Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика изучения глагола




Глагол как часть речи. Задачи изучения глагола в начальных классах. Ознакомление с изменением глаголов по числам. Ознакомление с изменением глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. Ознакомление с понятием «спряжение».

 

В научной грамматике глагол определяется как «часть речи, обозначающая процесс, то есть представляющая признак как действие, состояние или становление»[45]. Понятие процесса имеет обобщенное значение. Под процессом понимаются разнообразные явления: действия (писать, строить, прыгать и т.п.), передвижение в пространстве (лететь, бежать, идти и т.п..), мыслительные процессы (думать, рассуждать, понимать и т.п..), физическое состояние (лежать, сидеть, и т.п.), речевую деятельность (говорить, произносить. шептать и др.), восприятие (видеть, слышать и т.п.) эмоциональное состояние (любить, радоваться, грустить и др.) и другие. В связи с этим необходимо систематическое и целенаправленное практическое ознакомление учащихся с многообразием семантики данной части речи. По мнению Т.Г.Рамзаевой, начиная с 1 класса необходимо развивать у учащихся внимание к лексическому значению глаголов. В процессе наблюдений над их семантикой происходит накапливание того конкретного материала, на основе которого становится возможным обобщение относительно типичного для глагола лексико-грамматического значения – обозначение действия предмета[46].

В сравнении с другими частями речи для глагола характерно и разнообразие грамматических категорий и форм. В лингвистике грамматические формы глагола делятся на два разряда: неопределенная форма глагола (инфинитив), спрягаемые формы. Спрягаемые формы выражают значения вида, залога, лица, числа, времени, наклонения. Формы прошедшего времени и сослагательного наклонения обладают значениями рода. Кроме того, спрягаемые формы способны выражать значение лица. Инфинитив относится к неспрягаемой форме глагола.

В начальных классах изучаются лишь некоторые грамматические категории, свойственные данной части речи. Так в процессе наблюдения над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы Что делать? Что сделать? происходит практическое знакомство с видом глаголов. В соответствии с программой младшие школьники получают знания о категориях числа, времени, рода (в прошедшем времени), лица, о спряжении и о неопределенной форме глагола. Т.Г.Рамзаева считает, что при отборе теоретического материала необходимо учитывать степень его необходимости для осознанного решения речевых и орфографических задач.

Следует отметить и многообразие синтаксических возможностей глагола. В предложении спрягаемые формы глагола выступают в функции простого глагольного сказуемого. Неопределенная форма глагола может употребляться как в роли сказуемого, так и в роли подлежащего и второстепенных членов предложения. Глагол имеет большое значение и для построения словосочетаний, так как в русском языке широко развито глагольное управление.

Задачи изучения глагола в начальных классах:

1) формирование понятия о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение глагола по числам, по временам, неопределенная форма глагола, спряжение);

2) развитие умения распознавать глагол среди других частей речи;

3) формирование умений изменять глаголы по числам и временам, отличать одну временную форму от другой, образовывать временные формы глагола, распознавать лицо глагола, глаголы I и II спряжения;

4) выработка навыка правописания частицы не с глаголами, навыка правописания ь в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа, навыка правописания личных окончаний глаголов;

5) обогащение словаря учащихся новыми глаголами, развитие навыка точного и осознанного употребления глагола в устных и письменных высказываниях;

6) развитие логического мышления учащихся (овладение операциями анализа, сравнения слов, обобщения и др.)

В процессе ознакомления с изменением глаголов по числам проводится специальное наблюдение над семантической стороной и формально-грамматическим средством выражения категории числа. В качестве языкового материала используются два предложения, в которых употребляется один и тот же глагол в разных формах числа. Для подбора языкового материала учащимся предлагаются два сюжетных рисунка. На первом рисунке изображено действие одного предмета, на другом – действие нескольких предметов. В ходе беседы учащиеся устанавливают, сколько предметов изображено на каждом рисунке и составляют по ним предложения.

Например:

Самолет летит.

Самолеты летят.

Анализ языкового материала осуществляется в следующей последовательности:

1. Чтение 1-го предложения. (Самолет летит.)

2. Выделение глагола. (Летит.)

3. Определение семантики глагола. (Глагол летит обозначает действие одного предмета.)

4. Постановка вопроса к глаголу. (Что делает?)

Далее делается обобщение и вводится термин «глагол единственного числа». Аналогично происходить знакомство учащихся с глаголами множественного числа. После этого проводится наблюдение над формально-грамматическим средством выражения числа, которое позволяет учащимся прийти к выводу о том, что при изменении глаголов по числам изменяется окончание. По мнению Т.Г.Рамзаевой, таким образом достигается осознание учащимися связи между вопросом, на который отвечает глагол, формой числа, в которой он употребляется, и окончанием.

При ознакомлении с изменением глаголов по временам необходимо учитывать сущность данной категории – отношение действия к моменту речи. Задача учителя – помочь детям осознать содержание термина «момент речи». С этой целью целесообразно провести с учащимися беседу:

– Что мы используем для того, чтобы общаться друг с другом? (Речь.) Наше общение происходит сейчас, то есть в данный момент. То, что мы говорим сейчас, то есть наша речь в данный момент – это и есть момент речи.

– Когда мы общаемся, мы совершаем разные действия. Что вы делаете сейчас? (Сидим, отвечаем на вопросы, пишем,)

– Действие может происходить в определенный момент речи. Сегодня на уроке мы определим, как действие, которое обозначает глагол, относится к моменту речи, и узнаем о глаголе что-то новое.

После этого учащимся предлагается составить три предложения, в которых один и тот же глагол представлен в разных временных формах: настоящем, прошедшем и будущем времени. Предложения составляются на основе жизненного опыта детей, их наблюдений. Например:

Сегодня светит солнце.

Вчера светило солнце.

Завтра будет светить солнце.

Анализ языкового материала проводится в следующей последовательности:

1. Чтение первого предложения. (Сегодня светит солнце.)

2. Выделение глагола. (Светит.)

3. Определение семантики глагола. (Глагол светит обозначает действие.)

4. Определение, когда происходит действие, которое обозначает глагол, по отношению к моменту речи. (Действие, которое обозначает глагол светит происходит сейчас, в момент речи.)

5. Постановка вопроса к глаголу. (Что делает?)

Далее делается обобщение и вводится термин «глагол настоящего времени». Аналогично происходит знакомство с глаголами прошедшего и будущего времени.

Т.Г.Рамзаева отмечает, что при определении времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Важно научить учащихся пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. По мнению ученого, сущность категории у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. В связи с этим рекомендуется в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводить упражнения, предполагающие изменение глаголов по временам. При этом необходимо предлагать однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида (записывать – записать, решать – решить, открывать – открыть и т.д.).

Неопределенная форма глагола (инфинитив) обозначает процесс, действие, не указывает на лицо, которое осуществляет это действие. Ученые-лингвисты, характеризуя данную форму, отмечают, что она используется в том случае, когда просто надо назвать действие. Данная форма имеет минимальную грамматическую информацию (выражает только значение вида и залога) и имеет более простой состав, чем другие формы глагола Исходя из этого, инфинитив определяют как исходную (начальную) форму глагола. Неопределенная форма глагола оканчивается на – ть, – ти, – чь. Среди них самым распространенным показателем этой формы является – ть.

При ознакомлении с неопределенной формой глагола для наблюдения предлагается ряд глаголов. Например: читать, расти, беречь, помочь.

Учащиеся задают вопрос к каждому глаголу и определяют, что эти глаголы отвечают на вопросы Что делать? и Что сделать? После этого делается обобщение: глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? – это глаголы неопределенной формы. Затем школьники выясняют, на что оканчивается неопределенная форма глагола.

Далее проводится специальное наблюдение, которое позволит учащимся прийти к выводу о том, что неопределенная форма глагола не указывает на время и число.

Детям предлагается прочитать записанные на доске предложения.

Петя хочет прочитать книгу.

Петя хотел прочитать книгу.

Учащиеся определяют, какой глагол в каждом предложении указывает на время действия. Затем учитель закрывает глагол хочет в первом предложении, а также глагол хотел – во втором предложении и предлагает прочитать данные предложения еще раз. В ходе наблюдения учащиеся делают вывод о том, что неопределенная форма глагола не указывает на время.

После этого перед учащимися ставится проблемный вопрос: Может ли глагол в неопределенной форме указывать на число? Аналогичное наблюдение позволяет учащимся установить, что глаголы в неопределенной форме не указывают и на число.

Для ознакомления с понятием «спряжение» необходимо актуализировать следующие знания учащихся: а) о личных местоимениях; б) о настоящем и будущем времени глагола; в) об изменении глагола по числам.

В качестве языкового материала предлагаются два глагола (I и II спряжения), которые при изменении по лицам и числам имеют ударные окончания. Например: идти, говорить.

На доске представлена следующая запись:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 14895; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.