Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система изучения имен прилагательных




Имя прилагательное как часть речи. Задачи изучения имени прилагательного в начальных классах. Этапы формирования грамматического понятия «имя прилагательное». Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам. Изучение числа имен прилагательных. Склонение имен прилагательных.

Методика изучения имени прилагательного обусловлена прежде всего лингвистическими особенностями данной части речи. По определениюН.М.Шанского, имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и выражаетграмматическую зависимость признака от предмета в формах согласования с существительным в роде, числе и падеже. Значение признака является категориальным (классифицирующим) значением имени прилагательного как части речи. Под признаком ученые понимают широкий круг свойств, качеств, явлений, отношений, характеризующих предметы. К ним относятся внешние качества людей и животных (красивый, высокий, старый, огромный и др.), внутренние (психологические) черты людей (храбрый, веселый, мудрый, решительный и др.), цвет (красный, розовый, светло-коричневый, серебристый и др.), пространственные отношения (дальний, широкий, верхний и др.), временные отношения (ранний, вечерний, вчерашний, осенний и др,), отношения между предметами (папин костюм, волчий хвост и др.) и многие другие. В связи с этим целесообразно осуществлять практическое знакомство младших школьников с многообразием семантики имен прилагательных.

Исходя из того, что грамматические признаки прилагательного зависят от имени существительного, рекомендуется особое внимание уделять установлению учащимися зависимости имени прилагательного от имени существительного. Так, во 2 классе дети учатся подбирать признаки к предмету, устанавливать с помощью вопроса связь слов в предложении, то есть выделять словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного. В 3 и 4 классах происходит конкретизация этой зависимости, то есть учащиеся устанавливают, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное к которому оно относится.

Задачи изучения имени прилагательного в начальных классах:

1) формирование грамматического понятия «имя прилагательное»;

2) овладение умением различать имена прилагательные среди других частей речи;

3) формирование умения изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам;

4) овладение умением устанавливать зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного;

5) формирование навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных;

6) выработка навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных;

7) обогащение словаря учащихся новыми именами прилагательными и развитие навыков точного употребления их в речи;

8) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.)

Система изучения имен прилагательных, по мнению Т.Г.Рамаевой, предполагает постепенное усложнение и расширение материала как со стороны лексики, так и со стороны грамматики. Ученый выделяет следующие этапы формирования грамматического понятия «имя прилагательное». Первый этап предполагаетподготовку учащихся к усвоению понятия «имя прилагательное». В процессе наблюдений происходит первоначальное практическое знакомство младших школьников с лексическим значением имен прилагательных (без введения термина) и вопросами, на которые они отвечают. На этом этапе дети усваивают понятие признака предмета, что составляет семантическую основу данной части речи.

Н.К.Никитина рекомендует следующим образом организовать работу, направленную на усвоение школьниками понятия «признак предмета». Сначала учащимся предлагается назвать предметы, изображенные на картинках (например, лимон, малина, яблоко и др.), и описать их, то есть указать какие они. Дети называют конкретные свойства предметов: лимон желтый, кислый, большой; малина красная, сладкая мелкая; яблоко зеленое, вкусное, крупное. На основе этих конкретных свойств предметов вводятся более общие значения. Учащиеся определяют, что слова желтый, красная, зеленое называют цвет; слова кислый, сладкая, вкусное называют вкус; слова большой, мелкая, крупное – размер. Затем мысль детей направляется по пути большего абстрагирования. Делается вывод о том, что качества предметов цвет, вкус, размер – это признаки предметов. Предметы отличаются друг от друга своими признаками. Каждый предмет может иметь несколько признаков. По этим признакам можно узнать предмет.

Ученикам предлагается ответить на вопрос: Что могут называть слова? (Слова могут называть признаки предмета). Далее проводится наблюдение над тем, на какие вопросы отвечают слова, которые называют признаки предметов[38].

Кроме того, на данном этапе младшие школьники усваивают связь слов, называющих признаки предметов со словами, которые называют предмет. У учащихся формируется следующие умения: а) распознавать слова данной категории; б) выделять их из предложения, текста, вместе со словом, которое называет предмет; в) задавать к ним вопросы; г) определять семантику слова, называющего признак предмета; д) называть признаки известных предметов; д) группировать слова по определенным признакам[39].

На втором этапе осуществляется углубление знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, изучение морфологических признаков прилагательного (рода и числа) и форм словоизменения (склонения), а также синтаксической функции. Н.К.Никитина отмечает, что в результате младшие школьники овладевают следующим развернутым определением данной части речи, в котором перечислены в виде отдельных положений ее существенные признаки:

1. Имя прилагательное – это часть речи.

2. Имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

3. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

4. Имя прилагательное связано в предложении с именем существительным.

5. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно связано.

6. В предложении имя прилагательное бывает второстепенным членом[40].

По мнению ученого, такое определение приводит в систему все признаки изученной категории и наиболее полно и точно раскрывает грамматическое понятие.

