Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие процесса познания и построение программы исследования




В создании научной картины мира географический подход может рассматриваться как один из общенаучных подходов, со­размерный с количественным, историческим и экологическим.

При анализе роли географического подхода к созданию научной картины мира, к созданию географической картины мира, наиболее продуктивно можно использовать историко-логический подход. При этом важно определить соотношение исторического и логического в исследовании объектов.

Сущность единства исторического и логического заключается в том, что: 1) логика познания воспроизводит в себе вкра­тце историю развития предмета; 2) ход познания вещи является выводом, итогом, суммой истории познания; 3) логика науки – в известной мере конспективное воспроизведение ее истории; 4) новое поколение исследователей не может сделать шага вперед без усвоения предшествующего опыта (рис. 12).

В логическом всегда содержится историческое, так же как во всеобщем содержится единичное, а каждый этап исторического является одновременно и логичес­ким. Однако отождествлять историческое и логическое нельзя. Историческое неизмеримо сложнее.

В целом структура географического знания представляет собой определенное взаимоотношение интуитивного, эмпирического, теоретического и методического видов знания (см. гл. 1).

Научное знание начинается с наблюдения и c6oрa фактов, которые можно определить как зарегистрированные события, отражающие разнообразие мира. Затем происходит классификация фактов, когда из их множества по определенным признакам выводятся первичные эмпирические зависимости, пока без объяснения причин. Как только исследователь начинает объяснять факты, начинается теоретическое знание (рис. 13). Совокупность систематизированных фактов – основа формирования гипотез и теорий, задача которых объяснить имеющиеся фак­ты и предсказать новые. Большинство фактов географии получе­ны путем натурных наблюдений в полевых и лабораторных условиях.

Гносеологическая функция научного факта заключается в том, что он является непосредственным началом познания, связывая объективный мир с человеческим мышлением. Поэтому, несмотря на наличие целого ряда примеров рационального мышления, они, скорее всего, относятся к эмпирическому уровню познания, так как чем больше исследователь приближается к теоретическому уров­ню, тем больше он отрывается от факта, а на уровне формали­зованных выводов и дедуктивных теорий вся видимая связь с фактами исчезает. Правда, в слаборазвитых в теоретическом отношении науках даже на самом высшем уровне рассуждений факты приводятся в качестве примеров, иллюстраций и доказа­тельства. Но все же на этом уровне каждый факт использует­ся не в системе однопорядковых: приводятся лишь наиболее яркие, имеющие иллюстративный эффект. Научное познание про­ходит ряд этапов от созерцательного и непосредственного наб­людения до формулировки дедуктивных построений: описание, объяснение и рекомендации. Все эти три компонен­та и этапа укладываются в парную гносеологическую категорию эмпирического и теоретического, которая и характеризует уро­вни знания.

В процессе исследования наблюдению почти всегда предшест­вует создание закрепленной с помощью тех или иных языковых средств или же не зафиксированной программы. Программа же есть не что иное, как своеобразная, облеченная в форму воп­росови методических предписаний совокупность уже сложившихся теоретических предписаний или гипотез об исследуемом объекте. Даже когда кажется, что у наблюдателянетникакой программы, он в действительности обладает представлениями, полученными ранее, и чаще всего действует по прог­рамме, заложенной в процессе предшествующего обучения.

Но программа – это не только перечень вопросов, на кото­рые надо в процессе исследования ответить. Она одновременно выступает икак схема, модель деятельности исследователя – система указаний, что и в каком порядке надо делать.

Поэтому для построения программы необходимо:

1) определить цель исследований и перечень нерешенных вопросов;

2) представить себе форму конечных результатов исследования (форму продукта познавательной деятельности);

3) уяснить характер берущихся нами за основу гипотезы, теоретической модели (или создать ее);

4) выбрать приемы и процедуры исследования (а при отсутствии готовых создать их);

5) установить этапы решения задачи и выявить их очеред­ность;

б) определить пространственный и временной объект исследо­вания и, в частности, объем выборки при применении статисти­ческого анализа;

7) наметить поэтапное распределение времени, сил и расхо­дования средств.

