Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники земельного права




Основанием безусловного,автоматического, не зависимого от волеизъявления сторон прекращения прав на земельный участок

являются истечение срока пользования, смерть гражданина-землепользователя. Также безусловно прекращается право собствен- ' ности на земельный участок либо земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения при возникновении оснований для их обязательного отчуждения. Отказ от земельного участка не влечет безусловного прекращения права на данный земельный участок, потому что такой отказ нередко означает и прекращение обязанностей. Освобождение от обязанностей не может зависеть от собственного усмотрения землепользователя, а нуждается в согласии стороны, предоставившей земельный участок в пользование. Поэтому не просто отказ как одностороннее волеизъявление, а отказ, принятый другой стороной, может служить основанием прекращения права землепользования.


http://www.natahaus.ru/

Нарушение правил пользования также не влечет безусловного прекращения права частной собственности, аренды, пользования и иных прав, ибо прекращение прав как мера ответственности может применяться только в случаях, прямо указанных в законе, при наличии к тому веских оснований и в большинстве случаев по решению суда. Подобная же ситуация возникает и при ликвидации предприятия. В этом случае от бывшего пользователя требуется выполнение всех возложенных на него обязанностей, в частности по приведению земельного участка в надлежащее состояние. Предусматриваются и другие условия прекращения земельных правоотношений, которые появились в земельном законодательстве впервые. Так, право пользования участками лесного фонда, включая земли лесного фонда, может быть ограничено и приостановлено для защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав и законных интересов граждан.

Глава 3

§ 1. Понятие и классификация источников земельного права

Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Такими

формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и

нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств

могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято

различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Вели-

кобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором

обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с

континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной

степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в

правовом регулировании общественных отношений.

В российской системе права источниками права являются писаные законы — нормативные акты и

нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда

РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России

господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и

административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не

признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и

административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании

отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве

источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются

отношения по использованию природных ресурсов

малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.

Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о законодательстве, следует определить, что в

соответствии с общепринятыми взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются

практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только содержащиеся в законах, но и те,

которые существуют в составе подзаконных нормативных актов — постановлениях правительства,

решениях местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так называемое широкое

понятие законодательства, практически совпадающее

с понятием права.

Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет

собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм. К ним относятся

Конституция РФ, законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства, ведомственные

акты, конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления

и решения местных органов

самоуправления.

Неотъемлемыми атрибутами, признаками каждого нормативного акта являются его наименование и дата, а

также указание того, кем он издан. В российской практике за последнее время появилось и такое положение,

которое касается обязательного опубликования нормативного акта как условия его юридического призна-

ния. Если акт не опубликован, он не должен применяться. Для подзаконных нормативных актов обязательна

их регистрация в Министерстве юстиции РФ. Отдельные нормативные правовые акты федеральных

органов государственной власти подлежат государственной экологической экспертизе, проводимой на феде-

ральном уровне1. В целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов

РФ Конституции РФ и федеральным законам, обеспечения единства правового пространства

предусматривается ведение регистра нормативных правовых актов субъектов РФ2.

1 См. постановление Правительства РФ от 13' августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных
правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (СЗ РФ. 1997. № 33. Ст.
3895); приказ министра юстиции РФ от 14 июля 1999 г. № 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

2 СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3356.


http://www.natahaus.ru/

Глава 3. Источники земельного права

Для характеристики нормативных актов следует воспользоваться распространенным способом их классификации. Существуют различные способы классификации.

Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По одной — законодательство делится на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е. имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительные отрасли. В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов Федерации принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения также в соответствии с Регламентом Государственной Думы РФ проходят процедуру согласования с субъектами РФ.

Во-вторых, распространена классификация нормативных правовых актов по юридической силе. В этом случае все они делятся на законы и подзаконные нормативные правовые акты. К законам относятся нормативные правовые акты, принимаемые законодательным органом РФ — Федеральным Собранием и законодательными органами субъектов РФ. При этом Конституция РФ и федеральные законы в соответствии со ст. 4 Конституции РФ «имеют верховенство на всей территории Российской Федерации». Они действуют на территории всей страны и обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным правовым актам. Подзаконные нормативные правовые акты — нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти. Подзаконные акты принимаются в соответствии и во исполнение закона и включают постановления и распоряжения Правительства 1. Понятие и классификация источников земельного права

РФ, ведомственные акты, акты, издаваемые исполнительными органами субъектов РФ. Особое место в системе законодательства занимают указы Президента РФ, объявленного в соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства. Указы, изданные Президентом, не должны противоречить Конституции и федеральным законам (ч. 3 ст. 90). В этом смысле указы Президента РФ по юридической силе стоят ниже федеральных законов и носят подзаконный характер. Но в отличие от нормативных актов Правительства они не носят исключительно исполнительный характер. Сложилась практика, когда указами осуществляется правовое регулирование по вопросам, еще не нашедшим отражения в законе, и их действие продолжается до тех пор, пока по данному вопросу не будет издана норма закона. Легитимность этой практики подтверждена решениями Конституционного Суда РФ. В частности, Конституционный Суд РФ определяет место указов Президента РФ как «восполняющих пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов»1.

