие недвижимым имуществом по договору, например, в силу соглашения об аренде. Право пользования есть право извлекать полезные ϲʙᴏйства вещи путем ее эксплуатации, применения. В процессе использования имущество либо полностью потребляется, либо изнашивается (амортизируется). Право пользования тесно связано с правомочиями владения, поскольку по общему правилу, пользоваться имуществом, можно только владея им. Право распоряжения понимается как право определять юридическую судьбу вещи (продать, подарить, передать в аренду). Правом собственности обладают различные категории собственников: граждане и частные юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные организации, общественные организации, иностранные граждане и государства, международные организации. Гражданский кодекс РФ выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом: частную собственность; собственность юридических лиц; собственность общественных объединений и религиозных организаций; государственную и муниципальную собственность; собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств. В собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных категорий имущества, кᴏᴛᴏᴩое по закону им не может принадлежать. При ϶ᴛᴏм количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и частных коммерческих юридических лиц, не ограничиваются (за некᴏᴛᴏᴩыми редкими исключениями). Государственной собственностью в России считается имущество, принадлежащее Российской Федерации или субъектам Российской Федерации. Стоит заметить, что оно может находиться во владении и пользовании самих данных субъектов (и тогда оно составит государственную казну ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующего субъекта) или быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, считается муниципальной собственностью. Стоит заметить, что оно также закрепляется во владение и пользование за муниципальными предприятиями и учреждениями или находится во владении и пользовании самого муниципального образования.Государственное и муниципальное имущество может быть передано в собственность граждан и негосударственных юридических лиц (приватизировано) в порядке, предусмотренном законами о приватизации. При ϶ᴛᴏм дополнительно применяются содержащиеся в ГК РФ правила о приобретении и прекращении права собственности. Различают следующие виды вещных прав: пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 — 267 ч. 1 ГКРФ); постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 — 272 ч. 1 ГК РФ); прохода (проезда) по соседнему земельному участку, прокладки коммуникаций по соседнему земельному участку или зданию (сервитута) (ст. 274 — 277 ч. 1 ГК РФ); хозяйственного ведения (ст. 294 — 295 ч. 1 ГК РФ); оперативного управления (ст. 296 ч. 1 ГК РФ).Право хозяйственного ведения может быть учреждено только собственником государственного или муниципального имущества. Такое право предоставляется государственному или муниципальному унитарному предприятию и распространяется на любое имущество такого предприятия: как на переданное ему собственником, так и на полученное предприятием по сделкам или произведенное им. Право хозяйственного ведения, закрепленное за таким предприятием, состоит по сути в том, что предприятие использует (эксплуатирует) ϶ᴛᴏ имущество для получения прибыли, но под контролем собственника. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.Другое вещное право — право оперативного управления — предоставляется собственникам государственного и муниципального имущества, так называемым казенным предприятиям. Это право может быть также закреплено любым собственником (как государственным, так и иным) за учреждением (некоммерческой организацией), финансируемым собственником.По ϲʙᴏему содержанию право оперативного управления более узкое, чем право хозяйственного ведения. Имущество, находящееся в оперативном управлении, может использоваться ϲʙᴏим владельцем исключительно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с целями деятельности организации и заданиями собственника. Более того, собственник может изъять излишнее и неиспользуемое имущество или то имущество, кᴏᴛᴏᴩое используется не по назначению. Казенное предприятие самостоятельно распоряжается только ϲʙᴏей продукцией. Что касается любого другого имущества, то распоряжение им осуществляется с согласия собственника. Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки. В приватизации участвуют минимум две стороны, и обязательно одна из сторон — организация — даже такая, как государство. 25) Гражданско-правовой договор: общие положения. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Гражданско-правовой договор - это соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении субъективных гражданских прав и обязанностей. По своей правовой природе договор отличается от других юридических фактов. Он является правомерным действием, которое не просто вызывает соответствующие правовые последствия, но и специально направлено на это. Иными словами, договор - это разновидность юридической сделки, причем наиболее важная и распространенная ее разновидность. Важной особенностью договора, как и любой сделки, является то, что стороны сами определяют характер и содержание вытекающих из него правовых последствий (конкретных прав и обязанностей сторон). На основании гражданско-правового договора как юридического факта возникают, изменяются или прекращаются именно гражданские субъективные права и обязанности (гражданские правоотношения). Этим гражданско-правовой договор отличается прежде всего от трудового договора, служащего основанием возникновения трудовых правоотношений. Наконец, договор чаще всего является основанием возникновения, изменения или прекращения такой разновидности гражданских правоотношений, как обязательства (обязательственные правоотношения), т. е. правоотношения, в силу которых одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие (например, передать вещь, выполнить работу, оказать услугу и т. п.), а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Содержание договора составляют его условия, т. е. соглашения по отдельным элементам обязательства, устанавливаемого сторонами, или по вопросам изменения либо прекращения уже существующего обязательства. При этом необходимо различать содержание договора и содержание обязательства: если первое представлено условиями договора, т. е. соглашениями о правах и обязанностях сторон, то второе - самими субъективными правами и обязанностями. Если стороны не пришли к соглашению хотя бы по одному из существенных условий, то договора просто нет, он не считается заключенным. В соответствии с Гражданским кодексом РФ сделка, в том числе договор, может быть совершена в следующих формах: конклюдентные действия; устная форма; письменная форма (простая и нотариальная). Устная форма - это прямое выражение воли посредством устной речи. Под конклюдентными действиями понимается поведение, из которого явствует воля (желание) лица совершить сделку, хотя никаких слов при этом не произносится. Письменная форма бывает простой и нотариальной. Простая письменная форма состоит в составлении документа, выражающего содержание договора, и подписании его сторонами. Нотариальная форма договора характеризуется тем, что стороны подписывают единый письменный документ, закрепляющий содержание договора, в присутствии особого должностного лица - нотариуса, который устанавливает личность сторон и удостоверяет совершаемую сделку с занесением записи о ней в специальный реестр. За такое нотариальное действие взимается пошлина. Заключение договора - это согласование воли сторон, преобразование их в единую, общую волю. Соглашение всегда складывается из двух составляющих: предложения одной стороны и его принятия другой стороной. Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. При исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика. В государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. В государственный контракт и муниципальный контракт включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом. В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. 26) Трудовой договор: понятие, заключение и прекращение. Роль коллективных договоров и соглашений. Одним из основополагающих конституционных прав граждан России является право на труд. Реализация права на труд приводит к возникновению трудовых отношений между работником, с одной стороны, и работодателем - с другой стороны. Трудовой договор есть не что иное, как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым у сторон возникают взаимные обязанности. Так, работодатель обязан: предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции; обеспечить условия труда, предусмотренные ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права; своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату. В свою очередь работник обязан:лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию; соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка. Согласно ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой находится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним договор в письменной форме не позднее трех дней с момента допуска к выполнению трудовой функции. Трудовой договор вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня фактического допущения работника к выполнению трудовых обязанностей. Существенными являются такие необходимые условия трудового договора, без согласования которых заключение такого договора невозможно. Итак, в трудовом договоре указываются: фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица); место работы (с указанием структурного подразделения); дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или трудовая функция. В статье 57 ТК РФ специально оговаривается, что искажение наименования профессии (должности) с целью исключить или уменьшить расходы по предоставлению льгот или гарантий работникам будет расцениваться как нарушение трудового законодательства со всеми вытекающими последствиями; права и обязанности работника; права и обязанности работодателя; характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях; режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. Кроме существенных (обязательных) условий в трудовом договоре могут предусматриваться условия об испытании, о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной), об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя, а также другие условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с требованиями документов, содержащих нормы трудового права. Трудовые договоры могут заключаться:на неопределенный срок; на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). По общему правилу трудовой договор может быть заключен с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. В некоторых случаях трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати и четырнадцати лет. Как уже было отмечено, прием на работу, помимо заключения трудового договора, оформляется приказом (распоряжением) работодателя. Содержание приказа (распоряжения) должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) о приеме на работу объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. Существуют категории работников, которым не устанавливается испытательный срок. Это: лица, поступающие на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности; беременные женщины; лица, не достигшие возраста восемнадцати лет; лица, окончившие образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающие на работу по полученной специальности; лица, избранные на выборную должность на оплачиваемую работу; лица, приглашенные на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями.Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей - шести месяцев. В срок испытания не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, а также другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Под "расторжением трудового договора" понимается его прекращение по инициативе одной из сторон - работника или работодателя. Коллективный договор –правовой акт, регулирующий социально – трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор является локальным нормативным правовым соглашением, т.е. актом, который заключается в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержит нормы права. Обязательная часть коллективного договора - конкретные обязательства работодателя по обеспечению условий труда, более благоприятных по сравнению с установленными трудовым законодательством (ст. 41 ТК). В ст. 41 ТК РФ говорится, что содержание и структура коллективного договора определяется сторонами самостоятельно, без вмешательства других лиц и органов. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: - формы, системы и размеры оплаты труда; - выплата пособий, компенсаций; - механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;- занятость, переобучение, условия высвобождения работников; - рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; - улучшение условий и охрана труда работников, в т.ч. женщин и молодежи; Действие коллективного договора регламентируется ст. 43 ТК. Коллективный договор является актом срочного действия, по усмотрению сторон он может заключаться на любой срок, не превышающий 3 лет. Дата вступления коллективного договора в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств, например, от проведения уведомительной регистрации, за исключением волеизъявления сторон. Согласно ст. 50 ТК РФ коллективный договор, соглашение в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Регистрация носит уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступает в действие со дня, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами, недействительны со дня принятия коллективного договора, соглашения и не подлежат применению. 