Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отраслевые системы менеджмента качества




Успешное партнерство ИСО и мировой нефтегазодобывающей промышлен­ности нашло отражение в разработке новых технических условий, касающихся применения в этой отрасли стандарта ИСО 9001:2000. Документ ИСО/ТУ 29001:2003 «Нефтяная, нефтехимическая и газодобывающая промышленность. Отрас­левые системы менеджмента качества. Требования к организациям, поставляющим продукцию и предоставляющим услуги» содержит общие и единые для всех государств требования к СМК в данной отрасли промышленности. Примене­ние этого стандарта поможет избежать многообразия систем качества и, соот­ветственно, разнообразия процедур аудита и сертификации (в случае сертифи­кации СМК).

Отрасли промышленности, в которых последствия катастроф и аварий необ­ратимы, традиционно внедряют СМК на основе стандартов, содержащих более детальные требования и рекомендации.

Технические условия ИСО/ТУ 29001 содержат полный текст стандарта ИСО 9001:2000 и подробные требования к проектированию, разработке, производ­ству, монтажу и обслуживанию продукции, предназначенной специально для данной отрасли.

□ В 1996 г. группа американских ключевых компаний в области услуг связи (провайдеры телекоммуникационных услуг, их поставщики и субподрядчики) основала форум «Высокое качество для поставщиков в области телекоммуника­ций» (Quality Excellence for Supplies of Telecommunications Forum, QuEST Forum), одна из целей которого состояла в разработке требований в области качества для индустрии телекоммуникаций. В результате был создан единый стандарт, помогающий решать проблемы, возникающие при взаимодействии компаний, и повысить качество продукции и услуг одной из наиболее современных и бы­стро развивающихся отраслей.

В июне 1998 г. появился стандарт TL 9000. В январе 2000 г. была утверждена версия 2.5, основанная на ИСО 9001:1994. Версия 3.0, разработанная в соответ­ствии с требованиями ИСО 9001:2000, утверждена в феврале 2001 г. В настоящее время QuEST Forum объединяет около 160 членов и готовится представлять об­ласть телекоммуникаций в ИСО/ТК 176.

Основные цели разработки стандарта TL 9000 таковы:

• содействовать созданию эффективных систем качества на основе общих
требований применительно к телекоммуникационным продуктам: техни­ческим средствам связи (оборудованию, Hardware), программному обе­спечению (Software) и телекоммуникационным услугам;

• сократить количество стандартов для систем качества в области телеком­муникаций;

• создать единые метрики для оценки эффективности использования си­стем качества;

• способствовать непрерывному улучшению качества продукции на теле­
коммуникационном рынке;

• содействовать повышению эффективности взаимоотношений между по­ставщиком и покупателем.

TL 9000 определяет базу для сравнения деятельности различных участников отрасли, он включает две книги:


• Книга 1. «Требования TL 9000 к системе качества»; (TL 9000 Quality Sys­
tem Requirements — Book One). В ней содержатся все требования к СМ К
из ИСО 9001:2000, а также дополнительные специальные требования к
программному обеспечению, оборудованию и услугам.

• Книга 2. «Метрики системы качества TL 9000» (TL 9000 Quality System
Measurements — Book Two).

Поскольку в области телекоммуникаций вопросы взаимодействия с много­численными провайдерами и поставщиками являются критичными для качества конечной продукции и услуги, в TL 9000 разработана система измерений, ко­торая позволяет эффективно собирать и анализировать результаты, используя их для постоянного улучшения. Измерения работ и их стоимости помогают оценить уровень качества, указывают области, в которых улучшения дадут мак­симальный экономический эффект, позволяют оценить его и создают благопри­ятные условия для бенчмаркинга*.

Книга 2 определяет ряд обязательных метрик, которые предназначены для совместного использования поставщиками и потребителями в целях определения показателей, приемлемых для обеих сторон. Производители отсылают свои по­казатели в единую систему хранения метрик, которая определяет ключевые по­казатели по отрасли в целом. Отдельные производители могут сравнивать свои показатели с усредненными значениями и использовать результаты при разработке рыночной стратегии и программы по улучшению.

Структура модели TL 9000 приведена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Структура модели TL 9000

Международный стандарт ИСО 9001:2000
Общие требования TL 9000
Специальные требования к техническим средствам (оборудованию) Специальные требования к программному обеспечению Специальные требования к услугам  
Общие метрики TL 9000
Метрики по техническим средствам (оборудованию) Метрики по программному обеспечению Метрики по услугам

Стандарт TL 9000 используется в качестве модели менеджмента для оценки со­ответствия и сертификации. Компании, подтвердившие свое соответствие TL 9000 посредством проведения аудита третьей стороной, получают сертификат на техни­ческие средства, программное обеспечение, услуги или любую их ком-

*Бенчмаркинг — эффективный инструмент познания, получивший широкое распространение в конце XX в. Суть его состоит в определении ключевых показателей, характеризующих деятельность данного предприятия, и в сравнении их с аналогичными характеристиками другой организации, например, лидера отрасли или гипотетической компании, объединяющей наиболее сильные стороны всех предприятий отрасли. На основе такого сравнения вырабатывают соответствующий план действий, впрочем, не обязательно предписывающих копировать лидера.


