Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В эксперименте с одним испытуемым




ЗА ФАКТОРАМИ БРЕМЕНИ

СХЕМЫ КОНТРОЛЯ

В описанных нами исследованиях разные состояния, или условия, независимой переменной давались одному и тому же испытуемому. Каждый раз реальный экспе­римент отличался от идеального тем, что условия да­вались испытуемым в разное время. Следовательно, в эксперименте нужно каким-то образом контролиро­вать довольно большое количество факторов, которые Можно объединить под названием «факторы времени». Для этой цели есть практически только три схемы


последовательного предъявления условий, которые нам нужно подробно обсудить. Такие схемы, как предъявле­ние сначала всех проб одного условия, а затем—всех проб второго условия, вроде «неудачного» эксперимен­та с наушниками, нас вообще не интересуют. Три экс­периментальные схемы—это те, что применялись в трех экспериментах из главы 1: случайная последователь­ность условий (эксперимент с томатным соком), их ре­гулярное чередование (наушники) и позиционно урав­ненная последовательность (заучивание фортепьянных пьес). Сейчас мы разберем основания для применения каждой из этих схем и обсудим, насколько успешно они позволяют контролировать факторы времени.

Схема случайной последовательности

Эта схема особенно хороша для тех экспериментов, где сами пробы достаточно коротки, но в интересах на­дежности их используется довольно много. В тех слу­чаях, когда испытуемый не должен знать о состоянии независимой переменной в каждой данной пробе, как в эксперименте Иоко. схема случайной последователь­ности единственно возможна.

Как следует из самого названия схемы, состояния, или условия, независимой переменной предъявляются в случайном порядке. Бросают, скажем, игральную кость и смотрят, на какое число точек (четное или не­четное) она выпала. Если сравниваются два условия, то выпадению нечетного числа может соответствовать условие А, а четного—условие Б. Если количество проб для каждого из условий должно быть одинаковым, то можно распределить их так, как это сделала Иоко,— воспользоваться равным количеством бумажных блан­ков для того и другого условия. Более строгий способ составления случайной последовательности будет изло­жен в главе 4-

При использовании этой схемы исключается всякая возможность систематического смешения независимой переменной с факторами времени, поскольку в случай­ной


последовательности никакой системы не существует. С увеличением проб повышается надежность экспери­мента.

Схема регулярного чередования

Нам понятно, почему в исследовании с наушниками экспериментаторы использовали регулярное чередова­ние условий, а не их случайную последовательность. Они не знали, сколько времени фабрика будет выпус­кать один и тот же вид ткани, и хотели, чтобы число недель работы с наушниками и без них было одина­ковым. Если распределять условия случайно, работа с наушниками могла начаться, скажем, лишь на 10-ю неделю из первых 15. Кроме того, если с течением вре­мени в самочувствии оператора, состоянии станка, влаж­ности воздуха и т. п. происходили систематические из­менения, то одно из условий, более часто попадающее в первую (или вторую) половину эксперимента, могло иметь преимущество перед другим. Поэтому для дости­жения надежности здесь нужно регулярное чередова­ние, а не случайная последовательность.

Данную схему можно использовать при проведении эксперимента с большим числом проб, если только эти пробы не обязательно распределять случайно (чтобы усреднить влияния факторов времени). А вот в экспе­рименте Иоко никакой регулярной схемы применить было нельзя: нужно было избежать влияния пристраст­ности испытуемой к одному из экспериментальных ус­ловий.

У схемы регулярного чередования есть только один небольшой недостаток. Что если бы в каждую вторую неделю эксперимента происходило некоторое событие. скажем, очередная наладка станка? Это привело бы к систематическому смешению независимой переменной, которое благоприятствовало бы одному из ее условий, следующему сразу же за этим событием. Напротив, при случайном распределении условий любые влияния фак­торов времени можно компенсировать, увеличивая


продолжительность эксперимента. Ведь для этой схемы более актуален вопрос о ненадежности, чем о система­тическом смешении с побочными факторами.

Схема позиционно уравненной последовательности

Позиционно уравненная последовательность условий применяется в тех случаях, когда экспериментатор по той или иной причине не использует большого количест­ва проб (или блоков проб). Именно таким был случай Джека Моцарта. Джек хотел найти более эффективный метод заучивания достаточно быстро, не разучивая в эксперименте слишком много пьес. Поэтому здесь по­зиционно уравненная последовательность состояла толь­ко из четырех проб — АББА (целостный—-частичный— частичный—целостный). Аналогично, если эксперимен­татору нужно сравнить время реакции на появление звуковых и световых сигналов, он мог бы составить последовательность из четырех блоков по 50 проб в каждом- Во всех пробах каждого блока применялся бы либо только звук, либо только свет. Тогда в пози­ционно уравненной последовательности АББА: звук— свет—свет—звук — каждую позицию занимала бы не отдельная проба, а целый их блок.

При использовании данной схемы, так же как и двух других, надежность эксперимента зависит от ко­личества проб. Мы имеем в виду либо количество от­дельных действий, входящих в одну пробу, либо число самих проб в блоке. А как обстоит дело с системати­ческим смешением независимой переменной? Если в эксперименте применяется схема позиционного уравни­вания, то оба условия следуют в среднем через одина­ковые временные промежутки. Это позволяет контро­лировать любые изменения во времени, которые имеют линейный характер. Как отмечалось ранее, в последо­вательности из четырех проб в эксперименте Джека каждое условие занимало а среднем позицию 2,5. Если предположить, что все возможные изменения нараста­ют по прямолинейной функции, то данная схема


позволяет их хорошо контролировать. Например, если бы с исполнением каждой новой пьесы Джек становился все более сосредоточенным и уровень его внимания возрастал каждый раз на 4 условные единицы, то влияния данного фактора времени оказались бы контролируемы. Скажем, при разучивании первой пьесы уровень внима­ния Джека имел значение 90, при разучивании вто­рой—94, третьей—98 и четвертой—102. Среднее зна­чение для условия А (пробы 1 и 4) составило бы 96 и среднее для условия Б (пробы 2 и 3) —тоже 96.

Для проверки предположения о прямолинейном ха­рактере происходящих изменений нам стоит еще раз посмотреть на рисунки 2.1 и 2.2. Эти изменения совер­шенно бессистемны и непредсказуемы. Из них можно заключить, что сосредоточенность Джека возрастала от пробы к пробе: на 5 единиц, на 2 и на 1. Тогда ее значения для каждой из четырех проб будут следую­щими: 90, 95, 97 и 98. Среднее для условия А (90 и 98) составит 94, в то время как для условия Б (95 и 97)— 96. Указанная схема не позволит уравнять влияния фак­торов времени для обоих экспериментальных условий. В результате возникнет систематическое смешение не­зависимой переменной с этими побочными влияниями,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.