Несмотря на такое ясное предписание Конституционного Суда РФ, принятие закона не означает автоматической отмены либо прекращения действия указов Президента РФ. Известно, что для этого 'Президентом РФ должно быть принято самостоятельное решение в те сроки, которые он сочтет необходимыми, либо вынесено решение Суда, отменяющего соответствующий указ Президента РФ. Пока такие решения не приняты в каждом конкретном случае, сохраняется ситуация юридической неопределенности относительно действия тех или иных положений закона и указов Президента РФ.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, 1 См. постановление Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» и пункта 2.3 Положения о главе администрации края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа Российской Федерации, утвержденного названным Указом» // СЗ РФ. 1996. № 19. Ст. 2320.

Глава 3. Источники земельного права

а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения. Несмотря на такую

кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в

первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Если следовать доктрине, в соответствии с которой эти две системы не совпадают и система

законодательства шире, чем система права, то по своей предметной характеристике источниками земельного

права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты,


http://www.natahaus.ru/

регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст. 3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями. Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства. Так, источником земельного права является лесное законодательство, и в частности Лесной кодекс РФ в части его положений, которые определяют правовой режим земель лесного фонда; водное законодательство, включающее Водный кодекс РФ в части его положений, устанавливающих порядок пользования землями водного фонда. Также источниками земельного права может быть признано аграрное законодательство, представленное, к примеру, Законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в части его положений, регулирующих земельные отношения; гражданское и уголовное законодательство, представленное частично Гражданским и Уголовным кодексами РФ.

Такой подход позволяет относительно ясно разграничить полномочия РФ и субъектов РФ в области регулирования земельных отношений в соответствии с Конституцией РФ. В частности, субъекты РФ, сохраняя право регулировать отношения по использованию и охране земель совместно с РФ (ст. 72 Конституции РФ), не могут принимать нормативные акты, устанавливающие меры уголовной ответственности за земельные преступления, либо регулировать земельные имущественные отношения, в частности связанные с совершением сделок и распоряжением земельными участками. Эти вопросы соответственно являются предметом уголовного и гражданского законодательства и в соответствии со ст. 71 Конституции РФ относятся к исключительному ведению РФ. При этом 1. Понятие и классификация источников земельного права

земельные нормы, включая те, которые определяют порядок распоряжения землями, государственного земельного контроля, содержащиеся в нормативных правовых актах различных отраслей законодательства, образуют единую систему земельного права.

Как уже упоминалось, земельное законодательство входит в соответствии с Конституцией РФ в совместное ведение РФ и субъектов РФ. Порядок принятия федеральных законов и законов субъектов РФ определен в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»1. В нем, в частности, определено, что до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Кроме того, действует особая процедура принятия федеральных законов, проекты которых должны быть согласованы с органом государственной власти субъектов РФ. Дальнейшее позитивное развитие земельного законодательства субъектов РФ можно ожидать с учетом полномочий по правовому регулированию земельных отношений, которыми они наделены ЗК, Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Вторую группу источников земельного права образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации». Наиболее распространенным и широко известным видом договоров являются договоры и соглашения между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении предметов ведения и полномочий. Соглашения подлежат занесению в реестр соглашений, а также официальному опубликованию в местных средствах массовой ин-формации2. Договоры и соглашения носят комплексный характер,

1 СЗ РФ. 1999. № 26, Ст. 3176.

2 См. постановление Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 129 «Об утверждении Положения об обеспечении контроля за
соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 6. Ст. 753.

Глава 3. Источники земельного права

и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане. К примеру, Договор о разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и

органами государственной власти города федерального значения Москвы передает в ведение органов

государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков, находящихся в собственности

Москвы, органам государственной власти. РФ, представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим

представительствам иностранных государств в РФ.

Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и

органами государственной власти Республики Коми не выделяет земельные отношения в качестве

отдельного вопроса, а регулирует их в совокупности с другими экологическими отношениями. Здесь

предусмотрено, что органы государственной власти Республики Коми по согласованию с органами

исполнительной власти РФ в целях реализации предусмотренного Конституцией РФ совместного ведения


http://www.natahaus.ru/

РФ и Республики Коми в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и

другими природными ресурсами определяют порядок пользования природными ресурсами и их охраны.

Договоры подписываются Президентом РФ, с одной стороны, и главой исполнительной власти

соответствующего субъекта РФ — с другой. Земельные отношения, однако, более детально могут

регулироваться в соглашениях, заключаемых в развитие договоров о разграничении полномочий и

предметов ведения между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ. Соглашения

подписываются главами исполнительной власти Федерации и субъекта Федерации и признаются

неотъемлемой частью договоров.

К примеру, 18 марта 1998 г. было заключено соглашение между Правительством РФ и Администрацией

Красноярского края о разграничении полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения

земельными ресурсами на территории Красноярского края. Данное соглашение разграничивает объекты на

федеральные и находящиеся в собственности Красноярского края, определяет порядок закрепления

земельных участков за РФ и др.

Единую систему источников земельного права составляют нормативные правовые акты субъектов РФ,

многие из которых уже приняли основополагающие законы, комплексно регулирующие земельные

отношения.

§ 2. Конституционные основы правового регулирования зем. отношений




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.