Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифология, религия, философия и другие способы духовного осмысления мира и человека. Специфика философского знания




Тема 1.

Для самостоятельного изучения тем

Рекомендуемые вопросы

Программа самостоятельной работы

 

 

1. Мифология, религия, философия и другие способы духовного освоения мира и человека. Специфика философского знания.

2. Проблема человека и мира в античной философии.

3. Теоцентризм средневековой философии и антропоцентризм эпохи Возрождения.

4. Развитие естествознания в конце 16-17 вв., философия Просвещения о человеке и социальном прогрессе.

5. Решение проблемы познаваемости мира в философии XVIII-XX вв.

6. Проблема методологической роли философии и осмысление природного бытия, человека и истории в немецкой философии XVIII-XIX вв.

7. Природа человека и смысл его существования в русской и западной философии конца XIX-XX вв.

8. Общество как объект философского осмысления. Человек в исторической перспективе.

 

Основная литература

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1997.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. М., 1996.
3. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А. Введение в философию в 2 ч. М., 1995.
4. Спиркин А.Г. Философия. М., 1998.
5. Кохановский В.П. Современная философия. Ростов-на-Дону, 1996.
6. Хрестоматия по истории философии от Лао-Цзы до Фейербаха. Ч.1. М., 1997.
7. Хрестоматия по истории философии от Шопенгауэра до Дерриды. Ч.2. М., 1997.
8. Хрестоматия по истории философии от Нестора до Лосева. Ч.3. М., 1997.
9. Современная буржуазная философия. Словарь. М., 1994.
10. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.
11. Краткая философская энциклопедия. М.,1994.
12. Философский энциклопедический словарь. М., 1998.
13. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995.
14. Современный философский словарь. М., 1996.
15. Радугин. Философия: курс лекций. М., Центр, 1998.
16. Рассел Б. История западной философии. М., 1995.
17. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней, в 4 т. СПб., 1997.
18. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
19. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
20. Самопознание европейской культуры ХХ века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.
21. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.

Понятие мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Миф как первая ступень осознания человеком себя и окружающего мира, как система ценностей и предмет веры. Место мифологического сознания в современной культуре.

Сущность религиозного отношения к миру. Религиозная картина мира и религиозная система ценностей в современной культуре.

Зарождение и становление философского знания как особого типа мировоззрения. Специфика философского отношения человека к миру. Философия как мудрость. Мировоззренческая рефлексия как метод философии и ее специфическое отличие. Типология философских проблем, их мировоззренческая природа, части и разделы философского знания.

Философия и обыденное сознание. Специфика житейской мудрости. Философия и мифология, философия и религия: их историческая связь и принципиальные отличия. Специфика религиозно-философских учений. Философия и идеология. Особенности политической мифологии. Философия и наука. Философская критика сциентизма. Взаимодействие научной, религиозной и философской картин мира.

Философия как ценностное знание: аксиологическая проблематика философии. Философия и мораль. Этика как философская дисциплина. Философия и искусство. Эстетика как философская дисциплина. Человек как объект философского анализа – философская антропология. Мировоззренческая ориентация личности как назначение философии. Философская культура личности и общества в условиях демократического общества.

 

Рекомендуемые понятия для изучения темы 1:

Мировоззрение, мифология, религиозное мировоззрение, философское мировоззрение, онтология, гносеология, методология, аксиология, антропология, социальная философия, рефлексия, идеология, моральное сознание, нравственность, этика, эстетика, картина мира, человек, личность, общество.

 

Тема 2.

Проблема человека и мира в античной философии

Особенности античной культуры. Роль мифа в мировоз­зрении древних греков. Досократовский период греческой философии (ионийцы, элеаты, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит и др.). Преобладание космологических вопросов над всеми другими областями философского исследования на ранних стадиях греческой философии. Представления о космосе и устройстве Вселенной. Понятие Логоса. Древний атомизм.

Философия Сократа. Мудрость как предмет философии. Представления о добродетели, об истинно нравственном. Диалог как метод нахождения истины. Противоположность диалогового метода Сократа и софистов.

Философия Платона. Учение о природе идей. Античный объективный идеализм и его влияние на европейскую философскую мысль. Учение об идеальном государственном устройстве.

Философские взгляды Аристотеля. Учение о четырех причинах бытия. Значение классификации научных дисциплин, предпринятой Аристотелем. Аристотель: учение о человеке, обществе, государстве. Влияние Аристотеля на арабскую (Аверроэс) и европейскую философию.

