КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Возрождение лозунга 2 страница
У каждого общества есть две основные потребности. Это, во-первых, защита от внешних врагов и, во-вторых, поддержание (или развитие) производства. В любом конкретном случае эти потребности находятся между собой в определенном соотношении, но в общем и целом можно утверждать (и это будет почти определением), что первая доминирует в "грубых" обществах, а вторая — в "развитых". Есть два пути удовлетворения первой потребности: установление централизованной власти (тирании) или прямое участие граждан в защите отечества. Последнее, естественно, требует от граждан изрядного мужества, а также решимости и умения противостоять угнетению. Как однажды заметил Монтескье, республики находят опору в человеческих добродетелях, а тирании — в пороках. Систему ценностей, рождающую такую установку, можно суммировать в одном понятии — "честь". В то же время ценности, которые ориентируют на производство, торговлю и комфорт, могут быть сфокусированы в понятии "интерес". Фергюсон отмечает, что у новоевропейских народов происходит заметный сдвиг ценностей от "чести" к "интересу". Сама по себе эта тенденция ему импонирует, ибо мир становится и богаче, и свободнее. Но... Фергюсона волнует вопрос: не приведет ли рынок к новому рабству? Задолго до того, как Хайек сформулировал точку зрения, что уничтожение рынка — это прямая "дорога к рабству", Фергюсон высказывал противоположное опасение. Он полагал, что к рабству ведет сам рынок, а отнюдь не его уничтожение. Фергюсон ошибался. То, чего он так боялся, не случилось. Военные не захватили власть в развитых торгово-промышленных странах. Даже когда между первой и второй; мировыми войнами в Германии и Японии сложились почти неестественные военно-промышленные коалиции, в конце концов их удалось уничтожить. Милитаристские режимы характерны скорее не для успешных в коммерческом отношении стран, а для народов, потерпевших неудачу на коммерческом поприще. Так что не разделение труда, а, наоборот, низкий уровень разделения труда служит дорогой к рабству. Теперь мы знаем это наверняка.
Совершенно непонятно, почему судьба свободных торговых людей стран северо-западной Европы сложилась иначе, чем судьба их многочисленных исторических предшественников. На это было несколько причин, которые не сумел разглядеть Фергюсон. 1. Устойчивый экспоненциальный рост производства. То, что произошло в Европе в XVIII веке, было не просто одной из революций, случавшихся ранее, когда производственная и коммерческая деятельность временно одерживали верх над угнетением и насилием как базовыми социальными темами и ценностями. На этот раз параллельно развернулись еще два процесса — промышленная революция, которая привела к появлению совершенно нового метода производства, и научная революция, обеспечившая бесконечный приток нововведений и, соответственно, неисчерпаемый экспоненциальный рост производительных сил. Это означало, что новая социальная система получила в свое распоряжение неограниченные средства для социального подкупа. Она могла откупиться от любой — внутренней или внешней -угрозы. Во всяком случае, очевидное техническое превосходство освобождало ее от необходимости платить дань, удерживающую от вторжения каких бы то ни было варваров. Об этом теперь могли позаботиться пушки. 2. В Европе было множество государств. Это существенно, ибо хотя новый общественный строй давал возможность изыскивать средства, чтобы откупаться от недовольных, он мог это делать лишь в спокойной, мирной обстановке, которая позволит развивать новую экономику. Но не было никаких гарантий, что профессионалы в области политики и насилия, состоящие на службе этого общества, в самом деле разрешат ему развиваться в мирных условиях. Ослепленные жадностью, они вполне могли и зарезать свою курочку Рябу, несущую золотые яички. Так что опасения Фер- гюсона не были абсолютно беспочвенными. -
