Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение земельного права с другими отраслями российского права




Вопрос о месте земельного права в системе российского национального права остается дискуссионным. В настоящее время сушествуют несколько точек зрения, по этому вопросу. Распространена позиция, в соответствии с которой земельное право признается самостоятельной отраслью, стоящей в одном ряду с гражданским, административным, государственным, трудовым, экологическим и другими отраслями1. Согласно другой точке зрения, земельное право входит в систему экологического права2. По мнению В.А. Дозорцева, земельное право как самостоятельная струк-турная единица не существует, а нормы, касающиеся земли, распределены между гражданским, административным, конституци-онным, экологическим, уголовным и другими отраслями права3. Для того чтобы разобраться в достоинствах и недостатках каждой из перечисленных точек зрения и сделать свой выбор,


http://www.natahaus.ru/

1 К примеру, по мнению авторов учебника «Земельное право России» (под ред. В.В. Петрова. М., 1998. С. 8), земельное
право составляет «отдельную отрасль нациоальной правовой системы». Авторы учебника «Земельное право» (под ред.
С.А. Боголюбова. М., 1998. С. 5) также считают, что «земельное право занимает самостоя-тельное место в общей
системе права». Профессор Б.В. Ерофеев (учебник «Земельное право». М., 1998. С. 36—43) отграничивает земельное
право от других отраслей права, тем самым определяя его место как самостоятельное.

2 Авторы учебника «Экологическое право России» (М., 1997. С. 41) считают, что объектами экологических
отношений выступают природные среды и ресурсы,. включая землю. Экологическое право определяется как
комплексная отрасль составной частью которой является земельное право.

3 В.А. Дозорцев утверждает, что поскольку «земельные отношения распали на регулируемые гражданским и
административным правом, то основания признания земельного права самостоятельной отраслью перестали
существовать теперь земля попала в сферу действия гражданского права, являясь объек экономического оборота»

(Дозорцев В.А. Проблемы совершенствования гражданок го права Российской Федерации при переходе к рыночной

экономике // Государство и право. 1994. № 1. С. 26).

5 3 Соотношение земельного права с другими отраслями российского права 17

следует обратиться к таким понятиям, как «отрасль права», «предмет права» и «система права».

Система российского национального права слагается из структурных элементов, включающих

отрасли, институты и нормы права. Основным критерием, по которому принято выделять отрасль

права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с

предметом правового регулирования других отраслей.

Предметом любой отрасли права выступает обособленная группа общественных волевых

отношений, выделяемых в зависимости от наличия особого объекта общественных отношений либо по

признаку) особого субъектного состава, либо определения особой сферы жизнедеятельности общества

и др. Соответственно могут быть выделены гражданские, административные, трудовые отношения. В

рамках этой схемы могут быть обособлены и земельные отношения, так как здесь имеется свой

самостоятельный объект — земля.

Если остановиться на этом, то можно считать доказанным, что земельное право — независимая отрасль

права, стоящая в одном ряду с другими отраслями права. Вместе с тем земля в правовом смысле

категория не однородная. Она -— часть единой окружающей природной среды, выступающей в

единстве и взаимосвязи со всеми другими элементами природы, часть материальной среды, стоящей

вне общества. Одновременно земля объявлена недвижимым имуществом наряду со зданиями и

сооружениями, воздушными и морскими судами, другими объектами материального мира, вошедшими

в структуру общества. Такая неоднородность земли позволяет разделить земельные отношения, по

крайней мере, на две части — экологические и гражданские. Отсюда есть основания утверждать, что

земельных отношений как самостоятельной группы отношений не существует, а все их многообразие

можно поделить между экологическим и гражданским правом или же, еще олее детально, закрепить за

административным правом исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов

поводу земли, за финансовым правом — все денежные аспекты земельных отношений и т.д.

аконец, если более внимательно подойти к определению назначения и роли земли как объекта

земельных отношений, ее

новых и естественно-научных характеристик, то можно подвергнуть сомнению адекватность

предыдущих позиций. Прежде

всего.