Конечно, каждый из этих этапов зависит от других.

Основная методическая сложность разработки конкретных про­грамм исследования определяется тем, что до сих пор не найдены закономерности, позволяющие сформулировать правила перехода от огромного количества факторов, влияющих на комп­лекс и свойства, которые связаны между собой в пределах комплекса, к ограниченному возможностями опыта числу наблюдае­мых и изучаемых признаков.

По существу это противоречие между сложностью объектив­ной реальности и моделью, которую мы строим для ее изучения и характеристики. Программа всегда представляет собой свое­образную модель объекта. Перед наукой встает вопрос о принципах создания не всеох­ватывающих, а оптимальных программ.

Выбор метода тесно связан с целью исследования и практи­чески неотделим от нее. Если задача исследования сформулиро­вана точно и однозначно, так же точно и однозначно опреде­ляется и способ ее решения. Сведем различные этапы решения проблемы к следующему общему плану и будем считать его ис­ходной формулировкой содержания термина «научный метод»:

1) сформулировать проблему;

2) составить план эксперимента (или серии экспериментов) необходимых для получения ответа на вопрос;

3) точно определить этапы работ (процедуру эксперимента), необходимые для получения исходных данных;

4) классифицировать и свести воедино результаты наблюдений (исходные данные);

5) проанализировать исходные данные;

б) сделать вывод из результатов анализа;

7) сформулировать гипотезу на основании сделанных выводов;

8) предсказать новые выводы исходя из сформулированнойгипотезы;

9) проверить выводы с помощью дальнейших экспериментов;

10) принять или отвергнуть гипотезу на основании данных, полученных в предшествующем пункте, и ее соответствия или несоответствия предсказанию.

В науке теоретически и практически определены основные понятия, которые позволяют судить о точности экспериментальных исследований, о систематических ошибках полученных результатах.

 

4. Методы и принципы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Государственная экологическая экспертиза, её статус, уровни, методы проведения экспертизы

ОВОС – деятельность, направленная на определения характера и степени потенциального воздействия намеченного проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними последствий в процессе и после реализации такого проекта, и на выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями, установленными законодательством РФ.

ОВОС проводится инициатором проекта с начальных стадий его реализации. Главное назначение – выполнить требования экологического законодательства.

Цель – предотвращение или смягчение воздействия деятельности на ОС и связанных с ней последствий.

Принципы: презумпция опасности; только обязательность на всех этапах подготовки документации; недопущение возможных неблагоприятных последствий, обеспечение участия общественности, научная обоснованность, полнота информации, результаты оценки – основа для проведения мониторинга.

Методы: ЭЭ, общественные обсуждения

Отличие ОВОС от Гос. экологической экспертизы:

§ ОВОС – правовое средство учета и выполнения экологических требований на стадии подготовки хозяйственного решения.

§ ГЭЭ – правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требования на стадии принятия решения (хозяйственного, управленческого или иного).

ОВОС это лишь часть экологической экспертизы, отвечающая за экологическое обоснование ее проведения. Экологическая экспертиза, в свою очередь, завершает проектную стадию, подготавливая решение о возможности (или невозможности) реализации проекта.

Экологическая Экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных негативных последствий этой деятельности на ОС и связанных с ними возможных социально-экономических и др. последствий.

