Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 1. Основные понятия, структура рынка труда




ЛЕКЦИЯ 3. Рынок труда и занятость населения

Рынок труда – это сфера, выполняющая важную общественную функцию распределения и перераспределения рабочей силы в экономике – между предприятиями, отраслями и сферами хозяйств.

Рынок труда – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, олицетворяющих спрос на труд и его предложение.

Специфика рынка труда заключается в том, что товар на данном рынке не имеет вещественной формы. Принципиальное отличие труда от всего множества товаров и видов производственных ресурсов состоит в том, что он является важнейшей сферой жизнедеятельности человека, формой самовыражения человеческой личности.

Объектом рынка труда является труд.

Субъектами рынка труда являются:

- работодатели: на гос. предприятиях – государство; в частном секторе- предприниматели; на муниципальных предприятиях – муниципалы.

- лица, занятые на предприятиях в качестве наемных работников.

- трудоспособные граждане, занятые поиском оплачиваемой работы, в т.ч. безработные.

Структуру рынка труда составляют:

1. Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди.

2. Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда.

3. Конъюнктура рынка – соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

4. Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).

5. Инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.

6. Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных.

7. Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

Функционирование рынка труда имеет ряд особенностей, а именно:

1) неотделимость прав собственности на товар-труд от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы ее носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения;

2) значительная продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем;

3) действие неденежных факторов сделки (условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста);

4) наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: система трудового законодательства; различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т. д.;

5)высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются большим разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и требует от претендента специфических навыков.

Главными составляющими рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную рабочую силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе.

Вместе они определяют емкость совокупного рынка труда в широком смысле слова.

Неотъемлемой частью рынка труда является конкуренция. Конкуренция – это соперничество, борьба за достижение наивысших выгод, преимуществ. Конкуренция на рынке труда есть соперничество между независимыми покупателями и между продавцами рабочей силы. Она может быть различных видов: за привлечение работников, за замещение вакантных должностей, за изменение условий оплаты труда и т.д.

Предложение на текущем рынке труда формируют три основные составляющие. 1. Лица, не занятые трудовой деятельностью, ищущие работу.

2.лица, намеревающиеся сменить место работы.

3.лица, желающие трудиться в свободное от работы и учебы время.

Основными участниками на рынке труда являются три группы граждан, входящие в состав экономически активного населения:

1) занятые по найму;

2) занятые не по найму;

3) безработные граждане.

Экономически неактивное население в рынок труда не входит, но частично образует его потенциальный резерв.

К числу занятых относят лиц, которые выполняют оплачиваемую работу, а также работу не по найму, приносящую доход, как с привлечением, так и без привлечения наемных работников. В число занятых включают также лица, работающие в качестве помогающих на семейных предприятиях, и лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации.

Занятые по найму – граждане, выполняющие работу за вознаграждение в течение рабочего дня, имеющие оплачиваемую работу, подтвержденную трудовым договором или контрактом.

Категории трудоспособного населения, в т.ч.
Экономически активное население Экономически неактивное население
Лица, обеспечивающие предложение рабочей силы Все занятые экономической деятельностью Лица, потенциально способные к участию в труде Лица, способные к труду, но не вовлеченные в профессиональный труд
Безработные, активно ищущие работу Работники, меняющие место работы Наемные работники Работодатели Лица, свободных профессий, работающие на индивид. Основе и т.д. Учащиеся всех видов Лица, получающие пенсии по возрасту и частичной утрате работосп. Военнослужащие, подлежащ. демобилизации Лица, освобожденные из мест заключения домохозяйки Лица, нигде не работающие и не занятые учебой
Внутренний рынок труда Внешний рынок труда (в узком смысле)
Реальный рынок труда Потенциальный рынок труда Потенциальная рабочая сила
Рынок труда в широком смысле
                     

Рис. 3. Соотнесение понятий в системе «трудоспособное население – рынок труда»

Вопрос 2. Виды рынков труда Среди видов рынков труда выделяют внешний (профессиональный) и внутренний – внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяют открытый и скрытый рынок труда. Внешний – профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности на другую в пределах одного предприятия. Это перемещение может происходить по горизонтали – переводом на другое рабочее место и по вертикали – переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Открытый рынок делится на:1. Организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования.2. Неофициальную часть – тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы.

Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.

Сегментация рынка труда – это разделение его на сегменты (группы), лимитирующие движение работников своими границами. Обычно деление продавцов и покупателей на сегменты происходит по объединяющим их признакам, например по географическому местоположению, социально-демографическим характеристикам (полу, возрасту), уровню образования, квалификации, стажу работы и т.д.

Первичный рынок труда – это рынок, для которого характерны стабильный уровень занятости и высокий уровень заработной платы, а также возможность профессионального продвижения, прогрессивная технология, система управления и т. д.

Вторичному рынку труда свойственны большая текучесть кадров и нестабильная занятость, низкий уровень заработной платы, отсутствие профессионального продвижения, роста квалификации, наличие отсталой техники и технологии, отсутствие профсоюзов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.