Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортно-коммуникационные системы мира




Транспорт - одна из главных инфраструктурных отраслей, необходимая при нормальном, ритмичном функционировании мирового хозяйства. Как чуткий барометр хода развития этого хозяйства, транспорт отражает изменения, происходящие в географическом разделении труда, во взаимоотношениях производителей, покупателей и продавцов. Претерпев радикальные изменения под воздействием НТР («транспортная революция»), транспорт в 80—90-х гг. XX в. развивался в целом успешно, хотя и ему не удалось избежать кризисных явлений на рубеже 1997—1998 гг. Долговременные тенденции развития мирового транспорта свидетельствуют о расширении мировой транспортной сети, о повышении ее загрузки, об улучшении качественных показате­лей, о расширении совместной деятельности различных видов транспорта и др.

Одно из важнейших понятий, связанных с транспортом, — понятие о мировой транс­портной системе, которое охватывает все ми­ровые пути сообщения и все транспортные средства. Для характеристики мировой транс­портной системы обычно используют три глав­ных показателя: 1) сеть путей сообщения; 2) работу транспорта; 3) основные грузо - и пас­сажиропотоки.

Мировую транспортную сеть можно рас­сматривать с разных точек зрения. Интересно, во-первых, проследить динамику ее развития и, во-вторых, проанализировать современное состояние разных видов этой сети.

Динамику развития отдельных видов миро­вого транспорта во второй половине XX в. де­монстрирует составленная С. Б. Шлихтером таблица

 

ДИНАМИКА МИРОВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ В 1950—2000гг.*

 

Вид транспорт­ной сети Протяженность, тыс. км
    1950г. 1970г. 1980г. 1990г. 2000 г.
Железные          
дороги          
Автомо-          
бильные          
дороги          
Судоходные          
реки и          
каналы          
Нефтяные трубопро-          
воды          
Магистраль-          
ные газопро-          
воды          
Воздушные          
пути          

* Без морских трасс.

Из приведенных в таблице данных со всей очевидностью следует, что динамика разви­тия отдельных видов транспортной сети в по­следние десятилетия различается довольно сильно. С одной стороны, длина ее старых ви­дов — железных дорог и внутренних водных пу­тей — стабилизировалась. С другой стороны, протяженность более новых видов транспортной сети — автодорог, трубопроводов и воздушных путей — продолжает довольно быстро возрас­тать.

Работа транспорта определяется размерами и структурой перевозок грузов и пассажиров.

Перевозку грузов можно измерять двояко. Во-первых, массой этих грузов, которая в мире еще в начале 1990-х гг. превысила 100 млрд т в год. Во-вторых, и это главное, грузооборотом, т. е. грузовой перевозочной работой, учиты­вающей не только массу, но и дальность пере­возки грузов и измеряемой в тонно-километрах (т/км). Еще в начале 1950-х гг. мировой грузо­оборот составлял около 7 трлн т/км, а в 2000 г, он достиг уже 50 трлн т/км.

По мере роста грузооборота большие изме­нения происходили и в структуре. В 1950 г, железные дороги обеспечивали 31% мирового грузооборота, автомобильные— 7,5, внутрен­ние водные пути — 5,5, морские — 52 и трубо­проводы 4%. Если сравнить эти данные с сов­ременными (рис. 104), то обращает на себя вни­мание уменьшение в перевозках грузов доли железных дорог и внутренних водных путей и увеличение доли морского и трубопроводного транспорта. Это объясняется тем, что именно морской транспорт, обладающий практически неограниченной пропускной способности морских путей и самой большой грузоподъемностью подвижного состава, берет на себя почти 80% международных — прежде всего межконтинентальных – перевозок.

Значительное повышение роли жидкого и газообразного топлива и сырья, быстрое развитие нефтехимической промышленности способствовали повышению роли трубопроводного транспорта. (Однако при этом нельзя забывать и о что в действительности более 80% всех грузов перевозит автомобильный транспорт, тогда как морской— лишь 3,5%. Но поскольку средняя дальность перевозок на автомобильном транспорте составляет всего 30 км, а на морском 8 тыс. км, грузооборот последнего оказывается намного большим.)

Пассажирские перевозки измеряют численностью перевезенных пассажиров и пассажирооборотом. В наши дни все виды транспорта ежегодно перевозят более 1 трлн. пассажиров. Что касается пассажирооборота, то он увеличился с 2,5 трлн. пассажиро-километров в 1950г. до более чем 19 трлн. пассажиро-километров в 2000 г. Это отражает заметно возросшую подвижность населения. В структуре пассажирооборота (рис. 104) внеконкурентное первое место принадлежит автомобильному транспорту; в том числе 60% всех перевозок осуществляется легковыми автомобилями. Особая роль автомобильного транспорта в пассажирских (да и в грузовых) перевозках объясняется его повсеместным распространением, гибкостью и маневренностью. Сеть авто мобильных дорог можно сравнить с кровеносной системой организма.

