Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности работы с одарёнными детьми




ОДАРЁные дети

http://konkurs.infourok.ru/?fd=http://infourok.ru/assets/templates/html/downloads.php?fileurl=http://infourok.ru/uploads/muzyka/video/22599121734.zip

 

Под одарённостью понимаются более высокая, чем у сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие одарённость происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Проблема организации работы с детьми, имеющими музыкальную одарённость, является одной из актуальных на всех этапах обучения детей музыке.

Проявление музыкальной одарённости, соотношение способностей и одарённости неповторимо индивидуальны, но они также зависят от возраста детей. Музыкальная одарённость проявляется значительно раньше других видов одарённости. Как показывают наблюдения и библиографические данные выдающихся музыкантов, музыкальные способности проявляются очень рано. Первым раскрывается виртуозно-техническое музыкальное дарование (психомоторика), которое больше всего опирается на природные способности. На следующей ступени развития раскрывается дар интерпретатора, то есть дар глубокого понимания и индивидуального прочтения музыки, и только затем – творческая деятельность. Композиторский талант в раннем возрасте проявляется гораздо реже, чем исполнительский.

Музыкально – одарённые дети характеризуются некоторыми общими чертами:

- с самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством к любым звучащим объектам, незнакомым тембрам;

- в 2-3 года они хорошо различают все мелодии, хорошо интонируют;

- узнав название нот, интервалов, аккордов, быстро их запоминают, рано и свободно читают ноты с листа;

- одарённые дети способны концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая другие, в том числе и общение с другими детьми;

- они рано выделяются быстрым и прочным запоминанием музыки;

- рано проявляется способность подбирать на инструменте по слуху;

- сравнительно легко одарённые дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких инструментах одновременно;

- у них наблюдается склонность импровизировать на инструменте, вскоре после систематических занятий они пытаются сочинять и записывать свои сочинения.

Для выявления творчески одарённых детей используются следующие способы диагностики:

Первое диагностическое испытание направлено на выявление уровня эмоциональной отзывчивости на музыку. Преподаватели наблюдают за тем, как дети реагируют на музыку в «живом» исполнении на фортепиано и в записи на диске.

Второе диагностическое испытание направлено на выявление уровня развития мелодического (звуковысотного) компонента музыкального слуха. О нём судят по показателю чистоты интонирования мелодии голосом. Ребёнку предлагается спеть любимую песню с аккомпанементом и без него.

Третье диагностическое испытание направлено на выявление уровня развития чувства музыкального ритма. После прослушивания отрывка музыкального произведения ребенок должен повторить ритм хлопками в ладоши.

Четвёртое диагностическое испытание направлено на выявление уровня развития музыкального мышления. От ребенка требуется уловить общее настроение (весело-грустно) и определить жанровую принадлежность.

Пятое диагностическое испытание направлено на выявление уровня развития музыкальной памяти. Ребенку предлагается прослушать и запомнить короткую мелодию – 4 такта, а затем спеть её самостоятельно (без слов на «ля»).

Диагностический материал анализируется, заполняются диагностические карты, на основании которых составляется индивидуальный образовательный маршрут по развитию каждого ребёнка. В процессе работы с детьми педагоги заполняют все формы диагностических карт и отслеживают процесс развития каждого ребёнка.

К сожалению, в педагогической практике встречаются случаи, когда имеющиеся у ребёнка врождённые музыкальные способности не приносят положительных результатов. Это может быть обусловлено следующими факторами:

1. непомерной эксплуатацией ранних достижений ребёнка, частыми выступлениями перед публикой, которые, так или иначе, влекут нарушение детского режима и истощение нервной системы ребёнка;

2. «эмоциональным притуплением» от однообразного репертуара и механической тренировки;

3. отсутствием систематических занятий и правильного общего музыкального развития, порождённых увлечением взрослых ранними успехами ребёнка;

4. отсутствием умения трудиться и получать от этого удовольствие.

Именно поэтому на педагога ложится ответственность за музыкальное развитие ребенка. Педагог должен привлечь ребенка, а не «отпугнуть» его. Первое, с чем сталкивается ребенок – это многозначность самой музыки и музыкальных занятий. Музыка – это игра, свободное самовыражение в звуках, интонациях, но это также труд, дисциплина. Главная задача педагога на начальном этапе музыкального образования детей – научить их получать удовольствие от игры на инструменте.

Итак, музыкальная одарённость – сложное, многокомпонентное и разноуровневое целое – это системное образование, в котором специальные задатки и способности индивидуально, неповторимо сочетаются с высшими индивидуально – личностными качествами музыканта.

 

Список литературы:

 

1. Рубинштейн С. Л. Способности // Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. – М.: Педагогика, 1989. – С. 122-139.

2. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. Т. I. – М.:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.