Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Послесловие. Иван Александрович Ильин – великий русский мыслитель, патриот, философ, ученый, богослов и культуролог родился и жил в России с 1883 до 1922 года




Иван Александрович Ильин – великий русский мыслитель, патриот, философ, ученый, богослов и культуролог родился и жил в России с 1883 до 1922 года. С 1918 до 1922 его шесть раз арестовывали за выступления против разрушительной большевистской идеологии и власти, а в последний раз приговорили к расстрелу. Но Господь бережет Своих сыновей, не выполнивших на земле Божьего предназначения. Смертный приговор был неожиданно заменен выдворением И.А. Ильина из России в Германию, где он жил до 1938 года, откуда был тоже выдворен в Швейцарию за выступления против фашизма. Оставшуюся жизнь до кончины в 1954 году он работал в Швейцарии.

И.А. Ильин оставил богатое наследие – более 30 книг и несколько сотен статей по многим вопросам и темам, написанных прекрасным языком. Издавать его в России стали с 1990 года.

Здесь прелагается его доклад «Творческая идея нашего будущего», с которым И.А. Ильин выступил в 1934 году в Берлине, Белграде, Праге, Риге. Доклад издан в 1937 году. Данный доклад – это не одна из многих статей по отдельному вопросу. В нем автор концентрированно сжато изложил свои идеи и выводы в период 1917-1934 годов по вопросам большевистского порабощения, разрушения России и ее возрождения.

В 1917-1934 годах в России произошли страшные духовно-культурные, социально-экономические и демографические изменения и разрушения – многостороннее многолетнее национальное бедствие, которое и ныне продолжается и возрастает. В связи с этим у каждого патриота возникает вопрос: как нам выйти из этого многолетнего бедствия, как восстановить крепкий русский народ и саму великую Державу? В указанном докладе И.А. Ильин дает ответы на эти проблемные вопросы.

Важно отметить, что содержание этих ответов имеет не только исторический интерес. Дело в том, что за последние 17 лет в России снова произошли разрушительные изменения, теперь от демократической революции, подобные 1917-1934 годам. Поэтому доклад И.А. Ильина является также актуальным и ценным и для нашего сегодня времени. В нем изложены основы духовного характера русского народа; краткими и верными формулировками даются ответы на конкретные судьбоносные вопросы. Например, какую важную воспитательную работу нужно проводить в народе и кто ее должен проводить, чтобы излечиться от страшных духовных и душевных болезней. В докладе ярко изображены характер и свойства русских людей, способных и призванных возродить достойную страну и Державу Россию.

Следует отметить, что доклад И.А. Ильин – это не легкая беллетристика. Он требует углубленного и не одноразового прочтения и размышления, чтобы довести его краткие мысли и выводы до конкретных созидательных дел.

Для облегченного восприятия доклада нами сделаны в нем сокращения менее актуальных сегодня мест, а также даны некоторые пояснения в данном «Послесловии».

Какие главные полезные выводы следуют из доклада И.А. Ильина применительно к нашему времени?

1. Сегодня Россия больше всего нуждается в самостоятельном национальном многостороннем творчестве и созидании, исходящими из любви к Родине с учетом наших особенностей. Ни один народ не имеет такой громадной территории, ни такого многонационального состава, ни такой истории, как Россия. «У нас своя, особая вера, свой характер, свой уклад души». Мы иначе любим и молимся, иначе созерцаем и поем. Эту свою особенность мы должны сохранять и развивать. Это есть основа Святой Руси и в этом всегда была наша непобедимая сила. Поэтому копирование Запада принесет нам больше вреда, чем пользы. К копированию призывают те, кто по духовному характеру не является русским человеком. Русские патриоты в борьбе за Россию должны сами творить и полагаться в основном на свой разум и на свои силы, которых у нас вполне достаточно.

2. России нужна новая государственная созидательная творческая национальная идея на много десятилетий. Это есть идея возрождения и воспитания в русском народе национального духовного характера. Сегодня бороться за Россию и победить могут только люди, воспитавшие и закалившие в себе национальный духовный характер. А такое воспитание может быть осуществлено только самим русским народом, его крепкой православной интеллигенцией. В первую очередь имеются в виду любящие Бога и людей священники и учителя. «В будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания, – ни в школе, ни в профессиональных училищах, ни в университетах». Самый большой вред нанесенный России коммунистической властью, заключается в запрете православного воспитания и пропаганде атеизма. У России нет будущего, если мы не уберем с дороги эту преграду. Главная задача священников и учителей – пробуждать и укреплять в детях и юношах религиозное чувство, веру в Бога, любовь к ближним, совесть, достоинство, честь, патриотизм, русскую художественную культуру.

