Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство)




Это урегулированные гражданским процессуальным законодательством правоотношения и деятельность его участников при определяющей роли суда (или судьи) по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из гражданских и публично-правовых отношений, а также дел особого производства и судебного пристава по исполнению судебных решений.

Из этого определения вытекает вывод о том, что гражданский процесс регулируется гражданским процессуальным законодательством, под которым понимается система правовых норм, регулирующих надлежащую процедуру рассмотрения, разрешения судом гражданских дел и принудительного исполнения судебными приставами-исполнителями судебных постановлений (решений и определений).

Гражданский процесс как наука представляет собой систему взглядов, а также идей, концепций и учений о характере, сущности, содержании отечественного и зарубежного гражданского процессуального законодательства и практики его применения, истории развития отечественного и зарубежного гражданского процессуального законодательства в целом и его институтов.

Изложенные определения понятий гражданского процессуального законодательства, гражданского процесса как практической деятельности и науки свидетельствуют об объемности и многоаспектности их содержания. Содержательные стороны рассмотренных основополагающих понятий обусловливают сложности и трудности в процессе познания учебного курса “Гражданский процесс”, поскольку его содержание определено системами соответствующих науки и законодательства.

Изучение гражданского процесса рассчитано на один учебный год, или два семестра. В течение учебного года студенты должны усвоить содержание гражданского процессуального законодательства, практику его применения, основные теоретические концепции, выполнить контрольную и подготовить курсовую работы.

Лекции для студентов решают две основные задачи. Первая из них заключается в оказании студентам методической помощи в их самостоятельной работе над учебным курсом в виде изложения соответствующих рекомендаций. Вторая задача состоит в рассмотрении позитивного учебного материала, то есть системы теоретических и законодательных положений наиболее принципиальных и сложных тем, предусмотренных программой изучения гражданского процесса. В рамках решения этой задачи студенты знакомятся с тенденциями развития науки гражданского процесса и гражданского процессуального законодательства, дискуссионными точками зрения на проблемы гражданского судопроизводства, судебной практикой рассмотрения гражданских дел, типичными ошибками, допускаемыми ими при усвоении учебной программы “Гражданский процесс”.

Настоящая лекция направлена на решение первой из указанных задач. В связи с этим перейдем к рассмотрению основных методических рекомендаций по самостоятельному изучению гражданского процесса.

Студентам нужно иметь в виду, что гражданско-процессуальное законодательство, процессуальная форма гражданского процесса как надлежащая правовая процедура рассмотрения и разрешения гражданских дел и исполнения судебных актов обусловлены формой и социально-политическим устройством государства. В связи с этим кардинальные преобразования в России не могли не сказаться на гражданско-процессуальном законодательстве и практике его применения. Эти преобразования связаны прежде всего с:

попытками формирования гражданского общества;

попытками построения правового государства;

усилением правовой охраны прав и законных интересов граждан и организаций;

повышением роли судебной системы и гражданского процесса в защите прав и законных интересов граждан и организаций;

внесением многочисленных изменений и дополнений в гражданское процессуальное законодательство.

Необходимость реформирования гражданского процессуального законодательства в настоящее время очевидна. Однако его совершенствование путем внесения изменений и дополнений в ГПК привело к тому, что в нем соседствуют нормы, характерные для тоталитарного государства, и нормы, присущие демократическому обществу, которые находятся в противоречии друг с другом.

Рудименты прошлого присутствуют не только в законодательстве, но и в судебной практике. Они обусловлены, с одной стороны, противоречивостью законодательства, а с другой –неверным пониманием судьями самостоятельности и независимости судебной системы и их психологической неподготовленностью к применению норм демократического содержания.

