Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансово-правовых 3 страница




2) договор продажи предприятия (п. 3 ст. 560 ГК РФ);

3)договор мены жилыми помещениями (ст. 567 со ссылкой на п. 2 ст. 558 ГК);

4) дарение недвижимого имущества (п. 3ст. 574ГКРФ);

5) договор ренты, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты

(ст. 584 ГК РФ);

6) договор аренды имущества (жилого помещения), преду- сматривающий переходв последующем права собствен- ности на это имущество арендатору (п. 3ст. 609ГКРФ);

7) договор аренды здания или сооружения, заключенный насрокнеменееодногогода(п. 2ст. 651 ГКРФ);

8)договор аренды предприятия (п. 2 ст. 658 ГК РФ);

9)договор доверительного управления недвижи- мым имуществом, которое относится к жилым по- мещениям;.

Юу договор доверительного управления предприятием (п. 2ст. 1017ГКОО ссылкой нап.2ст.558ип.Зет.560ГКРФ). подлежащим государственной регистрации:

1)сделки, направленные на установление, изменение и прекращение вещных прав;

2) сделки, направленные на установление обременении вещных прав. Учитывая тот факт, что в соответствии сподп. 1 п. 1 ст. 8 ГКРФ гражданские права (в том числе и права на земельные участки) могут возник- нуть из «...договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему», следует заключить, чтосделка, прямо не предусмотренная законом, но приводящая к установлению ограничений (обременении) вещных прав на земельные участки.

35. Правовой режим земель лесного фонда.

Правовой режим земель лесного фонда регулиру- ется земельным и лесным законодательством.

В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ все земли лесного фонда делятся на две основные группы, а именно:

1) лесные земли, к которым относятся:

а)земли, покрытые лесной растительностью;

б)земли, не покрытые растительностью, но пред- назначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостой, редины, пустыри,

прогалины, площади, занятые питомниками, не- сомкнувшимися лесными культурами и иные);

2)нелесные земли (земли, предназначенные для

ведения лесного хозяйства), к которым относятся: а) земли, предназначенные для нуждлесного хозяй- ства (земли, занятые просеками, дорогами, сель-

скохозяйственными угодьями и др.);

б)а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каме- нистыми россыпями, и другие неудобные для ис- пользования земли).

Согласно ст. 55 ЛК РФ в лесном фонде РФ выделяют леса первой, второй и третьей групп. В соответствии с п. 3ст. 101 ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами

первой группы, для государственных или муниципаль- ных нужд допускается только в исключительных случа- ях, предусмотренных поди. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а именно в связи с:

1) выполнением международных обязательств РФ;

2) размещением объектов государственного или му- ниципального значения при отсутствии других ва- риантов возможного размещения этих объектов.

Изъятие земель лесного фонда в лесах первой груп- \/пы осуществляется Правительством РФ по пред ставлению органа государственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органом управ- ления лесным хозяйством - Министерством природ- ных ресурсов РФ.

Основное целевое назначение земель лесно- го фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Принимая во вни-

мание целевое назначение земель лесного фонда, основные принципы их правового режима закрепля- ются в земельном законодательстве и конкретизиру-

ются в законодательстве о лесах. Границы лесного фонда определяются путем отграни- чения земельлесного фонда от иных земель (ст. 7 ЛК РФ).

Включение земель в состав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке, установленном лес- ным и земельным законодательством РФ.

Статья 59 ЛК РФ предусматривает, что при отнесе- нии лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы одновременно определяются

границы участков лесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первой группы в порядке, установленном ЛК РФ.

В зависимости от группы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавлива- ется: 1) порядок ведения лесного хозяйства в них;

2) использования лесного фонда; 3)а также порядок изъятия участков лесного фонда.

В связи с этим для обеспечения сохранности лесов

имеет важное значение определение порядка пере- вода лесных земель в нелесные земли. Перевод земель лесного фонда, находящихся в фе-

деральной собственности, из одной категории в дру- гую осуществляется Правительством РФ.