Спорт нам необходим, но особое внимание должно быть уделено не жестоким спортивным занятиям, а тем, которые дисциплинируют страсти, но не разнуздывают их. Нам нужно возродить хоровое пение русских народных песен, духовных и патриотических песнопений, которые всегда облагораживали, духовно укрепляли и сплачивали народ. И, конечно, должно возродиться воспитание на примерах великих русских личностей.

3. Нам необходим переход от безбожного существования к духовному бытию. То есть находиться «в божественном содержании, его удерживать в себе, им строить себя, им измерять дела и события. Принимать путь Божьего Дела на земле, как свой собственный путь». Люди, которые существуют вне этих измерений, руководствуются «одним инстинктом самосохранения. Они одержимы потребностями и страстями; и духовно-обоснованные решения им чужды. Идея подвига кажется им чуждой и странной. Они как бы текут, плывут по течению. Народ, не умеющий преодолеть это состояние и найти из него творческий выход, – т.е. укрепить свой духовный характер и насадить его в новых поколениях, – не сможет удержаться на исторической арене: его смоет волна других народов». Поэтому у нас, народа России нет выбора: мы должны быть, а не существовать.

4. В сильно изменившихся после 1917 года условиях нам нужно найти ключ к воспитанию русского национального характера в народе и осуществлять это воспитание. Враги России более всего опасаются именно этого. Смысл и цель такого воспитания состоят в пробуждении и укреплении беззаветной любви и беззаветной веры. «Такой любви и такой веры требуют от русского человека три великие «предмета»: Бог, родина и национальный вождь», которых можно иметь только любовью и верою.

Для возрождения России нам необходимо воспитывать в народе с малых лет любовь и веру к Богу и Отечеству и молить Господа, чтобы дал нам преданного России и любимого народом вождя или Государя. Только при таком духовном характере большинства людей возродятся сила и величие нашей страны.

5. Чтобы беззаветно полюбить и поверить, надо увидеть Предмет любви и веры духовными очами, зрением сердца – «необходима духовная очевидность, когда не человек охватывает истину умом, а «истина охватывает человеческое сердце», и через него – воображение и ум. Многие русские люди владеют тайной духовной очевидности (у И.А. Ильина есть отдельная книга «Путь к очевидности»); это когда человек духовными очами, духовным сердцем чувствует и воспринимает с Божией помощью истину, имеет способность к созерцающему творчеству. Ученый вдруг видит, искомую научную истину; инженер – наиболее правильную совершенную конструкцию; врачу открывается тайна болезни и способ ее лечения; художнику и композитору – высшая красота произведения; военоначальнику – порядок боевых действий, который приводит к победе с малыми потерями; а также другие наиболее правильные творческие решения. Способности в духовной очевидности возрастают при укреплении в православной вере и возрастании чистоты совести.

Возникшая в сердце очевидность есть начало нового бытия, которое делает человека одержимым, но не в безумии или с дьявольским началом. «Это есть творческая накаленность и одержимость лучом божественной Предметности в своем деле». «Люди, одержимые очевидностью духа и сердца, – носят в себе первооснову духовного характера и обыкновенно, узнают друг друга издалека, легко и быстро. Очевидность открывает человеку возможность стать духовно сильным, здоровым и цельным». Она есть источник убеждения и убежденности. За то, что «принято очевидностью сердца, за это люди всегда боролись на жизнь и на смерть». В большой мере «именно к очевидности может быть сведена творческая идея нашего будущего».

6. В своем докладе И.А. Ильин указывает и на другие громадные резервы возрастания мощи России:

– это наращивание силы души людей в том Предмете и той деятельности, которые открывает духовная очевидность;

– это возрастание совести, «властно бросающей нас в самое верное и лучшее из возможных деяний» и ограждающей от злобы и коварства, когда человек внутренне стремится всеми силами исполнять слова Господней молитвы: «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»;

– это воспитание в себе и у ближних чувства собственного духовного достоинства, которое «есть основа неподкупного, честного служения церкви, и родине, и всякому Божьему делу на земле»; это есть «основа здоровой гражданственрности, творческого правопорядка, могучей армии, крепкого государства».