27) Индивидуальные и коллективные трудовые споры, порядок их разрешения Трудовые споры - это разногласия между субъектами трудового права по поводу установления условий труда или заключения трудового договора, а также применения норм трудового законодательства. В основе классификации трудовых споров может лежать: 1) вид правоотношения, из которого возник спор, и тогда следует говорить о трудовых спорах в широком смысле (между субъектами трудового права, т.е. возникающими не только из трудовых правоотношений, но и производных от них) и в узком (между субъектами трудового правоотношения). 2) характер или предмет спора, в соответствии с которым следует различать: а) споры о применении норм трудового законодательства, коллективного и трудового договора; б) споры об установлении новых условий труда, нерегулированных законодательством или иными нормативными актами; в) споры, связанные с отказом в приеме на работу. Индивидуальные споры о применении норм трудового законодательства, коллективных и трудовых договоров обычно называют исковыми. К спорам неискового характера относятся разногласия в связи с установлением новых условий труда. Они могут быть и индивидуальными, и коллективными. Коллективными могут быть и споры о применении нормативных актов, коллективных и трудовых договоров. Индивидуальные трудовые споры искового характера рассматриваются либо в общем, либо в судебном, либо в особом порядке. Последние - судебный и особый - следует отнести к исключениям из общего правила, каким является общий порядок. а) Особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. б) Судебный порядок рассмотрения трудовых споров. Судебный порядок рассмотрения трудовых споров в отличие от общего предполагает непосредственное обращение заявителя в суд. Закон устанавливает следующие давностные сроки по трудовым делам: по спорам об увольнении - один месяц, исчисляемый со дня вручения работнику приказа об увольнении, а если приказ не вручен - со дня выдачи трудовой книжки с записью об основаниях прекращения трудового договора, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнения или трудовой книжки. За разрешение иных трудовых споров, отнесенных к компетенции суда, работник должен обратиться в этот орган в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. в) Общий порядок рассмотрения споров. Все остальные, кроме перечисленных выше, индивидуальные споры искового характера, возникающие из трудового правоотношения и связанные с применением трудового законодательства, коллективного и трудового договора, рассматриваются в общем порядке. Рассмотрение трудовых споров в суде происходит по правилам гражданского судопроизводства. Вместе с тем для этих дел законодательством установлены определенные особенности. 1. Гражданской процессуальной дееспособностью обладают лица, достигшие совершеннолетия. За разрешением трудового спора могут обратиться и лица, достигшие 14 лет, поскольку трудовая праводееспособность возникает с этого возраста. 2. Работник при обращении в районный (городской) народный суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, освобождается от уплаты судебных расходов в доход государства (ст. 212 КЗоТ РФ). Статья 3 Закона о порядке разрешения коллективных трудовых споров наделяет работников и их представителей правом выдвижения тех или иных требований. Эти требования выдвигаются на общем собрании (конференции) работников большинством голосов. Требования излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора. При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного спора. Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования и сообщить о своем решении представителю работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения этих требований. Порядок разрешения коллективного спора состоит из следующих этапов: рассмотрение спора примирительной комиссией, рассмотрение спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Причем рассмотрение спора примирительной комиссией является обязательным. Комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и формируется из представителей сторон на равноправной основе. Коллективный спор должен быть рассмотрен в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. 28) Правовое положение государственных и муниципальных служащих.Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом. Правовое положение гражданского служащего определено в Законе о государственной гражданской службе. Его основу составляет комплекс прав и обязанностей, которым наделен гражданский служащий. С момента замещения должности гражданский служащий приобретает два вида прав и обязанностей. Одни из них являются общими для всех гражданских служащих независимо от замещаемых ими должностей. Другие обусловлены занимаемой гражданским служащим должностью и конкретизированы в служебных контрактах, должностных регламентах. Их называют особенными. В Федеральном законе, законах субъектов РФ о государственной службе дополнены (конкретизированы) права и обязанности, предусмотренные трудовым законодательством. В ст. 9 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ» установлено, что государственный служащий имеет право на: 1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей; 2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; 4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями; 5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы; 6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации; 7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; 8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета; 9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы; 10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; 11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов; В п. 2 данной статьи закреплено, что государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы. Принятие на себя лицом, поступающим на должность муниципальной службы, должностных прав и обязанностей – необходимое условие приобретения статуса муниципального служащего в силу ст. 37 Конституции Российской Федерации. Права муниципального служащего необходимо рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, они обусловлены общим правовым статусом личности, с другой, определяются специальным правовым статусом муниципального служащего (специальные или профессиональные). Нормативно-правовой базой в первом случае выступают международно-правовые нормы в области прав человека. Во втором – международные, федеральные и региональные законы об основах местного самоуправления, муниципальной службы, которые закрепляют исходные, общие права и обязанности служащих. В свою очередь, в правилах внутреннего трудового распорядка, положениях о структурных подразделениях органа управления и должностных инструкциях устанавливаются непосредственные профессиональные права муниципального служащего для выполнения функций по занимаемой муниципальной должности муниципальной службы. Муниципальный служащий имеет право на: 1) Ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой муниципальной должности муниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на обеспечение организационно-технических условий, необходимых для исполнения им должностных обязанностей. 