Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение прав на благоприятную среду другими нарушениями законодательства




Из других нарушений права граждан на благоприятную окружающую среду упомянем лишь последствия химизации сельского хозяйства и опасные последствия некоторых чрезвычайных ситуаций, а также затронем проблему зон экологического бедствия.

Применение пестицидов в той форме, как это происходило в 70-80-е гг. в российском сельском хозяйстве, привело к долгосрочному нарушению права на благоприятную окружающую среду, оказывающему влияние и сегодня. В ходе политики «химизации» сельского хозяйства в ряде сельскохозяйственных регионов России в конце 80-х годов на гектар вносилось в среднем 2,3 кг пестицидов (в США в то же время - до 1,8 кг/га) (Федоров, Яблоков, 1999). Последствия такой “пестицидной экспансии” не замедлили сказаться на состоянии среды и здоровья населения. До 42 % продукции детских молочных кухонь в России были опасно загрязнены пестицидами, а в целом около 30 % всех продуктов питания по действующим санитарно-гигиеническим нормам были непригодны для употребления. Все связанные с использованием пестицидов категории работников (механизаторы и др.) отличались плохим здоровьем. Дело доходило до того, что в целом ряде административных районов с особо интенсивным применением пестицидов (например в районах рисосеяния в Краснодарском крае) не находилось ни одного юноши (!), годного по состоянию здоровья для военной службы. Сейчас у этих людей, подвергавшихся в молодом возрасте отравлению пестицидами, рождаются ослабленные дети. К настоящему времени подавляющее большинство из применявшихся в 70-80-е годы пестицидов запрещено для применения ввиду их выявившейся опасности для здоровья населения. Однако последствия их применения будут сказываться на протяжении жизни не одного поколения.

Будет сказываться на здоровье нескольких поколений россиян и производство белково-витаминного концентрата (БВК) из парафинов нефти. В России было построено несколько крупных комбинатов по производству БВК из парафинов нефти (в Киришах, Волгограде, Светлогорске), хотя уже тогда специалистам были известны опасности его для здоровья человека, а в ряде западных стран даже существовали официальные запреты на производство БВК. К началу 90-х гг. производство БВК достигло миллиона тонн и он широко использовался в качестве добавок в корм сельскохозяйственным животным. В результате практически все население страны стало подвергаться его воздействию. Ближайшим последствием производства БВК стало развитие особой формы аллергии у работников всех комбинатов по производству БВК и жителей ближайших поселков. Настоящие последствия производства и применения БВК не выяснены до сих пор. Возможно, что современный рост числа новорожденных с врожденными уродствами в России в какой-то степени определен и пестицидизацией, и использованием БВК на парафинах нефти. С позиций соблюдения прав человека сегодня можно сказать, что распространение БВК, произведенного из парафинов нефти, явилось широкомасштабным экспериментом, поставленным над миллионами граждан России без их ведома.

Большая категория нарушений права на благоприятную окружающую среду связана с нарушениями законодательства о чрезвычайных ситуациях, атомного и другого специального законодательства. Рассматриваемые несколько случаев являются лишь примерами типичных нарушений.

Частота и уровень загрязнения парами ртути городской среды (и, особенно, школ) вызывает обоснованную тревогу. 4 февраля 2001 г. жильцы одной из квартир дома 15 по ул. Юбилейная г. Вязьмы обнаружили в плафоне люстры значительное количество ртути. Парами этой ртути они дышали значительное время, что отразилось на здоровье всей семьи. Ртуть вылили в мусоропровод, и ее парами заразили весь дом. Жильцы других квартир почувствовали недомогание и ухудшение здоровья. ГорСЭС провела демеркуризационные работы неаккуратно, и ртутное загрязнение распространилось на другие квартиры. В г. Калининграде в 2000 г. обследовано 49 детских учреждений, 29 школ и был выявлен 21 очаг загрязнения (содержание паров ртути в воздухе превышало ПДК в 2-3 раза) вследствие разбитых термометров или других ртутьсодержащих приборов. Всего в 1999-2000 годах было обнаружено 50 случаев разлитой металлической ртути (собрано 37,5 кг ртути). В Санкт-Петербурге ежегодно фиксируется 250-300 случаев разлива ртути. Расчеты показывают, что на территории города в слое грунта толщиной 10 см находится до 28 т ртути. А ежегодно в окружающую среду в Санкт-Петербурге поступает 7-14 тонн ртути (Машьянов, 1999)

В соответствии с законом «Об охране окружающей природной среды» (1991) территории с крайне неблагополучным экологическим состоянием выделяются в качестве зон экологического несоответствия со специальным режимом хозяйствования для их реабилитации. Согласно заключения ГЭЭ к зонам чрезвычайной экологической ситуации отнесены территории городов Братска, Нижнего Тагила, Магнитогорска, Каменск-Уральска (Свердловской области). Город Карабаш (Челябинской области) отнесен к зоне экологического бедствия. Вся территория республики Калмыкия – Хальмг Танч декретом ее президента отнесена к экологически неблагополучным территориям. Выделение таких зон - яркое свидетельство несовершенства систем защиты населения от неблагоприятных антропогенных факторов. Одной из причин такого положения является недостаточный учет существующими нормативами комбинированного воздействия загрязнений и опасного суммирования порознь находящихся в пределах ПДК выбросов и сбросов (явление синергизма).