земля часть единого мира природы. Это явление объек-

Глава 1. Земельное право в системе российского права

По своей предметной характеристике земельное право тем самым может быть отграничено от конституционного, административного, гражданского, финансового и других отраслей права. Вместе с тем на этом вопрос о соотношении земельного права с другими отраслями права не исчерпан. В соответствии с общераспространенной теоретической точкой зрения границы между отраслями права достаточно относительны и динамичны. Развитие | системы права характеризуется взаимодействием норм права одной отрасли с другими, в результате которого одни и те же нормы признаются элементами двух и более отраслей права. По такому пути формируются и развиваются комплексные отрасли права. Соответственно, признавая правовую многозначность земель, целесообразность использования различных методов правового воздействия на субъектов земельных отношений, земельное право развивается как комплексная отрасль, включающая в свою систему наряду с нормами, обладающими собственной спецификой, также нормы основных отраслей права — конституционного, административного, гражданского и др. Таким образом, нормы конституционного права, устанавливающие виды собственности на землю, или гражданского права, регулирующие имущественные отношения по поводу земли вместе с нормами, определяющими правовой режим категорий земель в соответствии с теорией комплексных отраслей права, образуют в своем единстве и взаимодействии систему земельного права, оставаясь одновременно в системе конституционного, гражданского и иных отраслей права.


http://www.natahaus.ru/

Можно рассуждать и иным образом. Если исходить из понимания того, что основным критерием выделения отраслей права является наличие самостоятельного объекта общественных отношений, то все нормы права, регулирующие отношения по поводу земли, образуют отрасль только земельного права, и никакого иного, и поэтому имеют свои жесткие границы, не сливаясь с другими отраслями права. А само земельное право не является комплексной отраслью, а занимает независимое (в рамках экологического права), только ей принадлежащее место в системе права. Соответственно нормы права, регулирующие отношения по приобретению земельных участков и реализации прав собственности либо пользования, регистрации прав, равно как и отношения по охране земель, образуют систему земельного права. Эти нормы могут быть выражены консолидированно, в рамках, к "примеру, кодифицированных нормативных актов, таких, как Земельный кодекс РФ, либо могут быть рассредоточены по различным ком-

§ 4. История развития земельного права России 21

плексным нормативным правовым актам — Гражданский кодекс, РФ, Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке > (залоге недвижимости)»1, Закон РФ от 1 апреля 1993 г. «О Госу-дарственной границе Российской Федерации»2 и т.д. Нормы земельного права, выраженные в таких комплексных нормативных ' актах, не входят в систему других отраслей права, так как одна и та же отрасль не может иметь одновременно несколько объектов регулируемых ею общественных отношений. Если же мы признаем это, то выделение любых отраслей права станет невозможным. Исходя из изложенного, земельное право можно определить как подотрасль экологического права, представляющую собой совокупность установленных и санкционированных государством правовых норм, регулирующих земельные отношения. Земельное право развивается во взаимодействии с другими подотраслями экологического права — горным, лесным, водным, атмосферным, фаунистическим и флористическим, которые вместе образуют систему экологического права. § 4. История развития земельного права России

Земельное право современной России, образовавшейся как политическое единство и как суверенное государство в 1991 г., имеет короткую историю. Однако его теперешнее состояние является продолжением длительной исторической эволюции права как дореволюционной России, так и особенно права, развившегося после установления советской власти в 1917 г. Земля для России всегда была одним из основных источников благосостояния страны. Обширные просторы, обилие черноземов издавна способствовали развитию самых разных отраслей экономики, и в первую очередь сельского хозяйства. Земельное право России длительное время развивается преимущественно вокруг отношений собственности на землю. Главными историческими вехами, с которыми связывается развитие земельного права дореволюционной России, стали две земельные реформы. В 1861 г. крестьяне были освобождены от крепостной зависимости и пополнили круг субъектов землепользования. В соответствии с изданными нормативными актами был реформирован весь круг отношений, связанных с жизнью крестьян,

1 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400.

