Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ и синтез




Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные частицы с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, при­знаки, отношения и т. п.

Анализ — необходимый этап в познании объекта. С древ­нейших времен анализ применялся, например, для разло­жения на составляющие некоторых веществ. В частности, уже в Древнем Риме анализ использовался для проверки ка­чества золота и серебра в виде так называемого купелирования (анализируемое вещество взвешивалось до и после на­грева). Постепенно формировалась аналитическая химия, которую по праву можно называть матерью современной хи­мии: ведь прежде чем применять то или иное вещество в кон­кретных целях, необходимо выяснить его химический состав.

Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важ­ную роль в крушении теории флогистона. «...Теория фло­гистона тормозила развитие химии... Новые открытия и полнейшая неудача попыток обнаружить флогистон анали­тическим путем постепенно расша­тывали теорию».

Однако в науке Нового времени аналитический метод был абсолютизирован. В указанный период ученые, изучая при­роду, «рассекали ее на части» (по выражению Ф. Бэкона) и, исследуя части, не замечали значения целого. Это было результатом метафизического метода мышления, который господствовал тогда в умах естествоиспытателей.

Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Если бы, скажем, хими­ки ограничивались только анализом, т. е. выделением и изучением отдельных химических элементов, то они не смог­ли бы познать все те сложные вещества, в состав которых входят эти элементы. Сколь бы глубоко ни были изучены, например, свойства углерода и водорода, по этим сведени­ям еще ничего нельзя сказать о многочисленных веществах, состоящих из различного сочетания этих химических эле­ментов.

Для постижения объекта как единого целого нельзя ог­раничиваться изучением лишь его составных частей. В про­цессе познания необходимо вскрывать объективно существу­ющие связи между ними, рассматривать их в совокупнос­ти, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных час­тей объекта к изучению его как единого связанного целого — возможно только в том случае, если метод анализа до­полняется другим методом — синтезом.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изу­чаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает про­стого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого эле­мента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и вза­имообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное ди­алектическое единство изучаемого объекта.

Анализ и синтез с успехом используются и в сфере мыс­лительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на эмпирическом уровне по­знания, анализ и синтез — это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две сто­роны единого аналитико-синтетического метода познания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.