К сожалению, современные студенты также не могут преодолеть в себе отжившие представления о характере и содержании учебного процесса и изменить свое отношение к учебе. Им по-прежнему кажется, что за результаты обучения должен нести ответственность только профессорско-преподавательский состав. При этом они упускают из виду, что процесс обучения носит двусторонний характер, его важнейшим элементом является самостоятельная, постоянная работа студентов по изучению учебных дисциплин. Студенты слабо реагируют на происходящие изменения в стране и полагают, что нарождающаяся конкуренция их не коснется, что профессиональная неподготовленность при наличии диплома о высшем образовании позволит им достаточно успешно трудиться в сфере гражданского судопроизводства. Эта позиция студентов приводит к тому, что во взаимоотношениях с преподавателями они допускают проявления эгоизма и недобросовестности, выражающиеся в непосещении занятий, несвоевременном представлении контрольных, курсовых и дипломных работ, низком качестве выполнения заданий для самостоятельной работы, конфликтах, связанных с оценкой их подготовки. Между тем многоаспектные преобразования в России потребовали повышения требований к подготовке специалистов с высшим образованием.

При изучении любой учебной дисциплины, в том числе гражданского процесса, студентам необходимо четко представлять объем знаний, которым они должны овладеть по завершении обучения. Представление о нем дает программа по гражданскому процессу, в которой излагаются вопросы, подлежащие аудиторному и самостоятельному изучению.

Студентам нужно иметь в виду, что программа курса построена в целом в соответствии с системой науки и законодательства. Однако она не отражает и не может отражать в полном объеме содержание науки, в связи с чем некоторые ее проблемы не освещены в учебном курсе.

Разделы (части) программы разделены на темы, каждая из которых содержит перечень вопросов. Таким образом, программа играет роль ориентира, обеспечивающего целенаправленное овладение позитивным материалом. С нею целесообразно знакомиться в полном объеме до начала самостоятельного изучения и руководствоваться ею в процессе познания каждой темы по гражданскому процессу.

В основе работы студентов должно лежать изучение учебника по гражданскому процессу или курса лекций. В них излагаются принципиальные, как правило, общепринятые положения, четко сформулированные в теории и проверенные практикой гражданского судопроизводства. В принципе студенты могут пользоваться любым современным учебником или курсом лекций, изданными после 2000 года.

Любой учебник и курс лекций содержит лишь минимум сведений по каждой теме. Поэтому углубление знаний должно осуществляться за счет ознакомления с источниками, указанными в программе в качестве основной и дополнительной литературы либо рекомендованными преподавателем на лекциях и иных занятиях. Дополнительная литература представляет собой в основном монографии и учебные пособия. Работа над ними позволяет студентам расширить научный кругозор, дает возможность узнать различные точки зрения на одни и те же проблемы, разобраться с практическими рекомендациями, скорректировать и научно обосновать личную практику в гражданском судопроизводстве.

В настоящее время одним из важных источников гражданского процессуального права стали решения Конституционного Суда РФ, которыми следует руководствоваться до внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательство.

Серьезное влияние на правоприменительную практику оказывают руководящие разъяснения Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. Поэтому студенты должны знать основные их положения. Перечень подлежащих изучению постановлений соответствующих судов дается в тексте лекций и сносках.

Любому специалисту важно хорошо владеть терминологией. Это обусловливает необходимость знания студентами основополагающих понятий гражданского процесса. К ним относятся понятия гражданского процессуального права и гражданского процесса, процессуальных отношений, стадий процесса, его принципов, лиц, участвующих в деле, искового производства и некоторые другие.

При изучении гражданского процесса нужно особое внимание обращать на различного рода классификации, которые выступают средством систематизации изучаемых явлений. В частности, следует разобраться с классификациями принципов гражданского процесса, участников процесса, исков, доказательств, в том числе письменных, судебных определений и некоторых других явлений процессуального характера.

Наконец, при изучении гражданского процесса необходимо постоянно обращаться к опубликованной практике, личному опыту работы в сфере гражданского судопроизводства. Судебная практика может быть использована в двух формах: в виде статистических и социологических данных и в виде примеров из практики для подтверждения законодательных положений или теоретических концепций. Ознакомление с практикой обеспечивает студентам, с одной стороны, уяснение теоретических постулатов, а с другой – понимание механизма реализации теории в законодательстве и судебной практике.

Изучение гражданского процесса сопровождается подготовкой контрольной и курсовой работ. Для правильного и своевременного их выполнения студенты должны получить контрольные задания и методические рекомендации по их выполнению.

Настоящие рекомендации рассчитаны на использование их при самостоятельном изучении всех тем гражданского процесса. Конкретные рекомендации по изучению позитивного материала даются в процессе чтения соответствующих лекций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.