ЭЭ проводится в двух видах:

1. Гос.ЭЭ: обязательна;

§ цель – осуществление предупреждающего контроля в области ООС и рационального использования природных ресурсов (проверка с целью соответствия хозяйственной или иной деятельности экологической безопасности общества);

§ задачи – обеспечение охраны здоровья людей; повышение качества жизни на основе улучшения ОС; сохранения многообразия видов и способности экосистем к воспроизводству;

§ объект – выполняемая в соответствии с требованиями законодательства РФ документация, обосновывающая развитие определенных объектов и видов деятельности (перечень утверждается мин. прир. р-сов);

§ Объеты: правовые акты, федеральные программы, проекты генеральных планов развития, проекты схем развития отраслей хозяйства; технико-экологическое обоснование и проекты строительства; проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике и технологиям; материалы по созданию совместных предприятий, связанных с использованием природных ресурсов и др.

§ принципы: презумпция потенциальной экологической опасности; обязательность проведения до принятия решения, комплексность оценки, достоверность и полнота информации, научная обоснованность, независимость экспертов, широкая гласность в организации её проведения;

§ заключение – официальный документ министерства природных ресурсов РФ и его территориальных органов (публикуется; подписан руководителем, завизирован всеми членами экспертной комиссии).

Положительное заключение ГЭЭ подтверждает:

§ соблюдение экологических требований при подготовке документации;

§ гарантию заказчика по выполнению условий и реализации проекта;

§ возможность открытия финансирования реализации проекта.

В случае отрицательного заключения заказчик имеет право пересмотреть обосновывающую документацию.

ГЭЭ подлежат все предплановые, предпроектные и проектные материалы по объектам и мероприятиям, намечаемым для реализации на территории РФ, независимо от сметной стоимости и принадлежности; а также экологическое обоснование лицензий и сертификатов.

ГЭЭ выполняется на 2 уровнях – федеральный уровень и уровень субъекта федерации.

Порядок проведения: документы – оплата – не позднее чем через 1 мес. экспертиза - длительность не более 6 мес. – заключение – повторное на основании решения суда.

2. Общественная ЭЭ: организуется и проводится по инициативе граждан или общественных организаций, органов местного самоуправления; до проведения ГЭЭ, одновременно с ней или независимо от неё.

Порядок проведения: заявление от организаций – через 7 дней регистрация заявления органами местного самоуправления или отказ (если уже дважды проводилась, если есть гос., коммерч. тайна и др.) – заключение – приобретает юр. силу после утверждения федеральным органом исполнительной власти.

Ответственность:

§ уголовная – при тяжких прямых или косвенных экологических или иных последствиям;

§ административная – в любом другом случае;

§ материальная – заказчика и должностных лиц, экспертов, консультантов;

§ гражданско-правовая: граждане, чьи права были нарушены органами экологической экспертизы, заказчиком.

