Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формирование умений




Факторы формирования трудовых навыков

1. Выполнению человеком любого практического действия предшествует построение его плана, проекта - первоначального образа действия.2. Самоконтроль.3. Использование тренажеров. 4.Развитие сенсомоторных ключевых квалификаций.

Успешность формирования у учащихся трудовых навыков во многом зависит от развития у них таких качеств, как точность зрительного и кинестетического анализа положения рук и инструмента в пространстве; способность коррекции движений в процессе их выполнения; глазомер; ощущение временных интервалов (так называемое чувство времени); слуховое восприятие, в частности развитие технического слуха. Овладение совокупностью этих компонентов можно выразить общим понятием "сенсомоторная квалификация".Важным резервом для ускорения формирования профессиональных навыков является целенаправленное развитие oтдельных компонентов сенсомоторной квалификации, так называемых профессионально значимых (ключевых) психофизиологических функций.Для развития сенсомоторных ключевых квалификаций широко используется четырехступенчатый метод формирования навыков:подготовительная ступень - создание учебной ситуации; демонстрационная ступень - формирование представления о трудовых действиях; пробное выполнение трудовых действий; упражнения и отработка навыков. Успешность формирования трудовых навыков определяется как эффективностью методов обучения, так и уровнем развития у учащихся соответствующих компонентов сенсомоторных ключевых квалификаций. Поэтому дальнейшее совершенствование процесса формирования навыков должно осуществляться с учетом этих аспектов.

Умение – сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающее достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. Навык и умение соотносятся как часть и целое. Трудовые умения - это умения осуществлять труд, если его рассматривать не в широком смысле. Часто также употребляется термин «практические умения». По отношению к понятию "трудовые умения" его, следует рассматривать как более общее понятие: любая практическая деятельность направлена на реальное изменение наличного материального бытия - не только природного, но и социального. Широко распространен термин "профессиональные умения". Данные умения следует рассматривать скорее не как самостоятельный класс умений, а как четко определенный круг трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечим качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего. Для профессиональных умений характерны высокая точность и скорость выполнения действий; устойчивость - способность сохранять точность и темп действий, несмотря на побочные явления; гибкость - способность рационально и творчески действовать в изменяющихся условиях, осуществлять действие разны ми способами, каждый из которых наиболее эффективен в том или другом конкретном случае; прочность - сохранение умения в течение относительно длительного промежутка времени, когда оно не применялось. В процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы: Первоначальное умение - осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом "проб и ошибок". Частично умелая деятельность - овладение умениями выполнять отдельные приемы, операции, уточнение необходимой системы знаний, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности. Умелая деятельность - творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности. Мастерство - овладение умениями на уровне стратегии трудовой деятельности, творческое развитие способности самостоятельного определения цели - целеполагания, творческое использование различных умений в соединении с высокой профессиональной активностью, развитым чувством коллективизма и умением работать в производственном коллективе. Целесообразно рассматривать трудовые умения на трех уровнях: выполнения отдельных операций (например, технологических), тактики и стратегии трудовой деятельности. Операционные умения – умения успешно выполнять технологические и другие трудовые операции: опиливания, резания, обтачивания поверхностей на токарном станке, пользования контрольно-измерительными инструментами, микрокалькулятором и т.д. Тактические умения подразумеваются умения осуществлять полный технологический процесс, успешно использовать совокупность наличных средств труда, имеющихся операционных умений для решения текущих трудовых задач в изменяющихся условиях. Тактические умения наряду с комплексом операционных умений включают в себя ряд ключевых квалификаций: способность к быстрой ориентировке в производственной ситуации, владение общими алгоритмами рационального построения действий и их последовательности, умения технологического планирования, пользования справочной литературой, распределения ролей при коллективной организации деятельности бригады и т. д. Тактические умения тесно связаны с общетрудовыми умениями: планирования, самоконтроля, организации рабочего места и т. д. Стратегические умения – умения ориентироваться во всей системе производства, производственных и общественных отношений, определять место и цели собственной трудовой деятельности и основных ее этапов в cooтветствии с целями производственного коллектива.Стратегические умения наряду с комплексом оперативных и тактических умений образуют ключевые компетенции, включающие в себя целый ряд компонентов, качеств личности имеющих "в непрофессиональный" или "надпрофессиональный" характер. Это высокоразвитые познавательные умения, стремление к повышению своей квалификации и овладению методами труда передовиков и новаторов производства, способность к сверхнормативной профессиональной активности, к творческом активности, к участию в рационализации и изобретательстве, в конструировании приспособлений, приборов, в совершенствовании организации труда и производства, способность к выявлении потерь рабочего времени, определению путей повышения производительности труда и качества работы, экономии энергетических и сырьевых ресурсов.Формирование тактических умений опирается на знания, навыки, операционные умения учащихся; формирование стратегических умений - на знания, навыки, операционные и тактические умения.

8.Социально – психологические аспекты обучения и воспитания

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.

Семья

Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе.

Школа

Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

Досрочная социализация. Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, молодая пара может жить вместе до брака, чтобы иметь представления, какой будет семейная жизнь.

Ресоциализация — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

Работа

Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимые для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся и узнают об особенностях работы своих коллег.[6]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 760; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.