36. Разрешение земельных споров.

В юридической литературе различают три кате- гории споров, возникающих из земельных отноше- ний. В частности, В. Романов классифицирует их сле-

дующим образом: 1)земельные споры, связанные с нарушением или оспариванием прав граждан, юридических лиц на

землю, включая право владения, пользования и распоряжения землей. Они возникают по поводу земли в связи с отказом предоставления земель- ного участка, его изъятием, ограничением прав на

землю, нарушением границ землепользования и в других случаях, когда нарушено субъективное право лица. Спор может возникнуть и в связи с тем,

•Р* что лицо заблуждалось в отношении своего дей- 6П ствительного права. Сторонами в земельном споре являются:

а) исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, с одной стороны, и физическое либо юридическое лицо - с другой при отказе в предоставлении земельного участка, изъятии, ограничении или прекращении прав административно-правовым актом властного органа; б)граждане и юридические лица по спорам между

собой - в связи с нарушением границ земле- пользования, самовольным занятием земли, созданием помех в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению зе- мельным участком. Споры о признании прав на землю рассматрива-

ются судами в порядке искового производства.Судебному рассмотрению подлежат также споры, возникающие из договоров по поводу земли, -

купли-продажи, мены, аренды, ипотеки, дарения, сервитута и др.; 2) земельно-имущественные споры, связанные не

только с нарушением земельных прав, но и с возме- щением убытков, вреда, вызванных этим нарушени- ем. В суде и арбитражном суде такие споры подле- жат рассмотрению в одном производстве; 3) имущественные споры, возникающие из земель-

ных отношений. В последнем случае нет спора о пра- ве на землю, а рассматриваются имущественные споры по поводу пользования и распоряжения зем- лей. Например, спор о размере убытков и их возме-

щении при изъятии земель для государственных и об- щественных нужд (ст. 49, 57 ЗК). Правомерность изъятия не оспаривается, но убытки не возмещаются либо прежний собственник, землевладелец не согла- сен с определением размера убытков. Такие споры

рассматриваются в судебном порядке.

37. Основания возникновения права собственности на землю у муниципальных образований.

38. Особенности приватизации земель сельскохозяйственного назначения.

39. Правовой режим особо охраняемых природных территорий.

Под землями особо охраняемых территорий понимаются земли, которые имеют особое природо-

охранное, научное, историко-культурное, эстетиче- ское, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, изъяты полностью или частично из хозяй- ственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. Изъятие земель особо охраняемых территорий пол- ностью или частично из хозяйственного использова-

ния и из оборота, установление особого правового режима использования и охраны земель каждого от- дельного вида особо охраняемой территории регули- руется федеральными законами и законами субъек- тов РФ.

К нормативным правовым актам, регулирую- щим использование рассматриваемой катего-рии земель, а также обеспечение их охраны, относятся:

1)Земельный кодекс РФ;

2) Федеральный закон «Об особо охраняемых природ- ных территориях», принятый Государственной Ду- мой 15 февраля 1995 г.;

3)Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. «О при- родных лечебных ресурсах, лечеб но-оздоровительных местностях и курортах».

К землям особо охраняемых территорий от- носятся земли:

1)особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и ку- рортов;

2) природоохранного назначения;

3)рекреационного назначения;

4) историко-культурного назначения;

5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодек- сом, федеральными законами. Земли особо охраняемых природных территорий включают земли, основным целевым назначением которых является обеспечение сохранения природ- ных комплексов, отдельных природных объектов пу- тем полного или частичного ограничения хозяйствен- ной деятельности на этих землях. Основным элементом режима охраны этих тер- риторий является ограничение или полный запрет хозяйственной деятельности.