2 ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 594 (с изм. и доп.).
22

Глава 1. Земельное право в системе российского права

включая имущественные, трудовые, семейные, административные. Земельные отношения крестьян строились на принципах установления двух видов собственности на землю — общественной собст-венности сельского общества и частной собственности крестьян. Однако действовало правило, в соответствии с которым земли в общественную и частную собственность могли быть получены лишь после выплаты выкупных платежей помещику. Эти платежи были отменены царским правительством 1 января 1907 г.

Распространенная оценка этого периода истории земельных отношений складывается не в пользу общинного землевладения. В научной литературе того времени высказывалось мнение о том, что при общинных земельных порядках отсутствует личный интерес трудиться «напряженно», «со знанием дела», «эффективно», а при общинно-поземельных отношениях казна обречена на скудность доходов от земледелия. Наряду с этим существовало и твердое убеждение в том, что община является гарантом государственной устойчивости, основой славянской цивилизации, отличной от европейской. Среди помещиков и правительственных кругов доминировало мнение, что общину, состоящую из людей, приросших к земле, нужно сохранять.

Отношение не в пользу последних изменилось в начале XX столетия, когда начал активно развиваться процесс индивидуализации крестьянского хозяйства, подготовивший почву для проведения Столыпинской реформы 1906—1910 гг. Принятыми в этот период нормативными актами был ликвидирован общинный порядок землевладения и установлена личная собственность крестьян на земельные участки. Практически переход к частной собственности не был осуществлен в полной мере. Наряду с постепенным выделением земель в частную собственность весь период Столыпинских


http://www.natahaus.ru/

реформ вплоть до 1917 г. сохранялась и общественная собственность крестьян. Оценка этого периода также не однозначна. С одной стороны, приводятся цифры, свидетельствующие о подъеме сельского хозяйства. С другой — этот исторический период связывается с возникновением серьезнейшего кризиса в экономике, повлекшего широкое распространение голода. Развитие земельных отношений в сельском хозяйстве, основанных на сочетании частной и общественной собственности, было прервано в 1917 г., когда известные революционные события при-вели к установлению советской власти и образованию Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (РСФСР). Именно с этого года земельное право вступило в новую, продол-

§ 4. История развития земельного права России

жительную и относительно стабильную фазу своего развития, в течение которой сформировались устойчивые, несомненно обусловленные государственной политикой страны общественные земельные отношения. Насколько они были прогрессивны и эффективны — вопрос отдельный, но ясно одно, что их влияние на весь современный уклад жизни, мировоззрение людей, экономическое развитие страны остается существенным.

Первым нормативным актом, внесшим революционные преобразования в земельные отношения, стал Декрет «О земле», принятый Всероссийским центральным исполнительным комитетом (ВЦИК) 26 октября 1917 г. В соответствии с Декретом отменялась помещичья собственность на землю, а земли передавались «в распоряжение волостных земельных комитетов уездных Советов крестьянских депутатов, впредь до Учредительного Собрания». Одновременно предусматривалось, что земли рядовых крестьян не конфискуются. Частью Декрета стал Крестьянский наказ о земле, по которому право частной собственности на землю отменялось навсегда, земли отчуждались безвозмездно. Помещичьи, удельные, монастырские и другие земли обращались во всенародное достояние и передавались в безвозмездное пользование всех трудящихся. Запрещались продажа, аренда, залог и другие способы отчуждения земли. Все граждане, желающие обрабатывать землю своим трудом, получали землю на праве пользования. Провозглашался принцип уравнительного распределения земли по установленной норме. Наряду с индивидуальным землепользованием крестьян допускались и общественные формы землепользования (общинная, артельная и др.). Вслед за Декретом «О земле» принимаются нормативные акты, регулирующие отношения государственного управления земельными отношениями, охраны земель, землеустройства, платы за землю. В частности, в 1917 г. создается сложная система земельных комитетов, в ведение которых поступают все земли, учреждается единый государственный земельный фонд, отменяется право частной собственности на землю и другую недвижимость в городах, а за их использование предусматривается взимание платы.