Основные транспортные грузо- ипассажиропотоки подразделяют на межконтинентальные и внутриконтинентальные. При этом межконтинентальные перевозки массовых наливных, газообразных, насыпных) грузов осуществляют почти исключительно морским транспортом. Примерами их могут служить охарактеризованные выше транспортные «мос­ты», связанные с перевозками нефти, сжиженного природного газа, угля, железных руд, бокситов и др. На морской транспорт прихо­дится также основная часть межконтиненталь­ных перевозок генеральных (штучных) грузов, например автомобилей, машин. Во внутриконтинентальных перевозках и грузов, и пассажи­ров главную роль играют автомобильный и же­лезнодорожный транспорт, а в перевозках нефти и природного газа — трубопроводный.

Перспективы развития мирового транспор­та в начале XXI в. зависят прежде всего от темпов роста мировой экономики и мировой торговли, а также от геополитической ситуации в мире и его регионах. Согласно некоторым про­гнозам, в 2000—2015 гг. можно ожидать отно­сительно умеренного роста перевозок.

 

37 Мировая агросфера: отраслевые и территориальные различия в странах с различными природными и общественно-экономическими условиями.

Отличия: носит сезонный характер, привязана к земле, проявляется влияние прир. факторов (климат,рельеф,состояние почв, естественная растительность. На с/х оказывают влияние не только прир. ф-ры, но и соц-эк. факторы (уровень развития страны, трудовые ресурсы, техническая оснащенность).

В с/х производстве занято 1,3 млрд.чел (7% - развитые, 93% - развивающиеся). Причем развитые и развивающиеся страны производят по 50% сельскохозяйственной продукции мира. Такое положение возможно благодаря высокой производительности труда в с/х развитых стран.

В АПК входят:

- производство средств производства (с/х техника, удобрения)

- производство с/х продукции

- переработка,сбыт и транспортировка продукции

С/х состоит из двух отраслей:

- растениеводство

- животноводство

В развитых странах, как правило, по стоимости преобладает животноводство, в развивающихся – растениеводство (урожай быстрее вырастить, чем растить животных).

Растениеводство.

Отрасли: зерновое хозяйство; производство технических культур.

Зерновое хозяйство. Совпадает с расселением населения. Валовый сбор зерна в мире - 2 млрд. т. Обеспеченность зерновыми культурами в мире недостаточна. Существуют регионы голода. По абсолютному большинству голодающих лидирует Южная и Юго-Восточная Азия, по доле голодающего населения – Африка.

Обеспеченность зерновыми культурами характеризуется производством зерновых на душу населения в год. Среднемировое производство зерновых на душу населения в год составляет около 350 кг, максимальный показатель имеет Канада – более 2 тыс. кг, в Венгрии – 1,5 тыс. кг, В Австралии – 1,3 тыс. кг, в США – 1,2 тыс. кг, в России в 1997 году – 550 кг.

Лидером по валовому сбору зерновых является Китай – 450 млн.т, на втором месте США – 350 млн.т, на третьем месте Индия – 225 млн.т. Россия в 2003 году – 85 млн.т, в 2006 – 76 млн.т.

Главными зерновыми культурами в мире являются пшеница (умеренный пояс), кукуруза (все континенты), рис (муссонный климат).

Пшеничный пояс включает США, Канаду, западно-европейские страны, Страны восточной Европы, Укр, Рос, Казахстан, Китай, Индию, Аргентину, ЮАР, Австралию.

Главные страны – производители: Китай, Индию, США, Франция, Россия.

Главные страны – экспортеры: США, Канаду, Франция, Австралия, Аргентина.

Главные страны – импортеры: Китай, Япония, Бразилия, Италия, Египет.

Кукуруза в развитых странах используется, главным образом, как кормовая культура, в развивающихся – как продовольственная.

Главные страны – производители: США, Китай, Бразилия, Мексика, Франция.

Главные страны – экспортеры: США, Франция, Аргентина, ЮАР, Венгрия.

Главные страны – импортеры: Япония, Китай, Южная Корея, многие страны Европы.

Рис является основным продуктом питания более чем 2 млрд. человек. Большая часть риса производится в Азии.

Главные страны – производители: Китай, Индия, Индонезия, Бангладеш, Вьетнам.

Главные страны – экспортеры: Таиланд, Индия, США, Вьетнам, Пакистан.

Главные страны – импортеры: Индонезия, Китай, Иран и другие развивающиеся страны.

Из др. зерновых культур распространение получили ячмень и овес. В Канаде (гл. экспортер), на сев. Европ. Стран, в России - рожь (около 2% от произ-ва всех зерновых). Просо и сорго – осн. продовол. зерн. культуры развив. стран, в разв. исп. как кормовое зерно.

Ведущие экспортеры зерна: США, Канада, Франция, Австралия, Аргентина, Венгрия, Великобритания, Казахстан, Таиланд, Индия. Развитые страны ввозят кормовое зерно, развивающиеся – продовольственное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.