Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Окружающей среды




В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ

СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

В решении задач обеспечения рационального природопользо­вания и охраны природы велика роль специализированных орга­нов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологичес­ким нормированием, экспертизой, лицензированием, эксперти­зой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация сис­темы специально уполномоченных государственных органов уп­равления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы система центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совер­шенствования. Решения, принимаемые по вопросам развития системы таких органов, основывались не на идеях целесообраз­ности, обеспечения последовательного решения задач рациональ­ного природопользования и охраны природы, а исходя преимуще­ственно из интересов ведомств, руководствуясь политическими соображениями.

Проследим вкратце развитие системы таких органов с 1988 г., который обещал стать поворотным в отношении государства к созданию оптимальной системы. 7 января 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», предусмотревшее необходимость реорганизации государственного управления в природоохранительной сфере. В 1988 г. было принято решение об образовании союзно-республиканского Госкомитета СССР по охране природы на базе соответствующих, подразделений Госагро-прома СССР, Госкомитета СССР по науке и технике, Госкомитета СССР по лесному хозяйству, Госкомитета СССР по гидрометеоро­логии и контролю природной среды, Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерства лесной, целлюлозно-бу­мажной и деревообрабатывающей промышленности СССР, Ми­нистерства рыбного хозяйства СССР и Министерства геологии СССР. На аналогичной основе в 1988 г. был создан Госкомитет РСФСР по экологии и природопользованию.

В 1991 г. он был преобразован в Министерство экологии и природных ресурсов РФ (Минэкологии). В 1992 г. Минэкологии было переименовано в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. А в 1993 г. природо-ресурсные органы, на базе которых создавался Госкомитет по экологии и природо­пользованию, вышли из его состава и стали вновь самостоятель­ными государственными структурами.

В 1996 г. при очередном формировании структуры органов фе­деральной исполнительной власти решением Президента РФ Ми­нистерство охраны окружающей среды и природных ресурсов

было упразднено. Вместо него был создан Госкомитет РФ по охране окружающей среды, упраздненный, как говорилось выше, Указом Президента РФ в 2000 г. В итоге многочисленных реорга­низаций в Российской Федерации, имеющей сложнейшие эколо­гические проблемы, отсутствует самостоятельная государствен­ная структура, ответственная за их решение.

Специально уполномоченные государственные органы в облас­ти природопользования и охраны окружающей среды определя­ются Правительством РФ. Поскольку власть этих органов распро­страняется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми, или надведомственными органами.

В настоящее время специально уполномоченными государст­венными органами являются:

• Министерство природных ресурсов РФ;

• Министерство сельского хозяйства РФ;

• Федеральная служба земельного кадастра России;

• Государственный комитет РФ по рыболовству;

• Федеральная служба геодезии и картографии России;

• Федеральная служба России по гидрометеорологии и мони­торингу окружающей среды;

• Федеральная пограничная служба РФ.

Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) являет­ся: федеральным органом управления государственным фондом недр и лесным хозяйством; специально уполномоченным государ­ственным органом управления использованием и охраной водного фонда; специально уполномоченным государственным органом в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспро­изводства лесов, охраны окружающей природной среды, государ­ственной экологической экспертизы, охраны, контроля и регули­рования использования объектов животного мира и среды их обитания, охраны атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции — в области обращения с отходами (за исклю­чением радиоактивных) и осуществления государственного кон­троля за использованием и охраной земель; федеральным орга­ном исполнительной власти, специально уполномоченным на

МПР России и его территориальные органы в пределах своей компетенций-координируют деятельность специально уполномо­ченных государственных органов Российской Федерации в облас­ти охраны окружающей природной среды и их территориальных органов. Подразделения этого Министерства созданы не только в субъектах РФ, но и в округах.

Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) занимает особое место в системе функциональных органов, обес­печивающих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Минсельхоз России и его террито­риальные органы являются специально уполномоченными госу­дарственными органами: в области мелиорации земель; в области охраны, контроля и регулирования использования объектов жи­вотного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обита­ния, а также охраны окружающей природной среды в этой сфере деятельности. Это Министерство является также специально уполномоченным государственным органом в области обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственного назначения; в об­ласти безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, организации регистрационных испытаний и государственной ре­гистрации пестицидов и агрохимикатов; в области использова­ния, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование.

Федеральная служба земельного кадастра России является федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, осущест­вляющим специальные (исполнительные, контрольные, разреши­тельные, регулирующие и др.) функции по ведению государствен­ного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недви­жимого имущества, по землеустройству, государственной кадастро­вой оценке земель, мониторингу земель и государственному контро­лю за использованием и охраной земель.

Государственный комитет РФ по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в сфере рационального использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 фев­раля 1999 г. «Вопросы Государственного комитета Российской федерации по рыболовству» (с изм.) Госкомрыболовству России переданы функции и полномочия в данной сфере, которые ранее выполнялись Министерством сельского хозяйства и продовольст­вия РФ.

Федеральная служба геодезии и картографии России является федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим специальные (исполнительные, контроль­ные, надзорные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в области геодезической и картографической деятельности, а также является специально уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти в области охраны окружающей при­родной среды в пределах своей компетенции.

Федеральная служба России по гидрометеорологии и монито­рингу окружающей среды и его подведомственные органы являются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды по вопросам мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. Росги­дромет обеспечивает потребности государства, физических и юри­дических лиц в гидрометеорологической и гелиогеофизической ин­формации, а также в информации о загрязнении окружающей природной среды; организует мониторинг состояния окружающей природной среды, ее загрязнения (атмосферы, поверхностных вод, морской среды, почв, околоземного космического пространства, ра­диационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном кос­мическом пространстве, загрязнения окружающей природной среды, включая радиоактивное, комплексный фоновый монито­ринг и космический мониторинг состояния природных объектов, государственный мониторинг континентального шельфа, государ­ственный мониторинг исключительной экономической зоны); дает оценку и прогноз изменений климата, агроклиматических и по­верхностных водных ресурсов РФ и субъектов РФ.

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной по­литики РФ в сфере защиты государственной границы, территори­ального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, а также решение задач по охране биологи­ческих ресурсов территориального моря, континентального шель­фа и исключительной экономической зоны РФ и осуществлению Государственного контроля в этой сфере.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 249; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.