Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нюанс и нюансировка




Гармоничная целостность и соподчиненность элементов

Свойства и качества композиции

Значимость того или иного свойства композиции неодинакова для разных изделий, но перечисленные выше свойства обязательны для любой композиции. Если форма утратит хоть одно из них, гармония нарушится. Что же касается таких пар противоположных свойств, как динамичность и статичность, симметричность и асимметричность, то в тех частных случаях, когда в композиции имеются эти противоположные свойства, одно из них должно доминировать.

Главная особенность связей форм – органичность соединения элементов формы, соподчиненность без которой не существует целостности.

Итак, главным, своего рода синтезирующим качеством композиции является гармоничная целостность формы, которая возникает лишь в результате особого соподчинения всех частей целого. Целостность формы со сложным силуэтом во многом зависит от главных формообразующих линий. Соподчиненность элементов формы благодаря точному взаимодействию формообразующих линий проявляется во всем. Контурная линия одного элемента, точно развиваясь, продолжается в линии другого – происходит своеобразное перетекание основных формообразующих. Это достигается и рядом других приемов. Когда ряд важных формообразующих сходится в одной условной точке, мы ощущаем, как что-то незримо организует всю композицию. И наоборот: если, например, две наклонные формообразующие пересекаются, а третья (или несколько линий), не менее значимая, не скоординирована с ними, соподчиненность элементов будет неполной. Таким образом, целостность формы и соподчиненность ее элементов связаны между собой, как следствие с причиной. Если художнику не удается соподчинить основные формообразующие элементы, он не достигает и главного – композиционной целостности формы.
Средства композиции

«Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», – Карл Брюллов, выразив, быть может, самую характерную черту искусства.

Метрический повто р

Метрический повтор в композиции, или метр, как его иногда называют, – неоднократное и с одинаковым интервалом повторение какого-либо элемента. Повторы могут носить разнообразный характер в зависимости от того, какие это элементы, каков их размер и шаг, повторяется ли один элемент либо одновременно два или несколько разных элементов, каждый со своим шагом чередования.

Большое значение приобретают системы элементов, основанные на едином модуле, где повторяются целые «цепочки» элементов. Нередко в одной системе элементов развивается параллельно несколько метрических рядов, которые строятся на сложном чередовании не одного, а двух и более элементов.

Метрический ряд должен иметь начало и конец – иначе он будет выглядеть случайным фрагментом чего-то незавершенного. Композиционно таким началом и концом, например, могут быть крайние поля, более широкие, чем ряд метрического шага.

Разряженность ряда, напротив, требует зачастую предельных контрастных отношений, иначе метрический повтор теряет активную организующую роль. В этих случаях многое зависит от того, какова роль данного метрического ряда элементов в композиции. Если он задает всю основу композиции, контраст особенно нужен. Если же этот ряд имеет в композиции второстепенное значение, не следует выявлять его подчеркиванием силы контраста. Ряды повторяющихся элементов могут строиться на контрастном выделении одних, более значимых в функциональном отношении, и нюансном сопоставлении других, например цветом и тоном.

Ритм В отличие от метрического повтора закономерность, на которой основан ритм, выражается в постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов – в нарастании или убывании элементов, объема или площади, в сгущении или разряжении структуры, силы тона и т.п. Ритм проявляется, таким образом, в закономерном изменении порядка, и зрительная реакция на ритм – это реакция на «порядок», но порядок не метрический, а ритмический..

Цвет Цвет должен служить логическим дополнением и завершением всей композиции, создания гармоничного цветового ансамбля всей композиции.

В ходе работы с цветом фигур приходится учитывать «одновременный контраст», т. е. изменение восприятие цвета в зависимости от цветового окружения – фона. Контраст усиливается, когда один цвет выступает как пятно на фоне другого. «Изменение» цвета бывает очень сильным, и, если не предусмотреть этого обстоятельства, то в натуре цветовое окружение может сделать цвет зрительно совсем иным, чем это было задумано. Рассматривая эти явления, Н. М. Кубасова составила таблицу изменения цвета фигуры в зависимости от цвета фона. Начинающему художнику полезно иметь под рукой эту таблицу, как фотографу – экспонометр, поскольку при работе над компьютерно-художественной композицией постоянно приходится иметь дело с цветовым взаимодействием «фон – пятно».

Пластика малых форм. Сравнивая пластику гигантского станка и маленьких дамских часов, трудно сказать, какой объект сложнее для проектирования. Ведь одна из специфических задач художника – поиск образа вещи, в которой должна отразиться ее эстетическая сущность.

Литература:

1. Магомедова А. А.

Дизайнерское мышление и способы его формирования / Магомедова А. А.

// Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 7. - С. 54-56.

[ДИЗАЙН; ДИЗАЙНЕРСКОЕ МЫШЛЕНИЕ; СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Статья (сер.).

2. Ткаченко Е. В.

Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития: учеб. пособие для учрежд. высш. и сред. проф. образования по спец. - Проф. обучение "Дизайн" / Ткаченко Е. В., Кожуховская С. М.; М-во образования РФ [и др.]. - Екатеринбург: АКВА-ПРЕСС, 2004. - 240 с. - ISBN 5-94544-015-9[Гриф]: 82-65.

[ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ]

(подробности) Тип записи: Текстовые материалы - Монография.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.