Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модуль 1. По дисциплине «Учет и анализ (бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)»




КУРС ЛЕКЦИЙ

По дисциплине «Учет и анализ (бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)»

Модули 1 и 2

 

Направление подготовки 080200 Менеджмент ___________

 

Профиль подготовки Производственный менеджмент ______________

 

Квалификация (степень) выпускника ____________ бакалавр ____

 

 

Форма обучения ______ для всех форм обучения

 

 

Волгодонск 20___


План лекционных занятий:

 

Модуль 1. 3

Тема 1: Сущность бух. учета и его значение в системе экономической информации, виды хозяйственного учета. 3

Тема 2: Нормативное регулирование бухгалтерского учета. 4

Тема 3: Предмет бухгалтерского учета. 5

Тема 4: Методы бухгалтерского учета: Документирование и Инвентаризация. 6

Тема 5: Методы бухгалтерского учета: Счета бухгалтерского учета и Двойная запись. 7

Тема 6: Методы бухгалтерского учета: Оценка и Калькулирование. 8

Тема 7: Методы бухгалтерского учета: Бухгалтерская отчетность и Бухгалтерский баланс. 8

Тема 8: Метод бухгалтерского учета: Классификация счетов. 10

Тема 9 Общие принципы бухгалтерского учета хозяйственных процессов. 10

Тема 10: Типовые измерения в балансе под влиянием совершенных хозяйственных операций 12

Тема 11: Учетные регистры и формы бухгалтерской отчетности. 13

Тема 12: Исправление ошибок в документах и учетных регистрах и формы бухгалтерского учета 14

Модуль 2. 16

Тема 13: Учет денежных средств. 16

Тема 14: Учет основных средств. 21

Тема 15: Учет нематериальных активов. 26

Тема 16: Учет материально- производственных запасов. 31

Тема 17: Расчеты с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом предприятия, с подотчетными лицами. 35

Тема 18: Учет затрат на производство. 40

Тема 19: Учет готовой продукции. 50

Тема 20: Учет финансовых результатов от обычных и прочих видов деятельности. 52

Тема 21: Учет общего финансового результата. 55

Тема 22: Учет нераспределенной прибыли и резервов. 56


Тема 1: Сущность бух. учета и его значение в системе экономической информации, виды хозяйственного учета

Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.

Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях.

Бух. учету присуще следующие признаки:

1. сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников их формирования;

2. осуществляется непрерывно во времени отражение происходящих фактов;

3. каждый хозяйственный факт оформляется документально;

4. все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели;

5. существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности обусловленной условной зависимостью свершившихся фактов.

Хозяйственный учет – это функция управления, которая представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации фактов хозяйственной деятельности.

Различают следующие виды:

1. оперативный;

2. статистический;

3. бухгалтерский;

4. финансовый;

5. управленческий.

Каждый из вида учета рассматривает одни и те же хозяйственные процессы с разных позиций, при этом потоки информации не пересекаются.

Каждому из вида учетов присуще одна особенность использования одних и тех же измерителей:

­­–- натуральных;

– трудовых;

– денежных.

Натуральные измерители отражают количественную характеристику однородного объекта, учета и служит для получения информации в указанных единицах в зависимости от особенностей объектов.

Натуральные измерители выражаются:

– счетом;

– массой;

– объемом;

– мерами длины.

Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицы измерения: минуты, часы, дни.

С их помощью контролируется:

1. норма выработки;

2. производительность труда;

3. начисление заработной платы.

Денежный измеритель является обобщающим показателем, который предназначен для учета разнородных объектов в едином измерении.

Денежный измеритель позволяет исчислить затраты и результаты предприятия за отчетный период.


Тема 2: Нормативное регулирование бухгалтерского учета

 

Первый (законодательный) уровень составляют законы и иные законодательные акты, прямо или косвенно регулирующие постановку учета в организации. Особое место на этом уровне занимает Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Данный документ устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Весьма важное место на этом уровне принадлежит Гражданскому кодексу РФ и Налоговому кодексу РФ. В первой части ГК законодательно закреплены многие вопросы учетной работы. Применение НК существенно упорядочило базовые правила и процедуры, связанные с налогообложением коммерческих организаций.

Второй уровень нормативного регулирования составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). В этих документах обобщаются принципы и базовые правила бухгалтерского учета, излагаются основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, а также бухгалтерские приемы (без конкретизации механизма их применения к определенному виду деятельности).

Раскрытие норм ПБУ должно осуществляться в документах третьего уровня – методических указаниях и рекомендациях по ведению бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции; методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств; методические рекомендации по заполнению форм бухгалтерской отчетности и т. д. Важнейшие документы этого уровня – новый План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). К ним можно добавить и многочисленные указания Минфина России по вопросам, впервые возникающим в практике хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень в системе регулирования должны занять рабочие документы организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах.

Система нормативного регулирования призвана обеспечить формирование полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности организации.

 


Тема 3: Предмет бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации. Для характеристики явлений, которые подлежат бухгалтерскому учету, существует понятие «объект бухгалтерского учета». Под объектом понимается любое явление, которое может быть объективно выражено в стоимостной оценке и необходимо для управленческих нужд. В теории бухгалтерского учета выделяют три группы объектов: активы, пассивы, хозяйственные операции.

