Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм




ЧЕЛОВЕК В ОСАДЕ

О писательском творчестве Жан-Поля Сартра

Наше знакомство с творчеством Сартра растянулось на многие десятилетия, долгое время оно искусственно сдерживалось. Идеологических чиновников, от воли которых зависели публикации, театральные постановки, тон критических статей, Сapтp пугал как слишком «левый» — и вместе с тем слишком интел­лигентный, слишком свободный, слишком непредсказуемый. Сегодня, наоборот, левизна и революционаризм Сартра способны отпугнуть многих своей ригори­стической непримиримостью, едва ли не догматизмом. Оставим, однако, политику; обратим лучше внимание на такие черты его творческой личности, которые весьма нетипичны для деятеля западной культуры, зато о многом напоминают в культуре русской. Писатель и мыслитель, котopомy тесно и в рамках академи­ческой философии, и врамках изящной словесности, которого влечет к пуб­лицистике, к прямой общественно-политической деятельности,— всем этим Сартр удивительно похож, при огромном несходстве их убеждений, на таких людей, как Лев Толстой или Владимир Соловьев. И обостренное чувство обще­ственной, исторической ответственности интеллигента писателя — это тоже характерно «русская» черта, которая была присуща Сартру (родившемуся в 1905 и умершему в 1980 году) на протяжении всей его творческой биографии, и которой он дал теоретическое обоснование, сформулировав в виде одной из глав своих философских идей: делая духовный, ценностный выбор, человек тем самым принимает на себя ответственность за судьбу всего мира.

 

Философия экзистенциализма, или философия существования (от лат. existentia — существование) — иррационалистическое на­правление в философии, сыгравшее огромную роль в развитии литературного процесса Запада. Отдельные идеи экзистенциализ­ма можно найти у французского мыслителя XVII в. Блеза Паска­ля, а достаточно систематическое изложение — у датского филосо­фа Серена Кьеркегора (1813— 1855), у русских философов рубежа XIX—XX вв. Н. Бердяева, Л. Шестова. В 1920-е — начале 1930-х го­дов крупнейшими представителями экзистенциализма стали не­мецкие философы Мартин Хайдеггер («Бытие и время», 1927) и Карл Ясперс («Философия», 3 т., 1932). Если Хайдеггер хотел придать экзистенциализму подобие системно-логической концеп­ции, то Ясперс заменил понятие «философия» термином «фило­софствование», сблизив экзистенциализм с художественным твор­чеством. Философы этого направления на место бытия поставили экзистенцию, т. е. бытие отдельного человека, вместо традицион­ных философских категорий стали использовать понятия, связан­ные с жизнью индивида (рождение, смерть, забота, страх и т.д.). По Ясперсу, человеческое бытие имеет две стороны: «бытие-в-мире» и подлинное бытие (экзистенция) — свобода, самость че­ловека, которая выявляется только в пограничных ситуациях (бо­лезнь, смерть и т.д.).

Французский экзистенциализм. Во второй половине 1930-х го­дов и в годы Второй мировой войны на первый план выходит французский экзистенциализм (Сартр, Симона де Бовуар, Камю, представитель христианского экзистенциализма Габриэль Марсель). Французские экзистенциалисты нередко предпочитали излагать свои философские идеи в художественной форме.

Сартр. Жан Поль Сартр (1905 — 1980) — французский концепции и философ, один из наиболее крупных представителей экзисциализма, идеи которого он воплотил в философских тракта художественной прозе, драматургии.

Философские взгляды. Основы философской концепции Сартра были заложены в 1930-е годы, особое развитие получила в 1940-е годы («Бытие и небытие», 1943). Протестуя против придавленности личности в буржуазном обществе, манипулирования человеком, как вещью, Сартр выдвигает личность в центр своей философии, а на место философских категорий ставит заботу, совесть, страх и даже тошноту. Отсюда название первого романа Сартра «Тошнота» (1938), воплотившего экзистенциалистскую мысль о головокружении, охватывающем человека от сознания своего одиночества в чуждом и страшном мире. Разрабатывая учение о трансцендировании, Сартр считает, чтолюбые идеалы — это лишь одеяния, в которые облекается Ничто. Философ же призван разоблачить иллюзии сознания, раскрыть иллюзорность трансценденции. С понятием трансцендирования связаны представления о свободе и о выборе. Свободный выбор совершается перед лицом Ничто, а значит, только в результате внутренних побуждений. Можно избрать полное слияние с обществом, а можно быть самим собой, осуществить свою личность, противопоставив себя всем остальным людям. Отсюда мысль Сартра о том, что свобода — это не благо, а тяжелое бремя человек «Человек обречен быть свободным».

Романы Сартра. Основные положения экзистенциализма развиты Сартром в трилогии «Дороги свободы» («Зрелый возраст» 1945; «Отсрочка», 1945; «Смерть в душе», 1949). Он углубляется в самоанализ героев, из романов исчезает рассказчик, его заменяет «поток сознания» того или иного героя. В сартровской прозе стремление к субъективному повествованию соединяется с элементами грубого натурализма.

Драматургия Сартра. Большой резонанс получила драматургия Сартра, основы которой заложены в трагедии «Мухи» (1943), воспринятой французами как антифашистская пьеса. Писатель разрабатывает «театр ситуаций», где борьба характеров заменяется борьбой философских тезисов, позиций, идей («Мертвые без погребения», 1946; «Грязные руки», 1948; «Дьявол и господь бог», 1951). В драматургии Сартра силен сатирический э лемент, дается резкая критика современного буржуазного общества («Почтительная потаскушка», 1946; «Некрасов», 1956; «Затворники Альтоны», 1960).

Поздний период. В1964 г. Сартру была присуждена Нобелевская премия по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время». Но Сартр от премии отказался, заявив, что он «не желает, чтобы его превращали в общественный институт». Его радикальная позиция не позволяла ему в такой форме принять поддержку от осуждаемого им буржуазного обще­ства. В 1968 г., отмеченном левацкими выступлениями француз­ского студенчества, Сартр увлекся левоэкстремистскими идеями.

В последнем крупном произведении, представляющем итог всей литературной и философской деятельности писателя, — обшир­ном исследовании о детстве и молодости Г.Флобера «Идиот в семье» (1971—1972)— Сартр пытался эклектически соединить идеи экзистенциализма, фрейдизма и марксизма.

Политическая позиция Сартра была крайне противоречива. Он неоднократно бывал в СССР, объявлял марксизм самой плодо­творной философией XX в., затем внезапно менял свои взгляды. Философские и художественные произведения писателя оказали очень большое влияние на западную интеллигенцию, властите­лем дум которой Сартр был в течение нескольких десятилетий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.