Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекций 3 страница




Источником недоразумений и расхождений в проблеме идеального является не только вопрос о сущности, содержании и функциях идеального, но и вопрос о типах и видах идеального. Идеальные феномены в зависимости от уровня сознания могут быть разделены на два типа: индивидуализированное идеальное и общественное идеальное.

Идеальное может быть когнитивным (гносеологическим) и аксиологическим. Пример тому – идеалы теории, гипотезы и, с другой стороны, идеалы добра, справедливости, прекрасного.

Обобщая вышесказанное, можно дать вывести следующее определение идеального: идеальное – это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программ, моделей) и высшие ценности бытия человека (добро, правда, красота и др.), которые подлежат реализации в деятельности человека.

5.4. Сознание и язык. Одной из характерных черт сознания является наличие в нём механизмов абстрактного отражения действительности и мышления. Этот вид отражения возник у наших далёких предков в результате замены действий и предметов знаками, то есть заместителями этих действий и предметов. В сознании человека каждая вещь существует в двух видах: в виде чувственного образа и имени вещи, обычно выражаемого в виде такого знака, как слово. В психике человека есть такой компонент, который состоит только из знаков, связанных между собой по определённым правилам. Это и есть сфера мышления. Озвученное мышление есть речь.

Язык есть знаковая система, выполняющая функцию общения, хранения информации, формирования и развития мышления. Сознание, являясь идеальным, существует только в материальной форме своего выражения в языке. Не существует как языка без мышления, так и мышления без языка, однако их струтуры различны. Законы и формы мышления едины для всех людей, а язык имеет множество форм бытия.

Сознание является сложным феноменом; оно многоаспектно, многомерно. Представления о нём весьма различны, зависят от многообразия жизненного опыта людей, формирующего далеко не тождественные между собой его трактовки; понимание сознания, его сути, содержания, масштабов проявления определяется во многом культурными традициями людей, их религиозной, общественной ориентацией. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия, психология, биофизимка, информатика, кибернетика, юриспруденция, психиатрия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддаётся общесистемному определению и любое его определение, если не оговаривать специального назначения этого определения, оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

 

 

Тема 6. Познание

Во все времена человек стремился изучать мир, в котором он живёт. Раздел философии, изучающий природу познания и его возможности, отношение знания к реальности, условия достоверности и истинности познания называется гносеологией (от греч.gnosis – «знание», logos – «понятие, учение»). В предмете философии в системе «мир – человек» коррелятом гносеологии являются познавательные субъектно-объектные отношения. Гносеология изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека, безотносительно к тому какова эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.

Познание – воспроизведение действительности в сознании и языке, сложное системное образование, включающее в себя ряд взаимоорганизованных элементов: объект познания, субъект познания, процесс и метод познания, знание как результат. Познание как процесс представляет собой субъект-объектные отношения. «Субъект» познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом является прежде всего индивид, так как он наделён сознанием, способностью оперировать понятиями и образами. Но субъектом познания могут выступать социальные группы и общество в целом. В широком смысле «субъектом познания» является общество, выступающее в роли универсального субъекта: в нём объединены субъекты всех уровней, люди всех поколений. Хотя вне общества не может быть познания, реализует оно свои познавательные возможности лишь через деятельность индивидуальных субъектов.

Знание – результат процесса познания и его предпосылка. Знание – отражение действительности в сознании человека, также и процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия. Будучи компонентом сознания, знание, с одной стороны, отражает действительность, выступает в качестве условия, средства и ориентира деятельности субъекта знания, с другой, образует особый и автономный мир – мир идеального.

6.1. Проблема познаваемости мира. Вопрос о том, познаваем ли мир, в гносеологии имеет следующую формулировку: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому миру? В состоянии ли наше мышление познать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? Можно ли достоверно познать предметы, их сущности и проявления сущности?