  • 5 Классификация методов географических исследований. Сравнительный геогр. метод, комплексные геогр. исследования. Моделирование в географии.
  • 9.1. Группировка методов
  • Овладение географической культурой предусматривает также знакомство с методами географической науки.
  • Литература по этим вопросам довольно велика, но, к со­жалению, не отличается достаточной четкостью, главным образом из-за смешения понятий «метод» и «подход».
  • В самом общем виде «метод» (от греч. methodos — путь исследования) — это способ, прием достижения цели, образ Действий. Акад. Б. М. Кедров определял метод науки как общий способ достижения всестороннего отражения предмета исследования, раскрытия его сущности, познания его зако­нов. Методы науки чрезвычайно разнообразны и потому нуждаются в какой-то классификации, группировке. Подоб­ные группировки предпринимались разными авторами, но зачастую на основе весьма различных принципов. Ниже мы хотели бы предложить свою трактовку этого вопроса.
  • Вряд ли могут быть возражения по поводу подразделе­ния методов науки на традиционные, новые и новейшие, также на общие, используемые многими науками, и част­ные, специфические, имеющие более ограниченное приме­нение. Сложнее обстоит дело с группировкой методов по существу. Представляется, что в этом аспекте их можно подразделить прежде всего на эмпирические и теоретиче­ские.
  • К числу эмпирических методов следует отнести класси­ческий экспедиционный (полевой) метод, который применя­ется со времени зарождения географии и является первоис­точником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение — по­лучение первичной информации об изучаемом объекте и измерение — то же наблюдение, но с применением коли­чественных показателей. Далее, экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационар­ным и маршрутным способами. Поскольку сплошное поле­вое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесооб­разно ее выборочное изучение, получившее название «мето­да ключей». Этот метод означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстрапо­ляцией выводов на более обширные ареалы; не случайно Ю. Г. Саушкин как-то сравнил его с глубокими буровыми скважинами в геологии. К числу эмпирических следует от­нести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований.
  • Теоретические методы также имеют не менее сложную внутреннюю структуру. Среди них можно выделить логиче­ские методы, к которым прежде всего относятся две главные формы умозаключения — дедукция и индукция, предусмат­ривающие соответственно путь рассуждений от общего к частному и от частного к общему. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явле­ний в каких-то свойствах, признаках, отношениях. Отдель­ную подгруппу составляют методы, которые можно назвать формализованными — статистический, математический, мо­делирования и др. В зависимости от характера географиче­ских объектов, их иерархического уровня, целей и задач ис­следования теоретические методы могут претерпевать изме­нения, но при сохранении их основной функции — познания объективных закономерностей пространственной организации и эволюции географических объектов, процессов и явлений.
  • С учетом замысла настоящей работы наибольший интерес представляет подразделение всех методов географии на 2 больших класса — общегеографических и частногеографических. Понятно, что первые из них имеют сквозной ха­рактер, пронизывая всю систему географических наук, а вторые применяются, например, только физико- или экономико-географами. Добавим к этому, что любые группировки методов имеют несколько условный характер, так как сами методы находятся в состоянии перманентного развития и совершенствования.
  • Общегеографические методы: метод описания, картографический метод, сравнительно-географический метод, количественные методы, математические методы, метод моделирования, аэрокосмические методы, геоинформационный метод.
  • Сравнительно-географический метод. Этот метод можно также отнести к числу традиционных для географии. Его ос­новоположниками обычно считают Карла Риттера и в осо­бенности Александра Гумбольдта, прежде всего благодаря его «Картинам природы». В этой же работе Гумбольдт дал следующую характеристику сравнительного метода: «Срав­нивать между собой отличительные особенности отдельных стран и представить в кратких чертах результаты этих срав­нений — благодарная, хотя и трудная задача общего земле­ведения».
  • Впоследствии сравнение стало поистине одним из уни­версальных методов географии, помогающих осуществле­нию индивидуализации и типизации, дифференциации и обобщению изучаемых объектов и явлений. В физической географии этот метод применяется при характеристике рельефа, климата, рек, природных комплексов и т.д., в со­циально-экономической географии при характеристике стран, районов, городов, ТПК и других территориальных единиц. Не меньшее, если не большее, применение этот ме­тод находит в страноведении.