 

бинацию и заносятся в общий регистр. Органы по сертификации (регистраторы), предлагающие свои услуги по оценке соответствия TL 9000, должны быть аккредитованы одним из соответствующих органов, признаваемых QuEST.

□ В октябре 1996 г. Американское общество инженеров-автомобилистов (Am­erican Society of Automotive Engineers, SAE), имея опыт разработки QS-9000, по заказу и от имени аэрокосмической промышленности США опубликовало стан­дарт SAE ARD 9000 «Требования к качеству основных поставщиков в области аэрокосмической промышленности». С мая 1997 г. это стандарт AS 9000. Подход был таким же, как и при разработке QS-9000 для автомобильной промышлен­ности, т. е. все изменения оформлялись в виде дополнений к основному доку­менту — ИСО 9001. В качестве дополнений в него были включены 28 отраслевых требований, шесть примечаний и три определения. Некоторые из этих дополне­ний были приняты, чтобы обеспечить соответствие нормативам Федеральной авиационной администрации США (FAA).

□ В октябре 1996 г. Американское общество инженеров-автомобилистов (Am­
erican Society of Automotive Engineers, SAE), имея опыт разработки QS-9000, по
заказу и от имени аэрокосмической промышленности США опубликовало стан­дарт SAE ARD 9000 «Требования к качеству основных поставщиков в области
аэрокосмической промышленности». С мая 1997 г. это стандарт AS 9000. Подход был таким же, как и при разработке QS-9000 для автомобильной промышлен­ности, т. е. все изменения оформлялись в виде дополнений к основному доку­менту — ИСО 9001. В качестве дополнений в него были включены 28 отраслевых требований, шесть примечаний и три определения. Некоторые из этих дополне­ний были приняты, чтобы обеспечить соответствие нормативам Федеральной авиационной администрации США (FAA).

С момента первого издания AS 9000 осуществлено несколько его пересмотров. В августе 2001 г. SAE выпустило стандарт AS 9100, пересмотр А. Он содержит еди­ные требования для аэрокосмической отрасли и учитывает нормы ИСО 9001:2000. Специалисты по сертификации придают особое значение проверке первого об­разца продукции — процедуре, предусмотренной AS 9100, где установлена методи­ка проведения и документального оформления результатов таких проверок в виде письменного отчета о соответствии продукции техническим требованиям.

□ Атомная энергетика, отрасль высоких науко- и энергоемкости, имеет ряд
особенностей в управлении качеством, главная из которых — безопасность. По­скольку атомная электростанция (АЭС) относится к ядерноопасным объектам,
для нее обязательными являются законы, нормы и правила, относящиеся к обе­
ядерной и радиационной безопасности персонала, населения и окру­жающей среды. АЭС выпускает весьма специфический конечный продукт — элек­троэнергию, которая имеет определенные параметры и не может быть ни хуже,
ни лучше, так как это в равной степени неприемлемо. Следовательно, речь может
идти о надлежащем функционировании АЭС как объекта, что подразумевает
качество структуры, процессов, процедур и ресурсов, в том числе людских.

В международном масштабе нормативные документы по безопасности в атом­ной энергетике разрабатывает Международное агентство по атомной энергии — МАГАТЭ (International Atomic Energy Agency, IAEA), созданное в Вене в 1957 г. МАГАТЭ является международной межправительственной организацией, связан­ной соглашением с ООН. Данное соглашение предусматривает, что агентство действует как автономная международная организация, находящаяся в рабочих взаимоотношениях с ООН. Цели агентства определены в его уставе: «Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире».

Деятельность МАГАТЭ заключается в оказании чрезвычайной помощи в слу­чае аварий, в техническом сотрудничестве, обмене информацией, подготовке кадров, а также разработке согласованных в международном масштабе докумен­тов МАГАТЭ по безопасности. В соответствии со ст. III своего устава, МАГАТЭ устанавливает стандарты безопасности и обеспечивает их применение. С юриди­ческой точки зрения стандарты безопасности МАГАТЭ не являются обязатель­ными для государств — членов МАГАТЭ, но могут быть приняты ими, по их собственному выбору, для применения в национальных документах [46, 64].

Серия стандартов МАГАТЭ по безопасности — IAEA Safety Series, принята в 1996 г., она включает ядерную, радиационную безопасность, безопасность транс­порта, отходов, а также общую безопасность. Стандарты серии «Ядерная безопас­ность» разбиты на три группы:

1) «Основы безопасности», устанавливающие основные цели, концепции и
принципы обеспечения безопасности;

2) «Требования по безопасности», устанавливающие требования, которые
должны выполняться для обеспечения безопасности. Они выражены в обязательной форме и определяются целями и принципами, представ­
ленными в «Основах безопасности»;

3) «Руководства по безопасности» (Safety Guides), содержащие рекоменда­ции, основанные на международном опыте. Эти документы менее формальны, чем «Требования по безопасности», и конкретизируют действия,
условия или процедуры для соответствия требованиям безопасности.