Важное место среди нормативных актов того времени занимает Декрет ВЦИК от 19 февраля 1918 г. «О социализации земли» — своего рода комплексный документ, охвативший широкий круг земельных отношений. Декрет отменил «всякую собственность на землю», тем самым подтвердив особое место земель среди объектов

Глава 1. Земельное право в системе российского права

общественных отношений. Соответственно запрещались любые сделки, и земля передавалась различным категориям субъектов только в пользование.

Делается первый шаг к классификации земель по категориям. В частности, выделяются земли, предоставляемые для культурно-просветительных целей, для занятия сельским хозяйством, с целью застройки, для устройства путей сообщения. Установлены порядок административного обжалования решений государственных органов о предоставлении земель, основания прекращения права пользования и порядок компенсации при изъятии земель.

Постановление ВЦИК от 14 февраля 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» сыграло важную роль в дальнейшем развитии аграрных и связанных с ними земельных отношений. Данное постановление закрепило политику перехода от единоличных форм хозяйствования на земле к коллективным. Все виды единоличного зем-лепользования рассматриваются как «проходящие и отживающие». Создается климат наибольшего благоприятствования различного рода коллективным хозяйствам. В частности, советские хозяйства (совхозы), обязанные своим рождением данному постановлению, имели право на получение в пользование наилучших и наиболее ценных земель (имения с ценными многолетними культурами, рациональными хозяйствами, имения с развитым техническо-промышленным делом). Поддержку получили и сельскохозяйственные производительные коммуны — общественные сель-скохозяйственные объединения трудящихся, которые, к примеру, равно как и совхозы, имели право на получение увеличенной кормовой нормы для скота. Одновременно постановление предусматривало порядок ведения землеустройства, регистрации и учета землепользовании.


http://www.natahaus.ru/

Новая экономическая политика начала 20-х гг. вернулась к стимулированию единоличного крестьянского хозяйства. В 1922 г. принимается первый Земельный кодекс РСФСР, состоящий из четырех разделов и 222 статей. Земельный кодекс начинался с подтверждения незыблемости принципа об отмене навсегда права частной собственности на землю, а все земли провозглашались собственностью рабоче-крестьянского государства. Объектами регулирования данного нормативного акта стали лишь две категории земель — сельскохозяйственные и земли городов. Для сельскохо-зяйственных земель снимался запрет на аренду, которая, однако, была ограничена сроками (максимально на 6 лет) и условиями, и

§ 4. История развития земельного права России 25

запрещалось использование наемного труда в земледельческом хозяйстве. Допускалось создание так

называемых трудовых земледельческих хозяйств (дворов), по своему правовому статусу

приближенных к современным фермерским хозяйствам. Особый раздел был посвящен правовому

режиму городских земель, выделялась категория земель специального назначения (ныне — земли

промышленности). Подтвержден принцип разрешения споров в особом квазисудебном порядке («в

порядке состязательного процесса») специально учреждаемыми административными органами —

земельными комиссиями при местных органах.

.Отсутствие в Земельном кодексе положений о правовом режиме некоторых категорий земель

компенсировался за счет принятия специальных актов. Правовой режим лесных земель был установлен

Лесным кодексом РСФСР, принятым 7 июля 1923 г. Лесной кодекс вводил понятие единого

государственного лесного фонда, включающего все леса и земельные площади, предназначенные для

выращивания древесины и для нужд сельского хозяйства. Был урегулирован актуальный сегодня

вопрос о переводе лесных земель в нелесные. Зафиксирован принцип об особой охране так называемых

защитных лесов (ныне — леса 1-й группы), перевод которых в другой вид угодий разрешался

Народным комиссариатом земледелия.

Горное положение Союза ССР, принятое постановлением ЦИК и СНК СССР от 9 ноября 1927 г.,

устанавливало государственную собственность на недра и детально регулировало отношения, связан-

ные с «производством горного промысла», включая разведку и добычу полезных ископаемых. Земли

предоставляются в пользование в порядке горного отвода по разрешениям государственных органов.

