Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы географии и процесс географического познания




Методологические основы географии и процесс географического познания, теория географической науки (проблемы, идеи, гипотезы, концепции, законы), теоретические основы географического прогноза.

Методология – совокупность наиболее существенных элементов теории, необходимых для развития самой науки, т.е. это концепция развития теории.

Методика – совокупность технических приемов и организационных форм для проведения научных исследований.

Гипотеза – это какое-то чисто теоретическое обобщение материала, без доказательств.

Теория – система знаний, подкрепленных доказательствами.

Концепция – это совокупность наиболее существенных элементов теории, изложенных в конструктивно приемлемой для практики форме, т.е. это теория, переведенная в алгоритм решения конкретной задачи.

Парадигма – исходная концептуальная схема, модель постановления проведенных решений, метод решения, господствующая в данное время.

Научный аппарат – аппарат фактов, систем и классификаций научных знаний. Основное содержание науки – это эмпирический научный аппарат.

Предмет изучения географии (физ-гео) – географическая оболочка, биосфера, учет основных характеристик географической оболочки – зональность, предельность и т.д.

Выделяется 4 принципа: территориальность, комплексность, конкретность, глобальность.

Зональность: следствие – наличие природных зон и подзон.

Целостность – взаимосвязь всего со всем.

Неоднородность вещества в любой точке земной поверхности (пример – азональность) – пространственный полиморфизм.

Цикличность – замкнутость. Ритмичность – имеет какой-то вектор.

Гироскопичность (параметры местоположения объекта) – появления гироскопического эффекта у любого предмета, движущегося параллельно поверхности Земли (сила Кориолиса).

Центросимметричность – центральная симметрия.

Предельность – существуют четкие границы сфер.

Вещественный полиморфизм – в результате наличия ландшафтной оболочки, физических, химических и других условий, способствующих возникновению многообразных форм и структур вещества.

Географическое мышление – комплексное; мышление, привязанное к территории.

Глобальность – соотношение локальных, региональных проблем с общеземным фоном.

Систематика – классификация и типизация. Классификация – деление на группы по совокупности, отличных по количественному признаку. Типизация – по качественному признаку.

Следует различать понятие “прогноз” и “прогнозирование”. Прогнозирование – это процесс получения данных о возможном состоянии исследуемого объекта. Прогноз – результат прогнозных исследований. Есть много общих определений термина “прогноз”: прогноз – это определение будущего, прогноз – это научная гипотеза о развитии объекта, прогноз – характеристика будущего состояния объекта, прогноз - оценка перспектив развития.

Несмотря на некоторые отличия определений термина “прогноз”, связанные, по – видимому, с различиями целей и объектов прогноза, во всех случаях мысль исследователя устремлена в будущее, то есть прогноз представляет собой специфический вид познания, где прежде всего исследуется не то, что есть, а то, что будет. Но суждение о будущем не всегда есть прогноз. Например, есть закономерные события, которые не вызывают сомнения и не требуют прогнозирования (смена дня и ночи, сезонов года). Кроме того, определение будущего состояния объекта – это не самоцель, а средство научного и практического решения многих общих и частных современных проблем, параметры которых, исходя из возможного будущего состояния объекта, задаются в настоящие время.

Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как последовательная совокупность:

1) представлений о прошлых и современных закономерностях и тенденциях развития объекта прогнозирования;

2) научного обоснования будущего развития и состояния объекта;

3) представлений о причинах и факторах, определяющих изменение объекта, а также условий, стимулирующих или препятствующих его развитию;

4) четвертых, прогнозных выводов и решений по управлению.

Географы определяют прогноз преимущественно как научно обоснованное предвидение тенденций в изменении природной среды и производственно территориальных систем.

 

Методы географии – совокупность (система) включающая общенаучные методы, частные или рабочие приемы и методы получения фактического материала, методы и технические приемы сбора и обработки полученного фактического материала.

Метод – это система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей приро­ды, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике, прием теоретического исследования или практических действий, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса. Метод является центральным элементом всей системы методологии. Его место в структуре науки вообще, его взаимоотношения с другими структурными элементами можно наглядно представить в виде пирамиды (рис. 11), в которой соответствующие элементы науки расположены восходящим образом в соответствии с происхождением научного знания.

По В. С. Преображенскому, современный этап развития всех наук характеризуется резким усилением внимания к проб­лемам методики, стремлением наук познать самое себя. Эта об­щая тенденция проявляется в усиленной разработке вопросов логики науки, теории познания, методологии.

Какими же объективными процессами обусловлены эти тенденции, с чем они связаны?

Во-первых, происходит расширение использования научных знаний, углубляется проникновение в сущность природных явле­ний и отношений между ними. Решить эту задачу невозможно, не совершенствуя методику.

Второй причиной является развитие науки как единого про­цесса познания природы. При этом возникают новые вопросы о свойствах природных тел и систем. А новые вопросы часто тре­буют для своего решения и поиска новых методических путей и приемов.

В современных условиях все важнее становится прог­нозировать поведение сложных систем, включающих как природные комплексы, так и технические сооружения. При этом обост­ряется потребность в новом подъеме работ по развитию методики.

Нельзя не отметить существование взаимной связи между ме­тодикой и теоретическим уровнем науки: чем совершеннее методика, тем глубже, шире и прочнее теоретические выводы, с другой стороны, чем глубже теория, тем многообразнее, четче, определеннее, отточеннее методика.

Третий толчок к ускоренному развитию методики определен гигантским ростом географической информации. Объем научных данных о земной природе растет столь быстро, что с помощью уже сложившейся методики, с помощью чисто интуитивных решений с этим потоком справиться невозможно. Возрастает необходимость в научной организации исследований, в выборе не просто каких-либо методов, а в создании наиболее рациональной и эффективной системы методов, методики.

Встает задача поиска принципиально новых методических приемов. Поиск же всегда связан с решением еще не решавшихся или оставшихся до сих пор нерешенными проблем.

Прежде чем перейти к рассмотрению собственно методов географии, нужно установить некоторые понятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.