На территории России сохраняется высокий уровень техногенных и природных опасностей. Более половины населения России проживает в условиях повышенного риска, вызванного угрозой чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера. В России функционирует 3653 объекта, использующих такие опасные вещества, как аммиак, хлор, соляная кислота, и других, содержащих в общей сложности 1012 смертельных токсических доз. Суммарная площадь территорий, на которых могут возникнуть очаги химического загрязнения, составляет около 300 тыс. кв. км с населением около 54 млн. человек. За последние годы наблюдается тенденция роста числа чрезвычайных ситуаций с выбросом вредных химических веществ (до 2000 в год). Растет число аварий и катастроф техногенного и природного характера, от которых ежегодно страдают многие десятки тысяч россиян. Наиболее тяжкие последствия для окружающей среды имеют пожары, взрывы и нефтегазовые аварии. В России ежегодно происходит 20-30 тыс. лесных пожаров, от которых погибает около 2 млн. га лесов. От пожаров страдает здоровье населения, попадающего в зону переноса продуктов горения лесов. В стране ежегодно происходит несколько сот крупных разрывов нефте- и газопроводов. В результате всех утечек нефтепродуктов практически все реки на северо-западе Сибири, многие другие реки, а также вся южная часть Баренцева моря опасно загрязнены нефтью. Велик риск катастроф на гидросооружениях. Масштабы прямого ущерба от чрезвычайных ситуаций, затраты на их ликвидацию и реабилитацию пострадавшего населения и территорий превосходят возможности экономики по восполнению этих потерь, делая социально-экономическое развитие страны неустойчивым..

Заключение

Право на благоприятную окружающую среду, затрагивающее основы жизнедеятельности человека, занимает центральное место в системе экологических прав граждан. Благоприятная окружающая природная среда - это в первую очередь среда, безопасная для человека. Универсальный критерий качества природной среды - это уровень здоровья населения.

Право на благоприятную окружающую среду в России нарушается по всем компонентам среды обитания – физическим, химическим, биологическим. Природоохранное законодательство широко нарушается как природопользователями, так и властными структурами, и это не встречает должного отпора со стороны правоохранительных и судебных органов. Выявляемый масштаб экологических правонарушений, и соответственно, уровень загрязнения, отражает лишь часть реальной картины.

Принимаемые меры по ослаблению последствий для человека химического, радиационного и других загрязнений не соответствовали реальному социально-экономическому ущербу от такого загрязнения, не охватили всего пострадавшего населения и не обеспечили в полной мере защиты здоровья населения, экологической и экономической реабилитации загрязненных территорий. По экспертным оценкам «цена» экологического неблагополучия России измеряется ежегодно в десятках миллионах дополнительных заболеваний и до 350 тысяч дополнительных смертей. При этом экологически зависимая заболеваемость повсеместно и постоянно растет, обнаруживая высокую корреляцию со степенью загрязнения среды обитания человека. Экономический ущерб от загрязнения страны эквивалентен 7-10% ВВП.

Анализ реализации права граждан на благоприятную окружающую среду показывает, что основными направлениями действий по изменению современного неудовлетворительного положения с реализаций этого права могли бы стать следующие:

§ выполнение в полном объеме уже принятых государственных программ по снижению загрязнения воды, атмосферного воздуха, опасных поллютантов (в том числе по свинцу и диоксинам), обращению с отходами, энерго- и ресурсосбережению, радиационной безопасности;

§ неукоснительное выполнение превентивных мер недопущения опасного влияния вновь сооружаемых и реконструируемых промышленных и других объектов с помощью использования института государственной экологической экспертизы;

§ минимизация влияния прошлого загрязнения, в том числе, посредством отселения граждан из санитарно-защитных зон и других неблагоприятных для проживания территорий и жилых зданий, более точного выяснения опасных последствий загрязнения среды прошлыми оборонными программами (в том числе – связанными с химическим и ядерным оружием);

§ резкое снижение опасных уровней медицинского облучения, в первую очередь, за счет перехода на низкодозовые рентгеновские аппараты и совершенствования структуры медицинских исследований (в странах ЕЭС с 1995 г. действует директива, полностью запрещающая рентгенологические исследования беременных);

§ учет постоянной ограниченности современных знаний в определении опасностей новых технологий и использование принципа предосторожности при принятии решений;

§ отделение функций контроля за природопользованием и состоянием среды от функций организации использования природных ресурсов, создание самостоятельного специально уполномоченного федерального ведомства по охране окружающей среды;

§ осуществление принципа неотвратимости наказания за экологические правонарушения; активное подключение судебной и правоохранительной системы к решению экологических проблем;

§ обеспечение широкого участия граждан и их организаций в осуществлении государственных экологических программ, начиная с момента разработки этих программ и мероприятий;

§ активизация решения экологических проблем на региональном и муниципальном уровнях.

§ ускорение принятия федеральных законопроектов «О питьевой воде», «О статусе зон экологического бедствия», «Об охране почв», «Об экологической безопасности».

Нарушение права на благоприятную среду становится одним из основных препятствий социально-экономического развития страны. Крайне опасна для будущего страны распространяемая в последние годы среди экономистов и политиков точка зрения: «сначала решим экономические проблемы, а потом займемся экологией», «экология - занятие для богатых стран». Если не учитывать экологические требования во всех планах и программах развития народного хозяйства, то скоро будет некому и не для кого выполнять эти планы. Сегодня для решения экологических проблем не хватает не столько денег, сколько наличия политической воли и понимания важности решения этих проблем.

 

***


Глава 2. НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ПРАВОНАРУШЕНИЕМ

 

Закрепленное в Конституции России право на возмещение ущерба, понесенного гражданами в результате экологического правонарушения, является для граждан (помимо своей прямой функции компенсации ущерба), - серьезной гарантией соблюдения всех других экологических прав, а для государства – стимулом соблюдения обязательств перед гражданами, определенных природоохранным законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.