В действительности это произошло по меньшей мере дважды: в первом случае агенты контрреформации, во втором — большевики отхватили изрядную часть Европы (каждый раз разные части, хотя они и пересекались). Угнетатели и идеологи вытеснили производителей или подчинили их себе с поистине катастрофическими последствиями. Но когда государств много и некоторые из них демонстрируют очевидное преуспеяние, любители "завинчивать гайки" рано или поздно сходят со сцены, так сказать, в порядке естественного отбора. Когда государств много, можно наступить на горло гражданскому обществу, но не везде, а лишь в отдельных местах. А страны, сохранившие гражданское общество, начинают демонстрировать свое экономическое и даже военное превосходство перед странами с авторитарным режимом, которые отвергли "интерес" и предпочли ему "добродетель" или "честь", или какое-нибудь сомнительное сочетание того и другого. И пусть "красные" и "черные" порой действовали сообща, все равно в условиях множественности государств гражданское общество, ограничившее притязания как "красных", так и "черных", кое-где выживало. Экономическое или даже военное превосходство этого растущего общества заставляло другие страны следовать его примеру. Таким образом, естественный отбор обеспечивал то, чего не могло добиться рациональное продвижение или самоограничение. 3. При таких условиях в обществах, избежавших авторитарных режимов, производство становится более прямым путем к достижению благосостояния, чем угнетение и насилие. В обществах традиционного типа тот, кто получает власть, одновременно получает и богатство. Порой это происходит и в коммерческих, и индустриальных обществах, но здесь такой эффект имеет неизмеримо меньшее значение. Здесь лучший способ заработать деньги — это напрямую их зарабатывать. Причем это можно делать и не имея власти, и не имея дела с властями. (Фактически это может служить определением гражданского общества.) Экономика сопряжена здесь только с инициативой
и действием, и, занимаясь экономической деятельностью, можно почти совсем (или вовсе) не обращать внимания на проблемы власти. Не у всякого промышленника есть свита, состоящая из головорезов, не все они являются королями мафии и не все дают взятки чиновникам. И друзья в суде есть тоже не у всех. Можно преуспевать, и просто занимаясь собственным делом. Это можно выразить и иначе: закон охраняет собственность и богатство независимо от того, сумел ли конкретный человек сколотить для их защиты какой-то особый союз или группу своих сторонников. А уже богатство представляет собой наиболее прямой путь к власти. Таково в высшей степени примечательное и исключительное свойство этого общества. Марксизм ставил это ему в укор (хотя здесь есть основания только для гордости) и абсурдно обобщал факт доминирования производства над некой политической "надстройкой", объявляя это законом всех классовых обществ. В действительности же это — уникальное качество, отличающее единственное общество совершенно конкретного типа. 4. Совершенно новые формы приобретает разделение труда. Дело даже не в том, что специализация становится гораздо более узкой, чем когда-либо прежде. Она приобретает качественно новый оттенок... С одной стороны, разделение труда зашло в индустриальном обществе гораздо дальше, чем когда-либо заходило прежде, породив великое множество различающихся между собой занятий. Но с другой — оно убавилось, так как сами занятия стали гораздо более однородными, и разные виды работ зачастую проникнуты единым духом и осуществляются в одной и той же манере. Общедоступные инструкции, правила и учебники делают возможной быструю переквалификацию, обеспечивают профессиональную мобильность общества и почти исключают существование замкнутых цеховых структур.
