Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сверхчувствительность к проблемам




Часть I. Психология детской одаренности

искренний интерес к миру, проявляющийся в поиско­вой активности, в стремлении использовать любую воз­можность, чтобы чему-нибудь научиться.

История сохранила сведения о проявлениях любо­знательности в детстве у многих будущих гениев. Неве­роятной тягой к познанию с детства отличались И. Нью­тон, М. В. Ломоносов, Петр I и многие другие творцы.

Одно из важнейших качеств истинного творца — способность удивляться и видеть проблемы и противо­речия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Так, Альберт Эйнштейн заложил основу будущей теории относительности, будучи еще подростком. Он вдруг задумался о том, что никому не приходило в голову: что произойдет, если бежать со ско­ростью света?

Еще Платон отмечал, что познание начинается с удив­ления тому, что обыденно; «...только для того, кто не привык самостоятельно мыслить, не существует проблем; все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С. Л. Рубинштейн. Подобная «слепота», выраженная в неспособности вос­принимать новое, обычно свойственна ограниченным людям, независимо от степени их образованности или общественного статуса.

Томас Эдисон утверждал, что мозг среднего человека
не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз.
Этот вывод он сделал после одного собственного психо­
логического опыта. Двадцать семь его лаборантов еже­
дневно в течение шести месяцев одной дорогой, которая
вела от лампового цеха, шли к главному зданию завода.
Рядом росло вишневое дерево. Но когда Т. Эдисон стал
опрашивать лаборантов о том, что за дерево растет возле
дороги, ни один из них не только не смог охарактеризо­
вать это дерево, но даже, как выяснилось, не знал о его
существовании...--.,,• •-<Л\


г


 

 

глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития

Сверхчувствительность к проблемам необходима в лю­бой творческой деятельности и является качеством само­стоятельно мыслящего человека. Это качество отличает того, кто не может удовлетвориться чужим поверхностным ре­шением проблемы, того, кто способен преодолеть господ­ствующее мнение, какие бы авторитеты за ним не стояли.

Развитие сверхчувствительности к проблемам либо подавление ее многие исследователи связывают в первую очередь с характером обучения. Догматичное содержание в сочетании с доминированием репродуктивных методов обучения — основные факторы, подавляющие детскую сверхчувствительность к проблемам. И напротив — про­блемное, ориентированное на самостоятельную иссле­довательскую практику ребенка, обучение развивает как эту способность, так и другие необходимые для творче­ства качества. Эта мысль, многократно обоснованная теоретически и доказанная экспериментально, относит­ся к числу общеизвестных, но, к сожалению, отнюдь не к числу общепризнаваемых в массовой педагогической практике.

Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему. Именно это свойство часто и обеспечивает прорыв к неизвестному ранее.

Люди часто относятся к новым сведениям и открыти­ям с большим недоверием, особенно к тем, которые су­щественно меняют привычные взгляды. Многие, к со­жалению, не только не обладают способностью тонко чувствовать, видеть проблемы, но даже часто отказыва­ются замечать то, на что им прямо указывают их выдаю­щиеся современники.

Причем нередко дело доходит до курьезов. Так, на­пример, в «Илиаде» Гомера было довольно подробно описано местонахождение легендарного города Трои. Но Все считали это художественным вымыслом, и для архео­логов и историков XIX века Троя была недосягаема. ИКОМУ> кроме немецкого археолога Генриха Шлимана, Р пРишло в голову искать Трою, опираясь на описания

еРа. Г. Шлиман стал рассматривать «Илиаду» Гомера



часть I. Психология детской одаренности


глава 2. Одаренные дети: особенности психического развития



 


не просто как литературное произведение, а как серьез­ный исторический источник. Итогом стали известные всему миру сенсационные археологические находки..




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 911; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.