  • По И. М. Маергойзу, в сравнительном методе нужно раз­личать две операции: операцию отождествления и операцию различения. Сравнение может быть полным и неполным. При первом из них осуществляются обе эти операции, при неполном одна из них. Естественно, что для географии боль­шее значение имеет полное сравнение. Далее, И. М. Маергойз условно разделил сравнения на качественные и коли­чественные, причем качественное сравнение, по его мне­нию, должно проводиться до количественного. Наконец, И. М. Маергойз сформулировал и основные принципы срав­нения в географии: возможность сравнения только одномасштабных объектов и только однопорядковых признаков объектов, явлений и процессов; необходимость сравнения сначала существенных, а затем уже второстепенных призна­ков; учет тех объективных условий, в которых сравнивае­те объекты развивались и существуют.
  • Особая ценность сравнительно-географического метода заключается в том, что он помогает лучше выявить и уяс­нить многообразие географических типов человеческой дея­тельности в различных природных и социально-экономиче­ских условиях.
  • Метод моделирования. Моделирование — одна из основных категорий теории познания. Сущность его за­ключается в исследовании каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моде­лей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект, явление, процесс заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, вы­явленные в процессе моделирования, затем распространя­ются на реальную действительность. Моделирование облег­чает и упрощает исследование, делает его менее трудоемким и более наглядным. Кроме того, оно дает ключ к познанию таких объектов, которые не поддаются непосредственному измерению (например, ядро Земли).
  • Наиболее универсальными принципами моделирования являются подобие (аналогия) и системность, которые диа­лектически увязаны друг с другом. Системность предполага­ет также аналитический и синтетический подходы к модели­рованию. Среди других принципов следует отметить выде­ление в изучаемом объекте главного, наиболее существен­ного, а также постоянное соотнесение модели с конкретным объектом. С моделью можно экспериментировать, изучая различные варианты, пути воздействия. Это значит, что можно составлять много моделей одного и того же объекта.
  • Все разнообразие применяемых в науке и практике моде­лей можно свести к двум основным типам или классам. Во-первых, это материальные модели, к которым относятся пространственно-подобные модели (макеты, компоновки, му­ляжи и пр.), физически подобные модели, обладающие раз­личными видами подобия с оригиналом (модели самолетов, судов, турбин и пр.) и математически подобные модели (аналоговые и цифровые машины и пр.). Во-вторых, это мысленные идеальные модели, которые в свою очередь подразделя­ются на образные модели (зарисовки, фотографии, так назы­ваемые гипотетические модели — различные отображения реальной действительности в сознании исследователя), зна­ковые или символические модели (математические, киберне­тические) и смешанные образно-знаковые модели (карты чертежи, схемы, графики, блок-диаграммы и др.).
  • В литературе иногда называют последнюю четверть XX века эпохой моделирования. Это выражение в полной мере относится и к географии, где широкое применение находят физические (натурные) модели, карты, аэрофото­снимки, космические снимки, профили, таблицы, графики, диаграммы, блок-диаграммы, блоковые схемы и, наконец, математические модели, которые — на правах новейшего метода — привлекают повышенное внимание.
  • По А. М. Трофимову, современное математико-географическое моделирование — это особая методология, харак­теризующаяся определенной структурой и последователь­ностью исследовательского процесса. С его помощью реша­ются или могут быть решены такие вопросы как: а) обработ­ка исходной географической информации, б) оценка и мо­делирование однородности и неоднородности географиче­ского пространства, в) оценивание структурных характерис­тик этого пространства, способов оценки связей и взаимо­связей, г) построение адаптивных систем и их имитацион­ное моделирование, д) построение геоинформационных сис­тем и получение с их помощью конкретно ориентирован­ных по цели результатов, е) автоматическое районирование и автоматическая классификация, ж) разработка теории со­гласования интересов (компромиссных решений), з) автома­тическое картирование, и) географическое прогнозирование и управление.
  • В современной физической географии наибольшее применение находят блоковые (графические) и математические модели. Моделированию подвергаются гео­морфологические процессы, морские течения, изменения климата, но в особенности природно-территориальные ком­плексы. Типы географических моделей, применяемых в фи­зической географии, подробно характеризует В. С. Преобра­женский, который подразделяет их на объектные, объект-объектные и субъект-объектные, а также на моно- и поли-системные. Важно заметить, что в последних работах акад. В. М. Котлякова определенный акцент делает­ся на наиболее сложные глобальные модели физико-геогра­фических процессов. Так, речь идет об усовершенствовании глобальной модели климата и о том, чтобы на основе общей циркуляции атмосферы восстановить глобальный гидрокли­матический режим для нескольких временных срезов за последние 18 тыс. лет. И даже о глобальной модели геогра­фической оболочки.
