Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные вопросы




1.Анатомо-физиологические механизмы речи.

2.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи.

3.Психологические механизмы речи.

 

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Различают такие формы речи, как внешняя (устная и письменная) и внутренняя. Основными формами внешней устной речи являются монологическая, диалогическая и полилогическая (групповая). По характеру направленности речи (говорящий-воспринимающий) выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь - это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: мотив- замысел - внутренняя речь - внешнее оформление высказывание.

 

Импрессивная (воспринимаемая) речь - это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения - выделение информационно значимых компонентов - формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

 

К экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной - понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

 

 

Устная речь - сложный, многогранный процесс, включающий в себя: фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи); лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения); мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска); темпо-ритмическую (темп и ритм речи). На основе устной речи строится и развивается письменная речь.

 

 

Анатомо-физиологические механизмы речи. Речь является продуктом взаимодействия отдельных мозговых структур. Периферический речевой аппарат, его основные отделы: дыхательный (энергетическая система), фонаторный (резонаторная система) и артикуляционный (генераторная система).

Характеристика физиологического и «речевого дыхания», типы физиологического дыхания, «речевой» вдох и выдох. Фонаторный отдел периферического речевого аппарата. Строение голосовых складок при фонации. Частотная и силовая характеристики человеческого голоса. Значение резонаторов в оформлении тембра голоса (носовой, ротовой, глоточный резонаторы). Строение органов артикуляции, их роль в формировании устной речи. Центральный речевой аппарат.

Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы речи. Центральный механизм речи человека обеспечивается центральной и периферической нервной системами. В мозге выделяют высшие речевые зоны, и в то же время его деятельность следует рассматривать как единое интегративное поле, в котором все функции взаимосвязаны.

 

Следует отметить роль стриопаллидарной системы, лимбико-ретикуляторного комплекса, мозжечка в обеспечении речи.

 

Выделяют структуры коры головного мозга, обеспечивающие речевой праксис, первичные, вторичные и третичные зоны коры больших полушарий головного мозга, функциональная специфичность левого и правого полушарий.

 

 

Структурно-функциональная модель мозга, разработанная А.Р.Лурия с позиций нейропсихологии, рассматривает речь как сложную функциональную систему, которая опирается на совместную деятельность вторичных и третичных зон мозга, в основном второго и третьего функциональных блоков левого полушария. Вторая сигнальная система связана с функциями специфических речевых зон в коре больших полушарий головного мозга: моторные функции локализуются в задних отделах лобных извилин левого полушария (у правшей) головного мозга (центр Брока), а сенсорная сторона речи обеспечивается функционированием зон в левой задней височной извилине (центр Вернике).

 

В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль играет правое полушарие. В настоящее время считается, что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г.Симерницкая). Речевая функциональная система имеет сложную организацию, в настоящее время выделяют три ее уровня: сенсомоторный уровень, гностико-праксический уровень, языковой уровень.

Сенсомоторный уровень обеспечивает слуховое восприятие звучащей речи и имитацию услышанного. Этот уровень представлен периферической частью соответствующих анализаторов (речеслухового и речедвигательного) и проводящими путями.

 

Гностико-праксический уровень - представлен корковой частью речеслухового и речедвигательного анализаторов и обеспечивает акустический анализ воспринимаемой речи (в результате чего формируются слуховые образы слов) и проприоцептивный анализ мышечных ощущений, возникающих при имитации ребенком услышанных звуков. В результате этого формируются двигательные образы, двигательные стереотипы звуков речи и слов.

 

 

Языковой уровень о беспечивает усвоение языка и речевых действий. На данном уровне происходит анализ поступающих в акустико-двигательной модальности языковых знаков, их членение, установление функциональных связей между их значением и обозначающими их звукокомплексами.

 

Ученые, изучающие вопросы сенсомоторной базы речи (Н.Х. Швачкин, А.Р.Лурия, Ф.Я.Юдович, Н.И.Жинкин, И.Н.Горелов, В.И.Бельтюков, Carrol D., Bernthal J., Bankson N. и др.) доказали, что основными предпосылками нормального речевого развития являются:

- сохранность слуховой функции на периферическом и центральном уровнях;

- оптимальные сроки созревания слухового и слухоречевого гнозиса;

- центральное и периферическое обеспечение иннервации артикуляционной моторики;

- своевременное созревание артикуляторного праксиса.

 

Нарушения остроты слуха приводят к грубому недоразвитию, как звуковой стороны речи, так и лексико-грамматической её стороны (Ф.Ф.Рау, Л.В.Нейман, В.И.Бельтюков, Р.М.Боскис и др.). Чрезвычайно важную роль в развитии речи и особенно ее произносительной стороны играет созревание двигательного анализатора (Н.Х.Швачкин, В.И.Бельтюков, Н.А.Бернштейн, А.Н.Гврздев, Thelen E.).

 

 

Психологические механизмы речи. Процессы кодирования и декодирования речевого высказывания («прием» и «выдача» сообщения). Основной операциональный механизм речи: составление слов из элементов, составление фраз из слов (Н.И.Жинкин). Общефункциональный механизм речи, обеспечивающий работу ее операционального звена, включает: осмысление языкового материала, удержание в памяти, «упреждающий синтез» (опережающее отражение).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.