2) Получение в установленном порядке от органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимую для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы. 3) Посещение в установленном порядке для исполнения им должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. 4) Принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с его должностными обязанностями. 5) Участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной или государственной службы с учетом его квалификации. 6) Продвижение по службе, включая переход на государственную службу. 7) Увеличение размера денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации, а также служебных заслуг. 8) Ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений. 9) Переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств регионального и местного бюджетов. 10) Пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной и муниципальной службы.11) Выход в отставку. Права муниципального служащего можно условно подразделить на две группы. В первую войдут те права, которые реализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий: ознакомление с документами, определяющими его должностное поведение; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должности; посещение в установленном порядке предприятий и учреждений независимо от форм собственности; принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностным положением. Ко второй группе относятся те права муниципального служащего, которые имеют целью обеспечения выполнения им его должностных полномочий: участие в конкурсе на замещение должности; продвижение по службе; ознакомление с материалами своего личного дела; повышение квалификации; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; объединение в профсоюзы некоторые другие. 29) Поступление, прохождение и прекращение государственной гражданской и муниципальной службы.Статья 16. Поступление на муниципальную службу 1. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. 2. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. 3. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: 1) заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 5) документ об образовании; 6) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; 7) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 9) заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; 10) сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера; 4. Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. В отдельных муниципальных образованиях федеральными законами могут устанавливаться дополнительные требования к проверке сведений, представляемых гражданином при поступлении на муниципальную службу. 5. В случае установления в процессе проверки, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в поступлении на муниципальную службу. 6. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Статья 17. Конкурс на замещение должности муниципальной службыПри замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы. Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование его условий, сведений о дате, времени и месте его проведения, а также проекта трудового договора не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании и порядок ее формирования устанавливаются представительным органом муниципального образования. Аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года.Основания для расторжения трудового договора с муниципальным служащим Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае: 1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; 2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе; 3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона; 4) применения административного наказания в виде дисквалификации. 30) Поощрение и дисциплинарная ответственность государственных гражданских и муниципальных служащих.В сфере государственной службы особое место занимают поощрение (стимулирование) и ответственность государственных и муниципальных служащих. Поощрение в системе государственной службы— это осуществляемая в установленном порядке специальная деятельность государственных органов и должностных лиц, выражающаяся в применении к государственному служащему мер морального и материального стимулирования, основаниями чего являются признание заслуг государственного служащего, успешное и добросовестное в течение продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, а также выполнение заданий особой важности и сложности. Общими основаниями для поощрения государственного служащего являются: успешное, качественное и добросовестное исполнение должностных обязанностей; признание заслуг государственного служащего (особые отличия при прохождении государственной службы); продолжительная, безупречная и эффективная служба; выполнение заданий особой важности и сложности; проявленное мужество при исполнении служебных обязанностей. Поощрение может быть индивидуальным (поощрение конкретного лица) и коллективным (поощрение коллектива, нескольких лиц), а по содержанию — моральным, материальным или смешанным, т.е. включающим в себя как моральные, так и материальные элементы. Поощрения объявляются приказами. Благодарность может быть объявлена и устно. Материальным поощрением является премирование государственного служащего. Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе — обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность. Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются: 1) замечание; 2) выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности гражданской службы; 5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подп. «а»—«г» п. 3 (прогул — отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня). Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285—293 УК РФ). В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего — должностного лица — права занимать соответствующие государственные должности. Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности. Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих.    

 

   



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.