Развитие идей классической греческой философии в эллино-римский период (империя Александра Великого (Македонского) 356-323 до н.э. и далее в возникающей и распадающейся Римской империи до 5-6 вв. н.э.) Проблема человека в философии эллинизма (hellen – грек). Стоицизм. Эпикуреизм. Скептицизм. Отсутствие понятия «исторического», идея цикличности в природе и истории, покорность судьбе как характерные черты эллинской культуры. Продолжение эллинской философии в культуре Римской империи. Римские стоики (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Неоплатонизм. Влияние стоицизма и неоплатонизма на распространение христианских идей в Римской империи.

Рекомендуемые понятия для изучения темы 2:

Мифологическое мировоззрение, натурфилософия, бытие, космология, досократическая философия, софисты, киники, скептицизм, стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм, диалектический подход к трактовке бытия, метафизический подход к трактовке бытия, идеализм, материализм, эвдемонизм, картина мира, фатализм.

Тема 3.

теоцентризм средневековой философии и антропоцентризм эпохи возрождения (4-15 вв.)

Особенности средневекового мировоззрения. Библия как основной источник средневековых представлений о мире и человеке. Идея божественного творения. Человек как венец и цель творения. Необходимость согласования евангельского богословия с элементами античной образованности и мистицизмом языческих культур. Историзм христианского сознания. Представления о завершенности и конце истории. История как столкновение божественной необходимости и человеческой свободы. Учение Августина «О граде Божьем».

Философия – служанка богословия. Представления о мире, природе, космосе, устройстве Вселенной. Теология Фомы Аквинского. Проблема соотношения разума и веры, философии и религии.

Христианское учение о двойственной природе человека. Человек как образ и подобие Божие, человек как разумное животное. Проблема души и тела, разума и воли. Проповедь аскетизма. Этико-философский смысл заповедей Христа. Взаимосвязь христианского учения и основных социально-политических доктрин средневековья.

Изменения социально-экономической жизни средневековой Европы в 15 в. Особенности городского образа жизни. Осознание ценности земного времени, отпущенного человеку. Секуляризация человеческой культуры и общественной жизни в эпоху Возрождения. Мировоззрение гуманистов. Возрождение философ­ских идей античности. Понимание человека как творца, художника. Постулирование идей человеческого достоинства, свободы воли, активной добродетели. Философские идеи пантеизма. Учение Николая Кузанского, Д.Бруно.

Рекомендуемые понятия для изучения темы 3:

Религиозное мировоззрение, теология, теизм, монотеизм, теоцентризм, провиденциализм, креационизм, ортодоксия, патристика, схоластика, пантеизм, антропоцентризм, картина мира, проблема свободы в христианском мировидении, томизм, религиозно-философские учения в ХХ веке.

Тема 4.

развитие естествознания в конце 16-17 вв. философия просвещения о человеке и социальном прогрессе

Гелиоцентрическая система Н.Коперника, философия Д.Бруно, работы Г.Галилея как начало научной революции. Смысл и значение научной революции 17 в. Формирование механистической картины мира и ее философский смысл. Процесс освобождения сознания человека и культуры в целом от религиозных структур (секуляризация).

Взаимоотношение философии и науки. Проблема метода познания в философии 17 века. Развитие научно-эксперименталь­ных и математических методов. Особенности эмпирической философии Ф.Бэкона. Рационализм Р.Декарта, Г.Лейбница.

Идея рациональности как организующий принцип. Роль разума в познании и организации «рационального» миропорядка. Трактовка человека, его души, нравственных поступков в философии Б.Спинозы. Особенности рационализма Б.Паскаля: мысли о человеке, его разуме, душе и воле; о соотношении знания и веры, о взаимодействии науки и религии. Учение о государстве Т.Гоббса.

Философские идеи французского Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо и т.д.). Утверждение идей социального прогресса. Концепция социального равенства. Теория естественного права и общественного договора как теоретическая основа правового государства. Формирование ценностей гражданского общества. Религиозный дуализм и борьба с церковными традициями, суеверием, фанатизмом.

Механицизм, натурализм французского материализма 17–18 вв. (Дидро, Д’Аламбер, Ламетри, Гельвеций, Гольбах и т.д.)

 

Рекомендуемые понятия для изучения темы 4:

Картина мира, механистическая картина мира, механицизм, детерминизм, натурализм, эмпиризм, сенсуализм, субстанция, рационализм, детерминизм, просвещение, методология, метод, материализм, метафизический подход к трактовке бытия, гражданское общество, правовое государство, социальный прогресс, свобода, проблема свободы в Новое время.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.