7. Православный образ жизни и обретаемый с его помощью духовный характер дают русскому человеку и другие важнейшие способности:

– Это умение владеть собою – самому устанавливать для себя и неукоснительно соблюдать закон жизни и поведения. Ибо, чтобы блюсти верность – церкви, родине, вождю, жене, своему слову – «нужна не только преданность сердца, но еще и живая, волевая власть над самим собою, над произволом своего ума, над кипением своих страстей, над своей корыстью и ленью».

– Это умение «распознавать людей, их духовность, их силу, их ранг, их призвание, их верность. Ибо распознать все это может только тот, кто сам этому причастен, кто или уже имеет это, или же усердно работает над тем, чтобы это приобрести».

– Это определение и утверждение в себе критерия жизни и смерти – убеждения, что стоит бороться и умереть за Бога и веру, свою честь и семью, свою родину и народ, национального вождя, национальные искусство и культуру.

8. Спасение России – в воспитании и укреплении русского национального единства и рыцарства – крепких православных общин и братств, создании милосердной и грозной силы. Это теперь главное верное и единственно нужное. Нам необходимо русское рыцарство. Это забытое, но сегодня нужное для нас понятие и явление, которое определено в словаре Владимира Даля: «рыцарь – член рыцарского ордена, братства; честный и твердый ратователь за какое-либо дело, самоотверженный заступник».

«Будем же твердо уверены в возрождении России». И доведем себя до очевидности в этом вопросе.

«В России зазияла бездна безбожия и жадности, бесчестия и порока. Россия отзовется на это и уже отзывается зарождением деятельных православных общин и рыцарства. И Господь подаст нам и умудрения, и силы, и горения, и воли».

9. Жизнь в России после 1917 года чрезмерно усложнилась: очень много добавилось новых зловредных факторов, особенно лукавого «добра», и сильно сократилось добротворение. Произошедшая в ХХ веке национальная катастрофа и трагедия – это очень сложное многостороннее явление. Нет простого способа его преодоления.

Для возрождения достойной жизни в России необходимо охватить сердцем и умом перемешанные в нашей жизни добро и зло и определить наиболее верную композицию взаимосвязанных мер и действий, которые ведут к необходимому оздоровлению нашей больной страны и ее возрождению. Это возможно сделать путем проведения системных научно-духовных исследований с использованием созерцающего творчества и, конечно, с помощью Господа, Кому «известно все обо всем вчера, сегодня и в будущем».

10. Многие авторы пытались ответить на вопрос: как осуществить возрождение достойной и могучей страны России. Из них качественно выделяется И.А. Ильин своими научно-духовными всеохватывающими системными исследованиями, изложенными в представленном здесь докладе, в книге «Путь к очевидности» и других работах. Весьма высокая ценность рассматриваемого доклада состоит в том, что он представляет собой ядро-прототип, на основе которого по-видимому возможно построить указанную композицию взаимосвязанных мер и действий. При этом, конечно, должны быть использованы все последующие работы И.А. Ильина за 1934-1954 годы, имеющие отношение к данной проблеме, а также подобные исследования других авторов, например, и наша работа (Половинкин А.И. Обретение высшего творчества – путь возрождения России: Научно-духовный очерк. ВолгГТУ, Волгоград, 2002. – 44 с.).

11. Формирование и организация работы творческого коллектива по проведению таких научно-духовных системных исследований и разработок является одной из важнейших задач сегодняшней России. Эту работу можно начать путем организации и проведения следующих четырех соборных конференций по разработке соответствующих целевых программ с участием крепких православных людей, готовых и согласных объединиться в соответствующие православные общины.

Первая конференция и программа «Создание системы православного и национально-культурного воспитания молодого поколения в государственных учебных заведениях».

Вторая конференция и программа «Создание системы православного воспитания руководителей».

Третья конференция и программа «Создание крепких счастливых семей в современных условиях».

Четвертая конференция и программа «Создание системы защиты народа России от духовно-нравственного и национально-культурного растления».

Опыт проведения таких конференций имеется в Волгоградской епархии и Волгоградском гостехуниверситете, где начиная с 1993 года проведено семь междугородных соборных конференций и семинаров.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.