На третьем этапе происходит расширение представлений учащихся о лексическом значении имен прилагательных, совершенствование умений изменять прилагательные по родам, числам и падежам, устанавливать в предложении зависимость имени прилагательного от имени существительного, развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи, формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе[41].

Ознакомление с изменением имен прилагательных по родам осуществляется на основе знаний учащихся о том, что имя прилагательное обозначает признак предмета и поэтому оно связано в предложении с именем существительным. Для ознакомления с категорией рода имен прилагательных используются имена существительные, которые лексически сочетаются с одними и теми же именами прилагательными. Например: день, ночь, утро. На основе речевых ситуаций учащиеся подбирают имена прилагательные к данным именам существительным.

День (какой?) холодный, зимний.

Ночь (какая?) холодная, зимняя.

Утро (какое?) холодное, зимнее.

Далее последовательно проводится наблюдение над каждым родом имен прилагательных. Школьники определяют род имени существительного день. Называют имена прилагательные, которые связаны с существительным мужского рода день. (Холодный, зимний). И определяют род этих имен прилагательных. После этого учитель задает вопрос о том, как учащиеся определили род имен прилагательных. Школьники приходят к выводу о том, что род имен прилагательных определяется по имени существительному, с которым они связаны. Затем ученики выясняют отличительные признаки имен прилагательных мужского рода: вопрос и окончания.

Аналогично проводится наблюдение над именами прилагательными женского и среднего рода. Анализ языкового материала позволяет ученикам сделать вывод о том. что имена прилагательные изменяются по родам и обобщить признаки каждого рода.

В соответствии с программой у учащихся начальных классов формируется навык правописания родовых окончаний имен прилагательных. В целях повышения уровня сформированности данного навыка младшие школьники должны овладеть следующим алгоритмом действия:

1. Установить, с каким существительным связано имя прилагательное.

2. Задать вопрос от имени существительного к прилагательному.

3. Определить род имени существительного.

4. По роду имени существительного определить род имени прилагательного.

5. Вспомнить окончание имени прилагательного этого рода.

6. Сравнить окончание имени прилагательного и окончание вопроса.

При формировании у учащихся навыка правописания родовых окончаний Н.К.Никитина рекомендует использовать в речевой практике сочетание одного и того же прилагательного с существительными разных родов. Например: полезный совет, полезная вещь, полезное занятие.

В процессе изучения числа имен прилагательных младшие школьники должны усвоить следующие теоретические сведения: а) имена прилагательные изменяются по числам; б) число имен прилагательных зависит от числа имени существительного к которому они относятся; в) имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются; г) прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос Какие? и имеют окончания – ые, – ие.

М.Р.Львов считает, что знакомство с данной темой целесообразно провести не индуктивно, а дедуктивно, выдвинув следующую гипотезу: возможно, что прилагательное, зависящее от имени существительного, принимает не только род существительного, но и число. На основе анализа языкового материала учащиеся приходят к выводу о том, что число имени прилагательного также зависит от числа имени существительного. Специальное наблюдение проводится над формой множественного числа[42].

Ученые-методисты отмечают, что для формирования навыка правописания родовых окончаний имен прилагательных и окончаний во множественном числе необходимо формировать у учащихся умение соотносить род и число имен прилагательных с родом и числом имен существительных.

Тема «Склонение имен прилагательных» занимает важное место в процессе изучения данной части речи. Склонение прилагательных включает их изменение не только по падежам и числам, но и по родам (в единственном числе). В процессе изучения данной темы происходит формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных.

Для ознакомления учащихся со склонением прилагательных М.Р.Львов рекомендует в качестве языкового материала использовать текст. В ходе анализа текста школьники выделяют в каждом предложении словосочетание «существительное + прилагательное», то есть находят существительное, от которого зависит прилагательное, определяют, в каком падеже это существительное употребляется; задают вопрос от существительного к прилагательному и определяют падеж имени прилагательного. На основе анализа языкового материала учащиеся приходят к выводу о том, что падеж имени прилагательного зависит от падежа имени существительного, с которым оно связано[43]. После этого происходит ознакомление со склонением имен прилагательных мужского, среднего и женского рода.

М.Р.Львов указывает на необходимость проведения специального наблюдения над падежными вопросами имен прилагательных, которое позволяет учащимся сделать следующие выводы: а) имена прилагательные имеют свои падежные вопросы, которые отличаются от падежных вопросов имен существительных; б) имена прилагательные мужского и среднего рода имеют одинаковые падежные вопросы (за исключением именительного и винительного падежей); в) падежные вопросы имеют ударные окончания; г) в одном и том же падеже окончание вопроса совпадает с окончанием прилагательного[44].

Т.Г.Рамзаева считает, что по мере знакомства со склонением имен прилагательных целесообразно составлять таблицу падежных окончаний (как общую для класса, так и для каждого ученика), которая на первых этапах изучения данной темы может использоваться в качестве справочника при выполнении учащимися упражнений.

Правописание падежных окончаний прилагательных традиционно отрабатывается по падежам. Порядок их изучения определяется принципом сопоставления и противопоставления падежей.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 16017; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.