Другой отличительной чертой правового режи- ма земель особо охраняемых природных территорий является то, что он распространяется на смежные с этими территориями земли. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприят- ных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут созда- ваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.' Государственное управление и государственный СМ контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством РФ и специаль- но уполномоченными на то государственными орга- нами РФ в области охраны окружающей природной сре- ды. Государственное управление вобласти организации и функционирования территорий государственных при- родных заказников, памятников природы, дендрологиче- ских парков и ботанических садов, лечебно-оздоровитель- ных местностей и курортов регионального значения осуществляется органами государственной власти субъектов РФ и специально уполномоченными на то госу- дарственными органами РФ в области охраны окружаю- щей природной среды - Министерством природных ре- сурсов РФ и некоторыми иными. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охра- няемых природных территорий местного значения осу- ществляются органами местного самоуправления.

40. Деление земель на категории в Российской Федерации.

41. Основные принципы земельного законодательства.

Земельному праву как самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы: 1) учет значения земли как основы жизни и деятель- ности человека, согласно которому регулировани отношений по использованию и охране земли осу- ществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важ- нейшей составной части природы, природном ре-

сурсе, используемом в качестве средства произ- водства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; 2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента

окружающей среды и средства производства в сель- ском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использо- ванием земли в качестве недвижимого имущества; 3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, со- гласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить не- гативное (вредное) воздействие на здоровье че- ловека; 4) участие граждан и общественных организаций в ре- шении вопросов, касающихся их прав на землю;

5) единство судьбы земельных участков и прочно свя- занных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объек- ты следуют судьбе земельных участков, за исклю- чением случаев, установленных федеральными законами; 6) приоритет сохранения особо ценных земель и зе-

мель особо охраняемых территорий, согласно кото- рому изъятие ценных земель сельскохозяйственно- го назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо цен- ных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; 7) платность использования земли; 8) деление земель по целевому назначению на кате- гории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использова- ния в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; 9) разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ, собственность субъек- тов РФ и собственность муниципальных образований; К) дифференцированный подход к установлению пра- вового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учи- тываться природные, социальные, экономические и иные факторы; 11)сочетание интересов общества и законных интере- сов граждан, согласно которым регулирование

использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении га- рантий каждого гражданина на свободное владе- ние, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

42. Право собственности на землю.

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. В широком смысле собственность - совокупность

производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм. Производство - источник всех ма- териальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности - это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности. В узком смысле слова собственность - отношение междулюдьми по поводу присвоения продуктов произ-

водства и иных материальных и духовных благ, удов- •~-L летворяющих потребности людей. В этом экономиче- 6П ском отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем вла- дения, пользования и распоряжения ими. Содержание права собственности на землю - пра- вомочие владения, пользования и распоряжения зе- мельным участком. Владение земельным участком - это обладание им как своим. Пользование землей - это возможностьизвлекать

ее полезные свойства. По российскому законодатель- ству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принад- лежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются:

1) Конституцией РФ;

2) Гражданским кодексом РФ;

3)природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;

4)Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;

5) Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О раз- граничении государственной собственности на землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земель- ное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных. Особенность права собственности на землю в Рос- сии - виды прав на землю определены в законодатель-

стве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обла- CD дающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю. Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на

земельные участки:

1)доминирующим субъектом отношений собственно- сти выступают граждане;

2) большая часть земельных участков, предоставлен- ных в собственность, - это земли сельскохозяй- ственного назначения;

3) при распоряжении земельными участками устанав- ливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота; распоря- жение земельным участком возможно лишь сохра- няя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

43. Аренда земельных участков.

По договору аренды собственник индивидуально- определенной непотребляемой вещи передает ее за плату во временное пользование другому лицу. По ис- течении срока аренды эта вещь должна быть возвра- щена ее собственнику. Порядок заключения договоров аренды земельных участков регулируется ГКРФ, который предусматри-

вает общие требования к совершению таких сделок. Особенности совершения договоров аренды земель- ных участков урегулированы ЗКРФ. По общему правилу именно собственники земельных участков могут свободно предоставлять их в аренду