В истории философии сложились следующие позиции:

· Гносеологический оптимизм – мир может быть познан человеком в главном, в принципе. Онтологическим основанием позиции является отрицание или недооценка значимости бесконечности мира. Но эта позиция весома в сфере научного познания.

· Агностицизм (от греч. аgnostos – недоступный познанию) – мир непознаваем. Эта позиция возникает из невероятной сложности познавательного процесса, обусловленного неисчерпаемой сложностью и изменчивостью мира и человека.

· Скептицизм (от греч. skeptikos – рассматривающий) подвергает сомнению всякое уже полученное знание. Позиция основана на реальном противоречии познавательного процесса: ограниченность рассудочного подхода, опирающегося на строгие однозначные определения и подчиняющегося требованиям законов логики.

· Гносеологический реализм утверждает познаваемость мира, но процесс познания мира никогда не может быть завершён, полное и исчерпывающее знание о мире никогда не будет достигнуто. Эта позиция исходит из принципа конкретности истины. Онтологическим основанием позиции является признание единства человека и мира.

6.2.Чувственное познание. Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые воспринимаются мозгом. Чувственное познание обеспечивает непосредственнный контакт с объектом познания и является каналом связи нашего сознания с внешним миром. Занимает очень важное место, даёт много информации, но она поверхностна, неглубока. Рациональное познание базируется на анализе того материала, что даёт чувственное познание.

Формы чувственного познания:

· Ощущение – психически идеальный образ одной из сторон объекта познания. Фиксирует отдельные качества предметов. Ощущения субъективны по форме и способу осуществления, но объективны по своему источнику и содержанию.

· Восприятие создаёт целостный образ предстоящего в данный момент перед сознанием объекта. Зависит не только от свойств и отношений предмета, но и от накопленного человеком опыта.

· Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Способность человека к чувственному отражению действительности – это способность получать непосредственную информацию об объектах в форме индивидуальных конкретно-чувственных образов. Велико значение этой способности для познания и ориентировки в мире. Но её сила является и её слабостью: человек остаётся привязанным к конкретной ситуации, что недостаточно для глубокого, всестороннего познания предметов, событий, явлений, их причин и следствий, переходов друг в друга. Требовалось развитие способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.

Практическая, трудовая деятельность оказалась основой процесса перерастания чувственных способностей в новые, связанные с зачатками разума. Большую роль в развитии способности к абстрактному мышлению сыграли возникновение и формирование языка в целях общения.

6.3. Рациональное познание. Благодаря выработке способности к свободным представлениям, связанным со словом, а также способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определённые классы, стало возможным формирование особого рода представлений – понятий, фиксирующих общие признаки вещей.

Формы рационального познания (абстрактного мышления):

· Понятие фиксирует существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. По степени общности понятия могут быть: предельно общими, более общими, менее общими. Понятия в языке выражаются отдельными словами («город», «ромб») или словосочетаниями («студент университета», «симфонический оркестр»).

· Суждение посредством связи понятий утверждает или отрицает что-либо о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения: «Речка подо льдом блестит», «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях»(Б.Паскаль).

· Умозаключение посредством связи одного или нескольких суждений (посылки) по определённым правилам выводит заключение. Все углероды горючи.

Алмаз – углерод.

Алмаз горюч.

Опосредованно, с помощью многообразных видов умозаключения, опираясь на истинность посылок и соблюдая правила вывода, мы можем получать новые знания.

По вопросу приоритета и истинности чувственного и рационального познания в истории философии выделились два течения: сенсуализм и рационализм. Суть сенсуализма – в абсолютизации чувственного познания. Его тезис гласит: «Всё, что есть в знании, получено из чувств». Рационализм, напротив, отстаивает особую роль разума как единственного и достоверного источника нашего знания. «Всё, что есть в знании, получено из разума», при этом чувствам отводится лишь роль толчка для деятельности мышления. Доктрины классического сенсуализма и рационализма были сформулированы в философии Нового Времени (соответственно Локком и Декартом) XVII и XVIII вв. Попытка синтеза этих крайних точек зрения была предпринята И.Кантом в учении о трёх ступенях (формах) познания: чувственности, рассудка и разума.