Общее образование, подготавливающее человека ко всем специальностям сразу, является фактором гораздо более важным для формирования его личности, чем специальная подготовка, необходимая для работы в конкретной области. Смена мест и областей деятельности стала нормальным явлением, так же как и взаимодействие представителей различных профессий, вынуждающее их общаться между собой и искать для такого общения "общий язык''. Иными словами, люди сегодня различаются в первую очередь как представители общей высокой культуры (или единой нации) и лишь во вторую — если это вообще имеет значение — как члены какой-то гильдии или касты. Профессия военного в каком-то смысле стоит теперь в одном ряду со всеми другими профессиями, она не рождает никакой особой касты или сословия и в принципе мало чем отличается, например, от профессии фермера. В нее можно свободно вступить и можно покинуть ее без каких-либо специальных ограничений, выбрав себе другое поприще. Размеры вознаграждения в ней регулируются скорее законами рынка, чем законами вымогательства, как это было прежде, когда те, кто способен к насилию, должны были выжимать все, что смогут, из тех, кто к нему не способен. И точно так же в современном обществе нет крестьян, но есть фермеры, ибо сельское хозяйство — такая же область деятельности, как и все остальные. Можно свободно стать фермером и перестать быть фермером, не нарушив при этом никаких кастовых или сословных границ, освященных законом или обычаем. То же самое относится и к политическому, и к военному поприщу: "черные" и "красные" не имеют никаких законных или священных привилегий по сравнению с остальными членами общества. Как правило, придя со службы, они перевоплощаются, переодеваются в цивильное платье, и их уже не отличить от других граждан. Командующий британской военной экспедицией на Фолклендские острова, которая прошла с немалым успехом, особенно гордился тем фактом, что он был назначен на эту должность внезапно. Он не принадлежал к военной аристократии и не получил никакой специальной подготовки для выполнения этой миссии. Именно этим качеством разделения труда объясняется то удивительное свойство гражданского общества — особенно странное в сравнительно историческом ракурсе, — что власть имущие здесь не получают несоразмерно большого в сравнении с остальными гражданами вознаграждения (не страдая при этом чрезвычайным аскетизмом), а наоборот, выполняют свои обязанности за довольно скромную плату, которая не слишком отличается от. средних доходов обычных граждан. 5. Самоорганизация или модульный принцип построения общества. В период Реформации в Европе появилась религия, которая устранила внешние санкции и ритуальные формы фиксации социального долга и вместо этого возложила на каждого индивида нелегкую обязанность быть для самого себя и духовником, и судьей. Породил ли дух этой религии индивидуально ориентированную экономику или, наоборот, был ее следствием, до сих пор до конца не ясно. Но нет сомнения, что такая отстраненная, самим индивидом санкционированная преданность добродетели сыграла огромную роль в становлении гражданского общества. По словам Токвиля, это был решающий фактор, который в конечном счете обеспечил жизнеспособность американской демократии. Если добродетель становится целью политики государства или всего общества, это, судя по всему, приводит к катастрофическим последствиям. Но добродетель, свободно исповедуемая взрослыми и ответственными индивидами, большое благо для гражданского общества, а может быть, и его краеугольный камень. Заботясь о добродетели, человек преследует интерес незаинтересованно, отстраненно. Он копит богатство, но не одержим страстью к накопительству, и потому реинвестирует прибыль, закладывая основы непрерывного экономического развития, хотя мог бы (как это водится среди людей) использовать состояние для достижения власти, общественного положения, удовольствий или спасения души. Как показал Макс Вебер, именно такой незаинтересованный интерес лежит в основе капитализма, Тот момент, когда социум перестал навязывать занятие индивиду и вместо этого он сам стал выбирать себе поприще, можно считать началом развития мобильного и постоянно обновляющегося общества. По иронии, социальный строй, в котором человек свободно выбирает себе дело, был создан людьми, относившимися к своему делу чрезвычайно серьезно. Нет никакого общественного договора, действующего во всех обществах, независимо от их типа: у каждого из них свой основной закон. И, пожалуй, законом гражданского общества является подчинение индивида договорным, но не статусным отношениям. 