  • В сфере географии населения применяется моделирование сетей и систем населенных пунктов, систем городов, да и самих городов и агломераций, которые также рассматриваются как сложные системы. Составляются мате­матические модели миграций населения, включая миграци­онные потоки, факторы миграции, миграционную структу­ру. Широкое распространение получили различные модели воспроизводства населения, в особенности прогнозные, ис­ходящие из той или иной гипотезы в отношении динамики процессов рождаемости и смертности, браков и разводов. Впрочем, здесь географическое моделирование тесно стыку­ется с большим и сложным классом собственно демографи­ческих моделей.
  • В сфере экономической географии, начиная с 70-х годов, ведущим направлением стало системное моде­лирование, в рамках которого удалось — по мнению Ю. Г. Липеца — органично сочетать применение математи­ческих методов и системного подхода. В арсенале такого мо­делирования логические, блоковые, матричные, картографи­ческие модели. В свою очередь по характеру и назначению среди них можно различить отраслевые, региональные и комплексные (межотраслевые и межрайонные) модели. В теории и практике 70-х годов отраслевые модели были пред­ставлены моделями единой энергетической системы СССР, грузопотоков, транспортных систем и т. д., региональные — прежде всего моделями ТПК, а комплексные — моделями межотраслевых и межрайонных балансов. К числу ком­плексных моделей можно отнести и модели районной пла­нировки как сложной динамической системы управления. О Математическом моделировании в социально-экономической географии недавно с достаточной степенью подробности на­писал С. Е. Ханин. Особый вид социально-экономического моделирования составляет глобальное моделирование, получившее наиболь­шее распространение в широко известных глобальных мо­делях «Римского клуба» и некоторых других международ­ных организаций. В СССР в 80-х годах составлялись модели «ядерной зимы», мирохозяйственных связей и др.
  • Когда говорят о моделировании в картографии то большей частью имеют в виду уже не столько сами карты (как пространственные образно-знаковые модели действи­тельности), сколько математико-картографическое моделиро­вание, характеристика которого неоднократно давалась А. М. Берлянтом, А. А. Лютым, В. С. Тикуновым, другими спе­циалистами в этой области. Под математико-картографическим моделированием понимается орга­ническое комплексирование математических и картографи­ческих моделей для целей конструирования или анализа те­матического содержания карт. В процессе такого моделиро­вания можно создавать не только элементарные модели, со­стоящие из одного звена, но и гораздо более сложные цепочкообразные, сетевые и древовидные комбинации. В свою очередь, оно стимулировало разработку специальных средств машинной графики и приспособления к ним способов карто­графического изображения. Построение карт на экране дис­плея позволяет сравнивать различные варианты содержания карт и способов их оформления, причем такая методика осо­бенно удобна для демонстрации динамики процессов и явле­ний. В качестве наглядного примера построения математико-картографической модели В. С. Тикунов приводит сложную цепочкообразную модель исследования пространственной дифференциации Атлантического океана с точки зрения хо­зяйственной освоенности его акваторий.
  • Особое значение для географии имеют обшегеографические математико-картографические модели, отличающие­ся наиболее сложным синтетическим содержанием. В пер­вую очередь к ним следует отнести разные виды моделей, затрагивающих проблему взаимодействия общества и при­роды. Но и эти блоковые модели класса «население — хо­зяйство — природа» могут быть общими и частными. Об­щая, базовая модель имеет глобальный аспект. На ее основе могут быть созданы частные, в том числе региональные, мо­дели, отражающие специфику той или иной территорий-
  • Наиболее яркий пример региональных моделей — модели разного рода геосистем. Обосновывая учение о геосистемах, акад. В. Б. Сочава еще в 70-х годах предложил выделять функционально-компонентные, функционально-геомерные я структурно-динамические модели геосистем. Конструиро­ванием геосистем много занимались физико-географы Ин­ститута географии РАН (В. С. Преображенский, Т. Д. Алек­сандрова, Л.И.Мухина и др.). Конкретные примеры моде­лей разных типов геосистемприводились в работах В. С. Преображенского. Что же касается научно-практического эксперимента, то он осуществлялся прежде всего в так называемых «модельных областях».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.