Большинство философов и исследователей науки рассматривают познавательный процесс как диалектическое единство двух его сторон: чувственной и рациональной, хотя их соотношение меняется на разных уровнях познавательной деятельности.

6.4. Практика и её роль в познании. Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют. Практика оказывает мощное воздействие на познание и формирование истины.

Важнейшие черты практики как гносеологического феномена:

· Целенаправленность. Практика неотрывна от человека, его целеполагающей, целенаправленной деятельности, от формирования идеальных моделей и стремления их осуществить.

· Предметно - чувственный характер. По этому признаку она выделяется уже не из материальных взаимодействий вообще, а из совокупной человеческой деятельности, отграничиваясь от деятельности познавательной и оценочно-ориентационной. Практическое взаимодействие человека с объектом представляет собой преодоление сопротивления материального предмета. При этом человек функционирует физиологически, расходуя силу, энергию подобно взаимодействующей природной системе.

· Преобразование материальных систем. Человек способен изменять состав элементов и структуру материальных (природных и социальных) систем, поскольку он действует в соответствии с объективными законами (не всегда адекватно познаёт, но должен действовать в соответствии с ними, иначе его деятельность будет бесплодной).

Общественная практика - материальная, предметно-чувственная деятельность людей, направленная на преобразование мира (природа и общество) и самого человека.

Формы практической деятельности:

· Материально-производственная - деятельность, в процессе которой люди преобразуют материальные предметы в продукты труда (товары), удовлетворяющие их потребности.

· Социально-политическая - преобразование общественных отношений в соответствии с представлениями человека об общественном идеале.

· Научная – преобразование объектов действительности с целью более точного их воспроизведения в сознании.

Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека.

В структуре практики выделяются следующие процессы:

· Опредмечивание – это процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным.

· Распредмечивание – это процесс, в котором свойства, сущность, «логика» предмета становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием.

Гносеологические функции практики реализуются в том, что практика является основой, движущей силой, критерием истины и целью познания.

6.5. Основные концепции истины. Истина – высочайшая ценность культуры и одновременно – величайшая проблема философии. Споры о сущности истины не смолкают на протяжении всей истории философии. Современная трактовка истины, которую разделяют большинство философов, сводится к следующему определению: истина – это соответствие наших знаний содержанию объекта познания. Это соответствие имеет ряд сторон.

Важное место в теории познания занимают формы истины:

· Объективность истины – независимость истины от воли и желания людей.

· Абсолютная истина - полное и исчерпывающее знание о предмете.

· Относительная истина – неполное знание о том же предмете.

Вопрос о соотношении абсолютной и относительной истин мог встать в полной мере как мировоззренческий вопрос лишь на определённой ступени развития культуры, когда обнаружилось, что люди имеют дело с познавательно неисчерпаемыми сложноорганизованными объектами, когда выявилась несостоятельность претензий любых теорий на окончательное (абсолютное) постижение этих объектов. Истина по содержанию всегда объективна, а по форме – относительна. Объективность истины является основой преемственности истин.

Концепции истины:

· Классическая ( корреспондентская ) (от англ. correspondence – «соответствие») утверждает, что истинное знание соответствует вещи. Трудность заключается в установлении соответствия мысли (высказывания) вещи.

· Когерентная (от лат.сohaerentia – «согласованность»). Сторонники этой концепции пытаются обойти трудность установления соответствия между знанием и действительностью. Они видят истинность знания в том, что знание является самосогласованным, логически связанным, непротиворечивым.

· Прагматическая ( от греч. pragma – «дело, действие») Фисксирует роль социальной значимости, признанности обществом, коммуникативности.

Все существующие концепции истины должны рассматриваться во взаимодействии, поскольку они носят комплементарный характер, по сути, не отрицая друг друга, а выражая гносеологический, семантический и социокультурный аспекты истинного знания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.