6. Идеологический тупик. Для приватизации добродетели было существенно, чтобы конфликт между приверженцами абсолютной, бескомпромиссной, воинствующей добродетели и их соперниками - сторонниками старой, укорененной в обществе и социально адаптивной ритуализованной религии, — окончательно зашел в тупик, выходом из которого могла быть только взаимная терпимость. Именно это произошло в свое время в Англии. Традиционалистов, сторонников ритуала это заставило скорректировать свою концепцию с учетом социальных изменений и признать, что их соперники являются все же людьми верующими, но чересчур усердствующими в своей вере. Англиканская церковь была поглощена борьбой с энтузиазмом пуритан больше, чем борьбой с неверием. Пуритан эта ситуация заставила обратиться внутрь себя, заняться незаинтересованным, а следовательно, очень эффективным накоплением, и упражняться в терпимости, чтобы получать в ответ терпимость к себе. Незаинтересованное стремление к богатству привело к чрезвычайно благоприятным результатам не только в экономике, но и в политике. Поскольку пуритане не стремились использовать богатство для достижения власти (а также удовольствий или спасения души), как это обычно делали до них все люди, им удалось разорвать порочный круг, который прежде заставлял власть имущих подавлять всех потенциальных политических противников, кому удавалось разбогатеть. К пуританам можно было относиться терпимо, ибо они не искали власти. Победа коммерческого общества над обществом насилия оказалась необратимой и прочной, ибо коммерческая и политическая революции были вовремя поддержаны научно-технической революцией, которая создала средства, позволившие саму ее сделать надежной и перманентной. Марксизм мечтает о стирании грани между человеком экономическим, эгоистическим и человеком политическим, моральным. Его основная идея — восстановление душевной целостности человека. Приземленный же реализм Фергюсона, шотландского мыслителя XVIII века, не оставляет места для тревоги такого рода. Он озабочен не столько душевными последствиями этого разделения, сколько заключенными в нем опасностями для общества, прежде всего — возможностью установления новой отвратительной формы рабства. И в самом деле, такое разделение является неотъемлемой чертой гражданского общества, но в нем заключено величайшее достижение. Если прежде ценой свободы могла служить только непрестанная бдительность, то замечательным свойством гражданского общества является то, что даже человек рассеянный или поглощенный своими частными заботами, или вообще человек, который не готов постоянно пребывать в ожидании опасности, может с полным основанием чувствовать себя свободным. Гражданское общество дарует свободу не только бдительным. Как сказал поэт, только храбрый заслужит красавицу. Но разве мы не стремимся к общественному строю, который откроет такие же возможности для пугливых и робких? Во всяком случае, я всегда на это свято надеялся. Гражданское общество и представляет собой такой общественный строй, где свобода (и тем более женские ласки) дана даже боязливым и рассеянным. Политическая централизация и экономический плюрализм Централизованная монархия с ее уважением к собственности подготовила почву для гражданского общества, а современное демократическое государство завершило этот процесс. Так называемая абсолютная монархия в действительности не была такой уж абсолютной, ибо уважала закон и собственность. Даже самая абсолютистская из всех европейских монархий — российская — глубоко поразила в XIX веке гостя из Персии тем, насколько в ней ограничены законом права власть имущих. (Жестокое угнетение крестьянства было в России обратной стороной уважения прав дворянства — служилой аристократии, лояльность которой покупалась ценой неприкосновенности их собственности и привилегий. Лишь значительно позднее уничтожение большевиками прав собственности и возрождение рабства привели к тому, что и служилая номенклатура, и вновь закрепощенное крестьянство стали испытывать одинаковое угнетение.) Как подчеркивает Перри Андерсон в книге "Происхождение абсолютистского государства", в этом состоит важнейшая черта монархий эпохи барокко. В их тени зародилось гражданское общество, которое со временем оказалось готово (и способно) призвать государство к ответу. Несомненно, здесь скрывается какая-то загадка. Существовало эффективное централизованное государство, обладавшее огромной властью, и тем не менее оно не подавило общества, не сделало его беспомощным и вялым. Возникло общество, которое не противостояло государству ни в форме антигосударственного либо вне-государственного бытия, ни как его соперник и отчасти партнер и все же составило государству противовес. Весь опыт и логика общественного развития прошлого восстают против самой возможности возникновения такого явления, и тем не менее оно возникло. В этом — тайна гражданского общества. Экономическая централизация — чрезвычайно важная черта индустриального общества