в соответствии с нормами гражданского и земельного законодательства. Ограничения установлены в отно- шении РФ - собственника земельных участков, указан- ных в п. 4 ст. 27 ЗКв качестве исключенных из оборота, а в п. 11 ст. 22 - запрет на передачу в аренду изъятых из оборота земельных участков, за исключением слу- чаев, установленных федеральными законами. • ЗК РФ закреплено преимущественное право аренда- тора земельного участка по истечении срока договора аренды на заключение нового договора аренды земель- ного участка, за исключением следующих случаев: 1) когда собственник находящегося на этом участке здания, строения или сооружения захочет реали-

зовать свое преимущественное право на аренду данного земельного участка (п. 5 ст. 35);

2) когда граждане и юридические лица - собственни- ки зданий,строений, сооружений,расположенных на земельных участках, находящихся в государ- ственной или муниципальной собственности, же- лают осуществить свое исключительное право на приватизацию земельных участков или приобрете- ние права их аренды (п. 1 ст. 36);

3) когда арендодатель желает прекратить договор аренды в связи с совершением арендатором дей- ствий (бездействия), предусмотренных ст. 46 ЗК РФ.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды зе- мельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права в залог и внести их в качестве вкла- да в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производствен- ный кооператив в пределах срока действия договора аренды земельного участка без согласия собствен- ника земельного участка при условии его уведомле- ния. Однако при заключении договора аренды земель- ного участка можно предусмотреть необходимость такого согласия. Более широкий объем прав предоставлен аренда-

тору при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственно- сти, на срок более чем пять лет:

1) арендатор земельного участка имеет право в пре- делах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому до- говору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления;

2) изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограниче- ние установленных договором аренды прав арен- датора не допускаются. Досрочное расторжение договора аренды земель- ного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нару-

шении договора аренды земельного участка его арендатором.

44. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

45. Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками гражданами.

Одним из видов вещных прав на землю является право постоянного бессрочного пользования. ЗК РФ предоставляет земельные участки на праве бессрочного постоянного пользования: государственным учреждениям;

2) муниципальным учреждениям;

3)федеральным казенным предприятиям;

4)органам государственной власти;

5) органам местного самоуправления.

Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного пользования не предоставляются. За теми гражданами, которым такое право было предоставлено ранее, ЗК РФ

его сохраняет. Полномочиями на предоставление в пользование земель, находящихся в государственной (федеральной и субъектов РФ) и муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством обладают следующие органы:

1) Правительство РФ управляет и распоряжается федеральной собственностью (ст. 114 Конституции РФ);

2)государственные органы исполнительной власти, в частности правительство того или иного субъек- та РФ, предоставляют земельные участки из земель,находящихся в собственности субъекта РФ, в по- стоянное пользование;

3) органы местного самоуправления осуществляют от имени муниципального образования права собственника в отношении имущества, являющегося муниципальной собственностью, в том числе и земли.

Земельный участок, предоставленный лицу в по- стоянное пользование, имеет четко установленные границы и местоположение, зафиксированные в до- кументах, удостоверяющих права на земельный участок. Право постоянного пользования подлежит регистрации в установленном порядке. Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, имеет право самостоятельно использовать земельный участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Вышеуказанное правило не применяется в тех слу- чаях, когда земельные участки предоставлены на данном титуле лицам, перечисленным в п. 1 ст. 20ЗКРФ, т. е. государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям и др. Эти лица не могут быть субъектами права собственности на объекты недвижимости. Здания и сооружения в этих случаях находятся в государственной или муниципальной собственности.

Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ»). Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением на- званных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

46. Порядок приобретения земельных участков собственниками зданий, строений и сооружений.

Договор купли-продажи земельного участка - гражданско-правовой договор, по которому одна сторо- на (продавец) обязуется передать земельный участок в собственность другой стороне (покупателю), а поку- патель обязуется принять этот земельный участок и уп- латить за него определенную денежную сумму (цену). К отношениям по купле-продаже земельных участ- ков применяются общие положения о купле-продаже гл. 30 ГК РФ с учетом особенностей, установленных

ЗКРФ. Особенности купли-продажи земель сельскохозяй- ственного назначения установлены Федеральным

законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сель- скохозяйственного назначения». ГК РФ включает земельные участки в гражданский

оборот и устанавливает общие рамки их оборотоспо- собности, указывая, что земельные участки могут от- чуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот до- пускается законами о земле.

Существенное значение согласно ЗК РФ принадле- жит преддоговорным условиям заключения договора купли-продажи земельного участка. Несоблюдение их влечет признание договора купли-продажи недействи- тельным даже в том случае, если содержащиеся в нем условия законны. К таким условиям относятся сле- дующие:

1) предметом договора купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государ- ственный кадастровый учет,.т. е. имеющий кадаст- ровый номер;

2) обязанность продавца при заключении договора предоставить покупателю имеющуюся у него инфор- мацию о земельном участке, которая может оказать влияние на решение покупателя о приобретении Vданного земельного участка и требования о предо- ставлении которой установлены федеральными за- конами;

3) отсутствие земельных и иных имущественных спо- ров поземельному участку, являющемуся предме- том договора купли-продажи;

4) соблюдение преимущественного права покупки зе- • мельного участка из земель сельскохозяйственно- го назначения субъекта РФ или в случаях, установ- ленных законом субъехта РФ, органа местного самоуправления.

Продавец земельного участка из земель сельскохо- зяйственного назначения обязан известить в письмен- ной форме высший орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о на- мерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора. В случае, если субъект РФ или орган местного самоуправления отка- жется от покупки либо не уведомит продавца о намере- нии приобрести продаваемый земельный участок в течение одного месяца со дня поступления извещения, продавец вправе в течение года продать земельный участок третьему лицу по цене не нижеуказанной в из- вещении.

Купля-продажа земельного участка возможна при отсутствии споров о его принадлежности, границах и иных земельных споров.

Договор купли-продажи земельного участка заклю- чается в письменной форме и считается заключен- ным с момента его подписания сторонами как едино- го документа. Государственной регистрации в этом случае подлежит переход права собственности к по- купателю.

Значение государственной регистрации - с момен- та регистрации покупатель становится собственни- ком земли (п. 2 с-г. 551 ГКРФ).

47. Понятие частного и публичного сервитута.

Сервитут - право пользования чужой вещью в из- вестном ограниченном отношении. Сервитуты отнесе- ны ст. 216 ГК РФ к числу ограниченных вещных прав. По своей сути земельный сервитут - это: 1) вещное право на земельный участок, он будет су- ществовать до тех пор, пока существует земель- ный участок, в отношении которого он установлен; 2)он является правом на чужую вещь (землю), а не на свою;

3) обладатель сервитута приобретает право ограничен- ного пользования земельным участком, а обреме- нение участка сервитутом не лишает его владельца владения, пользования и распоряжения. При этом осуществление сервитута должно быть наименее об- ременительным для земельного участка, в отноше- нии которого он установлен;

4) сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный этим сервиту- том, кдругомулицу.

В земельном законодательстве закреплено два вида сервитутов:

1) частный сервитут;

2) публичный сервитут.

Частный сервитут устанавливается в соответ- ствии с гражданским законодательством. Согласно п. 3 ст. 274 ГК сервитут устанавливается по соглаше- нию между лицом, требующим установления сервиту- та, и собственником соседнего участка. Сервитут может быть установлен по требованию не только лица, которому земельный участок принадлежит на праве собственности, но и землепользователя, а также зем- левладельца.

Публичный сервитут устанавливается законом или V иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государ- ства, местного самоуправления или местного населе- ния, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Так, могут устанавливаться публичные сервитута для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) проведения дренажных работ на земельном участке;

3) забора воды и водопоя;

4) прогона скота через земельный участок и др. \

Основным признаком сервитута является связь двух земельных участков, дающая право собственнику одного из них - господствующего земельного участка - требовать от собственника другого - подчиненного земельного участка - предоставления себе права ограни- ченного пользования подчиненнымучастком всвязи с на- личием при использовании своего земельного участка нужд, которые не могут быть обеспечены без установле- ния сервитута. Собственник земельного участка, обремененного




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 216; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.