Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовое регулирование расчетных отношений между субъектами хозяйствования. Общие положения




Указом Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г. № 359 «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» установлен приоритет безналичных расчетов, в качестве принципа правового регулирования расчетных отношений между субъектами хозяйствования.

Безналичная форма расчетов позволяет значительно повысить эффективность контроля за соблюдением налогового, валютного и иного законодательства при проведении субъектами хозяйствования хозяйственных операций. В этой связи достаточно отметить, что именно безналичная форма расчета является основным фактором, способствующим выявлению такого способа сокрытия (занижения) налоговой базы, как совершение между двумя и более субъектами хозяйствования мнимой сделки, по которой ни поставка, ни платеж не осуществляются. Такого рода сделки позволяют их участникам необоснованно увеличивать размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость и занижать налогооблагаемую прибыль. Безналичная форма расчета позволяет выявить факт неосуществления платежа по таким сделкам путем сверки платежных документов, хранящихся у субъекта хозяйствования и в обслуживающем его банке. Наряду с изложенным следует отметить, что безналичная форма расчетов позволяет выявлять факты несоответствия размера выручки и расходов, отраженных в учетной документации, с их фактическим размером. Конечно, безналичная форма расчетов не позволяет в полном объеме устранить возможность недостоверного отражения финансовых результатов деятельности субъекта хозяйствования в его учетной документации, в том числе для целей хищений, сокрытия (занижения) налоговой базы, обмана кредиторов и участников коммерческой организации. Однако безналичная форма значительно усложняет реализацию многих из данных способов, с одной стороны, и упрощает их выявление – с другой.

Таким образом, расчеты между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями допускаются только в безналичной форме, за исключением случаев, когда сумма платежа является незначительной или, когда безналичная форма расчетов приводит к значительному снижению эффективности хозяйственных операций.

Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2000 г., № 359 «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» устанавливает перечень оснований, при которых допускается применение наличной формы расчетов в отношениях между субъектами хозяйствования.

Базовым основанием применения наличной формы расчетов является минимальная сумма платежа. Минимальной признается сумма платежа, проведенного субъектом хозяйствования наличными денежными средствами, не превышающая 50 базовых величин в месяц. При этом количество сделок и платежей, проведенных по ним, значения не имеет. Однако для проведения платежей наличными денежными средствами в указанном размере субъект хозяйствования обязан получить разрешение руководителя банка, осуществляющего его расчетное обслуживание (в котором данным субъектом хозяйствования открыт текущий счет).

Наряду с данным базовым основанием, вышеназванный законодательный акт содержит основания, при наличии которых допускается осуществление расчетов наличными денежными средствами с превышением вышеуказанного лимита (50 базовых величин в месяц).

Данными основаниями являются:

- осуществление индивидуальными предпринимателями расчетно-кассовых операций по внесению наличных денежных средств, полученных от реализации товаров (работ, услуг) в кассы банков для последующего их зачисления на текущие счета данных предпринимателей;

- осуществление субъектами хозяйствования расчетов с рынками за оказываемые ими услуги, за исключением услуг по передаче помещений в аренду;

- осуществление расчетов с магазинами-складами за приобретаемые у них товары;

- осуществление расчетов с ветеринарными и фитосанитарными службами;

- осуществление международными автомобильными перевозчиками грузов расчетов за топливо и некоторые услуги, перечень которых определяется СМ;

- осуществление субъектами платежей в бюджет за приобретенную ими у государства (административно-территориальных единиц) продукцию, в том числе за услуги по представлению аренды помещений, при условии, что данные платежи осуществляются посредством внесения данных денежных средств в кассы банков с последующим их зачислением на счета получателей;

- осуществление субъектами хозяйствования приема наличных денежных средств в кассы от других субъектов хозяйствования при реализации им продукции в рамках осуществления выставочной деятельности, за исключением услуг по предоставлению помещений в аренду для проведения выставок.