Не существует ни конкурсов, ни аукционов, а месторождения предоставляются либо в порядке

первооткрывательства, либо предприятиям горной промышленности по договорам.

В 1928 г. был принят Горный закон РСФСР, урегулировавший горные и связанные с ними земельные

отношения на территории РСФСР. По содержанию и структуре он близок, а порой и повторяет

соответствующие положения союзного закона. Уже складывается практика, имеющая распространение

и сейчас, когда законодательство субъектов Федерации жестко следует федеральным нормам.

Положением о земельных распорядках в городах, утвержденным Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 13

апреля 1925 г., кодифицировано законодательство о правовом режиме городских

Глава 1. Земельное право в системе российского права

§ 4. История развития земельного права России

земель. Положение определило состав городских земель, порядок их предоставления в пользование на

праве аренды и порядок изъятия.

В постановлении ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. «Общие начала землепользования и

землеустройства» впервые дана развернутая характеристика национализации земли, под которой по-

нимаются отмена навсегда частной собственности и установление исключительной государственной

собственности. Нарушению этого порядка путем совершения сделок с землей присваивается высокая

степень общественной опасности, подразумевающая привлечение к уголовной ответственности. Взят

курс на стимулирование коллективных видов землепользования.

30-е годы — годы борьбы за коллективизацию сельского хозяйства. Колхозное землепользование

образовало особый правовой институт. Закреплен принцип устойчивого, т.е. не допускающего.изъятия

в связи с выходом отдельных членов, землепользования колхозов1. Делается акцент на ужесточении

условий единоличного крестьянского землепользования.

В этот период, а также в первые послевоенные годы земельное законодательство развивается главным

образом за счет принятия партийно-правительственных документов, а не законов.

С конца 60-х гг. в развитии земельного права встает ряд новых проблем. Развитие производительных

сил все ощутимее негативно воздействует на состояние земель, в то время как действующее

законодательство фактически не уделяет внимания обеспечению рационального использования и

охране земель. Законодательство представлено множеством небольших по объему, слабо взаимосвя-

занных нормативных актов, регулирующих отдельные аспекты земельных отношений. В этих условиях

требуется существенное обновление земельного законодательства, которое было проведено путем


http://www.natahaus.ru/

кодификации норм земельного права. В 1968 г. приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, а вслед за ними — земельные кодексы союзных республик, в значительной степени повторившие положения Основ.

Основы земельного законодательства — комплексный рамочный нормативный акт, установивший общие правила поведения субъектов по отношению к земле. Он регулирует вопросы государственного управления, порядок землепользования, государствен-

1 См. постановление ЦИК и СНК СССР от 3 сентября 1932 г. «О создании устойчивого землепользования колхозов» // СЗ СССР. 1932. № 66. Ст. 388.

ный контроль и юридическую ответственность. В Основах закреплена одна форма собственности — исключительная государственная. Запрещались любые действия, нарушающие данное право. Все земли объединялись в единый государственный земельный фонд и делились на 6 категорий в зависимости от основного целевого назначения. Появился не известный прежнему законодательству объемный раздел об охране земель.

После 1968 г. развитие земельного законодательства происходит в рамках подзаконного регулирования. Во исполнение и в развитие Основ принимаются постановления Совета Министров СССР о возмещении убытков землепользователям при отводе земель для государственных и общественных нужд, о государственном контроле над использованием земель, о порядке ведения государственного земельного кадастра. Значительное внимание уделяется вопросам сохранения и улучшения земель, рационализации землепользования.

В этот период земельное право развивается под воздействием процессов дифференциации, когда параллельно и относительно независимо шло развитие горного, водного, лесного и иных приро-доресурсных отраслей права. Однако постепенно в правовой науке находит поддержку и развивается естественно-научное учение о единстве всех элементов и явлений природы, которое трансформируется в идею о необходимости взаимосвязанного интегрированного регулирования отношений, связанных с использованием природных объектов. Первые признаки такой интеграции можно связать с принятием в ряде республик, в том числе в РСФСР (1960), законов об охране природы. Однако такого рода союзный закон так и не был принят. Союзное законодательство развивалось по пути кодификации норм по отдельным видам природных объектов.