К активам организации (имущество) относятся:

1) внеоборотные активы:

основные средства – это средства труда, используемые при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности организации в течение периода, превышающего 12 месяцев: здания, сооружения, транспорт, оборудование, вычислительная техника и т. п.;

доходные вложения в материальные ценности – расходы организации в виде вложений в здания, оборудование и иные ценности, имеющие материально-вещественную структуру, предоставляемые организацией во временное пользование с целью получения дохода;

нематериальные активы – долгосрочные затраты организации по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, вытекающие из патентов, свидетельств и иных охранных документов. К данной категории относятся также организационные расходы, возникающие при создании хозяйствующего субъекта в виде вклада в уставный капитал, и стоимость деловой репутации приобретаемых организаций;

вложения во внеоборотные активы – долгосрочные инвестиции организации в приобретение (строительство) основных средств, создание и приобретение нематериальных активов;

долгосрочные финансовые вложения – инвестиции организации в ценные бумаги акционерных обществ, государственные и частные долговые ценные бумаги, уставные (складочные) капиталы других организаций;

2) оборотные активы:

производственные запасы – совокупность средств труда, участвующих в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг: сырье, материалы, топливо, запасные части;

товары – активы, приобретенные или полученные от других лиц и предназначенные для продажи;

готовая продукция – продукция, которая полностью закончена обработкой, принята техническим контролем и в соответствии с утвержденным порядком приемки сдана на склад;

денежные средства – наличные средства в кассе, свободные денежные средства на расчетных, валютном и иных банковских счетах;

краткосрочные финансовые вложения – вложения организации в облигации, векселя и т. п.;

дебиторская задолженность (средства в расчетах) – средства организации, временно находящиеся в распоряжении других организаций и лиц.

К пассивам организации относятся:

1) собственный капитал:

уставный капитал – совокупность вкладов учредителей в имущество в денежном выражении при создании организации для обеспечения ее деятельности, в размерах, определенных учредительными документами;

резервный капитал – часть нераспределенной прибыли, зарезервированная в целях, определенных законодательством (на покрытие убытков, погашение дивидендов по привилегированным ценным бумагам в случаях отсутствия иных средств);

добавочный капитал – внутренний источник, который образуется за счет изменения стоимости активов;

нераспределенная прибыль – прибыль, оставшаяся в распоряжении организации с начала ее деятельности, за минусом выплат и изъятий в соответствии с законодательством;

целевое финансирование – средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения (средства, поступившие от других организаций, субсидии правительственных органов и пр.);

2) обязательства организации (привлеченный капитал):

долгосрочные обязательства – кредиты и займы, срок погашения которых наступает не ранее чем через 12 месяцев;

краткосрочные обязательства – кредиты и займы, срок погашения которых наступает ранее чем через 12 месяцев. Здесь же выделяется текущая кредиторская задолженность, возникающая в процессе финансово-хозяйственной деятельности организации.

 

 

Тема 4: Методы бухгалтерского учета: Документирование и Инвентаризация

 

Метод бухгалтерского учета – это совокупность способов и приемов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которые включают специфические приемы наблюдения объектов бухгалтерского учета, их измерения, группировки и обобщения.

Основными элементами метода являются приемы, связанные:

• с организацией бухгалтерского наблюдения, т. е. получением первичных сведений о всех происходящих в организации хозяйственных операциях. Для этого используются документирование и инвентаризация;

• организацией бухгалтерского измерения. Это оценка и калькулирование;

• группировкой объектов бухгалтерского учета. Здесь применяются счета и двойная запись;

• обобщением учетных данных. Для этого используются балансовое обобщение информации и свод показателей.

Документирование

Бухгалтерский документ представляет собой письменное свидетельство, которое подтверждает факт совершения хозяйственной операции, право на ее совершение или устанавливает материальную ответственность работников за доверенные им ценности.

Финансово-хозяйственная деятельность организаций сопровождается выполнением многочисленных и разнообразных операций. В свою очередь каждая хозяйственная операция обязательно оформляется учетными документами, в которых содержатся первичные сведения о совершенных хозяйственных операциях или право на их совершение. Документом должна быть оформлена любая совершенная операция. Именно правильно составленный документ придает операции юридическую силу. Документы должны содержать достоверные данные и оформляться своевременно.

С документами тесно связаны такие понятия, как документация (первичный учет), унификация, стандартизация и документооборот.

Документация – это способ оформления имущества, обязательств и хозяйственных операций бухгалтерскими документами. Ни одна операция не может быть отражена в учете без подтверждения ее соответствующими документами. Правильное и своевременное оформление всех хозяйственных операций документами является начальной стадией бухгалтерского учета.

Унификация документов – это разработка типовых форм документов для использования их при оформлении однородных операций в различных организациях независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Унифицированные формы первичной документации утверждаются постановлениями Госкомстата России.

Стандартизация – это установление одинаковых (стандартных) размеров бланков однотипных документов, которые позволяют более эффективно использовать бумагу при печати документов, уменьшают ее отходы. Кроме того, стандартизация облегчает бухгалтерскую обработку документов, в том числе с помощью ЭВМ, и хранение документов в архиве.

Документооборот – это путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив. В каждой организации документооборот разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.

Отсутствие документооборота или нечеткая его организация приводят к запущенности учета и различным злоупотреблениям.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.