Осуществление расчетов между субъектами хозяйствования наличными денежными средствами при отсутствии вышеназванных оснований, образует состав административного правонарушения и влечет административную ответственность.

Сужение сферы применения наличной формы расчетов обуславливает наличие обязанности субъектов хозяйствования иметь расчетный (текущий) счет в банке. Данная обязанность предусмотрена указом Президента Республики Беларусь № 82 от 22 февраля 2000 г. «О некоторых мерах по упорядочению расчётов в Республике Беларусь». При этом согласно данному законодательному акту обязанность иметь расчетный (текущий) счет не распространяется на две категории индивидуальных предпринимателей:

- предпринимателей, ежемесячный размер выручки от реализации товаров (работ, услуг), кроме выручки, полученной от осуществления видов деятельности, по которым эти предприниматели уплачивают единый налог, не превышает сумму, эквивалентную 1000 базовых величин, на первое число месяца, в котором производилась реализация товаров (работ, услуг);

- предпринимателей, получивших выручку от осуществления видов деятельности, облагаемых в соответствии с законодательством единым налогом, независимо от ее размера. Перечень видов деятельности, облагаемых единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, утвержден Указом Президента Республики Беларусь № 285 от 18 июня 2005 г. «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности».

Субъекты хозяйствования и обслуживающие их банки обязаны соблюдать очередность осуществления платежей с банковских счетов. Целью установления данной очередности является защита интересов наиболее нуждающихся в получении денежных средств, в частности, работников субъекта хозяйствования, а также поставщиков импортируемых в Республику энергоносителей и т.п.

Данная очередность предусмотрена указом Президента Республики Беларусь № 359 от 29 июня 2000 г. «Об утверждении порядка расчётов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь». Она устанавливает четыре очереди платежей, а также категорию платежей, осуществляемых вне очереди.

К категории внеочередных отнесены следующие платежи:

- платежи, направленные на погашение задолженности субъекта хозяйствования по выплате заработной платы, в суммах, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих;

- выплаты страховых взносов на вышеуказанные суммы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; выплаты выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию, а также подоходного налога, исчисленного из данных сумм доходов, подлежащих налогообложению и др.

К первой очереди расходных операций по счету субъекта хозяйствования отнесены следующие виды платежей:

- платежи в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;

- платежи по исполнительным документам о взыскании (выплате) заработной платы, алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

- платежи по исполнению обеспеченных залогом обязательств по банковским кредитам за счет средств, полученных от реализации заложенного имущества в соответствии с законодательством и др.

Ко второй очереди расходных операций по счету субъекта хозяйствования отнесены следующие виды платежей:

- платежи, осуществляемые субъектом хозяйствования за полученные им природный газ, электрическую и тепловую энергию;

- платежи за коммунальные услуги;

- платежи, направленные на погашение задолженности по банковским кредитам и процентов по ним и др.

К третьей очереди расходных операций по счету субъекта хозяйствования отнесены платежи за сельскохозяйственную продукцию, продукты ее переработки, продовольственные товары, лекарственные препараты, книжную продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, за исключением продукции рекламного и эротического характера.

Четвертую очередь расходных операций составляют платежи, которые не являются внеочередными и не отнесены к первым трем очередям расходных операций по счетам субъектов хозяйствования.

Последовательность осуществления платежей, отнесенных к одной и той же очереди, определяется в зависимости от даты поступления платежных инструкций плательщика и получателей платежа на их осуществление в обслуживающий субъекта хозяйствования-плательщика банк. В рамках четвертой очереди субъект хозяйствования имеет право самостоятельно определять последовательность платежей.

Рассмотренная очередность осуществления расходных операций по счету субъекта хозяйствования не распространяется на платежи, осуществляемые при ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования для удовлетворения требований их кредиторов. Данные платежи осуществляются в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов при ликвидации субъекта хозяйствования, определенной Гражданским кодексом Республики Беларусь и законодательством об экономической несостоятельности и банкротстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.