и одно из непременных условий возникновения гражданского общества в любом значении этого слова. На это есть две причины. Такое общество может быть только плюралистичным. В нем должны действовать компенсаторные силы и механизмы, сосредоточенные в экономической сфере, ибо обязательным условием его функционирования является эффективная политическая централизация. Никакие противовесы в сфере осуществления власти и насилия в таком обществе невозможны. В традиционных обществах плюрализм в политической области — вещь возможная и часто вполне реальная. Поскольку здесь социально-экономические структуры не отделены от политических, плюрализм либо существует в такой спайке, либо вообще отсутствует. В той мере, в какой политический плюрализм предполагает силовые столкновения и конфликты, противостоящие друг другу системы вынуждены добиваться от своих членов лояльности — вплоть до готовности жертвовать ради них своей жизнью. Этим объясняется характерная для традиционных обществ жесткая риту-ализация. В современном индустриальном мире такая глубокая зависимость связывает индивида лишь с обществом в целом — с национальным государством, а также, по-видимому, касается сохранения основ политического строя. Эта зависимость не действует на уровне более мелких социальных общностей, которые являются довольно эфемерными и оставляют для индивида свободу выбора. Сегодня человек не должен умирать за свою губернию, за избирательный округ или за учреждение, в котором трудится. Он не обязан носить одежду, которая служит знаком его принадлежности к той или иной общности, и даже болеть за местную футбольную команду. Не боясь вызвать попреки и оскорбления со стороны окружающих, он может стать болельщиком команды соперников. Клубы болельщиков "Интер" (Милан) или "Манчестер юнайтед" существуют и за пределами Милана или Манчестера, и их члены не являются изгоями в местных сообществах: они могут посещать празднества и гуляния безо всякой для себя опасности. В античном городе это было бы невозможно, но в современном — в порядке вещей. Связи такого рода можно менять, не стыдясь и небоясь запятнать свою репутацию. Слова Джорджа Сантаяны, сказанные о национальности и об отношениях с женщинами, — что их невозможно изменить, не потеряв достоинства, и что они настолько несущественны, что их нет смысла менять, — применимы сегодня к большой стране, но не к городу и не к району. Человек может изменить место жительства — переехать в любой город, в любую область — безо всяких формальностей, безболезненно, не нарушая приличий и не совершая измены. При родовой, клановой организации общества это было бы далеко не так. Общество в целом — страна, нация — остается по-прежнему важным (пожалуй, более важным, чем когда-либо), но любые сообщества более низкого уровня утратили былое значение. Вот почему сегодня исключен политический плюрализм как система независимых или автономных силовых общностей. С одной стороны, современные локальные сообщества просто не обладают необходимым для этого весом. С другой — свобода немыслима вне плюрализма, вне равновесия сил. Поскольку это равновесие не может быть политическим, оно должно быть экономическим. Вторая причина, делающая неизбежным экономический плюрализм, то есть существование в обществе в подлинном смысле независимых хозяйствующих субъектов, обладающих собственностью, относится к области экономической эффективности, к условиям экономического роста.(который сам по себе, несомненно, служит условием социального плюрализма, интересующего нас здесь больше всего). Означает ли это, что в индустриальном обществе государство должно выступать в роли своеобразного "ночного сторожа" или "дозора", то есть использовать всю мощь своей централизованной власти лишь для обороны от внешних врагов и для поддержания порядка, оставляя все прочее на волю "рынка"? Такой вывод был бы поспешен и очень далек от истины. Многосложность и необратимость принципиальных решений, необъятные размеры существующей социальной инфраструктуры, неизбежность внутренних неформальных сделок и важность циркулирующей в этой системе конфиденциальной информации — все это вместе взятое делает модель "чистый рынок плюс минимальное государство" не имеющей ни малейшего отношения ни к реальной, ни к возможной, ни к желаемой действительности. Наиболее же эффективными представляются такие экономические системы, которые используют принцип свободного сотрудничества между экономикой и государством, опирающегося на неформальные связи и влияния. И, не лишая производственные элементы их автономии, оставляя им свободу действий, признают одновременно, что государство все же "делает погоду" и что важнейшие экономические решения неизбежно носят поэтому политический характер. •
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |