Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие права собственности на природные объекты




ВВЕДЕНИЕ

 

По советскому законодательству единым и неделимым собственником земли, недр, лесов, вод и других природных объектов было государство в лице Союза ССР, по новому законодательству земля и другие природные ресурсы используются и охраняются и Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

Новое земельное законодательство распределило земельную собственность по государственным уровням: федеральная собственность, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность.

Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных долей (паев).

Положение Конституции РФ о том, что природные объекты могут находиться в собственности государства, муниципальных образований, частных лиц, а также переходить от одних собственников к другим, обусловливает возможность оборота земельных участков и участков недр.

Из всех объектов гражданских прав, которые могут быть ограничены в своей оборотоспособности, в ГК РФ выделяются земля и другие природные ресурсы: указанные объекты «могут отчуждаться или другим способом переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах» (ч. 3 ст. 129). В остальном владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

 

 

Под правом собственности на землю и другие природные объекты понимаются совокупность:

• правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле);

• правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности в пределах, установленных законодательством (право собственности в субъективном смысле);

• правоотношений, возникающих между собственником и иными лицами (собственниками или не являющимися таковыми). Из этого следует, что право собственности на объекты природы имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения.

В правоотношениях обычно присутствуют два объекта. Применительно к экологическому правоотношению ими являются:

1) природный объект (непосредственный объект правового регулирования);

2) объект, имеющий две стороны:

а) заинтересованность экологопользователя в достижении своих целей;

б) стремление государства к улучшению природных объектов, а также к недопущению причинения им вреда.

Правовую специфику природных объектов как объектов экологических отношений определяет их экологическая сущность, т. е. принадлежность к единой устойчивой, взаимосвязанной, саморазвивающейся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющей процессы обмена веществ и энергии. Однако объектом каждого конкретного экологического правоотношения является определенная часть природной среды с ее экосвязями (земли с их полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты против эрозийных процессов; воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы; дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и т. д.).

Любой природный объект обладает внутренним и внешним признаками.

Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которая включает:

• свойства природного объекта — типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки (например, землям присуще наличие почвенного плодородного слоя);

• состояние природного объекта — изменения, произошедшие в нем в результате природной и хозяйственной деятельности (засоренность сельскохозяйственных угодий камнями; водоемов — древесиной и т. п.);

• природные процессы, происходящие в природном объекте (ветровая и водяная эрозия почв, их засоление и заболачивание; сокодвижение в деревьях и т. п.).

Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и экологической системой в целом.

Природные объекты являются объектами права частной, государственной, муниципальной и других форм собственности, если они удовлетворяют следующим требованиям:

• выступают в качестве отдельных объектов природы (земля, недра, леса и т. п.);

• предусмотрены законодательством (например, экологические взаимосвязи или ветровая и солнечная энергия не являются объектами права);

• имеют экологические связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке нельзя считать находящимися в экологической взаимосвязи с природой. Они переходят в разряд имущества, становясь объектами гражданского права);

• являются доступными для эксплуатации человеком (например, нельзя использовать оползни и обвалы в горах);

• находятся в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ.

В зависимости от степени объективной материализованности, а также значимости для общества природные объекты подразделяются на состоящие в государственной собственности и на те, на которые государственная собственность не распространяется. Например, невозможно установить государственную собственность на атмосферный воздух. Он мигрирует и является естественным компонентом жизнедеятельности всех живых существ. Введение собственности на воздух означало бы посягательство на жизнедеятельность.

Отдельные виды природных ресурсов объединяются в фонды, которые подразделяются на подфонды: земельный фонд делится по категориям земель, водный — по видам водных объектов, лесной — по видам и группам лесов и т. п. Каждый подфонд имеет свое целевое назначение, а значит, и собственный правовой статус. Государство должно использовать фонды не только в своих текущих целях, но и с учетом будущих интересов: и в этом аспекте фонды должны служить для выполнения жизнеобеспечивающих функций, определяющих социально-экологическую ценность объектов природы.

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на территориях, земли и другие природные ресурсы которых используются и охраняются как объявленная Конституцией РФ (ст. 9) основа их жизни и деятельности. Включение народов России в отношения собственности на природные объекты создало юридические предпосылки исключения преобладания интересов одного народа над интересами другого и над интересами народов России в целом.

Законодатель устанавливает следующие принципы использования природных объектов:

• с 1991 г. введено полностью платное землепользование в форме земельного налога или арендной платы, дифференцированных в зависимости от качества и местоположения земельного участка, что является существенным экономико-правовым рычагом для повышения эффективности землепользования. Законом об охране окружающей среды (ст. 3) установлена платность использования всех природных ресурсов;

• использование земель, связанное с вторжением в экологические системы этого природного объекта (сельское и лесное хозяйство), осуществляется, как правило, через институт, являющийся правом самостоятельного хозяйствования на земле;

• установление частной собственности на землю для граждан, введение в земельные отношения системы арендных отношений позволяет включить производителя сельскохозяйственной продукции в отношения собственности;

• каждый гражданин России имеет право на земельный участок, условия и порядок предоставления которого определяется законодательством; отказ гражданам в предоставлении земли может быть обжалован в судебном порядке;

• каждый пользователь земли несет ответственность за результаты хозяйствования на предоставленном ему земельном участке и лишается права собственности, землепользования или аренды, если используемый им участок ухудшается;

• предусмотрен ряд мер по экономическому стимулированию рационального использования и охраны земель: освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, предоставление льготных кредитов и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.