Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правление Александра II: время преобразований




Временем важных и глубоких преобразований, существенно изменивших государственное устройство империи, стимулировавших экономическое развитие страны, повлиявших на эволюцию ее социальной структуры, стало правление Александра II (1855 - 1881 гг.)

Экономическое и социально-политическое отставание России от передовых европейских государств подтвердило жестокое поражение в Крымской войне 1853 - 1856 гг. Внутри самой империи росли социальная и политическая нестабильность, желание перемен.

Но выбор Россией путей дальнейшего развития в условиях самодержавия зависел в первую очередь от воли императора и политической борьбы “на самом верху”. Александр II, на счастье России, был умным, либерально настроенным монархом. Однако сущность, темпы и масштабы реформ “регулировала” постоянная борьба в окружении Александра II между его сторонниками (великий князь Константин Николаевич, Н.А. Милютин, Д.А. Милютин, П.А. Валуев, А.В. Головин, М.Х. Рейтерн) и противниками В.А. Долгоруков, П.А. Шувалов, В.Н. Панин).

О попытке консолидации правительства и либерально настроенной части общества свидетельствует основание в 1857 - 1858 гг. губернских комитетов для “выработки проекта об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян”. В 1859 г. учреждаются две Редакционных комиссии, готовившие проекты Положения об отмене крепостного права. Задачей комиссии было примирить интересы государства, помещиков и крестьян, однако расклад политических сил привел к тому, что большинство вопросов было решено в пользу помещиков.

Итоговые документы - Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости” - были подписаны Александром II 19 февраля 1861 года. Около 23 миллионов крестьян получили личную свободу и ряд гражданских прав (заключать сделки, открывать торговые и промышленные заведения, выступать в суде, переходить в другие сословия). Помещики обязывались выделить крестьянам участки земли в бессрочное постоянное пользование.

Ликвидация крепостного права явилась наиболее радикальным преобразованием социально-экономической системы России, открыла дорогу буржуазному развитию страны, повлекла за собой реформы во всех сферах российского общества.

Однако реформе были присущи внутренняя противоречивость и незавершенность.

К примеру, крестьяне получили земли меньше, чем обрабатывали до 1861 г., часть их (так называемые “отрезки”) отошла помещикам. Бывшие крепостные считались временно обязанными до тех пор, пока они не выкупят выделенные им наделы, должны были платить помещику оброк. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая наделы между дворами, продажа наделов запрещалась, переход их к крестьянам предполагался лишь через 9 лет. Выкупные платежи крестьян были рассчитаны на 49 лет, в то время как помещикам из казны сразу же выплачивалось 75 - 80 % стоимости земли. Недовольство крестьян выразилось в массовых волнениях, охвативших 42 губернии, при этом почти половина из 1889 крестьянских выступлений в 1861 г. была подавлена с помощью войск.

Отмена крепостного права поставила перед властью новые проблемы: многие административные учреждения и правовые нормы устарели в один день - 19 февраля 1861 г. Следовало незамедлительно продолжить модернизацию, привести государственное устройство в соответствие с новым социальным порядком. Задуманные Александром II дальнейшие преобразования должны были охватить все основные сферы жизни общества: социально-экономическую (финансовая реформа), политическую (земская, судебная, городская, военная реформы), культурную (реформы образования, университетов, цензуры и печати).

В реорганизации системы государственного управления одним из первых шагов стала реформа местного самоуправления - земская (1864 г.). Органы местного самоуправления в губерниях и уездах были всесословными выборными учреждениями, в компетенцию которых входило распределение государственных и утверждение местных налогов, здравоохранение, образование, статистика и хозяйство на местах. Однако земства лишались законодательной инициативы. В 1870 году было реорганизовано и городское самоуправление: создавались всесословные выборные учреждения - городская дума (распорядительный орган) и городская управа (исполнительный орган).

Одним из наиболее продуманных и последовательных преобразований стала реформа судопроизводства (1864 г.), приблизившая российское правосудие к лучшим европейским образцам. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной; суд строился на принципах независимости его от администрации, бессословности, равенства сторон перед законом, гласности и состязательности судебного процесса. Вводились два вида судов: мировые (судья избирался уездными земскими собраниями) и общие (судьи назначались царем), рассматривающие серьезные гражданские и уголовные дела (последние - с участием присяжных заседателей). Эта система дополнялась сословными волостными судами для крестьян, консисториями для духовенства, судом для военных, высших чиновников и подчинялась высшему судебному органу - Сенату.

Серьезные изменения затронули и армию. Возглавляющий с 1861 года военное министерство Д.А. Милютин начал планомерную работу по ее реорганизации, учитывая общегражданское значение этих преобразований. Была осуществлена реформа системы военного управления, затем произведено сокращение численности армии (за 1864 - 1867 гг. - примерно в полтора раза). В 1865 г. началась военно-судебная реформа на принципах гласности и состязательности судебного процесса; перестало употребляться варварское наказание шпицрутенами.

Важнейшим элементом военной реформы стало изменение принципа формирования армии: вместо рекрутского набора вводилась всесословная воинская повинность мужского населения по достижении 21 года, что позволило значительным образом сократить сроки службы (для солдат - до 6 лет, для матросов - до 7 лет). Была расширена сеть военных училищ, принцип приема в них изменен на всесословный. Постоянно совершенствовалась военная теория, высокими темпами шло перевооружение и техническое оснащение армии, улучшались быт и просвещение солдат.

Решению стоящих перед Россией задач в области развития общественной жизни и формирования гражданского общества содействовали и университетская, школьная, цензурная реформы.

Так, началось создание массового начального образования в стране, были учреждены семилетние гимназии для девушек и т.п. Высшим учебным заведениям была предоставлена административная автономия (выборность ректора и деканов, самостоятельное формирование учебных программ и т.д.), создавались новые вузы, в том числе высшие женские курсы.

“Временные правила по делам печати” (1865 г.) отменяли предварительную цензуру для правительственных, научных изданий, ряда журналов, оставив за цензурой право через суд закрывать органы печати в случае нарушения ими правил.

Время преобразований 60-х - 70-х годов XIX в. справедливо получило определение “эпохи великих реформ”, однако реформаторы не вполне были готовы к радикальным политическим преобразованиям в империи, опасались дестабилизации общества.

В результате представительные учреждения были основаны только на местном уровне (идея либералов о созыве Земской думы не была поддержана царем). Политические права земств были не велики, а их деятельность контролировалась губернаторами и министерством внутренних дел, обладавшими правом отменять их распоряжения. Суду присяжных не подлежали политические дела, особое совещание при министре внутренних дел активно использовало административную ссылку без суда в отношении подозреваемых в антиправительственной деятельности. Роль своеобразного “социального ценза” для учащихся в гимназиях и вузах с успехом выполняла плата за обучение.

Реформы 60-х - 70-х гг. в России по значимости для дальнейшего развития страны можно сравнить с процессами в ведущих государствах мира: отмена рабства и гражданская война в США (1861 - 1865 гг.), революция Мэйдзи в Японии (1867 - 1868 гг.), завершение объединения Италии (1870 г.) и Германии (1871 г.), а также принятие Конституций в Германии и Японии, введение тайного голосования в Великобритании и т.п. В этих странах закрепился переход к индустриальному обществу, опиравшийся на идеологию политического либерализма (конституционализм, политические свободы, разделение властей и т.п.), особенностью же России оставалось сохранение самодержавной формы правления, ведущая роль государства в экономике, нерешенность аграрного вопроса.

Начало 70-х годов в России характеризуется всплеском движения революционного народничества. Желание незамедлительных перемен активизировало революционеров как в их попытках убить царя, так и развернуть широкую агитацию в народе, кульминацией которой стало массовое “хождение в народ” в 1874 году. Последствия русско-турецкой войны, экономические причины (промышленный спад, неурожаи 1879 - 1880 гг.), неудовлетворенность и либерального общества темпами перемен усилили критическую ситуацию в стране. Активизировалось крестьянское движение, происходили волнения студентов. Земско-либеральные деятели ужесточили свои требования и выступали за незамедлительное введение конституции в России, при этом осуждали развязанный революционерами террор.

Обстановка в империи была накаленной, и правительство предприняло меры, расцененные обществом как репрессии. Состоялись многочисленные аресты, последовали политические процессы (крупнейшие из них - “процесс 50-ти”, и “процесс 193-х”). В 1878 г. (после процесса над В. Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова и оправданной судом присяжных, несмотря на ее очевидную виновность) политические преступления были переданы из ведения гражданских судов в военные. В этом же году создается аппарат полицейских урядников для борьбы с крестьянским движением, организуется сыскная полиция. В 1879 г. в Петербурге, Харькове, Одессе были учреждены временные генерал-губернаторства, а права Московского, Киевского и Варшавского генерал-губернаторов расширены.

В конце 70-х годов наметился новый этап в политике Александра II, предполагавший серьезные перемены в государственном устройстве России. В начале 1880 г. был создан чрезвычайный орган управления - Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Возглавивший ее граф М.Т. Лорис-Меликов наряду с карательными мерами активизировал диалог с земствами по проблеме реформирования страны, ослабил цензуру. И после ликвидации комиссии в августе 1880 года М.Т. Лорис-Меликов, утратив чрезвычайные полномочия, но получив посты министра внутренних дел и шефа корпуса жандармов, стремился преодолеть кризис путем проведения политических преобразований.

Потребности модернизации страны, призывы революционных и либеральных кругов заставили вновь обратиться к идее представительных учреждений, обсуждавшейся с начала 60-х годов. М.Т. Лорис-Меликов подготовил проект, получивший название “Конституция Лорис-Меликова”, о привлечении представителей земств и городских дум с совещательным голосом к работе Государственного совета. По его мысли, таким образом полнее использовался бы интеллектуальный потенциал и опыт земских общественных деятелей, а оформление легальной оппозиции, открыто формулирующей политические требования, ослабило бы оппозицию подпольную. Однако, учитывая внутриполитическую ситуацию в стране, Лорис-Меликов предлагал поставить рядом с монархом не полноправный парламент, а совещательный представительный орган. При всей ограниченности это могло стать началом процесса возникновения российского парламентаризма. Однако замыслу не суждено было быть претворенным в жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.