Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение цены и объема производства в условиях олигополии. Модели ценообразования в условиях олигополии




Общей теории ценообразования в условиях олигополии не существует. Есть ряд моделей, объясняющих рыночное поведение олигополии в зависимости от того, какие предположения у фирмы относительно реакции своих конкурентов.

Специфическая модель рынка для олигополиста изображена на рис. 1.

.

 

 

Рис. 1. Ломаная линия спроса

Модель «ломаной» кривой спроса (Р. Холл, Хитч, П.-М. Суизи, 1939) объясняет, почему фирма-олигополист неохотно отказывается от принятого ею решения «цена- выпуск», за счет чего цены в олигополии имеют определенную устойчивость в краткосрочном периоде при некотором изменении величины издержек (чего нельзя сказать о рынке совершенной конкуренции).

Модель «ломаной» кривой спроса имеет два недостатка:

  1. Не объясняется, почему текущая цена была равна именно Р0; нельзя и объяснить, как эта цена установилась первоначально (т.е. модель не объясняет принципов олигополистического ценообразования);
  2. Как показывает хозяйственная практика, цены не являются столь негибкими, как это следует из этой кривой спроса, в условиях олигополии они имеют четкую тенденцию к росту.

Все модели олигополии имеют общие черты, которые можно рассмотреть на модели дуополии (Антуан Курно, 1838 г). Дуополия - частный случай олигополии, где участвуют два производителя однородной продукции, каждый из которых способен удовлетворить весь платежеспособный спрос на данном рынке. Такая структура часто встречается на региональных рынках и отражает все характерные признаки олигополии. Сущность этой модели - каждый из конкурентов определяет оптимальный для себя объем предложения при заданном объеме предложения другого, и сочетание этих объемов выявляет рыночную цену. Тем самым эта модель описывает процесс ценообразования в олигополии. Основной посылкой Курно было предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение конкурентов.

 

23.Рынки факторов производства. Формирование спроса и предложения
на ресурсных рынках

К основным факторам (экономическим ресурсам) относят труд, капитал, землю, предпринимательские способности. Они играют важную роль на микроэкономическом уровне, поскольку от их рационального использования зависит доход владельцев факторов производства (ФП), снижение затрат и цен на готовую продукцию, результативность работы фирмы.

Первичные ФП (труд, землю, капитал) предлагают домашние хозяйства, являющиеся их собственниками, а спрос на них предъявляют фирмы. Такая переменена ролей рыночных агентов ведёт к тому, что на рынках ФП индивидуальное предложение выводится из максимальной функции полезности, а индивидуальный спрос - из максимизации прибыли или других целевых установок фирмы, в то время как на товарных рынках - всё происходит наоборот.

Для фирмы полезность фактора состоит в приращении прибыли, вызванном его использованием. Поскольку прибыль реализуется на рынке благ, то полезность фактора, а, следовательно, и спрос на него зависит не только от того, что происходит на рынке фактора, но и от состояния рынков товаров. Таким образом, спрос на факторы является производным от спроса на товары, производимые с их помощью

 

24.Труд как фактор производства: спрос и предложение

Труд - это целесообразная деятельность человека, совокупность его умственных и физических усилий, направленная на преобразование естественных ресурсов для удовлетворения собственных потребностей. Как фактор производства, труд имеет свои особенности. Главная из них заключается в том, что труд неотъемлем от человека и это несёт социальный и политический аспект.

Спрос на труд предъявляется со стороны фирм-работодателей в отношении работников с их способностями к труду. Различают индивидуальный, отраслевой и рыночный спрос на труд.

Очевидно, что спрос на труд находится в обратной зависимости от величины заработной платы. В условиях совершенной конкуренции при росте заработной платы, при прочих равных условиях, фирмы сокращают спрос на труд, а при её снижении - увеличивают.

Когда рынок труда совершенно конкурентный, фирма может нанять сколько угодно работников при заданной ставке заработной платы W*, и поэтому кривая предложения трудовых ресурсов, используемых фирмой, является горизонтальной линией (это линия предельных и средних издержек конкурентной фирмы).

Предложение труда означает предложение трудовых услуг работниками предпринимателям. Оно зависит от многих факторов (численности трудоспособного населения, престижности и условий работы, продолжительности рабочего дня, недели, трудовой деятельности, возможности получения различных видов пособий и др.).

 

25.Капитал как фактор производства долгосрочного использования:
спрос и предложение. Ставка процента.

Ситуация, в которой могут возникать провалы рынка, т.е. неэффективно распределяться редкие ресурсы, связана с появлением внешних эффектов, или экстерналий, от реализации частной сделки. Под внешними эффектами или экстерналиями понимается влияние последствий сделки на благосостояние третьих лиц, т.е.

В случае отрицательных экстерналий фирмы, наоборот, перекладывают часть своих расходов на третьих лиц, уменьшая их благосостояние и получая дополнительный выигрыш за их счет. Самый распространенный пример — загрязнение окружающей среды. Вредные выбросы в атмосферу из заводских или выхлопных труб автомобилей ухудшают здоровье жителей города. Люди чаще болеют, увеличивают расходы на лекарства, снижается их трудоспособность и т.д Проблема экстерналий заключается в неэффективном распределении ресурсов или прав на их использование. В результате нельзя достичь оптимального объекта производства, повышающего благосостояние общества. Те фирмы, которые снижают свои издержки за счет отрицательных экстерналий, — перепроизводят. Объем их продукции превышает количество, необходимое обществу (рис. а). А те фирмы, чья деятельность порождает положительные экстерналий, недопо­лучают часть своего выигрыша и, соответственно, недопроизводят нужное обществу количество благ (рис.б).

Напротив, государство должно стимулировать тех, чья деятельность порождает положительные экстерналий, что следует рассматривать не как вознаграждение, а как компенсацию недополученной полезности. Ведь часть полезности производителя положительных экстерналий безвозмездно перешла на третьих лиц. Инструмент ин­тернализации положительных экстерналий — стимулирующие субсидии.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.