Помимо классификации на группы, стандарты по ядерной безопасности разде­ляют на темы: «Проектирование АЭС», «Эксплуатация АЭС», «Обеспечение качества АЭС» и др. Обеспечение качества является одним из общих технических принципов безопасности. Качество должно обеспечиваться для всех видов деятельности и всего оборудования АЭС. Приоритетное значение в ядерной энергетике имеет безопасность, а качество продукта, работ и услуг является неотъемлемой ее частью.

Отметим, что согласно Общим положениям [64], обеспечение качества — ком­плекс мероприятий, планируемых и систематически реализуемых в целях дости­жения уверенности, что осуществляемые виды деятельности соответствуют тре­бованиям нормативных документов. Качество должно обеспечиваться в течение всего срока службы станции по всему диапазону деятельности, связанной с про­ектированием, поставками, строительством, включая проверку руководств к ис­пытаниям, пусконаладочным работам, эксплуатации, техническому обслуживанию. Один из принципов обеспечения качества заключается в разграничении обязан­ностей участников этих работ: ответственность за качество работы лежит на тех, кто ее выполняет, другие проверяют правильность выполнения, третьи анализи­руют процесс в целом, вносят изменения, планируют улучшения.

Рассмотрим основные тенденции в области нормативного регулирования по обеспечению качества в атомной энергетике [46, 63].

В соответствии с программой разработки норм безопасности АЭС, в период с 1978 по 1986 г. МАГАТЭ был выпущен ряд документов по обеспечению качества, среди которых «Свод положений по безопасности атомных станций. Обеспечение качества на АЭС, 50-C-QA» и десять руководств по безопасности в части обе­спечения качества 50-SG-QA8 - 50-SG-QA10.

В 1996 г. эти нормативы были пересмотрены и переизданы при сохранении в основном прежних принципов их разделения. Новая серия 50-C/SG-Q издана в виде единого документа и включает свод положений и 14 руководств по безопас­ности, конкретизирующих эти положения (табл. 3.3).

Таблица 3.3

Состав серии изданий МАГАТЭ № 50-C/SG-Q

Свод положений
№ 50-C/SG-Q Обеспечение качества для безопасности атомных электростанций и других ядерных установок
Руководства по безопасности
Q1 Разработка и осуществление программ обеспечения качества
Q2 Контроль несоответствия нормативным требованиям и корректирующие меры
Q3 Контроль над документами и ведение документации
Q4 Инспекции и испытания при определении приемлемости изделий, услуг и процессов для АЭС
Q5 Оценка осуществления программы обеспечения качества
Q6 Обеспечение качества при поставках оборудования и предоставлении услуг
Q7 Обеспечение качества при изготовлении оборудования
Q8 Обеспечение качества при научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах
Q9 Обеспечение качества при выборе площадки
Q10 Обеспечение качества при проектировании
Q11 Обеспечение качества при строительстве
Q12 Обеспечение качества при вводе в эксплуатацию
Q13 Обеспечение качества при эксплуатации
Q14 Обеспечение качества при снятии с эксплуатации

 

Эти документы содержат основные требования и методы достижения высоких показателей качества на всех этапах жизненного цикла АЭС. Они не противо­речат стандартам модели ИСО, но усиливают ее в сфере безопасности и более подробно описывают подлежащие международному контролю стадии создания и эксплуатации объектов атомной энергетики и техники.


Документы МАГАТЭ по обеспечению качества серии 50-C/SG-Q содержат требования по следующим направлениям:

планирование (программа обеспечения качества, подготовка персонала и
его квалификация);

выполнение (производственная деятельность по разработке, изготовлению
в соответствии с нормативными документами, испытания, проверки и поставки оборудования);

контроль (проверка соответствия нормативным требованиям, корректи­рующие мероприятия и контроль документооборота и отчеты);

оценка (самооценка организации управления и независимая оценка).
Такая структура требований реализует цикл постоянного улучшения (цикл

PDCA), приведенный в стандарте ИСО 9001:2000.

В пересмотренных руководствах по безопасности содержатся конкретные рекомендации по обеспечению качества, выработанные на основе международ­ного опыта разработки и использования программ обеспечения качества, содер­жащих требования к обеспечению и реализации качества на всех этапах жизнен­ного цикла оборудования, поставляемого на АЭС (при вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из нее), к контролю качества продукции, работ и услуг.

В некоторых странах руководства по безопасности МАГАТЭ серии 50-C/SG-Q приняты в качестве национальных нормативных документов, а положения, при­веденные в этих стандартах, учтены при разработке норм безопасности. В других случаях основным документом по обеспечению качества эксплуатируемых блоков АЭС является программа обеспечения качества, разработанная эксплуатирующей организацией на основе руководств по безопасности МАГАТЭ. При этом на технологическое оборудование и выполняемые работы и услуги для АЭС разра­батываются отдельные программы обеспечения качества. Они базируются на основе СМК, в рамках которой осуществляет свою деятельность предприятие, поставляющее продукцию или выполняющее работы и услуги для АЭС.


ГЛАВА 4

Стандарты на системы менеджмента,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.