С расширением правового регулирования земельных отношений вопрос о кодификации земельного' законодательства встает заново. Однако начиная с середины 80-х гг. нарастающие политические изменения в стране, вылившиеся в распад СССР в 1991 г. и образование новых независимых государств, затормозили решение проблемы кодификации, а после изменения социально-эконо-мических и политических отношений в России придали ей иную направленность. Сразу после образования Российской Федерации в 1991 г. как независимого государства разрабатывается программа крупномасштабного реформирования земельных отношений. В ее основу положена идея денационализации земель, реализованная в консти-

Глава 1. Земельное право в системе российского права

туционных поправках, законах о собственности в РСФСР (1990), о земельной реформе (1990)1. Развернута программа приватизации земель, реорганизации колхозов и совхозов, создания единоличных крестьянских хозяйств. Более чем через 70 лет отрицания права частной собственности на землю данный институт земельного права становится одним из наиболее важных. Принятием 25 апреля 1991 г. Земельного кодекса РСФСР сделан первый шаг к кодификации земельного законодательства. Но уже с самого начала реализация Земельного кодекса сталкивается с трудностями. Из-за жесткого противостояния политических сил, главным образом по вопросу о собственности, не удается в полной мере развить многие положения этого Закона.

События октября 1993 г., связанные с ликвидацией органов законодательной власти, символизировали начало нового этапа развития земельного права. В 1993 г. отменяются многие положения Земельного кодекса, а земельное законодательство развивается за счет указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, адаптирующих земельные отношения к новым политическим условиям. Снимаются ограничения на распоряжение землями, находящимися в частной собственности, предпринимаются настойчивые усилия по развитию рынка земель. Земельный кодекс 1991 г., оставаясь по своей юридической силе основополагающим земельным законом, в условиях действия указов Президента теряет значимость и становится преградой для реализации земельной политики государственной власти. В 2001 г. принят новый Земельный кодекс РФ, призванный создать долгосрочную фундаментальную основу развития земельных отношений в стране.

Таким образом, земельное право России прошло сложный исторический путь, пережив только за прошедшие сто с небольшим лет три крупномасштабные реформы. Эволюцию земельного права определяли две основные тенденции — выделение земельного права в относительно самостоятельную


http://www.natahaus.ru/

отрасль и затем интеграция с другими природоресурсными отраслями и развитие в рамках

экологического права.

1 ВВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416; № 26. Ст. 327.

Глава 2

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ § 1. Понятие земельных правоотношений. Содержание. Виды

Под земельными правоотношениями понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения, участники которых являются потенциальными или фактическими носителями субъективных прав и обязанностей. Иными словами, это — отношения, которые возникают, осуществляются, изменяются и прекращаются в соответствии с предписаниями норм зе-мельного права. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений. Для характеристики земельных правоотношений используется метод классификации, или распределения правоотношений по труппам в соответствии с выбранными критериями. Наиболее рас-пространена классификация земельных правоотношений по основным институтам земельного права. В соответствии с этим критерием земельные правоотношения можно классифицировать на правоотношения собственности на землю, землепользования, государственного земельного управления, правоотношения в области охраны земель и правоотношения юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок. Они возникают при приватизации государственных или муни-ципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель/ Правоотношения собственности на землю занимают основопола-гающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений. Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собствейника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований. Одновременно

Глава 2. Земельные правоотношения

правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам. В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности. Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации. Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоот-ношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации — правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления. Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности. Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

§ 2. Субъекты земельных правоотношений 31

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель. Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права. Соответственно структуре этих отраслей можно выделить


http://www.natahaus.ru/

правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов. Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состоя-ние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.