Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи




ОРГАНИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ И РАССТРОЙСТВА

 

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде. Алалия наблюдается у детей с сохраненным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности. К причинам алалии относятся: воспалительные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менинго-энцефалита, краснухи); кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов; обменные нарушения во внутриутробном развитии, во время родов и в течение первого года жизни. Кроме того, алалия может возникать у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в первые месяцы жизни. Диагностика алалии проводится в три года.

Различают моторную и сенсорную алалию. Моторная алалия связана с нарушением деятельности речедвигательного аппарата, а сенсорная - нарушением речеслухового анализатора.

При моторной алалии затрудняется произношение отдельных звуков и их слияние во время произношения в слова. Это приводит к перестановке звуков, слогов, к перекручиванию слов. У ребенка с хорошим слухом и пониманием речи не развивается самостоятельная речь и длительное время остается на уровне отдельных звуков и слов. Речь заменяется жестами и мимикой, интонацией.

При патопсихологическом обследовании выявляется нарушение координации движений (точная моторика кисти). Поражена речевая память, зрительная память в норме. В начале заболевания интеллект в норме, но в дальнейшем из-за недостаточного общения формируется его задержка. Самооценка занижена, наблюдается эмоциональная лабильность, вторичные невротические реакции.

При своевременном лечении и логопедической коррекции с 3-4 лет возможно формирование монологической и диалогической речи, познавательной активности.

Алалия отличается от дебильности тем, что ребенок хорошо понимает обращенную речь, у него развита игровая деятельность, есть реакции на оказание помощи и поощрения.

Сенсорная алалия - нарушение восприятия и понимания обращенной речи в результате поражения височного отдела доминантного полушария. Слух не поражается. Недостаточным является анализ речевых звуков (фонематический слух). Иногда дети повышено реагируют на неречевые звуки (шуршание бумаги, капание воды). Иногда дети с алалией могут не отличать речь от шумовых звуков. Усиление громкости ухудшает ее понимание у детей с алалией и улучшает у детей с дефектами слуха. Иногда может быть выборочное восприятие речи: ребенок понимает речь матери, но не понимает других людей.

Дети для общения используют жесты, мимику, слышат и различают мелодии. Если они овладели речью, наблюдается повышенная говорливость на фоне невнимания к речи других и отсутствия контроля своей речи. Ранняя диагностика и коррекция значительно улучшают результаты. Дети с алалией обучаются в специальных логопедических детских садах и школах.

Дислексия - частичное специфическое нарушение чтения, которое обусловлено несформированностью или нарушением фонетического восприятия. Причины: наследственность, черепные травмы в раннем детстве, ММД, длительные соматические заболевания, нарушения речи родителей. Различают фонематическую, семантическую, аграмматическую и другие формы дислексии. Обследование проводится в конце первого - начале второго класса. При дислексии характерны такие ошибки:

* замена букв при чтении (б-п, с-ш), смешивание графически похожих букв (х-ж, п-н, з-в);

* побуквенное чтение;

* пропуск гласных и согласных, перестановка слогов, замена слов;

* нарушение понимания прочитанного;

* аграмматизмы при чтении, нарушение согласования слов.

При несложных формах дислексии возможна самостоятельная компенсация расстройств чтения, но может быть утрачен интерес к чтению. При тяжелых формах - ребенок плохо понимает текст в учебниках. Необходимы занятия с логопедом или обучение в специальной школе.

Дисграфия - частичные специфические нарушения письма. Причины: недоразвитие речи, нарушение грамматического строя, недоразвитие зрительного восприятия, нарушения звукового анализа и синтеза. Обследование проводится на втором году обучения. Дисграфия проявляется в:

* перестановке букв, замене их другими;

* нарушениях слоговой структуры слов;

* нарушениях согласования слов в предложении;

* написании слитно отдельных слов;

* зеркальном написании букв.

При обследовании ребенка с дислексией и дисграфией нужно обращать внимание на работоспособность (наличие истощаемости, фазовых колебаний внимания), речевую и неречевую память, уровень интеллекта. При дислексии и дисграфии интеллект в норме. Нарушения чтения и письма при других заболеваниях (олигофрении, детском церебральном параличе, расстройствах слуха) являются вторичными дефектами. Необходима дифференцированная диагностика с целью обучения таких детей в разных типах специальных школ.

Дискалькулия - нарушение счета, связанное с недостаточностью пространственного гнозиса. Выявляется в конце первого класса. Проявляется в непонимании структуры числа. Дети не могут усвоить систему размещения цифр, разрядность числа, путают “537” и “357”, “107” и “1007”. Другие стороны интеллекта могут быть не поражены. При обследовании выявляется нарушение распознания геометрических фигур, недостаточность зрительного анализа и синтеза (по методике “Кубики Коса”), неразвитость мелкой моторики, затруднения во время выполнения графических проб. В старших классах дети плохо усваивают точные предметы. Дети с дискалькулией обучаются в специальных классах логопедических школ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.